Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№38 (1079) 2020
Мы продолжаем «Огласительные беседы». Наши прошлые встречи были посвящены Заповедям блаженств – мы говорили о духовной составляющей, которую Господь определяет для каждого человека в Новом Завете. Сегодня будем беседовать о молитве Господней «Отче наш».
Молитвы имеют огромное значение в нашей жизни. Однажды Владыка Вениамин (Федченков) встретил мужчину, говорившего, что современный человек пытается решить все проблемы, с которыми сталкивается, экономическими, политическими путями, с помощью своих связей. Но такими способами невозможно ничего решить. Даже дипломатия не в силах этому противостоять, поэтому разгораются войны, мир становится неспокойным и нестабильным. Сама природа изменяется, ибо ей не хватает освящения, которое должно исходить от человека.
Что же происходит в мире? Почему все перевернулось? Почему мы не можем решить свои проблемы? Потому что мы перестали молиться.
Без молитвы человек не может ничего достигнуть. Молитва – возможность общения человека с Богом. Есть русская пословица: с кем поведешься, от того и наберешься. Посредством молитвы мы достигаем благодати Божией, которая помогает нам выстоять в трудных жизненных ситуациях.
Без Мене не можете творити ничесоже, говорит Господь в Священном Писании: Он предупредил, что только через тесную связь с Ним мы сможем преодолевать трудности и устраивать саму жизнь.
«Без Бога не до порога», – говорили наши предки. Эти слова служат и вразумлением, и толчком к тому, чтобы мы вели духовную жизнь. Если человек не молится, не ходит в храм, у него ничего не получается.
Однажды священник стал уговаривать своего прихожанина, чтобы тот в воскресный день не занимался бизнесом, на что мужчина ответил: «Батюшка, как мне не делать этого? Воскресный день меня только и кормит, потому что по воскресеньям я зарабатываю больше». Священник предложил: «Давай проведем эксперимент: ты не будешь работать в воскресный день, а посвятишь его молитве, по заповеди, и будешь ходить на службу в храм. Если твой доход будет в совокупности меньше, я тебе его восполню».
Тот человек перестал работать по воскресеньям, но Господь стал посылать ему больше средств в остальные дни. Доход за месяц оказался выше, чем был раньше. Священник спросил у него на Исповеди: «Много ли денег ты недополучил в этом месяце?». Он ответил: «Батюшка, я получил больше обычного».
Владыка Питирим говорил, что Господь ни перед кем в долгу не остается. Он обязательно воздаст каждому человеку по делам его: если они добрые, Господь никогда не оставит ни в нужде, ни в беде. Исполнение заповедей устраивает нашу материальную жизнь.
Один молодой человек открыл молитвослов с мыслью: «Говорят, что нужно молиться. Попробую и я». Сел за стол и стал молиться. Помолился утром – ему понравилось: день прошел спокойно, все получилось. Помолился, сидя за столом, вечером – спал благодатно, сны у него были яркие, успокаивающие. Он проснулся отдохнувшим, помолился – и все устроилось у него с благословения Божия в течение дня.
Потом молодой человек подумал: «Почему я молюсь сидя? Когда мы общаемся с хорошими людьми, стараемся проявить к ним уважение. Богу надо молиться стоя». Ему не было тяжело стоять во время молитвы. Жизнь стала спокойной, умиротворенной. Он стал постоянно молиться.
Родители молятся, когда чувствуют сложности своих детей. У одного священника сын занимался скалолазанием. Он отправился в поход со своими товарищами. Ночью матушка слышит зов сына: «Мама! Мама!». Она будит батюшку: «Проснись, что-то случилось с нашим сыном!». – «С чего ты это взяла?». – «Я слышала, как он звал меня». – «Тогда давай молиться». Они открыли акафист преподобному Сергию и стали молиться за сына. Когда тот вернулся из похода, родители спросили: «Сынок, с тобой что-то страшное произошло?». Он рассказал, что сорвался со скалы и, вися на раскачивающемся страховочном тросе, стал биться об острые камни и закричал: «Мама!». – «В какое время это произошло?». Сын назвал время, в которое мать услышала его зов и встала с мужем на молитву. Он сказал: «Мама, произошло чудо: трос вдруг резко перестал раскачиваться – и я забрался на скалу».
Молитва – сильная поддержка, помощь детям, благословение, успокоение самих родителей. Раньше в жизни семьи присутствовала молитва. Ныне, к сожалению, очень сложное время: родители не всегда благословляют своих детей. Сказать «с Богом, сынок (дочка)» и перекрестить ребенка в дорогу – тоже молитва, воззвание к Господу и предание своих детей в руки Господни. Это необходимо делать.
И отправляться в путь нужно с молитвой. Порой люди не понимают, что посредством молитвы происходит нечто удивительное – все устраивается в жизни лучшим образом. Бог никогда не будет обеспокоен нашими молитвами, даже если они просительные: Он слышит, переживает за нас, вникает в самые мелкие детали нашей жизни.
В советское время, чтобы попасть в храм, женщинам в сельской местности нужно было преодолеть несколько километров на рейсовом автобусе. До этого надо было подоить корову, отправить ее в стадо, сделать все необходимое по хозяйству. Порой оставалось каких-то 5 минут до отхода автобуса. Начинали молиться и просить святителя Николая о помощи: «Святителю отче Николае, стыдно, но не успеваем на автобус, а так на службу хочется попасть!». Приходят на остановку. По времени автобус уже должен уйти, а он еще и не пришел. Появляется только через 5 минут – и все успевают на службу.
Сегодня еду на телевидение и говорю: «Господи, опять ведь места на стоянке у Андреевского монастыря не будет. Куда ставить машину? Дождик идет. Как бежать? Ой, помоги, Господи!». Подъезжаю. Есть место! Я поставил машинку – и тут же зашел на телевидение.
Господь слышит даже наше воздыхание – и помогает. Это укрепляет нашу веру: мы чувствуем, что Бог заботится о нас. Самое главное, чтобы у нас были понимание этого и благодарность Господу: бывает, что мы забываем Его благодарить – получаем блага и, как эгоистичные дети, приписываем все случаю или обстоятельствам нашей жизни.
Некоторые даже придумывают анекдоты по этому поводу. Некий человек приезжает в министерство. Некуда поставить машину – нет места на автостоянке. Приближается время встречи с министром. Человек начинает молиться: «Господи, пошли мне местечко!». Делает один круг по автостоянке – нет места. Говорит: «Господи, я исправлю свою жизнь. Буду достойным человеком, буду ходить в храм, молиться, поститься! Только дай мне местечко». Смотрит – отъезжает машина. Он ставит свою на освободившееся место со словами: «Господи, спасибо, ничего не надо: я сам нашел».
Чтобы жизнь была нормальной, нужно постоянно молиться: молитеся, да не внидете в напасть, – говорит Господь в Священном Писании. Необходим и труд: по лености и «просто так» ничего не бывает. Бог не дал нам волшебную палочку, ведь мы тогда забыли бы обо всем. Он заповедовал нам трудиться: кто не хочет трудиться, тот и не ешь, – говорит святой апостол Павел. Древние монахи призывали: «Ora et labora» («Молись и трудись») – молитва и труд суть два крыла, которыми мы должны взмахивать одновременно для нашего легкого парения по жизни.
Молитва помогает человеку совершенствоваться под действием благодати Божией, которую он не может получать « просто так». Ученики нашего Божественного Спасителя просили: Господи! научи нас молиться… Господь сказал им: Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него – молитву нужно совершать в спокойствии, умиротворении, без суеты. Когда человек внутренне сосредоточен, тогда по-настоящему может молиться, общаться с Богом.
Господь, откликаясь на просьбу учеников, учит их молитве, которую все мы знаем наизусть: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Эта молитва называется молитвой Господней – самой главной, основной в нашей жизни, ибо Сам Господь оставил ее Своим ученикам. Каждое слово этой молитвы значимо: такими же словами молился Сам Иисус Христос в Гефсиманском саду перед Своим крестным страданием: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Молитва, оставленная Им Своим ученикам, – продолжение Его молитвы: Он исполнял волю Отца Небесного – и просил, чтобы мимо Него прошла чаша страданий. Господь претерпевал искушения от врага рода человеческого и заповедовал нам противостоять всем искушениям, с которыми мы будем сталкиваться в жизни.
«Отче наш» – «Отец наш». Почему мы дерзаем называть Бога Отцом? Мы получили усыновление через страдания нашего Господа: мы – дети Божии. В Ветхом Завете людей тоже называли сынами Божиими, а они обращались к Богу как к Отцу. Спаситель открывает нам имя Бога, которое мы не знали: Он – наш Отец. Этим Он показывает, какие теплые чувства Бог питает к нам и как нам нужно относиться к Нему в ответ.
Мы должны чувствовать Его своим Родителем. Кто такие родители? Самые близкие люди, которые переживают, молятся, отдают себя в жертву, забывают о себе ради собственных детей, болеют и радуются вместе с ними – они готовы все отдать своим детям. В этом отношении подчеркивается, насколько Бог близок каждому из нас. Поэтому мы можем обращаться к Нему с любыми просьбами, жаловаться, рассказывать свои истории, спрашивая совета, делясь радостью или горем.
Когда мы научимся так общаться с Богом, нам не нужно будет искать кого-то для того, чтобы излить душу. Мы часто хотим поделиться с людьми чем-то сокровенным, делая это порой не так и не с теми, получая из-за этого проблемы.
Монахи-отшельники жили в пустыне, ни с кем не видясь по 7 – 8 – 10 – 15 лет: они общались с Богом, и это приносило им удовлетворение, святость – они молились, то есть говорили не с абстрактным, возвышенным, а с живым, близким Богом. Они все Ему рассказывали и получали от Него ответы на свои вопросы через внутреннее успокоение, сердечную радость и вдохновение, через Божественный свет, в котором открывался Сам Господь.
Бог всегда нас поймет, поддержит, поможет нам. Если мы сделали что-то плохое, мы просим у Него прощения – и Он прощает нас, как мы прощаем своих детей, которые что-то сделали не так или обидели нас словом в порыве сердца: мы же можем прощать своих детей. Когда они приходят в себя и говорят: «Прости меня, ведь я плохо поступил(а)», – мы обнимаем их: «Сыночек, я тебя прощаю» (или: «Дочка, я не держу на тебя обиды»). Так же Господь прощает нас, видя наше раскаяние.
Он наш Отец (не мой, а наш!), Отец всех людей – верующих и неверующих, тех, кто пришел в разум истины и принял святое Крещение, и тех, кто принял святое Крещение, но ушел на страну далече: Он за всех переживает.
Мы должны о всех молиться, никого не осуждать, ведь Бог одинаково любит и праведного, и грешного: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, говорит Священное Писание.
Мы все – братья и сестры, должны жить на земле единой дружной семьей. Господь спросит каждого на Страшном Суде: «Как ты отнесся к своему ближнему, который был в больнице либо в темнице, не имел одежды, еды, питья?». – «Кто мой ближний?». – «Любой человек. Я Создатель жизни – это Мои дети, а вы друг другу братья и сестры. Ты не помог своему брату – ты не должен был смотреть на его лицо, национальную или религиозную принадлежность. Ты должен был любить всех и всякому человеку творить благодеяния, как Я, будучи Благодетелем каждому из вас».
Человек любой веры взывает к Богу на своем языке, и Он слышит.
Какой будет правда Божия на Страшном Суде по отношению к каждому человеку, мы не знаем. Мы должны уподобиться нашему Господу: не замечать недостатки своих близких, помогать им, чтобы через наши дела у них было видение Бога.
«Отче наш, Иже еси на небесех» – то есть «Отец, живущий на небе». Речь идет не о каком-то абстрактном понятии «Бог далеко от нас и высоко», а о Его Божественной принадлежности, Божественности: Он вездесущ – это одно из Его свойств. Мы обращаемся к Живому Небесному Богу, а не к человеку (созданию, творению), и именно о Его Божественной природе говорят эти слова. Мы должны стремиться к Его святости, чистоте, совершенству.
Один из святителей Церкви говорил, что мы должны всегда смотреть на Небо, а не на землю, как низшие Божии творения: животные, ходя на четырех лапах, не имеют возможности взглянуть на небо, они смотрят вниз, ибо душа их – в крови их. Пока в животном теплится жизнь, теплится и его душа. Умирает – остывает кровь, прекращается душевная жизнь этого животного. Только человек может смотреть вверх: стремления у него – к небу, потому что там – продолжение жизни.
Будьте святы, ибо Я свят, – говорит Бог; Господь наш Иисус Христос говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Сегодня мы начали разбирать молитву «Отче наш». Следующая наша беседа будет полностью посвящена молитве Господней, где каждое слово имеет огромное значение. Мы поговорим об общем смысле этой молитвы. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.