Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1080) → Протоиерей Евгений Попиченко: Своя воля – это медная стена между человеком и Богом

Протоиерей Евгений Попиченко: Своя воля – это медная стена между человеком и Богом

№39 (1080) / 12 октября ‘20

Благая часть

В духовной жизни христианина есть сокровище, которое называется духовник. Сокровище это можно найти при соблюдении одного важного условия. Как сказал один старец Греческой Церкви, у нас нет духовников не потому, что оскудели опытные люди, а потому, что нет послушников – людей, готовых услышать слово. Если у человека вызревает опыт послушания внутри, то Господь ему обязательно даст духовного наставника, духовного руководителя. Зачем? Человек, не имеющий духовника, управляется дураком – то есть самим собой. Своя воля – это медная стена между человеком и Богом. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, нет другого падения для монаха (и для всякого человека), чем жить по своей воле.

В сознание человека постоянно вбивается то, что ты мистер исключительность, что твое мнение – истина в последней инстанции. Это же ложь! Человек может быть в восторге от своих размышлений, рассуждений, пока не прочитает каких-то элементарных книг и не услышит другое мнение. Проще всего быть в очаровании от самого себя человеку крайне невежественному. А еще наша воля очень легко склоняется к воле более сильной, воле лукавого, и тот, пользуясь нашей самостью, очень хорошо, технично управляет жизнью человека.

Очень важно, чтобы мы могли свою волю сверить с волей Божией – для этого Господь дает духовника, слово которого становится откровением от Бога и указанием жизненного пути. Для этого должны выполняться определенные условия: человек ищет волю Божию, молится и имеет сложившиеся отношения с духовником, построенные на доверии.

Каждую неделю или с определенной периодичностью мы исповедуем текущие вопросы, и нам каждый раз не следует ожидать откровения и каких-то особенных слов от священника. Исповедь – дело личной ответственности кающегося, внутренняя работа, самовоспитание. Духовник нужен в исключительных ситуациях, когда человеку требуется опора, поддержка, молитва, когда ему жизненно необходимо услышать слово от Бога. Важно, что духовный авторитет должен быть построен на уважении, почтении и доверии. И если есть такой духовный авторитет, то у человека появляется огромная устойчивость в духовной жизни. Часто приходится встречать даже священников, которые говорят: теперь уж некому довериться, все согрешили, все лишены славы Божией. Безусловно, так и есть. Но это глубочайшая проблема, в первую очередь самого человека: если у него нет ни к кому доверия, это – глубокое повреждение души.

Духовника нужно просить у Бога, но просить не словами, а просить своей жизнью, делами, потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Это сокровище мы должны суметь сохранить и, в идеале, преумножить своим послушанием и доброй христианской жизнью.

Каждый человек в этой жизни собирает что-то в свою душу. Но поскольку наша воля склоняется или к воле Божией, или к воле врага Божия, от этого зависит, чем напитывается душа, что она в себе несет. И пока мы молоды, веселы, красивы, успешно можно скрывать за внешней красотой, за легкостью и вольностью то, что находится внутри.

Тем более что этому нас со всех сторон обучают – иметь вид, имидж, создать себе определенный внешний образ, манеру говорить, походку: «Как я выгляжу? Что обо мне говорят?» – человек привыкает жить во внешнем формате.

Но едва обстоятельства жизни «сжимаются» в виде болезни, какого-то лишения, несправедливости, даже заключения, из человека начинает выходить то, что он есть на самом деле. Всегда можно проверить себя особыми обстоятельствами – как пел Владимир Семенович, «парня в горы тяни – рискни, не бросай одного его: пусть он в связке в одной с тобой – там поймешь, кто такой».

Недавно у знакомых возникла ситуация: достаточно пожилой родственник пришел уже в «детское» состояние плюс повредил ногу, и несколько месяцев они за ним ухаживали – и очень измучились от его капризов, так что уход даже с христианским настроем стал мучительным делом.

Подумалось: каждый из нас когда-то станет старичком, а бывает, что и немощным человек становится даже не доживая до преклонных лет: несчастный случай – и вот уже «утку» надо из-под него выносить или памперсы менять… Возникает очень много неприятных обстоятельств, и как бы хотелось, чтобы старость (или немощь) была одухотворена теплотой, мудростью – не отталкивала, а притягивала к себе, привлекала – внутренним светом, силой, жизненным опытом. Что начнет под давлением старости, болезней выходить из нашего нутра? То, чем человек стал.

Поэтому каждый раз в храме мы заканчиваем просительную ектению словами: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем Судищи Христове просим» – просим, чтобы Господь дал праведную кончину, мирную, чтобы светлая память осталась о человеке – не чтобы все на него обозлились, дескать, скорее бы он уже закончил свой путь.

Каждый раз, когда слышим эти слова, надо сердечно на них откликнуться; конец – всему делу венец, и человек обязательно будет испытан непростыми жизненными обстоятельствами: чего он стоит.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс