Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Часто можно услышать упреки (и в адрес телеканала «Союз»), что в наших программах повторяются темы и вопросы – человек уже это слышал и, увидев вновь, говорит: «Ну зачем мне это? Я это уже знаю, слышал». О Церкви, кажется, множество информации представлено и в СМИ, и в книгах. Но практика показывает: разговор можно продолжать и продолжать, ведь далеко не все понимают суть понятия «Церковь».
– Да, вы правильно отметили: в каком-то смысле наши беседы – это циклично повторяющиеся известные давно темы. Но, в общем-то, жизнь так устроена: она движется все время вперед, но мы живем базовыми понятиями – непреходящими ценностями и истинами, основополагающими всей нашей жизни. Евангелие, которое дает для нас Господь, – это кладезь и та истина, которую мы в течение всей жизни должны осмыслять, проживать и, может быть, до конца не сможем реализовать. Святоотеческое наследие, огромнейший опыт церковной жизни – все то, к чему мы вновь и вновь должны обращаться.
Мы прекрасно понимаем, что человеку, который занимается каким-то видом спорта (или интеллектуальной деятельностью), требуется постоянное возвращение к базовым вещам. Даже если он прекрасный спортсмен, достигший высоких результатов, мировых или региональных рекордов, он начинает свой день с самых простых вещей. Так и человек, занимающийся интеллектуальной деятельностью: погружаясь в глубинные понятия, он все равно всякий раз возвращается к базовым понятиям, на основании которых строит свои рассуждения.
Вообще, вся наука построена на том, чтобы мы базовые понятия впитали в себя, что называется, с молоком матери. Школьная программа повторяется в дальнейшем в университетах, уровень знаний повышается постепенно: все образовательные программы в каком-то общем формате повторяют одну и ту же информацию, которая важна; так построен принцип человеческого мышления. И для тех, кто видит себя членом Церкви Христовой, всегда актуально тренировать свой ум, всякий раз научаться, обращаясь к опыту и наследию святых отцов и, безусловно, к Священному Писанию.
Когда мы говорим о Церкви, это тема, с одной стороны, может быть, прозаичная, но, с другой стороны, к этому мы должны серьезным образом обращаться.
Даже в Символе веры есть упоминание, что собой представляет Церковь, дается качественная характеристика – 4 свойства Церкви: Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская.
Святитель Филарет (Дроздов) дает такое определение Церкви: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Оно базовое, в нем выражается серьезная мысль, что «Церковь есть от Бога установленное общество людей».
Нам не всегда нравится, когда Церковь называют религиозной организацией. Это то, что связывает ее с другими религиозными и нерелигиозными организациями, подразумевается некая деятельность. Неслучайно святитель Филарет очень четко подмечает, что «Церковь есть от Бога установленное общество людей»: именно это и отличает Церковь от всех прочих существующих объединений, организаций, партийных групп.
Само слово «Церковь» в буквальном смысле можно понимать (др.-греч. ἐκκλησία, «экклесия» – «призывать, приглашать») как общность людей, которые услышали призыв Божий и откликнулись на него.
В Священном Писании мы слышим слова Христа: много званых, а мало избранных. Действительно, каждого Господь призывает к Себе, но мало кто по-настоящему становится членом Церкви. Еще печальнее, когда человек, вроде бы войдя в церковное собрание, как-то криво, исключительно своими измышлениями представляет для себя, что есть Церковь. Часто это связано с тем, что он еще не в полной мере воцерковился, еще не стал полноправным членом Тела Христова и видит в Церкви как в большой общности людей то, что может «удовлетворить его религиозные потребности» – такой своего рода духовный магазин. Это, конечно, примитивно и совершенно неправильно.
Другой момент, когда человек ассоциирует Церковь с личностью и деятелем, находящимся непосредственно в храмовом сооружении. У большинства людей Церковь ассоциируется с батюшкой, который в ней присутствует. Люди к нему привыкают, и всякое его слово осмысляется как слово, исходящее от Полноты Церкви. В целом нельзя сказать, что это неправильная мысль: это действительно так, ибо по благословению священноначалия (Правящего архиерея и Святейшего Патриарха) каждый священнослужитель несет свое послушание на приходе и возможность совершения таинств ему делегируется епископом. Эту строгую иерархическую систему мы принимаем с апостольского времени – именно так апостолы учредили Церковь Христову на земле как собрание верующих людей, где человек спасается и получает необходимую Божественную благодать для своей жизни и реализации того потенциала, что Бог дает человеку на земле. В этом смысле не надо ничего для себя придумывать – нужно открывать Священное Писание и читать. Апостолы учреждали епископов, ставили пресвитеров и в дальнейшем управление Церковью Христовой – жизнь Церкви строились вот в такой иерархической вертикали.
У Дионисия Ареопагита в его трактате «О небесной иерархии», отчасти в писаниях ветхозаветных и у апостола Павла рассматривается иерархия Небесных чинов – да, она существует, так установил Господь. Иерархия существует и в земном бытии Церкви. Под Церковью мы понимаем Церковь Небесную (торжествующую) и Церковь земную (воинствующую). Воинствующая она не потому, что мы воюем друг с другом: апостол Павел говорит, что наша брань не против крови и плоти. Церковь не борется с плотью и кровью, то есть с явлениями этого мира – в общем-то, эта позиция выражена Самим Спасителем Иисусом Христом.
Мы называем Церковь Апостольской не потому, что ее придумали апостолы: Господь учредил Церковь и остается ее Главой. Но апостолы по тем заветам, которые Господь оставил, учредили ее именно так, как мы сейчас видим, и сохранять это в единстве и мире – наша безусловная задача.
Конечно, каждый член Церкви должен понимать ту меру ответственности, что ему полагается Церковью в Лице Самого Спасителя Иисуса Христа. И это выражено в качественных характеристиках Церкви, которые даются в Символе веры, мы уже их назвали. Церковь единая, то есть Господь пришел создать одну Церковь – не 2, не 25: Христос один, и истина может быть только одна, не может быть 2 или 3 истины. Если кто-то вдруг скажет: «Истина у меня, а у вас истины нет», – это будет безумие, высота тщеславия и гордости человека.
Компромиссов никаких?
– По большому счету, нет. Здесь есть момент не совсем правильного понимания слова «компромисс». В контексте христианского учения и того, что говорит Господь, компромисса с грехом быть не может: либо белое, либо черное.
Господь говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает – либо с Ним, либо не с Ним. Иного порядка нет. Здесь компромисс не в плане принятия греха, но в плане свидетельства об истине. Свидетельство веры и правды Христовой, Евангельская весть – это миссионерский потенциал и императив, который Церковь выполняет с первых христианских веков.
Апостолы не идут на компромисс с языческим миром, но они предлагают языческому миру вернуться в Божие русло, обрести полноту истины. Ради этого Церковь существует – это светильник для заблудших, для тех, кто не обрел веру во Христа или, может быть, отступил или в силу каких-то исторических обстоятельств находится в отдалении от Православной Церкви.
Разделение между Западной и Восточной Церквами случилось в XI веке, и потом отделение происходило на протяжении многих веков. Но мы чувствуем, ощущаем себя христианами, и задача Православной Церкви в межхристианском диалоге – не идти на компромисс, но свидетельствовать о полноте истины, памятуя о необходимости возвращения заблудившегося, отпавшего по разным обстоятельствам, в единство, которое предлагает для нас Господь. Это не компромисс, но свидетельство о полноте истины, что осуществляет Православная Церковь во всем мире перед любым лицом – язычником, атеистом или человеком иных религиозных конфессий. Это наша задача.
Мы говорим, что Церковь Святая, ибо Свят ее Глава – Спаситель Господь Иисус Христос. Святость – это качество, к которому мы стремимся: «Святи будите, яко Аз свят есмь», – говорит Господь Вседержитель. Церковь Соборная – это свойство Церкви порой не совсем верно трактуют. Предлагается такой образ в отношении этого качества: как в капле росы отражается все солнце, так и в каждом члене Церкви должна отображаться полнота истины. Это важное понимание того, насколько мы должны быть широко эрудированными в вопросах веры, глубоко в них разбираться. Святые отцы (например, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним Стридонский) говорят, что от незнания Писания – всякое зло: не знать Писания – не знать Христа.
Сегодня многие предлагают какие-то дикие, странные идеи, обвиняя всех на свете в самых невообразимых вещах, однако совершенно не стараются заботиться понять, что об этом говорит Церковь, что свидетельствует святоотеческое наследие. А ведь соборные документы, которые Церковь и в Новое время предлагает в отношении разных аспектов жизни, построены на Священном Писании и Предании Церкви. Например, в этом году будет 20 лет со дня принятия «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» – они были приняты на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года. Всем рекомендую ознакомиться с этим фундаментальным документом, который состоит из 16 разделов. В начале его рассматриваются базовые понятия, основные богословские положения, говорится, что такое Церковь. В документе отражается позиция Русской Православной Церкви в отношении церковно-государственных отношений и актуальных общественных вопросов, до сих пор остающихся на повестке дня. Почти половину объема его занимает разрешение таких понятий, как нация, Церковь и государство. Сегодня это важные моменты.
Очень важные.
– А документ серьезнейшим образом был сформулирован уже 20 лет назад. К сожалению, сегодня к таким документам мы не обращаемся и выдумываем свои представления, как должна Церковь относиться к тем или иным насущным вопросам.
Там рассматривается целый ряд и других тем, в том числе проблемы биоэтики, отношение Церкви к СМИ и многие другие аспекты, составляющие сферу актуальных вопросов сегодняшнего времени, и они должны изучаться на основании этого важнейшего документа.
Поговорим о людях – членах Церкви. Человек пришел в Церковь, какое-то время в ней находился (я осознанно использую слово «находился»), а потом происходят изменения – и вся его горячность, желание трудиться, с чем-то бороться выливаются не на себя и свою жизнь, а на тех, кто рядом, даже на Церковь в целом. Он начинает активно продвигать свои взгляды...
– В этом есть, наверное, момент неофитства, и мы об этом тоже постоянно говорим. Все хочется, все интересно, а в какой-то момент человек либо сам угасает, либо его «угасают» (и это хорошо срабатывает). Если человек остается в нормальном состоянии, он понимает и говорит: «Батюшка, хорошо, что Вы меня осадили несколько лет назад! Сейчас я понял, что мне этим не надо было заниматься». Священник сталкивается с этим в своей повседневной практике и понимает, как и что. Такое здравомыслие и обращение к священнослужителю – это нормально.
Бывает, что такая рьяность, неофитская деятельность обращается на внешнее: ты до конца еще ничего не понимаешь, а начинаешь судить о внешнем. У нас это часто бывает, человек начинает отмежевываться от своих коллег, знакомых. Он не покушается на преобразование всей Церкви, мол, сейчас мы ее сделаем святой, а вы, ребята, какие-то не очень красивые; чаще всего люди жалуются, что человек начал ходить в храм, а теперь дома всех обличает в грехах, только на эти темы говорит и вообще стал уже невыносимым. Хотя, казалось бы, человек, напротив, должен преображаться. Ведь задача Церкви – преображение личности.
Еще есть крайняя форма: когда кто-то видит, что надо всю Церковь менять, возвращаться к чему-то, как было раньше – у нас любят возвращаться к апостольским временам. Так ты сделай себя сначала апостолом, и тогда, может быть, можно будет об этом говорить, но в целом все это выглядит весьма странно. Ясно, что человек хочет что-то делать, в нем родилась какая-то идея фикс, но прикладывается она совершенно невнятно.
Вы правильно говорите, что наша христианская позиция заключается в том, что надо заняться собой, а уж дальше – будем смотреть. А то ты сам весь неотесанный, сам толком ни в чем не разбираешься, двух книг даже не смог осилить, толком молиться не научен, а все туда же... Из-за этого, конечно, получается какая-то ерунда и сумбур.
Господь говорит то, что могут и вам сказать: «Врач, исцелись сначала сам». То же самое в отношении осуждения. Господь, конечно, обличает и книжников, и фарисеев, но в целом это урок для нас: Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь? Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу? И ведь это относится вообще ко всей действительности, общественной жизни.
Кто-то сейчас скажет: полчаса назад я говорил, что в нашем христианском понимании есть белое и черное, промежуточных цветов нет. Да, на компромисс с грехом мы не идем, совершенно верно, и надо изгнать всякое нарушение, но при этом выпуклость (этот термин мы будем применять) нашего сознания будет заключаться в том, что есть понятие любви, милосердия – Бог действует в контексте любви и предлагает это нам. Грех для нас абсолютно неприемлем, но наша задача – человека от греха стараться очистить, предложить ему иные смыслы жизни.
Церковь предлагает любому человеку идти на диалог, не отмежевываться, не закрывать свои двери. Мы всегда говорим: «Давайте общаться, чтобы понимать, какими базовыми ценностями мы руководствуемся. Может быть, вы что-то не понимаете? Может быть, Священное Писание – это не то, чем вы сегодня руководствуетесь, и в вас поселились какие-то идеи, противные Евангельскому духу любви, сострадания, милосердия?». Эти моменты мы должны внимательнейшим образом изучать.
Конечно, рьяность и сердечный порыв – это хорошо, но это должно быть в умеренном контексте и обращено к самим себе. Наверное, не случайно в нашем христианском календаре столько постных дней: пост – время заглянуть в свое сердце, в свою душу; не пялиться по сторонам, изучая всех и вся, а обратить взор внутрь себя. Если большинство дней в году постные, то, может быть, это чтобы мы заботились о спасении своей души? Завет преподобного: «Спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся», так вот, надо посмотреть: спасаются ли вокруг меня тысячи людей? Или, может быть, вокруг меня тысячи людей падают, как свиное стадо в обрыв? Разберись с самим собой – в первую очередь, проверь, протестируй себя: возьми Евангелие и подумай, что ты говоришь: есть ли в твоих словах слова Христа – есть ли в них любовь, которую проповедует Господь? А дальше, может быть, Господь укажет тебе прямой путь.
Были святые отцы, чьи творения для нас стали величайшим достоянием, – а им духовник в свое время запрещал писать, и они несколько лет ничего не писали. Казалось бы, сколько великолепных трудов святой мог написать за время своего молчания! Пусть для наших телезрителей это будет загадкой. Хочется, чтобы они нашли ответ: кто же этот святой, который молчал, а потом ему вновь было разрешено писать? Его творения для нас действительно – величайшее достояние, это величайший святой отец, и несколько лет ему не разрешалось писать. Вопрос: он что-то потерял за это время или, может быть, что-то приобрел, явив для нас свои труды, что стали величайшим достоянием?
Завершая наш диалог, хочется сказать, что жизнь Церкви в первую очередь строится на том послушании, которое однажды Спаситель Иисус Христос предложил Своим ученикам, а сегодня предлагает каждому из нас. Тогда Он сказал им, простым рыбакам: «Следуйте за Мной». Они бросили все и пошли за Ним. А кто-то не пошел.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.