Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1079) → Протоиерей Евгений Попиченко: Такого Бога, как у нас, невозможно выдумать

Протоиерей Евгений Попиченко: Такого Бога, как у нас, невозможно выдумать

№38 (1079) / 5 октября ‘20

Благая часть

Недавно разговаривал с человеком, который спросил: «Как можно принять Бога Ветхого Завета, Который санкционировал жертвоприношения животных или историю Авраама и Исаака?». Просто у человека сомнение – говорит: «Животных жалко».

Но есть вещи, которые нужно понимать не только через внешнюю историю: нужно понять их суть.

Действительно, Господь установил определенные священнодействия, при которых заколались кроткие животные – ягнята, волы, голубицы… В Ветхом Завете были три основные жертвы: за грех, всецелая – всесожжения и мирная. Каждая из них была наделена смыслом – прежде всего воспитательным для самого человека.

Богу жертвы не нужны: Господня земля, и исполнение ея – Ему не становится ни легче, ни тяжелее от жертв, что Ему приносят. Жертвы нужны были самому человеку: так Господь воспитывал в нем определенные качества сердца.

В жертву за грех приносилось определенное животное – внутренности его сжигались на жертвеннике, остальное выносилось и сжигалось вне стана. Человеческий грех – то, что Богу противно. Всякий раз, когда человек совершает грех, он выбирает смерть: плата за грех есть смерть. Грех и смерть – понятия тождественные, между ними знак равенства (мы это не чувствуем, ибо привыкли жить в радиоактивном мире, где все пропитано грехом, и в нас жизни очень мало – она на волоске теплится)...

Суть жертвы за грех такая: приносились однолетние агнцы. Ягненок – домашнее животное, как маленький котенок, который даже живет не на улице, а (первый год) фактически на руках у хозяина – он его выкармливает, и ягненок становится как бы частью семьи.

И вот человек согрешает. По нравственному закону, по закону отношений с Богом он должен пережить грех. Нельзя просто совершить грех и пойти дальше: к смерти так не относятся – она должна быть выдавлена жизнью изнутри, иначе человек не сможет жить. Человек несет этого ягненка, которого он любит, на руках, приносит в храм к священнику – это определенное священнодействие; он читает определенную молитву, как бы разговаривая с ним: «Вот я согрешил и понимаю, что по Закону должен умереть – плата за грех есть смерть (это закон природный, который внутри нас). Но я хочу жить и прошу тебя: умри вместо меня».

Специально выбирали животных, которые как бы добровольно на это соглашались – не скалили зубы, а кротко принимали волю человека. Было важно, чтобы человек осознал: за него, за его грех умер невинный, чтобы в следующий раз, если, не дай Бог, какой-то выбор встанет, он понимал: сделает неправильный выбор – за него должен будет кто-то умереть.

Такая глубокая педагогика была необходима, чтобы человек всем своим существом осознал: «Грех приносит смерть. Это жертва за грех. Всякий раз, когда мы совершаем грех, он в этот мир приносит смерть, и кто-то должен этот грех собой прикрыть». Но мы знаем, Кто прикрыл Собой грех: наш Господь. Каждый наш грех – это гвоздь в Его раны, которые до сих пор кровоточат.

Подумаем об этом – и сердцем ощутим ужас греха и то, что через него смерть становится госпожой в этом мире.

И было еще две жертвы.

Жертва всецелая (всесожжения), которую человек приносил от полноты своей любви к Богу – в благодарность, в радость от осознания, что есть Господь и что с Ним выстраиваются отношения: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», и жертва мирная (она также частично сжигалась на жертвеннике, частично отдавалась самому человеку, чтобы он мог разделить ее со своими близкими – приобщиться к трапезе любви и поделиться со своими родными и друзьями миром, который он хотел бы иметь в своей семье).

Они были отменены, когда была принесена Жертва на Голгофе – когда Господь стал Тем, про Которого Иоанн Предтеча сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Уже не нужны никакие жертвы: принесена всецелая мирная Жертва за грех – в Личности Сына Божия Господа Иисуса Христа.

Такого Бога, как у нас, невозможно выдумать (иногда люди уходят в глупые заблуждения, что религию придумали попы, чтобы управлять народом, держать его в страхе, оболванивать). Попробуй – придумай: возьми ручку с бумажкой, сядь и придумай Бога, напиши, Какой, с твоей точки зрения, должен быть Бог, Которому ты бы доверился так, чтобы захотел за Ним идти, о Нем рассказывать. Конечно, мы нарисуем какую-то красивую картину человека, помноженного на бесконечность: лучшие человеческие качества (доброту, справедливость, честность) в бесконечном формате.

А в вере и еще глубже: ведь Христос настолько воспринял нашу природу (причем не когда она была уже спасена, а когда человек еще был грешником), что пришел к нам, больным, поврежденным грехом, и взял греховную, больную природу на Себя и прошел с человеком до конца (не просто до дверей в ад, но и туда пошел за человеком), но перед этим Ему нужно было нечто совершить в Своих отношениях с Отцом Небесным…

Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Смерть в Христе ничего своего не имела: Он был безгрешен, и она ни за что не могла зацепиться, но чтобы спасти человека из ада, Христу нужно было туда войти только одним законным способом – через смерть.

Чтобы умереть, Ему нужно было разорвать жизненную связь с Отцом Небесным – и по любви к нам Господь проживает то, что никто из нас никогда не проживал (точнее, мы в этом живем – все время живем в разрыве с Богом: мы привыкли жить в зоне смерти).

Такого Бога нельзя придумать, Такой Бог может только Сам Себя явить: Он может просто Им быть. И если понимать суть Жертвы, ее силу любви, верности, надежности, то за Таким Богом можно идти. Идти и по жизни, и до смерти. Об этом надо иногда размышлять, дорогие мои.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс