Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1077) → Начав жить ради других, в ответ ты встретишь море тепла и ласки

Начав жить ради других, в ответ ты встретишь море тепла и ласки

№36 (1077) / 14 сентября ‘20

Размышление

Мы часто забываем, что после временной земной жизни человека ждет загробная вечная жизнь – прямое следствие того, как человек провел свое время здесь, на земле. И в свете этого отсутствие скорбей, беспечальное жительство при явных особенно смертных грехах святые считали признаком отступления Бога от человека, страшным бедствием и даже проклятием.

Про генетику

Как-то разговаривали два врача. Зашла речь о генетике, один сказал: «Все ею предопределено: что в человеке заложено, то и будет в нем управлять – это как магнит, положенный под компас». А другой ответил: «Вовсе нет, никакой жесткой детерминации, то есть предопределенности от того, что в тебе заложили родители, не существует. Гены в человеке скорее напоминают его личную библиотеку – у кого-то там может быть полно всякой желтой прессы, дамских романов, бульварного чтива, но при этом непременно затесались хотя бы два-три прекрасных романа – Пушкин, Достоевский. А у кого-то полное собрание сочинений классики: и Гоголь, и Толстой, и Чехов, и Шекспир с Данте, и несколько маленьких желтых книжонок – низкопробных опусов, всяких брошюрок легкомысленных, а может, и пошлых. И от самого человека зависит, что он из этого своего богатства, библиотеки, выберет, что предпочтет и чем проникнется».

Вот я прочитал и подумал: какой хороший пример, что из хороших вроде бы семей, от хороших родителей выходят обормоты, иногда пьяницы. А бывает наоборот: из неблагополучных семей вырастают нормальные, порядочные, успешные люди. Все ведь от воспитания зависит: к каким книгам родители приучили ребенка тянуться с детства, те у человека потом в жизни всегда под рукой.

Про попа, его собаку и любовь, которая все побеждает

Все помнят детскую глупую скороговорку про попа и его собаку: «поп ее любил, а потом собака съела кусок мяса, и он ее убил, в землю закопал и надпись написал, что…» – и дальше история повторяется до бесконечности. Стишок – образец так называемой докучной сказки: в ней, в отличие от настоящей, где герой проходит через какие-то испытания, чтобы проверить свои лучшие качества, дойти до логического финала и получить то, что заслуживает, сюжет не развивается, а закольцован на одном эпизоде, который повторяется с монотонностью заевшей пластинки – раз за разом одна и та же дурная бесконечность, из которой выхода нет.

Если посмотреть на историю про попа и его любимую собаку с духовной точки зрения, то их прекрасные отношения вдруг рушатся, когда та съедает кусок мяса, и сразу любовь оборачивается ненавистью. Сначала все идет как по маслу: один любит другого, души в нем не чает, пока тот «не съел его мясо» – может, он хотел сварить из него вкусный суп, настряпать пельменей, а может, нажарить котлет, мы не знаем. Но знаем, что когда другой мясо съел, любовь закончилась – получилась трагедия и убийство.

К сожалению, очень часто бывает, что мы хорошие, когда другие поступают так, как нам нравится и хочется, но стоит поступить им наперекор, как мы разом забываем про свою большую, светлую любовь, становимся вредными, невыносимыми и готовы порой на всякое злодейство. Сколько таких историй вокруг, когда вроде приличные люди отдаются на волю страстям, снимают свою человечность, словно старое пальто, пускаются во все тяжкие – хоть святых выноси, а потом оказываются в кольце дурной бесконечности, которую сами же и создают своими руками, когда все кругом виноваты.

И выход из этой дурной бесконечности один – поступать не так, как тебе хочется, а по любви, оставить свои желания, забыть о своем самолюбивом гордом «я» и просто радоваться тому, что Бог послал тебе другого, с кем ты можешь разделить свою любовь, и тогда мир вокруг тебя преобразится. Забыв про себя любимого, начав жить ради других, в ответ ты встретишь море тепла и ласки – и никакие случайности, недоразумения и невзгоды тебя волновать уже не будут, а в душе родятся совсем другие стишки. Например, такие:

У меня была собака –
я ее любил,
Она съела кусок мяса –
я ее любил,
Она писала на коврик –
я ее любил,
Она тапочки сожрала –
я ее любил…
И сказал я той собаке:
видишь, все терплю.
И ответила собака:
я тебя люблю!

Долгожитель

Порой слышишь от людей, куда, мол, Бог смотрит – явные закоренелые грешники открыто творят безобразия, людей обижают, про Бога не помнят, а им хоть бы что: и здоровые, и богатые, и успешные, а верующие, наоборот, порой страдают, болеют и попадают в трудные житейские обстоятельства. Мы часто забываем, что после временной земной жизни человека ждет загробная вечная жизнь – прямое следствие того, как человек провел свое время здесь, на земле. И в свете этого отсутствие скорбей, беспечальное жительство при явных особенно смертных грехах святые считали признаком отступления Бога от человека, страшным бедствием и даже проклятием.

По этому поводу расскажу историю из жизни святителя Иосафа Белгородского. Однажды к нему пришли для беседы священники, один из них необычайно выделялся возрастом – ему было без малого 130 лет. После беседы, благословив священников, епископ распустил их по своим делам, а пожилого батюшку оставил и спросил, что за грех его связывает и отчего он не может так долго умереть. Старец, словно не знавший за собой никакого греха и считавший свое долголетие результатом Божественной милости за свою праведную жизнь, изумился. Но потом рассказал святителю, что когда-то давно, еще в молодости, молодым священником, он отслужил Литургию и собирался было уходить, как в этот момент его остановил помещичий посланник и потребовал отслужить Литургию вторично ради его господина.

Священник пытался объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам. Ему сказали, чтобы он служил без лишних разговоров, иначе худо будет. Он испугался и предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы на одном и том же престоле, то услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Он дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Божия, и он продолжал совершать беззаконие. Голос вновь повторил ему, чтобы он не дерзал творить зло, чтобы не попасть под проклятие, но вместо того, чтобы опомниться и остановиться, в безумии огрызнулся: сам ты будь проклят, – и продолжил службу.

Услышав эту историю, святитель Иосаф оторопел и сказал старому священнику, что тот проклял ангела, хранителя этого места, затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную литургию. После службы разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, на следующий день старец тихо и мирно скончался. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-genetiku;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-popa-ego-sobaku-i-lyubov-kotoraya-vse-pobezhdaet;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-dolgozhitel

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс