Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1083) → Священник Феодор Лукьянов: Каждая жизнь у Бога бесценна

Священник Феодор Лукьянов: Каждая жизнь у Бога бесценна

№42 (1083) / 2 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Как не обижаться на Бога? Умер младенец, скорблю и плачу. Как опять стать счастливой?».

– Вопросы преждевременной смерти детей очень трудные. Но нам надо честно признаться себе в том, чей это ребенок. Мы часто воспринимаем ребенка как свою собственность. Но это не так. На самом деле каждый малыш – ребенок Божий.

А из Священного Писания мы знаем, что у Бога нет мертвых. Бог имеет власть возвращать человека в жизнь, ибо Он есть Тот, Кто дает жизнь. У Бога никогда этот малыш не пропадет, он имеет у Него свою судьбу. Надо просто обратиться к его Отцу – к Богу.

Мы, земные родители, рано или поздно все равно отпускаем своих детей во взрослую жизнь. Некоторые никак не могут этого сделать, из-за этого тоже очень много проблем. Но это все потому, что мы считаем их собственностью, а они Божии дети, и пусть Всемилостивый Господь утешит человека, который потерял малыша. Пусть он не скорбит: у Бога нет смерти, у Него вечная жизнь.

Вопрос тяжелый, очень сложно на него отвечать… Люди хотят детей, отсюда и боль, когда ребенок умирает. Но в наше время часто сталкиваются с тем, что не получается зачать ребенка. Можно ли решить проблему бесплодия в христианском, православном ключе?

– Это действительно большая проблема. Мне хотелось бы пояснить нашим телезрителям, в чем она заключается. Во-первых, медицинские специалисты говорят, что врожденное бесплодие бывает очень редко.

Генетически обусловлено оно бывает не более чем в 1% случаев. В остальных случаях бесплодие – приобретенное. Сразу возникает вопрос: почему сейчас пошла такая эпидемия бесплодия? Очень просто: главная причина современного бесплодия – беспорядочная жизнь до брака, когда девушка не ищет единственного супруга, а молодой человек не останавливает свой взор на единственной избраннице; и те, и другие пытаются перебирать друг друга как колоду карт. В результате получается, что человек приходит к браку с очень серьезными проблемами в этой сфере, которые потом выражаются в бесплодии. (Это говорю не я, а медицинские специалисты.)

Вторая причина бесплодия, которая сегодня тоже вызывает очень большие проблемы, – аборты и использование гормональной контрацепции. Не все это готовы озвучивать, в том числе медики, но мы такие вещи знаем. Это действительно так.

Я бы хотел обратиться ко всем, кто хочет, чтобы у них были дети: будьте чистыми друг перед другом, будьте верными друг другу. Если вам поставят диагноз бесплодия, не отчаивайтесь. Это может быть так называемое первичное бесплодие. Сегодня часто ставят такой диагноз, и он не оправдывается. У многих через несколько лет рождаются здоровые, замечательные детки.

К сожалению, по официальным протоколам, у нас дается только 6 месяцев на лечение бесплодия. Это никуда не годится. Из-за этого коммерчески заинтересованные структуры часто посылают людей на совершенно безнравственную процедуру ЭКО, которая приводит к очень серьезным последствиям и для будущего ребенка, и для мамы.

Всем православным хочу сказать, что Русская Православная Церковь отрицательно относится к экстракорпоральному оплодотворению: ни в коем случае нельзя прибегать к этой практике.

Сейчас идет очень оживленная дискуссия, почему Церковь относится к этому негативно. Ведь это тоже решение проблемы бесплодия.

– Я встречаю иногда и среди православных такое мнение, мол, надо же нам как-то спасать бесплодных. Дело в том, что спасать надо лечением. ЭКО – это не лечение бесплодия, а преодоление его с помощью определенной технологии. Эта технология не то что не безу-пречна – она предусматривает, как это сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», гибель эмбрионов или повышенную вероятность их гибели. А это недопустимо, поскольку, думаю, никто из верующих людей не готов ради потенциально возможного рождения ребенка принести в жертву жизни нескольких детей: каждая жизнь у Бога бесценна, мы не можем приносить такие жертвы.

Если нет возможности зачать ребенка, есть возможность его усыновить. Поверьте, в глазах Божиих это будет именно ваш ребенок.

К сожалению, сегодня многим людям хочется любой ценой получить вожделенные роды, и они готовы идти на такие вещи. Для верующего человека, на мой взгляд, это недопустимо.

Разве женщина не может выносить все эмбрионы, которые у нее появляются в результате ЭКО?

– Давайте возьмем практическую историю. Мне позвонила женщина. Она услышала по телевизору, что можно, не жертвуя никем, так и сделать – в результате у нее получилось 12 мертвых детей. Попытки за попыткой. Приходишь в первый раз – тебе говорят: мы подсадим двух эмбрионов. Вероятность, что один эмбрион приживется в так называемом естественном цикле, составляет лишь 7%.

Это совершенно не сравнить с естественным зачатием – это практически приговор искусственно зачатому ребенку. Действительно, 1-й цикл, как правило, неудачный; давай 2-й… За это списываются деньги из госбюджета. А вот 3-й цикл уже не компенсируют – человек платит сам. Это бизнес, который сегодня подается как панацея от бесплодия, а в результате 1–2–3 мертвых ребенка – и лишь потом успешное зачатие.

И не факт, что зачатый ребенок будет выношен: эта технология вынесена за пределы женского тела. Это манипуляция: берется специальная среда, туда погружаются мужская и женская клетки (состав этой среды тоже под большим вопросом, сегодня он не сертифицируется в большинстве случаев – мы не знаем, что там находится). В результате получаем очень серьезные проблемы. Часто ребенок рождается инвалидом. Об этом говорит главный педиатр России, почетный председатель Союза педиатров России академик Александр Баранов. Он не раз взывал к правительству, чтобы убрать ЭКО из фонда ОМС, чтобы правительство не финансировало эту процедуру, наносящую ущерб здоровью и матери, и ребенка. К сожалению, педиатров не послушали, и сегодня эта процедура финансируется государством.

Эмбрионы, погибающие в результате процедуры ЭКО, воспринимаются Церковью как дети, которые погибают от аборта?

– Конечно. Фактически это миниаборт. Более того, в чашке Петри, где происходит зачатие малышей, уже идет первичная селекция, отбор более жизнеспособных эмбрионов. Это нам напоминает истории фашистской Германии, где люди сразу распределялись на жизнеспособных и нежизнеспособных: одни будут полноценными членами общества, другие нет.

Уже в этой чашке Петри так называемый специалист отбирает: этот ребенок будет жить, а этот не подойдет. С церковной точки зрения, это никуда не годится. Такая диагностика перед имплантацией категорически не соответствует канонам Церкви и ее отношению к жизни зачатого ребенка. Жизнь свята с момента зачатия, и мы не можем за Бога решать, какому эмбриону жить, а какому нет.

Вопрос телезрителя: «Что Церковь говорит о суррогатном материнстве?».

– Церковь имеет четкую позицию в отношении суррогатного материнства. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» суррогатное материнство названо нравственно недопустимой практикой и категорически порицается. Почему? А вот конкретный пример. Сейчас в Петербурге в ожидании вывоза за границу находится больше ста детей, рожденных на заказ российскими суррогатными матерями для китайцев, филиппинцев и других иностранных граждан. По данным СМИ, многие из этих граждан представляют собой лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Судьбы большинства детей, которые перекочуют за границу, мы не можем отследить. Российское государство этим не занимается – дети эти сейчас вообще лишены какого-либо статуса: матери от них отказались, а иностранные родители их не усыновили. В результате уже многие месяцы эти малыши лежат в кроватках в Питере, без материнского молока, без ласки и ожидают фактической продажи за границу.

Эта практика, к сожалению, была у нас легализована, протащена лоббистами в свое время: это коммерция, это большой бизнес. Индия запретила у себя коммерческое суррогатное материнство, Камбоджа запретила, Франция, другие страны мира, которые заботятся о здоровье своих матерей. Суррогатное материнство предполагает очень серьезные проблемы со здоровьем у будущей мамы, ибо оно тоже делается через технологию ЭКО.

Конечно, в нашей стране эта практика должна быть запрещена. Хотя бы иностранцам для начала нужно запретить усыновлять таким образом детей для неизвестных целей. Мы не знаем, куда потом эти дети будут отправлены. Может быть, они будут отправлены на пересадку органов – такая практика тоже есть на тех же Филиппинах, мы это знаем. Почему этот вопрос сегодня не поднимается законодательно, я не могу сказать. Могу лишь сказать, что Русская Православная Церковь всегда взывает, чтобы эта практика была запрещена в нашей стране.

Суррогатное материнство – это некий человеческий рынок?

– Это рынок, перепродажа детей. И мы, православные люди, должны проявлять свое отношение к этому. Иначе такие вещи будут происходить. Видим объявление: молодым женщинам предлагается стать суррогатной матерью. Она не знает, что потеряет свое здоровье, свою фигуру: многие суррогатные матери пострадали от гормональной терапии – кто бы что ни говорил, проводится гормональная терапия, и женщина фактически уродуется. Но это не интересует заказчика. А если ребенок «бракованный», по контракту между фирмой и суррогатной мамой он может быть возвращен матери. То есть ребенок-инвалид будет оставаться с матерью как негодный товар.

Очень страшная проблема получается.

– А мать? Подумайте, психолог специально работает с суррогатной матерью и учит ее не смотреть на своего рожденного ребенка, чтобы не образовалась психоэмоциональная связь. Это надругательство над человеческой природой. Горе-матери, которые этим занимаются… Можно сколько угодно говорить, что они делают добро для других людей, но такие дети получают огромную травму, когда разрываются их социальные и биологические связи, ведь рождены они одной женщиной, а уходят неизвестно куда.

Приходится ли сейчас сталкиваться с детьми, которые были рождены таким путем и выросли? Есть ли проблема выросших детей?

– Первый суррогатный ребенок (первый ребенок по технологии ЭКО, которая использовалась в суррогатном материнстве) родился в 1978 г., а в Советском Союзе – в 1986 г. Но очень часто судьба этих детей неизвестна – они в основном идут «на экспорт». В России тоже есть случаи, когда на добровольной основе одна женщина пыталась выносить ребенка для другой, это отдельный вопрос. Но подумайте: даже Индия – страна, которая никогда не забывает о своей безопасности, отказалась от коммерческого суррогатного материнства. И весь поток желающих «клиентов» повернул на нашу страну.

К сожалению, в нашей стране пока царит беззаконие. Мы не знаем, что сегодня с этими детьми. Это очень большая проблема. Мы знаем только, что в храмы в центре Москвы до недавнего времени приходили парочки, достаточно странные, которые предлагали даже массово крестить этих детей. Но сегодня практика такова: чтобы крестить ребенка, рожденного суррогатной матерью, нужно разрешение епархиального архиерея и покаяние родителей – это указано в одном из церковных документов. То есть родители должны понимать, что эта практика безнравственна.

Почему это касается ребенка? Он же невиновен.

– Конечно, невиновен, он может быть крещен, но с условием: чтобы родители поняли, что та практика категорически недопустима – это греховная практика. По сути, это намеренная перепродажа ребенка.

Мы говорили о глобальном явлении суррогатного материнства как о бизнесе. Бывают ли ситуации, когда так делают для своих, по дружбе, для бесплодных знакомых?

– Это другая сфера. Она не относится к бизнесу. Тем не менее нельзя исключать такой момент, как разрыв связи с родной матерью. Ребенок имеет право на родную мать? Имеет. А мы за Творца говорим: мы тебя от родной матери заберем. Одно дело, когда произошла смерть. Но та женщина жива, здорова. Более того, у нее, как правило, уже есть дети (в суррогатные матери приглашают женщин, уже имеющих детей) и она в микрофон рассказывает: так и так, я заработала себе на дом, на квартиру… Слушайте, может быть, другим способом каким-то государство поможет женщинам с детьми, чем толкать их на продажу собственного тела? Это безнравственно. Ребенок не должен быть «на заказ», даже если за него не платят деньги. А в зарубежных странах это очень большие деньги. Купить ребенка в России – 75 000 долларов. На Украине дешевле, около 30 000. А в Калифорнии – больше 200 000 долларов. Это рынок. Человек не должен быть объектом на этом рынке. Ребенок – это субъект, личность, он не может выступать как товар на рынке.

Коробит фраза, что «ребенок стоит столько-то»…

– По факту это так. Это работорговля.

Встречали ли Вы женщин, которые приходили к вам после этого?

В Патриаршую комиссию поступают обращения. Мы призываем всех телезрителей, которые стали жертвами суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, жертвами последствий этих сомнительных методик, обращаться в нашу комиссию, на наш официальный сайт (там есть контактные данные), рассказывать свои истории, чтобы мы их суммировали и попытались на государственном уровне отрегулировать эти тяжелые этические, нравственные вопросы.

Мы знаем таких людей. Они не всегда хотят о себе рассказывать на публику. Но они часто страдают от того, что не были проинформированы, к чему приведут последствия этой истории. Например, родился ребенок, у которого отсутствует внутреннее ухо в результате ЭКО – это было обусловлено как раз не генетически, а тем, что он был зачат противоестественным путем. Бывает атрезия кишечника, отсутствие некоторых внутренних органов, много дефектов зрения. Ни в коем случае никому не рекомендую прибегать к этой процедуре.

Последний вопрос от телезрителя: «Как правильно благодарить Бога?».

− Бога надо благодарить всегда: утром, вечером, в течение дня. И не только за радости, которые приходят в нашу жизнь, но и за саму жизнь, за испытания: Бог есть Отец наш, Податель жизни, всяческого блага для человека. Испытания в нашей жизни, происходящие по воле Божией, а не по нашей собственной, как правило, служат к нашему спасению. Поэтому правильно благодарить Бога – это говорить: «Слава Богу за все!».

Спасибо, отец Феодор. По традиции, прошу Вас кратко подвести итог нашему обсуждению и что-нибудь пожелать нашим телезрителям.

− Я очень рад быть вместе с вами. Все сегодняшние вопросы касались темы семьи. Она неисчерпаема, потому что семья тоже есть прикровенно изображенный, отпечатанный в человеке образ Божий – образ Троицы, как нам говорит святой Григорий Нисский. Даст Господь, будем еще встречаться, говорить о таинстве семьи, о том, почему семья − это Богом установленный союз и почему сегодня так важно ее сохранить. Семейный вопрос − самый критический в современной жизни, поэтому будем встречаться, говорить об этом и отвечать на вопросы.

Записали:
Маргарита Попова
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс