Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1081) → Протоиерей Алексий Ладыгин: О молитве «Отче наш». Часть 2

Протоиерей Алексий Ладыгин: О молитве «Отче наш». Часть 2

№40 (1081) / 19 октября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№39 (1080) 2020

Продолжаем «Огласительные беседы»: мы начали говорить о молитве Господней «Отче наш» и разобрали первое прошение.

Какой же общий смысл этой молитвы?

Однажды Владыка Вениамин (Федченков) сказал, что эта молитва говорит нам, что все должно быть посвящено Богу, и все – для Бога, и Бог – для всех: мы живем для Господа, общаемся с Ним, посвящаем Ему все лучшее. Но и Бог делает все, чтобы мы имели удивительную жизнь здесь, на земле, и, самое главное, продолжали ее в вечности. Мы – для Господа, и Он – для нас.

Огромное значение молитвы «Отче наш» – в том, что, хоть она и небольшая, ею пронизана вся духовная жизнь человека. Мы стремимся следовать по пути, который указывает эта молитва.

«Да святится имя Твое». Имя Бога – самая великая святыня, которая есть в жизни человека. Священное Писание говорит о том, что нигде нет ничего выше имени нашего Господа: ни на земле, ни на Небе, ни в воде, ни в преисподней. Поэтому в ветхозаветном мире не говорили об имени Бога, не произносили его. Будучи не собственным, а нарицательным, открывающим свойства нашего Бога, оно всегда освящалось.

В Ветхом Завете говорится: Не возмеши имене Господа Бога тво­его всуе: не очиститъ бо Господь прiемлющаго имя его всуе – оно должно святиться. Мы можем упоминать имя Господа только в храме и молитве. Оно имеет огромную благодатную силу: именем Моим бесы ижденут!

Николай Александрович Мотовилов в беседе с Серафимом Саровским сказал: «Отче, хочу побороться с дьяволом». Преподобный ответил: «Что ты, батюшка, – Бог с тобою… Ты же не знаешь, какую силу имеет дьявол: он одним своим коготком может перевернуть весь мир! Но Господь ему этого не позволяет».

Божия сила побеждает все и вся – вот что значит имя нашего Бога! Есть святыни, к которым мы должны благоговейно относиться. Бог – наша святыня, родители – наша святыня.

Отец Сергий Булгаков, говоря о революции, отметил: она произошла только потому, что наш народ использовал в речи нецензурные выражения. Итогом революции стала гражданская война: брат шел на брата, православный убивал православного, дети восставали против родителей, а родители – против детей. Это было страшное время… Все произошло из-за матерной брани. Что такое матерная брань? Это поругание, поношение матери: Божией Матери, своей матери, матери своего близкого или матери-Родины.

В момент произнесения матерной брани для человека нет никакой святыни, никаких преград. Он может убить кого угодно, уничтожить свое Отечество. Сколько мы сегодня слышим слов, сказанных устами неверующего сердца: «Да мне эта Россия… Уеду за границу…» – нет чувств святости, ответственности, долга, которые есть у верующего человека.

Почему поносят родителей? Нет веры – значит, могу поступать с ними так, как хочу. «Я» на первом месте, поэтому возникают напряженные отношения в семьях, обществе, негативное отношение к властям, воинству, священству, архиереям, Отечеству.

Необходимо иметь святыни и освящать их. Святыня освящает себя и нас. Это происходит взаимно, когда мы стремимся к святости. Святой Апостол говорит: ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех: эти слова Священного Писания мы слышим на каждом Архиерейском богослужении. Если мы, будучи христианами, живем не по-христиански, нас может укорить любой человек другой конфессии: «Что дало христианство?».

Христиане дали миру многое. Благодаря их трудам и подвигам имя Божие прославляется во все времена. Но сегодня порой мы сами себя разрушаем внутри Церкви: можем говорить отвратительные вещи, выносить на публичное обсуждение личную жизнь человека. Своими делами, высказываниями, публикациями в интернете мы становимся причиной поругания Бога и отвратительного отношения к Церкви. Это самое страшное, что делают люди, особенно христиане.

Наша несдержанность и боль – от грехов. Мы должны быть мудры, кротки, внимательны к нашей духовной жизни, ибо через наши дела Бог либо прославляется, либо уничижается.

Когда человек исправляется, он творит добрые дела, которые могут покрывать грехи и недостатки его близких. К этому Господь призывает нас с первых дней основания Своей Церкви через молитву, которую оставил каждому.

«Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…» – мы просим, чтобы пришло Царствие Бога, которое действительно есть. Об этом свидетельствует Священное Писание. К Царствию Небесному приобщились святые апостолы, когда были с Господом на горе Фавор.

до третьего неба и слышал неизреченные слова. Когда его спросили, что он там видел, ученик Христов ответил: «Я не могу описать это словами: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» – будучи ученым мужем, апостол Павел не взял на себя ответственности говорить об этом.

Царствие Небесное для нас не очень понятно, но мы можем почувствовать его в своем сердце, живя здесь, на земле. Святой апостол Лука говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Когда человек приобретает внутреннее спокойствие, живет по заповедям Божиим, творя добрые дела, молясь и пребывая в посте, он уподобляется Богу. Тогда Царствие Божие находится внутри человека.

Этому помогает наша духовная (литургическая) жизнь, ибо в таинствах мы соединяемся с Богом, рождаемся для неба, очищаемся от своих грехов – Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Царствие Небесное – это райский сад, цветущее, умиротворяющее, успокаивающее место. Когда оно приходит, внутри человека все цветет, благоухает. Его лицо радостное, спокойное, светлое, озаренное солнцем. Мы видим таких людей в святых обителях.

Одна раба Божия по дороге в церковь встретила человека, который ей сказал: «Вы, наверное, в храм идете». – «Почему Вы так решили?». – «У Вас на голове платочек и лицо светится». В метро к ней подошла женщина с вопросом: «Вы в храм едете?». – «Да. Почему Вы так решили?». – «На Вас платочек и лицо светится. Помолитесь за меня». Человек становится привлекательным, с ним хочется общаться, духовная мудрость прослеживается на его лице. Люди тянутся к такому человеку: они устали от сытной, эгоистичной, скорбной, проходящей через болезни и великие трудности жизни и ищут того, кто смог бы озарить их своим светом, направить к духовной жизни.

Место, противоположное цветущему саду, – помойка. Там столько грязи, нечистот… Все это – в душе человека, который живет для себя, без Бога. Для него не существует ни поста, ни молитвы. При общении с ним не будет озарения, света, радости, которые можно получить от верующего.

Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды его не потому, что это надо Богу, а потому, что без этого человечество не сможет жить – не стоит город без святого и село без праведного. Мы видим, сколько деревень исчезает сейчас с лица земли, ибо там, где нет святости, заканчивается жизнь: без озарения, светлых лиц, святых отношений она никогда не будет строиться. Люди сами покидают эти места. Огромные площади нашей страны остаются безжизненными. Можно, конечно, говорить о политических, экономических предпосылках… Но другие деревни и города выживают: в них большой прирост населения, строятся храмы Божии, наполняются народом. Там все тихо, мирно – и это приносит великое удовлетворение.

Мы слабые, малодушные, поэтому постоянно просим Бога о помощи, чтобы все было так, как Ему угодно: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Воля Божия благая и совершенная. Господь хочет, чтобы каждый грешник в разум истины пришел и обрел спасение.

Бог никому не желает зла – Он хочет, чтобы все жили благостно и мирно, но мы постоянно жаждем исполнять свою волю, которая часто вгоняет нас в неволю: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Мы обижаем людей, желая им помочь, ибо не знаем, как поступать. Это происходит из-за того, что не читаем Священное Писание, которое учит нас быть рабами Божиими.

Но рабство отвратительно. Многие говорят: «Я не хочу быть рабом Божиим». – «Почему?». – «А я вообще не хочу быть рабом». Но наше рабство не то: при обычном рабстве один отнимает волю у другого, мы же по любви отдаем свою волю Богу – так же, как любящие люди отдают свою волю друг другу. Это тоже рабство, но оно приносит счастье и утверждение жизни на земле.

Когда есть свобода, нет никакого насилия. Мы понимаем, что должны жить не своим умом, а, как говорит апостол Павел, умом Христовым: не я живу, но живет во мне Христос. Это значит, что необходимо читать Священное Писание – слово Божие, обращение Бога к человеку, через которое Он хочет сказать нам очень важные вещи, ориентирующие нас в устройстве жизни, отношений, в нашем духовном стремлении приобретения Царства Божия и правды его здесь, на земле, что откроет нам вечную перспективу и в будущем.

Изучая Священное Писание, мы должны узнавать волю Божию, стараться понять, как Господь поступил бы в том или ином случае, какие поступки нам не стоит совершать, когда необходимо ответить, когда нужно подставить другую щеку, как мы должны поступать с грешниками, которые нас окружают, что мы должны делать, чтобы люди увидели правду Божию и наши благие намерения.

Сегодня человека развлекают всем чем угодно (можно читать книги, смотреть различные фильмы) ради одного: чтобы он не читал Священного Писания – не знал волю Бога, захлебнулся в своих страданиях, ибо не живет по заповедям.

Одного священника спросили: «Батюшка, почему христиане бывают нетерпеливы, гневливы, раздражительны?». Он ответил: «Только потому, что живут по своей воле».

Каждый день по нескольку раз говорим: «Да будет воля Твоя», – и поступаем, как мы хотим (не так, как Господь хочет). Когда видим, что что-то происходит не по нашей воле, начинаем гневаться, раздражаться, кричать, ругаться, обвинять окружающих.

Сейчас почти никто не говорит, перекрестясь: «Господи, да будет воля Твоя на все». После таких слов человеку спокойно: если Господь дал нам какое-то испытание, значит, оно полезно именно для нас. Надо проанализировать ситуацию, исправиться.

Один священник рассказывал, что во время перестройки, когда было мало книг, он, очень внимательно читая, подчеркивал в текстах грехи со словами: «Это грех моего товарища Коли, это – моей знакомой Оли, а это – проступок Пети». Батюшка сокрушался: «Я себя ни разу не обвинил в том, что все это относилось ко мне». Мы готовы говорить о грехах близких, осуждать их. На самом деле все происходит по воле Божией: Господь хочет нам что-то сказать, указать на нашу ошибку, чтобы мы ее не повторяли, объяснить, как поступить в следующий раз. Но для этого нам необходимо увидеть свою ошибку.

Все прошения, которые мы сегодня разбирали в молитве Господней, очень поучительные, спасительные для каждого из нас. В следующей беседе мы продолжим разбирать остальные прошения молитвы «Отче наш». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс