Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1081) → Игумен Филарет (Пряшников): Что дает человеку Православие?

Игумен Филарет (Пряшников): Что дает человеку Православие?

№40 (1081) / 19 октября ‘20

Беседы с батюшкой

Часто в СМИ о Православии говорят такое, что не хочется слышать, но многих это соблазняет. Для большинства людей Православие – «комбинат религиозных услуг». Оно часто воспринимается как вера, которая дает человеку некие блага: их человеку как бы обязан дать Господь – и дальше можно говорить о требовании чудес, исцелений. Но мы понимаем, что вся мишура когда-то спадет и мы услышим даже от наших недругов истинное желание стать православными людьми. Что дает человеку Православие?

– Наши телезрители, наверно, знают ответ на этот вопрос: он требует индивидуального подхода к каждому. Человек приходит к Богу, к осознанию необходимости присутствия Бога в его жизни через различные факторы. Бывает вера от слышания: человек услышал, проникся, определил свой дальнейший путь. Иногда к вере приходят через испытания, жизненные лишения. Иногда – через семейное воспитание, когда семья передает христианские ценности своим детям (это тоже естественная передача Православной веры).

У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Но прежде всего быть православным – значит реализовывать свою веру. Апостол Иаков, брат Господень, так и говорит: вера без дел мертва. Православие дает нам возможность реализовать себя – стать такими, какими хочет нас видеть Господь. Вот что самое важное.

Размышляя сегодня об этих вопросах, я думаю, что мы должны свести все к двум понятиям. Первое: Православие, прежде всего, – путь, по которому идет человек, неся свой крест («Кто хочет идти за Мной, бери свой крест»). А второе: Православие – радость жизни во Христе.

Мы, к сожалению, перестали радоваться истинной радостью – мы радуемся каким-то мирским приобретениям (это естественно, а, может быть, и нормально), успехам своих детей (это тоже мирская радость), но почему-то из наших сердец уходит тихая радость, наполняющая смыслом всю жизнь человека. Возможно, потому, что мы живем в современном шумном мире, где люди боятся побыть в тишине: едешь в машине – играет музыка, люди надевают наушники, чтобы отключиться от окружающего мира, не замечают обычных вещей.

Я хотел бы еще раз сказать, что Православие дает осознание, направление, куда идти, и внутреннюю радость восприятия жизни – этого Божия дара. Вот так вкратце я бы ответил на данный вопрос.

Сегодня в нашей группе «ВКонтакте» поступил вопрос от одной прихожанки: как научиться правильно говорить о вере своему неверующему мужу? Каждый раз, когда она с ним говорит о вере, не может правильно выстроить беседу и срывается; это вызывает скандалы. Как правильно говорить о Православной вере, чтобы не было нестроений?

– Ситуация очень непростая. Наши предки очень внимательно относились к выбору для своей дочери мужа, для своего сына жены. Думаю, религиозность стояла не на последнем месте. Когда союз любящих супругов благословлен Богом, они учатся поступать друг с другом по заповеди Христа: носить слабости друг друга – в апостольских посланиях говорится: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Здесь все вроде бы просто, хотя даже верующие люди могут конфликтовать друг с другом, обижаться, ругаться; но это естественно для мирских людей. Нам, верующим, надо понимать, что слово, сказанное с раздражением, или слово, сказанное с тем, чтобы унизить свою половинку, всегда разделяет: слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Что можно посоветовать? Конечно, мы не знаем всей сложности жизни, когда супруга верующая, супруг неверующий, когда и детей хочется воспитать в вере, передать все богатство православного мира, красоту православного христианства, а у супруга совершенно иной взгляд (быть может, атеистический, материалистический).

Здесь супруге надо очень аккуратно поступать: не обращать внимания, когда неверующий требует от верующего исполнения всех 10-ти заповедей. Мы не можем исполнить сразу все. Почему? Мы несовершенны. Поэтому здесь нужны и такт, и понимание. Но если есть между этими людьми любовь и доверие, то, конечно, неверующий супруг будет с почтением и вниманием относиться к выбору своей супруги. А супруга где-то будет снисходительно относиться к своему любимому: он, может быть, не той духовной меры, не того духовного возраста, как она.

В воспитании детей тоже все должно решаться обоюдно, ведь это одна семья. Пройдет время, и, быть может, по молитвам этой женщины ее муж тоже станет членом Церкви.

Но нельзя спешить… Я всегда говорю, что если вопрос, например, с крещением ребенка поднимает недовольство и разлад в семье, то надо остановиться и подождать. Не надо делать так, чтобы Крещение стало поводом для ссоры супругов, чтобы они разочаровались друг в друге и разошлись. Здесь надо поступать очень разумно. Еще я хочу сказать, что в каждой семье эти вопросы решаются по-разному, и дай Бог, чтобы они решались полюбовно.

В Заповедях блаженств больше всего мне нравится последнее: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах». Говоря, что дает человеку Православие, мы говорим о радости и любви. Существует ли в Православии однозначное мнение, что любовь должна быть вот такой, а радость – такой; и если ты не так радуешься, то и живешь неправильно; или если любишь не так, как надо любить, то ты неправильно любишь? Есть ли момент, о котором можно спорить?

– В Евангелии однозначно прописан путь, по которому должен идти человек, и этот путь нам показывает наш Создатель, ибо Он настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Любовь имеет жизненные силы. Она имеет то, чего часто недостает человеку. Малодушному любовь дает широту души и глубину мысли. Человеку трусливому любовь дает смелость. Можно перечислять недостатки человеческого характера и то, что любовь может восполнить.

Любовь всегда – жертвенная: это всегда чувство бережности к тем, кто тебя окружает и к кому оно направлено.

Ведь Господь Иисус Христос любил людей, Он всегда им сопереживал, но и радости земного пребывания Он не перечеркивал. Вспомните, какое первое чудо Он сотворил? Кана Галилейская: у людей закончилось вино, которое веселит сердце человека. Господь, будучи на этой свадьбе, я думаю, не сидел в уголочке, а радовался вместе со всеми. Сотворив первое чудо, Он дал человеку утешение и отраду. Так что земные радости в хорошем плане – радость о своих детях, о любви близких, радость отдыха всей семьей на природе – Господь поощряет, если мы будем сеять вокруг себя то, что называется вечным: любовь во Христе.

Вопрос телезрителя: «Я хотел бы уточнить, как понимать слова апостола Иакова: вера без дел мертва? О каких делах идет речь? Многие трактуют так: надо делать добрые дела, то есть выносить судна в больнице, подавать нищим. А мне кажется, что апостол Иаков имел в виду более глубокий смысл: если ты хочешь называться христианином, ты должен соблюдать Христовы заповеди – вот это делать как раз сложнее всего. Пришел на Исповедь, поговорил о грехах, причастился, но ничего не поменялось. И так из года в год, из века в век, а дел-то нет».

– Апостол ставит нам определенную задачу. Просто верить – нельзя. Вера всегда реализуется делами. Какими? Делами милосердия прежде всего.

Вспомните пророчество о Страшном Суде, которое изрекает Господь. Мы читаем в Священном Писании, что это то, что когда-то будет. Ведь когда соберутся все люди, Господь не спросит нас, сколько поклонов мы сделали. Господь спросит о людях, которые нуждались в помощи, а мы им не помогли (или помогли): кто-то хотел пить, кто-то хотел кушать, кому-то надо было судно вынести. Это наивысшая точка христианства, другого не дано.

Что касается исполнения заповедей – то это наша обязанность, это не сверх меры. Когда мы надеваем на себя нательный крестик, становимся верующими людьми, принимаем таинство Святой Церкви – Крещение, мы сочетаемся Христу: «Сочетаваешься ли Христу?» – «Обещаешь ли быть Ему верным?». Мы даем клятву верности, обещаем исполнять все то, что Он хочет от нас: будьте милосердными, будьте ищущими Божьей правды. Блаженный нищий духом – тот, кто знает свое место в этом мире. Это наша обязанность.

А что касается дел, Он Сам нам показывает, как сострадал тем, кто находился вместе с Ним, как Он исцелял людей, которые иногда были недостойны этого. Поэтому апостолы нам говорят, что просто верить нельзя, не подкрепляя это теми вещами, что непреходящи.

Кто самый верующий, кто знает все Писания? Дьявол. Но он остается исчадием ада, ибо он противник Бога. А человек имеет инструменты (дело – это инструмент), и для этих дел Господь нас приуготовляет и говорит: «Возлюби Бога твоего», – но и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Так что однозначно вера всегда подкрепляется делами. Какими? Делами милосердия. А заповеди Божии – наша обязанность. Заповеди Божии – это нормы нормального, обычного человека: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй. Если вы будете дружить с обманщиком, понравится ли вам такое общение? А если вы будете дружить с завистником, понравится ли вам такой друг? Не знаю.

Мы говорим, что заповеди Божии – нормальное человеческое состояние, к которому мы стремимся, преодолевая грехи, пороки, трудности.

Духовный путь всегда многотруден – нет легкого пути восхождения к Богу. Великим постом мы вспоминаем Иоанна Лествичника – святого, указавшего нам, сколько ступенек надо пройти: не перепрыгнуть через какую-то, а пройти по каждой, чтобы научиться и смирению, и терпению, научиться прощать и любить. Эти качества для христианина – смысл его жизни.

Я Вам переадресую сложный вопрос, который задают мне: «Почему именно Православная вера истинная, а не католическая, не протестантская? В чем разница, ведь все эти веры христианские?».

– У Антония Сурожского я читал одну вещь. Он говорит так: «Католичество – это религия закона. Протестантизм – это религия свободы. Православие – это религия любви». Я бы так очень просто ответил. Владыка Антоний вспоминает одну ситуацию из своей жизни. Нужно было принять в Православие женщину, пришедшую из Католической Церкви. Тех, кто не прошел конфирмацию в Католической Церкви, в Православие принимают через таинство Миропомазания. И она была поражена, когда епископ встал перед ней на колени, чтобы помазать миром (при миропомазании помазываются еще и ноги, ибо Святой Дух освящает все чувства человека).

Конечно, вера – это мироощущение. Это те догматы, те правила, по которым живут люди православные, католические, протестанты, люди других религий. Это философия. В любой религии есть философия. Философия отношения к жизни: Кто такой Бог, какой Он – добрый или злой? Если мы говорим о Православии, то Бог – это только любовь. А есть религии, в которых говорят, что бог есть источник как добра, так и зла (то есть сегодня он может быть добрым, а завтра на тебя огненные шары спускать). В каждой религии есть своя философия, свой мир, и в этот мир погружается человек, читая Священное Писание, толкования (как это понимают святые отцы или просто отцы – последователи той или иной традиции). Антоний Сурожский интересно говорил, что в каждой религии что-то есть, – но спасение в Православии.

Я спокойно отношусь к людям различных религий, если это не превращается в диктат над человеком, когда над ним издеваются, унижают его: есть тоталитарные организации, секты, которые изменяют мышление своих последователей, заставляют отказываться от родителей. Вот здесь надо быть очень аккуратным: неслучайно в нашей Церкви есть центры, реабилитирующие людей, подвергшихся психическому и физическому насилию в таких сектантских организациях.

Вопрос телезрителя: «Православие дает человеку добро и пользу. Если прочитать какую-то информацию о Боге, она считается полезной. Какую пользу приносит Православие?».

– Православие приносит непосредственную пользу: оно определяет всю систему координат жизни человека – его поступки, мысли, действия, отношение к близким. Когда мы говорим о христианстве, мы имеем в виду Православие. Посмотрите наше недавнее прошлое: князь Владимир, будучи язычником, воином, не имеющим понимания, что такое милосердие, снисхождение (у него была такая репутация, что все боялись его войска), принимает христианство.

Вспомним Древнюю христианскую Церковь, Римскую империю, которая переродилась и стала Византийской империей. Понятно, что там были свои проблемы и трудности, но почему Константин Великий (так его потом назовет история) остановил кровопролитие по отношению к христианам? История говорит, что он принял Крещение уже на смертном одре, но он ассоциировал себя с христианством, понимая, что в этом есть жизнь.

Язычество тогда переживало (это скажут историки, исследователи) глубочайший кризис: дюди не верили в то, что они делали, в своих богов, в свою философию. Мы говорим, что Православие дает человеку ответы на его бытийные вопросы. Это тоже очень важно. В чем смысл жизни? Пока человек молодой, он видит перед собой долгий путь жизни. Он, может быть, даже устанет жить, ведь столько надо пройти: и окончить вуз, и найти супругу или супруга, и вырастить детей, и еще позаботиться о престарелых родителях – долгий путь плюс какие-то испытания, лишения. Кто-то выше тебя пошел, а кто-то и переступил через тебя.

Когда возникает вопрос, в чем смысл жизни, бытия, Православие устами Господа и Спасителя отвечает: человек, тебя ждет жизнь вечная. Есть второе определение: Православие – это радость жизни во Христе, ибо Христос наполняет смыслом твое бытие, ты научаешься радоваться.

Исаак Сирин пишет: «„И что такое сердце милующее?“ – и сказал: „Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу“» – какие хорошие слова, как хорошо они описывают идеал для каждого христианина!

Когда мы говорим, что Православие дает нам, есть один сложный момент: я сам должен буду выбирать в своей жизни послабления. Может ли человек сам, без участия батюшки, строить свою жизнь – или необходимо консультироваться по каким-то вопросам со священником? Всегда ли это необходимо?

– Я начну с вопроса, не касающегося рыбы, мяса и молока. Начну с древности. Когда был период жестоких гонений на христиан, было два лагеря. Историки вам об этом скажут. Одни говорили так: только смерть. Тот, кто не хочет идти на мученическую смерть, – не христианин. А были те, что убегали и уводили свою паству, сохраняя жизнь людей… Нет однозначного ответа.

Если человеку нужно дать послабление, конечно, нужно обратиться к духовнику, который вас знает, попросить благословения. Всегда говорю, что у нас есть священнослужители, есть духоносные люди, к которым можно обратиться и аккуратно получить ответ на вопрос, который беспокоит.

Это хорошо, иначе наша жизнь превращается в вечную борьбу с самим собой, когда запреты, которые я сам на себя накладываю, могут быть такими неудобоваримыми, что я буду считать себя православным человеком, а сам находиться в прелести… Итак, что же нам дает Православие?

– Православие – это жизнь. Я думаю, братья и сестры, что всем нам надо очень бережно относиться как к своей жизни, так и к тем, кто нас окружает. Жизнь есть реализация всего того, что мы читаем в Священном Писании.

Евангелие читать просто необходимо. Думаю, нет такого человека, который не может купить Священное Писание на любом языке – русском, немецком, английском… Я очень благодарен Вам, что Вы нашли время прийти в студию и поговорить на важнейшую тему в жизни православных христиан.

Записали:
Наталья Культяева
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Учиться преодолевать суету жизни и больше думать о главном – о спасении души

– Всех вас, дорогие мои прихожане, сестры, сердечно приветствую с замечательным праздником – с днем воспоминаний о преподобном Сергии Радонежском, чудотворце, о его святой кончине.Люди, которые стремятся к достижению успеха в светской жизни, хорошо понимают, что его нельзя достичь без самоограничения, и поэтому во многом себя ограничивают. Например, надо во многом себя ограничивать, чтобы хорошо учиться; но когда человек достигает определенных высот, то эти ограничения чаще всего кажутся ему совершенно не нужными.

 
Беседы с батюшкой

Иеромонах Стефан (Игумнов): Главное – чтобы мы захотели прощения. В этом и заключается наша христианская вера

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс