Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1077) → Протоиерей Андрей Канев: Как появилось зло. Наш Господь, в Которого мы верим, Всеблаг

Протоиерей Андрей Канев: Как появилось зло. Наш Господь, в Которого мы верим, Всеблаг

№36 (1077) / 14 сентября ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №35 (1076) 2020

Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Сегодня у нас с вами уже 14-я беседа из цикла наших бесед.

Каждый раз я напоминаю, что изучать огласительные вопросы – необходимость для христианина. Даже если вы когда-нибудь посещали огласительные беседы и читали катехизис, все равно необходимо регулярно повторять эти простые истины. Практика приходской жизни показывает: даже если человек прошел огласительные беседы, потом со временем эти простые истины забываются и человек делает ошибки.

На двух последних встречах мы с вами говорили о свойствах Божиих. Нередко задают такой вопрос: «Если Бог Благ и все у Него хорошо, то откуда появилось зло?», поэтому он стал темой сегодняшней беды.

Мы изучали с вами свойства Божии и знаем, что наш Господь, в Которого мы верим, Всеблаг: в Нем нет ни крупинки, ни частички никакого зла и ни потуги ко злу. Господь – абсолютное добро, благо, любовь. Важный тезис: Бог Всеблагой, в Нем нет никакого зла. Откуда же зло появилось?

Ранее мы говорили, что Господь сотворил тварный мир из ничего, по Своему всемогуществу, и этот мир благ, хорош. В Библии говорится: «Сотворил Бог и смотрит, что это хорошо» – день первый, второй, третий – и Он дает оценку: этот мир благ.

Подумать, что зло появилось вследствие ошибки творения, невозможно. У нас есть ставшая знаменитой фраза: «Хотел как лучше, получилось как всегда». Это про нас. Про Бога так невозможно подумать. Господь все продумывает, у Него все замечательно, по Его всемогуществу хорошо (весь тварный мир тоже).

В Символе веры мы поем: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Невидимый мир – это ангелы, служебные духи, сотворенные Богом. Но они сотворены не потому, что Ему нужны слуги или Ему чего-то не хватает – сил или возможностей. Это у нас так: сами не можем бетон месить – нужно нанять помощников или работников.

Мы изучали с вами, что Бог ни в чем и ни в ком не нуждается – Он Сам Всеблаг, все у Него есть для Его вечного и всегдашнего существования. Мы изучали, что свойство всеблагости включает в себя в том числе любовь и милость. И эта любовь желает, чтобы еще кто-то в ней жил. Не нуждается, а желает.

Об этом нам говорят святые отцы. У святителя Игнатия можно об этом прочитать – рекомендую вам для чтения такое замечательное его творение, как «Слово о человеке»: оно бывает издано отдельной тонкой книгой, которую можно прочитать за вечер или пару вечеров, или входит в сборники сочинений. Темы, которые мы изучаем, в этой книге хорошо, глубоко, намного интереснее и более духовно раскрыты – мы же касаемся их буквально по верхам.

Господь по Своей всеблагости и любви желает, чтобы были разумные существа, которые отвечали бы Ему взаимностью. По Своей премудрости и благости Он сотворяет ангелов – из ничего, как и весь мир. Ангелы не существуют вечно, они не равны Богу. Это особые Божии творения.

Как и человек, они сотворены по образу и подобию Божию. Святитель Игнатий пишет, что они сотворены разумными, обладают чувствами, памятью, это не какие-то непонятные нам существа. Они не похожи на нас, но мы можем предположить, как они созданы. Ангелы – служебные духи: из Священного Писания мы знаем об их различных функциях.

Слово «ангел» переводится как «посланник». И мы знаем из Священного Писания, из Предания Церкви, что есть 3 иерархии ангелов, а в каждой иерархии 3 чина: чтобы было понятнее, можно сравнить с армией – есть младший командный состав (сержант, старшина, прапорщик), средний командный состав офицеров (лейтенант, капитан) и старшие офицеры (майор, подполковник, полковник); они друг другу подчинены и включают группу чинов и званий.

Так же и у ангелов. Ангельский мир устроен не хаотично, не каждый делает что хочет, летает куда хочет: у Бога Царство, а не демократия, и ангельский мир устроен очень строго и по порядку. Но не с излишками нашей человеческой иерархии, когда обладающие властью ею упиваются, унижают младших. Тут такого нет.

Ангелы – совершенные существа по сравнению с человеком. Они сотворены благими. Напомню, что у благого Бога все хорошо и благо.

Соподчиненность одних чинов другим построена тоже на любви, на совершенно других отношениях: не на страхе, как у нас, а на духовных правильных основах. Соответственно, старшие подчиняются младшим. Мы знаем, что старшие чины (нам это открыто в Священном Писании) называются серафимами (они наиболее близко предстоят к Богу), и самый низший чин – ангелы (еще раз напомню, что они не обижаются, что существует иерархия).

Более того, если в человеческой иерархической системе может быть движение снизу вверх (социальный лифт), то у ангелов этого нет. Они обладают любовью и настоящим смирением: каждый чин доволен тем, что у него есть.

Служения ангелов разные (и молитва Богу, и прославление Бога, и забота о тварном мире, человеке, городах, государствах, континентах) – Бог пожелал, чтобы так было: как в большой семье старшие заботятся о младших и не видят в этом никакого для себя унижения. Поэтому есть высшие ангелы – серафимы, херувимы – и есть низшие ангельские чины, с которыми мы контактируем ежечасно, ежесекундно, но мы этого не чувствуем, ибо мы существа грубые, а они существа тонкие, духовные. (И хорошо, что не чувствуем. Потом коснемся вопроса, почему хорошо, что не чувствуем.)

Почему контактируем? Нам при Крещении дается ангел-хранитель, который всю человеческую жизнь молится о нас и заботится. И даже после смерти человека ангел продолжает молиться о нем. Такой вот молитвенник не откуда-то издалека молится (для молитвы не важно расстояние), а в буквальном смысле заботится.

Есть примеры, когда реально происходящие чудеса в жизни человека можно отнести к действию ангела-хранителя, когда человек, доверяя ангелу-хранителю, молясь ему, прося через него у Бога помощи, получает ее. Но это отдельная история. Я думаю, об этом можно прочитать, это не так редко встречается.

Итак, ангелы – служебные духи. Давайте разберем схему. Быть может, я повторяюсь, но повторение – мать учения.

Господь – абсолютный Дух, у Него нет тела. Мы с вами говорили о свойствах Божиих, что Господь везде присутствует, нет такого места в тварном мире, где бы не было Бога – Он Дух, такое свойство Его Божественной природы: не сливаясь с материальным миром, находиться везде.

Это данность, мы в это верим, и это замечательно. Ангелы немножко другие. Это тоже духи, но у них по отношению к Богу есть духовное тело (понятно, что, когда мы говорим об ангельском мире, мы говорим, что они бестелесные существа, но сейчас мы говорим относительно нас). Еще раз напомню, составляющие человека – дух, душа, тело (или дух и тело – мы говорили, что на самом деле это одно и то же).

Нас объединяет с ангелами то, что у нас есть дух. Господь творит ангелов и человека по образу и подобию Своему. Поэтому у нас есть дух – со всеми свойствами, которые тоже мы проходили, когда говорили об образе Божием в человеке. Мы особые существа: мы соединяем в себе духовный мир и материальный, поэтому в нас есть и духовная составляющая (дух, душа), и материальная (тело). По отношению к себе об ангелах мы говорим: бестелесные существа. Но не надо путать и делать ошибку, приравнивая ангельскую сотворенную природу к природе Божией. В чем ошибка? Когда мы говорим, что у ангелов вообще нет никакого тела.

Такого не может быть. Если я сейчас нахожусь здесь с вами в студии телеканала «Союз», то я на своем приходе быть не могу: я ограниченное существо, как и вы. Вы сейчас сидите у экранов компьютера или телевизора, вы тоже в другом месте находиться не можете. Вот и ангелы тоже не могут находиться во многих местах одновременно. Если Бог посылает Архангела Гавриила к Пресвятой Богородице, то он всем своим существом (не просто видимостью, иллюзорным виртуальным представлением, а реально сам) является Пресвятой Богородице – в этот момент он не находится у Престола Божия, где-то в другом месте. Это говорит об ограниченности, каком-то все-таки теле.

Святитель Игнатий очень хорошо раскрыл тему, что ангел имеет особое, духовное тело. Наше тело на нас очень сильно влияет, особенно после грехопадения (как влияет, мы поговорим позже). Мы духовно-телесные существа и связаны с нашим телом: если у нас болит какой-то орган, то нам становится грустно, печально, у нас теряется настроение, иссякают силы.

Духовное тело на дух ангелов никак не влияет, и оно очень просто устроено (это важно, мы об этом тоже позже поговорим). Если мы говорим о духе (у ангелов и человека есть дух), то обязательно должны снова повторить эту очень важную для нас тему. Дух обязательно должен иметь разум: разум – свойство духа. А разум обязательно предполагает свободу: если мы свободу как свойство духовной природы (Бога, ангелов, человека) уберем, то просто разум без свободы существовать никак не может.

Сколько бы мы животных ни тренировали, они все равно не действуют по свободе. Бывают послушные породы собак. Они могут выучить несколько команд, кажутся очень умными; некоторые люди их очеловечивают (я служу в храме на окраине города – недалеко от храма, в нескольких километрах, находится кладбище домашних животных, куда можно пойти и посмотреть, насколько мы, люди, странные существа: ставим из мрамора памятники собакам с эпитафиями, фотографиями. Это мы их очеловечили, но они по своей природе не стали разумными). У них есть начатки интеллекта, но это не настоящий разум в полноценном понимании. И понятно, что животное, даже самое обученное, самое нами любимое, не может действовать по свободе. Оно действует по инстинкту, выучке, команде.

А разум все-таки предполагает свободу. Почему? Сам Господь свободен, поэтому Он Своим любимым существам (ангелам и людям) передает важное качество. А раз это свобода, то она всегда предполагает возможность выбора. Адам был разумным, идеальным (по сравнению с нами), совершенным существом – и все равно пал. Ангелы тоже свободны, и у них тоже есть возможность выбирать.

Я на прошлых беседах предлагал для размышления образ горной дороги. У каждого горного серпантина есть отбойники, которые показывают, что за них заезжать не надо: там обрыв. Ты разумом понимаешь, что надо ехать по этой дороге, по правилам. Если ты их нарушаешь, то падаешь в пропасть и гибнешь.

Получается, что у разумных существ, ангелов, тоже была возможность выбора, поскольку они разумны и свободны. Из Предания Церкви мы знаем, что произошла трагедия: разумные существа отвергли любовь Бога, служение Ему и восстали против Него. Почему это получилось? Потому, что они духи: разумны, свободны.

Есть такая пословица «невольник – не богомольник», и Богу невольные богомольники не нужны. Он создает ангелов и людей разумными, чтобы мы разумно обращались к Нему, разумно пользовались теми благами, которые Он как любящий Отец нам дает.

Ангел – дух с особым телом. Обладая более глубокими познаниями Бога, чем мы, видя духовный мир, поклоняясь Богу, купаясь в Его славе, любви и благости, он тоже, оказывается, имел возможность выбора.

Что произошло? Я говорил уже об иерархии чинов. Священное Писание и Предание Церкви говорят нам, что один из херувимов (не самый главный, а один из старших ангелов) вдруг стал допускать мысль, что он сам как Бог. Представляете? Это все равно что ребенок, которому любящие родители все в жизни обеспечили, сидит на горшке и думает: «Я достиг всего этого материального благополучия, уважения»… Да ничего ты сам не сделал, это тебе все дали!

У этого ангела произошла ошибка из-за неправильно используемого дара свободы. Он впустил в себя гордыню, которая является противоположностью любви. Как только ты уклоняешься от света, ты попадаешь во тьму. Как только ты уклоняешься от добра, ты его лишаешься.

Что такое зло? Это отсутствие добра. Отсутствие добра произошло, ибо разумный дух родил в себе мысль, что он сам как Бог, сам может быть Богом, – и он соблазняет этой мыслью тех ангелов, что находятся в его подчинении. Приняв эту греховную мысль, впустив в себя гордыню, из-за неправильно используемого дара свободы часть ангельского мира попадает в зону зла, когда, отвернувшись от света, Бога, благости, благодати, они тут же превращаются в ангелов злобы и греха – становятся носителями этого греха.

Откуда появилось зло? Не потому, что Бог чего-то не рассчитал, не просчитал. Он действовал по любви, создавая свободных существ, но эти существа оказались неблагодарными. Будучи всеблагими, имея все необходимое, пользуясь даром свободы, они сами себя толкнули в пропасть предательства Бога, и с ними произошли очень важные изменения.

Какие? Все, что противоположно свету, – это тьма. Все, что противоположно добру, – это зло. Как только уходишь от света, попадаешь в тьму. Как только уходишь от добра, становишься злом.

Те огромные духовные силы, возможности, дарования, которые были у ангелов, претворились с плюса на минус: стали источниками страстей в них самих. Если у них была огромная любовь к Богу, то после предательства у них огромная гордыня; если были одни положительные качества, то они все стали отрицательными.

Если наше тело сильно на нас влияет, мы изменчивы, можем огорчиться и впасть в грех, но подняться и снова исправиться много раз в день, то ангелы из-за своей простой природы и духовной силы выбирают один раз. И этот пунктик я прошу вас, братья и сестры, прочитать и запомнить: изменений у них нет. Выбрав один раз, они не могут и не хотят больше меняться.

Падшие духи (ангелы, ставшие бесами, источниками зла в этом мире) во главе с херувимом, который пал, которого мы называем «дьявол», «сатана», никогда не изменятся. Нет такого времени, когда они скажут: «Ой, Господи, прости, мы столько натворили, виноваты» – это свойство зла, оно таково, что если у человека еще есть шанс на покаяние, то у ангелов его нет, они не будут каяться, они не хотят.

Добрые ангелы свергли падших ангелов с небес. Куда свергли? Сюда, в материальный мир, в космос – здесь их место обиталища. Как добрые ангелы не предадут никогда Бога, так падшие ангелы никогда не смогут восстановить свою природу.

Это я к тому, что существуют, к сожалению, и в наше время православные христиане, которые мечтают, что все восстановится, Господь все восстановит: и падшие ангелы станут хорошими ангелами, и падшие грешники будут просто так прощены, «потому что всех жалко».

Это неправильная мысль: природа зла такова, что если по своей свободе разумное существо выбрало зло и не хочет по своей свободе действовать ко благу и идти к покаянию, то оно не покается и не исправится. А раз не исправится, то существование рядом с Всеблагим Богом для такого существа будет настоящим адом.

В Евангелии можно прочитать о том, как Христос приходил к бесноватым, и бесы трепетали и вопили: «Что Ты прежде времени мучаешь нас?» – благодать мучает этих существ.

Подведем итог нашей беседе.

Зло появилось как неправильное действие свободы ангелов, которые потом превратились в бесов, и это зло они транслируют уже на нас. Да, падшие ангелы – сильные: у них есть сила, мощь, кипучая злоба, которой они друг у друга учатся, которая приводит их к вражде друг на друга. Но какой бы ни была их мощь, злоба и сила, они все равно подчиняются Богу, ибо Господь – Вседержитель. Но подчиняются они не добровольно, а находятся как будто в оковах, как говорит святитель Игнатий, и не могут делать то, что Господь им не попустит. Они вынуждены подчиняться, ибо мир так устроен, – Бог всем управляет. И Господь до времени дает этим духам существовать и испытывать нас.

Сегодня мы разобрали тему «Как появилось зло». Братья и сестры, я благодарю вас за терпение, за то, что вы смотрите нашу передачу, присылаете отзывы, вопросы – еще раз напомню, мне это важно.

Если у кого-то есть желание, присылайте ваши вопросы на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru . Я постараюсь вам ответить или в частном порядке, или мы коснемся ваших вопросов, если они будут по теме, в беседах. Сегодняшняя тема тоже появилась благодаря вашему вопросу, «откуда появилось зло?». Спаси вас Господи, братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс