Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1081) → Матушка Надежда Земзюлина. «Думаю: Господь рядышком – направит или поправит»

Матушка Надежда Земзюлина. «Думаю: Господь рядышком – направит или поправит»

№40 (1081) / 19 октября ‘20

Вторая половина

«Мы предполагаем, Бог располагает» − сколько раз мы произносили эти слова, порой даже не вникая в их смысл! На самом деле в этой фразе глубокая и простая мудрость, которую мы порой постигаем всю жизнь: что бы мы ни предпринимали в своей жизни, последнее слово всегда за Господом Богом. А наши внешние и внутренние нестроения именно от того, что нам сложно это принять. И, кстати, тех, кто служит Святой Церкви, чаша сия тоже не минует.

Поселок Висимо-Уткинск расположен недалеко от г. Нижнего Тагила Свердловской области. На карте России он появился во времена Акинфия Демидова – одного из основателей горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири: река Межевая Утка, просторы Урала, богатые леса − предприниматели Демидовы знали наверняка, где приживется новое село. Жители Висимо-Уткинска и окрестных деревень внесли весомый вклад в развитие промышленности на Урале. В благодарность им и в честь своего рода наследники Акинфия Демидова в конце XVIII в. возвели здесь Иакинфиевскую церковь – во имя христианского мученика Иакинфия Римского.

Когда-то многолюдный Висимо-Уткинск насчитывает сейчас (вместе с дачниками) около 600 человек. Приход же храма насчитывает 7 человек – 7 «я», так что он практически в прямом смысле слова является семьей, а у нее, как и положено, есть батюшка и матушка – настоятель иерей Сергий Земзюлин и его жена матушка Надежда.

Отец Сергий принял священство 10 лет назад, когда уже полвека жизни было пройдено. Его жена стала матушкой в том же «золотом возрасте». Перед этим долго молилась, чтобы муж пришел к Богу. Сейчас, признается, у них так: утром правило преподобного Серафима Саровского – и за работу.

м. Надежда: – Думаю: Господь рядышком – направит или поправит, «стукнет», если надо. Поэтому если где-то прижало, сначала начинаешь роптать, а потом все равно благодаришь Бога.

Ее малая родина – удмуртское село Дебёсы. Несмотря на двусмысленное с христианской точки зрения название, жители его Православной веры – и удмурты, и русские. У папы удмурта и русской мамы родилось четверо детей: 2 сына и 2 дочери, младшей из которых дали доброе имя – Надежда.

м. Надежда: – У нас тоже был храм. В 1960-х годах, перед моим рождением, его разрушили – в хрущевские времена разрушали храмы. Построили на его месте сельсовет. Мой старший брат говорит, что, когда раскопки делали, крестики находили.

На месте разрушенной Свято-Троицкой церкви со временем вырос новый, восстановленный по всем православным канонам храм. Но пока советский строй отвергал Православную веру, без церкви выросло не одно поколение.

м. Надежда: – Мама была верующей, имела иконки. Но об этом никогда никому не рассказывала. Я помню, когда к нам приезжала бабушка, то всегда молилась перед едой. Это было необычно: мы с сестрой все время из-за шторки выглядывали, смотрели, как она молится – было непривычно, ведь нас не приучали к молитве. Я долгое время была некрещеной. Мне мама все время говорила: «Покрестись», а я не обращала внимания. Только в 33 года крестилась.

Надежда была типичным представителем своего атеистического поколения: октябренок, пионерка, комсомолка, спортсменка-бегунья. Думала, что легкая атлетика – ее стезя. После школы, за компанию, поступила на вечернее отделение Московского технологического института. В Москве училась и выступала за спортивный клуб «Динамо» в соревнованиях по бегу – и так 2 года. А потом в столицу на сборы приехал тренер из Нижнего Тагила. Увидел подающую надежды Надежду, позвал тренироваться в свою команду. Она согласилась, попрощалась с Москвой и уехала на Средний Урал.

В той же команде, у того же тренера занимался Сергей Земзюлин. Они вместе выступали за спортивный клуб «Динамо», дружили в одной компании, постепенно узнавая друг друга.

м. Надежда: – Он всегда уступал, помогал, относился ко мне благоговейно.

Пока она училась в Уральском политехническом институте и развивала свои спортивные навыки, в их команде образовалось несколько семей.

м. Надежда: – Они говорили: «Мы уже все вступили в брак, одни вы остались. Пора вам тоже пожениться».

Они поженились и начали строить свою семейную жизнь. Это было непросто. «Это непросто и сейчас», – говорит матушка Надежда. Хотя была и есть любовь, дети. В семье Земзюлиных 3 дочери и 3 сына. Но большой, почти в 36 лет семейный стаж, по словам нашей героини, все еще – период притирки.

иер. Сергий: – Я считаю, что мужчина, батюшка, должен быть главным – верховодить в семье. Может быть, ей это не по нутру: она не всегда любит смиряться, из-за этого выходят конфликты.

м. Надежда: – В семейной жизни всякое бывает: мне может не нравиться, что муж что-то не по-моему делает.

Но семейная жизнь, как лакмусовая бумажка, проявляет все, что прячется в глубине души не только от посторонних глаз, но от своих собственных. Может, недолюбленность в детстве или резкий нрав, что воспитывался в дворовых пацанских играх, в спорте, девиз которого: вижу цель – не вижу препятствий? А может, в общей картине поколения: отсутствие духовного воспитания и навязывание равноправия мужчин и женщин? Но ведь искала ее душа выхода из этого лабиринта полярных эмоций, поэтому Наде-жда и пришла в Церковь.

м. Надежда: – Когда моя мама умерла, я почувствовала что-то необычное. Но, видимо, только к 30 годам приходит осмысление необходимости поиска смысла жизни.

Надежда работала оператором газовой котельной, воспитывала детей. В храм брала их с собой. Общая молитва, Причастие – все это приводило в порядок мысли и чувства, успокаивало, дарило благость. Но − до первой сильной эмоции, которая выплескивалась на самых близких.

иер. Сергий: – Мы уже поняли, что изменить человека невозможно, только направить к какому-то доброму началу.

Путь к священству самого отца Сергия начался только благодаря его эмоциональной и прямолинейной жене. Он работал учителем физкультуры в школе и, уступая ее настойчивым просьбам, стал периодически приходить на Литургию. Для Надежды же принятие Православия проходило трудно, но необратимо.

м. Надежда: – Каждый раз, как приходила в храм, мне казалось, что одно и то же поют: никак понять не могла, что там происходит. А потом мне захотелось самой петь – я попросилась, мне разрешили. Стала ходить на клирос, когда успевала с работы. Тогда начала потихоньку изучать Литургию: там такая глубина! Но наше каменное сердце пока не хочет ее слышать.

иер. Сергий: – В духовном плане Надежда была на порядок выше меня. Поэтому, понимая, что быть священником – очень большая ответственность, потихоньку, даже неосознанно, подталкивала меня к этому.

м. Надежда: – Я помню чудо, когда я приехала к Симеону Верхотурскому… Я хотела, чтобы Сергий стал священником, за его доброту. Он сам к этому не шел, а я его подталкивала: «Давай попробуем». Он даже в храм со мной не ходил. Приехали к праведному Симеону – я подошла к мощам: такой аромат от них исходил, такая благодать; я была в трепете…

На принятие сана отца Сергия благословили не сразу. Владыка Викентий, в то время Правящий архиерей Екатеринбургской епархии, в их первую встречу отказал в прошении и посоветовал больше читать духовной литературы. Учителю физкультуры оставалось только вести миссионерскую работу. Он последовал совету Владыки: в нижнетагильском храме Святых Царственных Страстотерпцев продолжал помогать настоятелю, протоиерею Димитрию Подколзину. Когда же отец Димитрий сказал, что ему нужен в храме второй священник, Сергий вновь поехал за благословением к Владыке Викентию.

иер. Сергий: – Сначала было обучение в Екатеринбурге диаконскому служению. Отслужил диаконский сорокоуст и сразу же начал священнический.

Диаконом отец Сергий практически не служил, не было за его плечами и семинарии. Свои духовные университеты он начал проходить, когда принял сан. И стало приходить понимание всей ответственности священнического предстояния перед Богом: и во время Литургии, и во время таинств, и во время общения с приходом, и, конечно, в семейной жизни.

м. Надежда: – Сначала сама все решу, придумаю, – а получается неправильно. Потом говорю: «Давайте у отца Сергия спросим». А как он скажет, так и получается – он выбирает самое правильное решение. Часто, когда на свой ум надеюсь, забываю отца Сергия спросить, обязательно ерунда выходит.

иер. Сергий: – Матушки бывают разные: тихие, спокойные, а кто-то руководит приходом и все держит в своих руках. Это нормально.

С сердечной болью матушка Надежда признается: не смиренная она, чересчур прямолинейная, хотя и не любит конфликтовать. Может, тонкости не хватает, мудрости.

м. Надежда: – У Бога все время прошу: «Господи, дай мудрости!». Иногда тяжело мне бывает.

Господь слышит и, как любящий Отец, немедленно начинает посылать испытания. Хочешь быть мудрой – воспитывай себя.

м. Надежда: – Нужно говорить человеку так, чтобы он не обиделся. А у меня не получается: ляпну что-нибудь. Мне потом говорят: «Зачем так резко? Сказала бы по-другому, можно было бы обойти этот острый угол». Просто разрушительные действия от этого происходят. Иногда хочется в храме замечание сделать, но думаю: скажу, а человек потом будет обижаться. Пусть лучше неправильно поет или что-то другое неправильно делает, а я потом с отцом Сергием переговорю, найдем компромисс.

Вовремя замолчать, вовремя вспомнить молитву, посмотреть в бездонные глаза и почувствовать, насколько мы все любимы: и вспыльчивые, и эмоциональные, и по-детски наивные, и очень ранимые. Как же это бывает трудно! Господи, помоги! Только на Тебя надежда у нашей матушки Надежды.

м. Надежда: – Я помню, что в спорте тогда были результаты, когда начинала тренироваться, заставлять себя. Понимаю, что в духовной жизни – точно так же.

Все шестеро детей отца Сергия и матушки Надежды идут к Господу – каждый своей дорогой, со своими нестроениями, резкими поворотами, весьма непростыми поисками истины. Но главное – они понимают, что любое испытание – от Бога. И дано оно, чтобы сделать их духовно сильными.

м. Надежда: – Я до сих пор, наверное, немножко ненормальная: мне нравится экстрим. Любовь моя – сплав по речке. Говорю: «Давайте катамаран купим» − два года назад купили.

иер. Сергий: – Господь промышляет о каждом человеке, и наша встреча не состоялась бы, если бы Богу не было это угодно. Он сводит тех людей, которые не похожи друг на друга. «Плюс» и «минус» сходятся. Значит, это нужно Господу. Здесь и сейчас мы служим Богу.

Недавно Земзюлины завели небольшое хозяйство − на селе без него трудно. Планируют его расширить, возможно, завести кур. 25 соток тоже требуют ухода: пока тепло, надо все убрать, перекопать, подготовить землю к новой весне. А новая Божия весна – это и новые всходы, и новые надежды.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс