Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1078) → Игумен Флавиан (Матвеев): Внимание к себе

Игумен Флавиан (Матвеев): Внимание к себе

№37 (1078) / 1 октября ‘20

Беседы с батюшкой

О внимании к себе можно говорить как в духовном, так и в физическом плане. История с коронавирусом заставила всех нас внимательнее к себе относиться, особенно к своему физическому состоянию. Раньше чихнешь – «Будь здоров», кашляешь, испытываешь недомогание – ну, бывает, иди на работу. А сейчас все по-другому: чихаешь, кашляешь – сразу подозрение. Измерение температуры везде… Мне кажется, это время заставило нас проявлять внимание к себе, к своему физическому состоянию. Этот навык со временем у нас как-то притупился, а сейчас – наоборот...

– Несомненно, это есть. Проблемы, которые сейчас переживает вся планета, конечно, изменяют наши привычки, настрой, наше отношение к здоровью. Человек старается не только не заразиться сам, но и ни в коем случае не заразить других.

У христиан забота о ближнем проявляется во всем. Если рекомендуется носить маски в общественных местах, значит, нужно их носить. Говорят, что кроме масок есть респираторы, защищающие гораздо надежнее. Но с ними проблема: респираторы надежно защищают меня, а ближнего моего от меня не защищают никак, потому что через клапан респиратора (в отличие от маски) мое дыхание выходит наружу, и если я болен, то опасен для окружающих. Поэтому медицинская маска все-таки предпочтительнее. Когда люди думают об этом, они именно заботятся о ближнем, исполняя вторую заповедь Божию о любви: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Очень часто мы думаем о ближнем, но забываем, что и себя надо тоже полюбить.

– Да, есть такое. Крайности могут быть вызваны неправильным психологическим настроем, психологическими проблемами – или могут быть связаны с неправильным пониманием религиозности: бывает, недавно воцерковившийся человек считает, что о себе он должен забыть, лишая себя еды, сна, а все время думать о благе своего ближнего. Некоторые хотят подражать древним преподобным, думают, что нужно стирать белье реже, мыться реже. Но кто-то понимающий обязательно скажет такому человеку: «Слушай, ты только совсем недавно стал христианином – может быть, не надо спешить подражать древним преподобным? Ты не преподобный и даже не монах, поэтому не можешь так сразу им подражать. Древние преподобные стояли на высокой ступени – они отреклись от мира, между ними и миром была пропасть, а между тобой и миром нет пропасти». А человек в стремлении к Царству Небесному говорит, что о себе он забудет.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам рассуждает о взаимоотношениях Христа и Церкви и сравнивает их с заботой человека о своей плоти – он говорит: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Господь заботится о Церкви: Церковь – это Его люди, Его паства, Его забота.

И забота о плоти должна быть для каждого человека чем-то, от чего надо в базовом варианте отталкиваться. Ведь если мы будем забывать питаться, у нас будет болеть желудок, кружиться голова. Надо о своей плоти заботиться – главное, чтобы плоть не ставилась во главу угла жизни человека.

Бывает, например, и такое, что у человека возникает перекос в жизненных интересах и ему становится интереснее заниматься проблематикой других людей. У самого есть нерешенные психологические проблемы, не все в порядке с духовной жизнью, но ему легче ринуться кому-то на помощь – он начинает судорожно искать, кому бы помочь. Это психологический перекос: проблемы других людей человеку решать легче, чем заглядывать в свою душу и заботиться, чтобы как можно меньше перекосов было внутри себя, чтобы был мир в своей душе. Иногда священник во время Исповеди бывает вынужден сказать такому человеку, что прежде чем куда-то бежать, нужно позаботиться о внутреннем мире. Иногда внутреннего мира настолько нет, что человек хочет убежать от множества своих проблем и переключиться на что-то другое, на проблемы другого человека. Это неправильно.

Это попытка проживать чужую жизнь, пытаясь пользоваться социальными сетями, отвлекаясь на фильмы, сериалы, чтение художественной литературы: человек имеет нерешенные проблемы, но пытается их всячески заглушить, чтобы они не выбрались наружу?

– В том числе и так. Но бывает, что человеку нужно именно погрузиться в другого человека.

Вопрос телезрителя из Московской области: «Непонятно, почему люди болеют инфекционными и паразитарными болезнями. Откуда взялись эти возбудители? Неужели любящий нас Господь их сотворил или попустил?».

– В Священном Писании мы читаем о первозданном бытии наших прародителей Адама и Евы: им в раю было хорошо, ведь в райском саду все было в гармонии и взаимоотношения первых людей с Богом были мирными и благополучными. Но грехопадение, которое случилось с Евой, а затем и с Адамом, внесло свои пагубные последствия, коррективы в жизнь первых людей и последующего потомства.

В Священном Писании мы находим, что Бог отпечаток грехопадения перенес на всю природу. В Адаме и Еве сделалось преображение: в их жизнь вошли страдания, болезни, смерть – пусть не сразу, но возникла разобщенность между духом, душой и телом. Разобщенность вошла и в природу: одни животные стали пожирать других, возникла ужасная конкуренция, борьба за жизнь, которую сейчас мы в живой природе наблюдаем.

Часть природы сделалась врагом человеку как на макроуровне, так и на микроуровне: человека может раздавить слон, например, или растерзать волк, есть определенные бактерии, без которых человек не может обходиться: это, например, вся микробиота толстого кишечника (которая, как говорят врачи, представляет собой чуть ли не целый организм внутри другого организма, поддерживая жизнь человека), но есть и определенные бактерии, паразиты, грибки и мелкие твари, которые очень сильно отравляют человеку жизнь – если не лечить определенные заболевания, то это может привести к гибели. И вирусы входят в клетку и губят ее, чтобы размножиться за счет погубленной клетки: это, пожалуй, самый поразительный вред, который взбунтовавшаяся природа наносит человеку, если наблюдать, что делает вирус с человеком.

Но иммунитет борется со всеми этими бедами. И Господь что-то приоткрывает в ответ на искания человека, как лучше бороться за выживание. Люди придумывают вакцины. Я с огромной радостью воспринял то, что именно у нас в России изобретена и уже запущена в оборот вакцина от коронавируса. Я благодарю Бога: это явный пример, как Бог что-то приоткрывает в природе, чтобы пытливый человеческий ум мог это применить с пользой для многих. Поэтому взбунтовавшаяся природа так или иначе может вредить, но человек этому сопротивляется, призывая на помощь Бога, – и правильно делает.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли по прошествии нескольких месяцев жизни при коронавирусе сказать, что это некая Небесная кара, ниспосланная человечеству?».

– Гораздо лучше сказать, что это не столько кара, сколько испытание. Чтобы оперировать таким понятием, как «кара», нужно понимать, что кара следует за конкретную вину. Вот если бы все человечество провинилось какой-то глобальной виной, тогда можно было бы говорить о каре. Но это скорее испытание, которое позволяет нам заглянуть в себя и задать себе вопросы: «Кто я такой? Кто такой мой ближний? Правильно ли я живу? Правильно ли забочусь о своей жизни и жизни своих ближних?». Опасность, которая требует от нас особых мер предосторожности, позволяет более внимательно посмотреть на свои привычки, пристрастия. Молитвенно обращаясь к Богу, нужно найти ответы на эти вопросы, работать над собой, чтобы стать лучше, устремиться к Божией правде, пытаясь на это испытание, попущенное Богом, откликнуться большей любовью к Нему и к ближнему.

Если без озлобления, а разумно отнестись к коронавирусной проблеме, то каждый человек в отдельности (а вместе с тем и все человечество) может выйти из этой ситуации повзрослевшим. С другой стороны, мы можем стать более трепетными, более любящими Бога и ближнего. Именно об этом молятся христиане, именно этого мы должны желать себе и каждому, кто рядом с нами.

Когда мы говорим, что заботимся о себе, мы говорим о физической активности, правильном питании, отсутствии вредных привычек. Почему в Церкви об этом мало говорится? Больше говорится, как укрепить свое душевное здоровье...

– У большинства как раз существует перекос в сторону большей заботы о теле. Мы включаем телевизор и сразу слышим рекламные лозунги: «Ты этого достойна»; «Заботься о себе, уважай себя» и так далее. Все эти лозунги направлены на продажу каких-то товаров, услуг. То есть это любовь человека к своей плоти.

Например, святой апостол Павел, рассуждая о свободе, в Послании к Галатам говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

Мы можем сказать, что христианин призван к свободе, ему дана свобода. Раз – и возникает перекос: плоть выходит на 1-е место, а душа и дух – на 2-м – 3-м, они забыты. Когда человек заботится о своей плоти, чревоугодие, пьянство, сребролюбие выходят на первый план и отравляют жизнь и самого человека, и его ближних.

Поэтому Церковь призывает своих чад исправлять наиболее очевидные перекосы. Если вдаваться в тонкости, то человек, конечно же, придет и к тому, в какой мере должно заботиться о своей плоти. Если в основе моей жизни лежит забота о том, как бы угодить Богу и послужить своему ближнему, то я не только могу, но должен заботиться, чтобы сохранить и преумножить свое здоровье, пожить подольше, ведь результатом моей жизни будет благо тех людей, которым я служу.

Поэтому правильное питание нужно. Если есть проблемы со здоровьем, нужно проконсультироваться с лечащим врачом и выработать для себя диету, которая не вредила бы здоровью. Пост, занимающий около двухсот дней в году, не должен разрушать здоровье – каждый человек сам выбирает для себя меру поста. Хорошо, когда есть полное здоровье и можно себя как-то утеснить (или похудеть, если большая масса тела). Прекрасно, когда человек решит в пост отказаться от сладкого или спиртного, например. Забота о своей физической форме – это очень хорошо. Если есть время, силы, значит, надо делать гимнастику, ходить, бегать, заниматься физическим трудом, чтобы и со скелетной мускулатурой все было в порядке, и с суставами: чтобы была возможность жить и служить Богу и ближним дальше.

Тема физической активности насущная, наверное, для всех, особенно для городских жителей. И очень легко отследить время, которое проводишь за компьютером или смартфоном, а это время без движения. Расскажите, каких правил придерживаетесь Вы: что соблюдаете, есть ли у Вас какой-то распорядок?..

– Я человек не очень здоровый, мягко скажем. В свое время пришел к выводу, что у меня значительно превышена масса тела и будет неплохо поменьше кушать, особенно углеводов, сладкого, мучного. Тем более врачи говорят, что так и надо делать. С Божией помощью я стал внимать рекомендациям врачей, обратил пристальное внимание на свою физическую форму. Мне тоже нравится ходить: у меня больные суставы, бегать я не могу. Только плавание позволяет мне не очень сильно нагружать суставы и какие-то домашние физические упражнения, в том числе упражнения с гантелями. Я стал заботиться, чтобы нагружать все мышцы, и масса тела стала уходить.

Пришло понимание: если диетологи говорят, что не надо кушать сладкого, значит, не надо. Нашим Уставом о посте сладкое почему-то разрешено, но я говорю себе: «Нет-нет, это как раз то, от чего надо воздерживаться». Если люди обращаются ко мне с вопросами о посте, я обращаю на это их внимание. Ведь до того, как человечество научилось делать сахар в чистом виде, наверное, было какое-то более здоровое питание. А сейчас сладкое – на каждом шагу и стоит копейки (сам сахар в чистом виде стоит недорого). А диетологи говорят, что не надо есть сладкого, от сладкого люди набирают вес. Вот такие разумные вещи, которых я придерживаюсь.

Каждому человеку с повышенной массой тела надо следить за своим весом, соблюдать правильную диету. Врачи об этом говорят, а человек пропускает мимо ушей. В популярных телепередачах регулярно об этом говорится.

Массу тела я сбавил за счет соблюдения простых правил. Главное – не кушать много, этого каждый может придерживаться. Все зависит от наблюдательности и желания. Было бы желание.

Звучит просто – казалось бы, совсем несложно ограничить себя в сладком. Вы заметили, что сладкое – на каждом шагу. Мы действительно уже не замечаем этого: допустим, едим мороженое, а там, как говорится, один сахар. Питьевые йогурты, соусы, кетчупы – мы приучаем себя к сладкому не только в виде булочек, печенья или шоколадки...

– Это хитрость маркетологов, о которой тоже нужно знать. В каждый пост нужно внимательно присматриваться, к чему ты привык, к чему тяготеешь, и стараться пересматривать свои привычки: хорошие оставлять, а плохие убирать – заменять их на хорошие.

Знаете, для многих людей хороший ужин – чуть ли не ритуал. Человек думает: рабочий день миновал, день прошел хорошо, я достоин того, чтобы хорошо поужинать. А огромное количество питательных веществ, которое человек съедает на ужин, ему не нужно: после ужина человек ложится спать, он не расходует эту энергию, она откладывается в жир – диетологи об этом говорят на каждом шагу. Если хочешь себя порадовать вкусной едой – порадуй за завтраком и обедом. А за ужином будь скромнее: ночью ты просто лежишь и спишь, твой организм отдыхает – ему не нужны питательные вещества в вечернее время.

Чем можно себя вознаградить за хорошо проведенный день? Может, кто-то попытается открыть для себя вечерние прогулки, например. Или вместо того, чтобы посмотреть фильм в душном помещении, посмотреть его, проветрив комнату… Открыть для себя что-то новое: если человек замечает, что утром еще как-то может заставить себя молиться, а вечером валится с ног, то вместо обильной трапезы можно внести в свою жизнь более обильные молитвы – в конце концов, это нужно, чтобы устоять перед искушением плотного ужина.Когда вместо одного ритуала с помощью Божией человек внедряет в свою жизнь какие-то другие ритуалы, это идет ему на пользу. Человек – такое существо, что он во многом ритуализирует свою жизнь, такова уж наша природа. И, конечно, чтобы лучше спалось – вечерний чай с ромашкой: она помогает расслабиться и заснуть.

Есть категория людей, которая к пище относится как к топливу: не важно, что ты ешь, как это выглядит и каково на вкус – главное, это питательно и дает энергию. Видимо, что-то должно переключиться в сознании человека, чтобы еда стала просто топливом?

– Тут все зависит от того, что человека в жизни интересует. Например, он старается быстрее покушать, чтобы вновь устремиться к работе и больше заработать. Получается, еда – это то, что должно просто произойти, чтобы опять устремиться к тому, к чему влечет сердце. Но если у человека есть проблемы с потреблением избыточного количества пищи, то и при таком образе жизни все можно и нужно пересмотреть.

Спасибо, батюшка. Мне кажется, разговаривать об этом нам тоже необходимо: в очередной раз мы напомним о важности всего вкупе, чтобы не было перекоса в одну или другую сторону, а было умение держать баланс, золотую середину.

– Дай Бог, чтобы мы ко всему относились с христианским рассуждением.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс