Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1083) → Протоиерей Михаил Браверман: Время и благочестие

Протоиерей Михаил Браверман: Время и благочестие

№42 (1083) / 2 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложная и интересная – об одном только понятии «благочестие» я встретил столько мнений! Им определяется некий образ жизни, но говорится, что далеко не каждый может быть благочестивым. Что же такое благочестие?

– Начнем с того, что говорить о благочестии (как и о смирении, о христианских добродетелях – вере, надежде и любви) во многом означает говорить себе в осуждение, ибо мы не столько молимся, сколько учимся молиться, и не столько живем благочестивой жизнью, к сожалению, сколько к таковой стремимся.

Какая замечательная тема: благочестие и время! Если говорить совсем кратко, то времена меняются, а благочестие остается неизменным – вот, в общем-то, и все, что можно сказать по теме. Но она действительно, как вы сказали, неисчерпаемая: широка заповедь Божия и сложна, глубока христианская жизнь.

Слово «благочестие» есть и в Ветхом Завете, и в Новом. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. Благочестие – любовь ко благу. А любовь ко благу, по слову святителя Григория Богослова, есть не что иное, как любовь к Богу и к исполнению Его заповедей. В совершенстве любовь к Богу Отцу явил Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Поэтому история благочестия – история Евангельская, но еще и история человека в Церкви, история всех святых.

Благочестие – очень широкое понятие: благородство души, любовь ко благу, любовь к Богу. В Ветхом Завете премудрый Соломон говорит: «Благочестие сильнее всего». Почему? Оно привлекает Божие благословение. В Книге Иисуса, Сына Сирахова, сказано: «Делай добро благочестивому и получишь воздаяние; если не он воздаст тебе, так Сам Всевышний». То есть служение Господу Богу неизбежно подразумевает служение ближнему.

В чем основа христианских добродетелей? В Самом Христе Спасителе.

Благочестивой жизни, наверное, предшествует благочестивое богопознание. Когда-то святой Афанасий Великий о еще Никейском Символе вере говорил так: «Это источник благочестия» – наше благочестивое знание о Боге должно в идеале привести нас к благочестивому образу жизни. Все, что мы знаем о мире, о людях, о самих себе, оказывает прямое влияние на то, как мы живем.

Самое главное знание – знание о Боге. Изменится что-то в догматическом сознании, поймем мы что-то, что раньше не понимали, – неизбежно изменится молитвенная жизнь, изменится весь строй жизни. Поэтому источник благочестия – Священное Писание, Евангелие, апостольские послания, где говорится о благочестии.

Апостол Петр говорит: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» – благочестие, наряду с другими добродетелями, должно составлять суть нравственной жизни христианина.

Бог неизменный. Писание неизменно. Догматика Церкви неизменна. А мы живем в постоянно меняющемся мире.

Если еще 200 лет назад человек покидал этот мир таким, каким увидел его в детстве, то сейчас перемены происходят все быстрее и быстрее, мы живем в постоянно меняющемся мире, и он меняет образ нашей жизни. Теперь мы постоянно должны учиться пользоваться мобильными телефонами нового образца, какими-то компьютерными гаджетами, программами: необходим постоянный процесс научения и повышения компетентности.

Это действительно сложно, но в этом сложном, меняющемся мире есть вещи неизменные: неизменен Сам Господь, неизменно Его присутствие в Церкви, неизменны церковные таинства. И каждый из нас может и должен стремиться к благочестию, потому что Спаситель говорит не каким-то особым людям, выращенным в теплице, а всем, кто слышит Евангелие: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Понятно, что мы этому не соответствуем – в этом наша задача, которая превосходит нашу немощную человеческую меру. Но в том красота, глубина и высота Православия, что мы спасаемся не нашими немощными силами, а лишь полагаясь на волю Христа Спасителя, Который и есть подлинный Источник благочестия.

Когда мы сегодня говорим о благочестии, мы вкладываем в это понятие, наверное, какой-то бытовой смысл. Часто приходится слышать выражение «благочестивые прихожане», в этом случае мы представляем людей с особым смиренным выражением лица, женщин в длинных юбках, их головы покрыты платком. Мы наделяем людей благочестием просто по внешним признакам. Скажите, такой принцип может быть опасным для духовной жизни, или мы совсем не понимаем этого понятия?

– В духовной жизни очень много опасностей, и одна из них – превратить духовную жизнь лишь во внешнее делание: одеваться в особый вид одежды, вести себя подобающим образом.

Но что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – жизнь с Богом.

Духовная жизнь – пребывание в благодати Святого Духа: соединение со Христом в Духе Святом. К этому мы призваны. Имеет ли к этому отношение внешняя форма? Конечно, имеет: насколько мы существа душевные и духовные (я надеюсь), настолько и телесные. И телесность, забота о внешнем виде, правильное поведение при молитве и вообще правильное поведение имеют очень важное значение.

Но духовность не может проявляться лишь во внешнем делании. Когда-то святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что введение в благочестие (как красиво и образно!) состоит в том, что человек очищает свои помыслы, молится и принимает все скорби и трудности с благодарением. Конечно, человеку очень легко все свести лишь к внешней форме, но надо знать, что внешняя форма – лишь проявление нашего внутреннего благоговения перед святынями Церкви и (у кого есть, редко бывает) нашего смирения. У человека единство психофизической природы, потому его мысли человека, его чувства выражаются и на его лице, и в манере говорить, и в походке, во всех его действиях.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос не по теме, но надеюсь получить ответ. В связи с пандемией с марта я не причащаюсь и практически не хожу в храм – только захожу поставить свечку, подать записку. На Литургии я не хожу – очень многие прихожане не надевают маски, не соблюдают меры профилактики; меня это очень волнует. Очень много священников болеет. Я знаю многих и очень переживаю за тех, кто болеет. Я не хочу сталкиваться с лишней опасностью. Дома я, конечно, молюсь утром и вечером, но меня терзает то, что я не причащаюсь».

– Конечно, жить без Причастия долго невозможно: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих – Слово, Логос – Сам Христос Бог, Податель всех благ, Податель вечной жизни, Хлеб, сошедший с Небес.

Что делать в нынешних условиях пандемии? Конечно, соблюдать все меры предосторожности.

Люди наши действительно очень легкомысленны и зачастую не заботятся ни о своем здоровье, ни о здоровье ближнего. Но поскольку есть службы в храмах и таинство Причащения преподается мирянам, то нет никаких проблем прийти в Божий храм, соблюдая все меры предосторожности. Думаю, это вполне исполнимо.

Можно же пригласить священника на дом и причаститься дома?

– Это всегда возможно, когда человек не может по каким-то причинам (чаще всего это физическая болезнь) прийти в Божий храм. Состояние звонившей телезрительницы тоже вполне понятно, можно пригласить священника на дом.

Телезрительница озвучила одну из проблем, которая очень важна в нашем разговоре о времени и благочестии...

– Господь нам показал, как необходимо ценить возможность просто прийти в храм, помолиться и участвовать в церковных таинствах. Совсем недавно были советские времена, когда далеко не всякий человек (например учитель) мог прийти в храм без последствий для себя. А потом Господь даровал нам свободу. Как мы ею пользовались? Посещали ли храм всегда, когда могли, или ездили на дачу копать картошку и прочее?

В какой-то момент двери храмов закрылись, и мы поняли, как важно ценить время, когда есть свобода просто выйти на улицу, тем более прийти в Божий храм. Любящим Бога все содействует ко благу, – говорит апостол Павел. Все – это не только то, что кажется нам хорошим и добрым, а даже то, что кажется нам скорбным и тяжелым. Если мы принимаем это со смирением, как исполнение Божией воли, то любые трудности, в том числе трудности нынешней пандемии, способствуют нашему возрастанию.

И пандемия, болезнь – замечательный способ осознать хрупкость нашей жизни, осознать, что здесь мы временно, и надо ценить время, здоровье, возможность приходить к Богу, возможность учиться быть христианами, учиться благочестию.

Мы сейчас живем во время, которое очень способствует жить в наслаждении – в теперешней жизни все довольно легко и просто...

– Поэтому свободное время, когда мы не пашем, не сеем, не копаем туннели и траншеи (а это делает техника), мы можем посвятить научению. Какие замечательные возможности дает для научения, самообразования Интернет – раньше такого не было. А теперь все тома энциклопедий у тебя под рукой!

Вопрос телезрителя из Москвы: «В наше время очень часто встречаются люди, которые благочестиво ведут себя во время Господнего дня, соблюдают правила и обряды, а в остальные 6 дней могут осуждать ближних своих, хотя это грех. Но таких нельзя назвать благочестивыми, ведь фактически они обманывают не только других, но и себя».

– Совершенно с вами согласен. Подавляющее большинство из нас именно такие. Не потому, что мы все по-особому лукавы, хотя сказано, что всяк человек ложь, а потому, что мы – люди двойственные. Апостол Павел писал о такой ситуации от первого лица: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием (…) но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?».

В нас живет грех, но в нас живет и образ Божий – и в нас может жить благочестие: вот такие мы сложные, широкие существа.

Вспомним, как заканчивается Божественная литургия. Священник выходит на заамвонную молитву, произнося при этом: «С миром изыдем». Мы выходим в мир, который, по слову Писания, лежит во зле, где есть только похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. А мы выходим из храма с миром Христовым, чтобы помнить, что посреди житейского моря мы должны быть и оставаться христианами, то есть благочестивыми людьми. Получается у нас это? Если бы у нас это получалось, мы были бы уже даже не святыми людьми, а ангелами. Но принимаем ли мы такую ситуацию как должную и нормальную? Конечно, нет.

Если человек не видит своих грехов, тут и начинается то, что он действительно обманывает не только других людей, но прежде всего самого себя: все согрешили и лишены славы Божией, по слову апостола Павла. Мы об этом знаем, мы об этом плачем, переживаем, но молимся и учимся помнить о нашем христианском призвании. А когда спотыкаемся или даже падаем, поднимаемся, отряхиваемся и идем дальше.

Без осознания своей греховности мы не поймем призвания к святости. Именно из-за высоты нашего призвания к евангельскому Закону мы осознаем, какие же мы на самом деле маленькие, как не соответствуем нашему призванию, – и понимаем, что сами по себе справиться с собой не можем. Но то, что невозможно человекам, возможно Богу, ибо Богу возможно все. И задача нашего духовного делания – осознать свою немощь и никогда не надеяться на себя: мы знаем, кто мы такие – люди, в которых духовная жизнь едва-едва теплится. Но осознание своей немощи должно нас привести к надежде на Божие милосердие, Божию любовь и Божию помощь.

В каком-то смысле мы можем сравнить Церковь со школой?

– Это школа жизни. Святитель Филарет Московский говорил, что храм, в котором сосредоточена Полнота Церкви, ибо в храме за литургией является Глава Церкви Христос, – это училище боговедения и благочестия.

Храм всем своим внешним видом и внутренним устройством говорит о нашем призвании, о действии Божией благодати: это проявляется в иконах, в устройстве иконостаса, об этом говорит церковная служба, церковные молитвы, церковные песнопения, весь строй духовной жизни. Поэтому лучший способ научиться благочестию – любить храм, любить церковную службу.

Но мы люди, и у нас есть разум, эмоции, сердце. Мы должны на интеллектуальном уровне понимать, что происходит в церкви, и, конечно, душой любить церковь, службу.

Вопрос телезрителя: «Почему в первые 4 века христианства была просто масса примеров благочестивой жизни, о которых мы знаем? А потом постепенно все начало затухать и затухает до нашего времени. Что же произошло? Может быть, люди стали более информированными и менее простыми? Но ведь известно, что Бог по Своей природе прост».

– Ну, мне не довелось жить в IV веке, но мы знаем, что изначально, до императора Константина Великого, Церковь была гонима. Если человек становился христианином, он знал, что за свою веру может быть убит, предан мучениям – соответственно, люди жили с другой долей ответственности.

Когда же император Константин стал христианином и в Церковь хлынуло множество вчерашних язычников, стал активно развиваться институт монашества – люди уходили из мира, чтобы показать инаковость христианства по отношению к внешнему миру. Таким образом, благочестие не закончилось после прекращения гонений.

Крещение Руси произошло совсем недавно – всего лишь около тысячи лет назад. И разве можно сказать, что мы не имеем благочестивейших святых? Все наши святые – люди, исполненные благочестия. А есть ли благочестивые люди среди нас? Несомненно. Видим ли мы их? Думаю, что крайне редко: истинное благочестие – это смирение человека перед Богом, а не какой-то показной внешний акт. Так что, без всякого сомнения, благочестивые люди есть, и у них разная степень благочестия.

Я не сомневаюсь, что и среди нас есть святые, но мы их тоже, как правило, не замечаем, потому что мы не привыкли видеть святость, ибо подобное познается подобным. Будучи грешниками, мы хорошо замечаем других грешников, и это для нас естественно.

Нам иногда кажется, что время, в которое мы живем, просто бежит. Мне видится, что я только что пошел в школу, а сейчас уже скоро пенсия, настолько быстро пролетело время – я вдруг подумал, что изменения во мне были совсем минимальными. Может ли время помочь человеку, чтобы, проанализировав жизненный опыт, он каким-то образом пришел к пониманию необходимости жить по принципам, которые могут привести к благочестию?

– Я хочу немножко вас утешить. Вы говорите, что перемены у вас совсем небольшие? Должен сказать, и у меня тоже. И если мы не можем принести Богу подлинных добродетелей, так хотя бы научимся смирению – не будем думать о себе высоко, будем надеяться только на Божию милость.

Конечно, человек, осознав временность, быстротечность своей жизни, может и должен сделать правильные выводы. Но выводы мы делаем сегодня, а завтра мы проснемся и забудем о них. Поэтому каждый день нужно начинать жить заново. И так всю жизнь.

Я вспомнил историю про газон: «Как Вы добиваетесь того, что у Вас такая ровная и красивая трава?» – «Просто ее нужно косить каждый день 300 лет подряд». Позвонившая нам сегодня телезрительница говорила, что даже в состоянии душевного дискомфорта она все равно продолжает молиться.

– Мы не можем надеяться, что у нас все время будет добродушное настроение, что жизнь будет складываться так, как мы планируем. Конечно, мы претерпеваем скорби, какие-то душевные напасти, но где-то в глубине души у нас должен быть штиль – должна быть молитва, уверенность в Божией помощи.

Напомню слова апостола: Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Это возможность полного, подлинного счастья, когда мы довольны тем, что у нас есть, и радостями, и скорбями. Это и есть форма благочестия, форма поклонения и служения Всевышнему Богу.

Сейчас, когда мы можем приходить в церковь, есть очень много возможностей исправиться: научиться смирению, радости, любви и стяжать Дух Святой, который дается нам в молитве – в разговоре с Господом.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс