Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1077) → Протоиерей Максим Плетнев. Христианство: как изменить себя?

Протоиерей Максим Плетнев. Христианство: как изменить себя?

№36 (1077) / 14 сентября ‘20

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Священник Даниил Рябинин: Церковь

Отец Максим, когда мы говорим о христианстве и о возможности изменить себя (я специально говорю о возможности), возникает проблема: «Нам всем очень хочется стать христианами и быть ими, но можем ли мы ими стать?». Я очень прошу Вас помочь нам разобраться, как изменить себя в условиях сегодняшнего христианского мира?

– Я бы начал с другой стороны. Изменить себя невозможно, если не меняться. Мы постоянно меняемся. Иногда звучат слова: «Я не меняюсь – стараюсь, но ничего не получается» – нет, мы постоянно другие: каждый день меняются и наше физическое тело, и наша душа, и наша личность.

Следующий вопрос: в какую сторону мы хотим измениться, что мы хотим поменять, куда должны быть направлены изменения? Вот, наверное, первый вопрос, а потом уже: как идти в сторону, которую мы себе наметим? Что занимает главное место в этих рассуждениях? По святоотеческому учению, у человека есть дух, душа, тело. И есть три силы души: разум, сердце (наши чувства, эмоции) и волевая сторона. Разум помогает понять, что же я хочу, а принимает решение волевая сторона: я решаю – и стараюсь воплотить это решение в жизнь.

Мы должны подойти к теме желания. Чего я хочу, каких изменений? Если мы говорим о христианстве: хочу ли я быть христианином? Если я хочу быть христианином, то им надо становиться – вставать на этот путь и идти по нему. Православие невозможно изложить теоретически, оно познается только на практике (это не мои слова, а достаточно известная формула). Можно изложить массу теорий о христианстве, о том, что такое быть христианином, но невозможно этому научить в полноте: каждый человек это проходит на практике, имеет личные религиозный опыт, жизнь, личные шаги.

Конечно, есть много общего, есть определенные вехи – у нас есть святоотеческое наследие, учение Церкви, но теоретическая часть все равно не даст полноты. Дает, но очень немногое. Если я решил быть христианином, то надо по этому пути пойти.

Путь из чего слагается? Из церковной жизни. Это не формальная церковная жизнь, а религиозная церковная жизнь в ее полноте. Следовать за Христом – это прежде всего двуединая заповедь Христа о любви к Богу и ближнему. Бог есть любовь – этими словами настолько все сказано, что можно заканчивать передачу. Как быть христианином? Любить Бога и стараться любить людей, ближних и идти этим путем.

Это тяжелый путь. Путь любви – путь страданий, жертвы, лишений, но это прекрасный путь, и нужно им пройти.

Я подчеркну, что церковную жизнь во всей ее полноте можно назвать инструментом, чтобы мы могли идти этим путем. Что такое эта полнота? Все, что у нас есть в Церкви – все наше богатство: и богослужебный календарь с чередой постов и праздников, и молитвы, и удивительное чинопоследование богослужений, песнопения, храмовое зодчество, иконопись – «богословие в красках». Даже ладан нам дается для обоняния, чтобы мы могли через эти чувства одухотвориться и соединиться с Богом, богословское учение Церкви. Сегодня мы можем говорить о таких вещах, как социальное служение Церкви: это тоже инструмент, чтобы становиться христианином.

Вопрос телезрителя: «В притче о безумном богаче говорится о Божием критерии счастья. Земные богатства остаются на земле, а на Божий суд идет только душа. Господь посмотрит, что приобрел человек за свою духовную жизнь. Так почему же многие не перестают врать, воровать и осуждать? На что же все-таки надеяться в будущем?».

– Несмотря на кажущуюся простоту, вопрос очень серьезный. Я думаю, телезритель имел в виду верующих в Бога людей, церковных. Так почему же люди, знающие Бога, не перестают грешить, врать? Это вызов нам: я думаю, каждый христианин должен задать себе этот вопрос и посмотреть в своей душе ответ на него – очень важен наш личный религиозный опыт, наша личная духовная жизнь.

Хотя Бог один, путь к Богу каждого человека уникален, ибо каждый человек уникален. Более того, человек узнает Бога как-то по-особенному, уникально – так, как больше никто Бога не узнает. Складываются личные отношения. Почему я могу и дальше совершать грехи в этих отношениях, хотя вроде бы верую в Бога? Это серьезный вопрос к нашей совести.

На мой взгляд, он затрагивает такую дилемму, о которой говорил апостол Павел: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю,что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?».

К сожалению, в нас есть темная часть души, она продолжает идти к греху, хотя светлая стремится к Богу. Здесь очень важно все равно идти к Богу: вначале мы говорили, что важно захотеть быть христианином – захотеть идти за Христом. Несмотря на темную часть моей жизни, надо все равно идти дальше и творить добро.

У каждого свой христианский подвиг: мне кажется, каждый человек может свою жизнь возвысить до подвига. Надо найти эту возможность, она есть у каждого. Я даже призываю к этому. Что значит подвиг? Это жертва – какое-то жертвенное проявление жизни: без жертвы невозможно – без нее нет любви. Жертва – это, конечно же, непросто; любить – непросто. В каком-то смысле даже страшно любить: мы осознаем, что наша любовь – не то, что два любящих сердца встречаются.

Господь призывает нас любить всех – даже врагов. Что значит любить врагов? Это значит, что в ответ может быть совсем не любовь, а, наоборот, ненависть, обиды, пренебрежение, и нужно идти сквозь это, сквозь все несовершенство нашего мира. Если же этого не делать, то хотя бы думать о любви – это уже замечательно.

Прекрасные слова из Пасхального послания Иоанна Златоуста, что «Господь и дела приемлет, и намерение целует, и деяния почитает и предложение хвалит»: человек, имей, хотя бы намерения, хотя бы желания – сейчас не получается что-то, а потом, глядишь, эти намерения материализуются, и ты сделаешь какие-то поступки, которые проявят твою любовь в этом мире, она станет существенная, а не теоретическая. Но это необязательно сразу.

Вопрос телезрителя: «Как правильно понять слова Спасителя: придите ко Мне все обремененные, и Я успокою вас? Как правильно во всем смириться? Каждая душа христианская. Как нам, всем людям мира сего, настроиться на полноту смирения? Святые отцы говорят, что не сразу получается полностью смириться, полюбить ближнего. Как нам делать то, что мы должны?».

– Мы уже говорили о первом шаге: принять и захотеть. Следующий шаг: как идти? В нашем духовном пути, путешествии, важен Бог: невозможно своими силами стяжать такие вещи – не получится. Здесь необходимо богообщение.

Оно уже должно у нас с вами начинаться: невозможно без Бога стать смиренным, невозможно без Бога любить. И здесь очень важный момент, мы с ребятами вчера об этом говорили: необходимо, чтобы произошла встреча с Богом. Это чудо: если его нет, религиозная жизнь теряет смысл.

Встреча с Богом зависит не столько от нас (у нас должна быть готовность), но и от Бога. В моей практике, даже еще не пастырской, был такой случай. Я был молодым воцерковившимся человеком, неофитом. Я помню, как общался с одной девушкой – я к ней очень хорошо относился и хотел ей помочь. Я говорил ей о Боге, и это было как об стенку горох. Мы встретились через 2 года – я говорил те же слова, но человек внимал каждому слову, впитывал их как откровение, будто после долгого пути в пустыне вдруг нашел источник воды живой. Это говорит, что бывает и время неподходящее, и человек бывает не готов. Встреча с Богом – это чудо.

Есть прекрасный рассказ Антония Сурожского, как происходит встреча с Богом. У каждого она своя. Но если она не произошла, не произошло начало этого общения, то дальше – непонятно как… Может быть, она не произошла. Тогда есть прекрасная формула – это слова отца бесноватого отрока. Господь спрашивает: «Веруешь ли, что Я могу исцелить его?». – «Верую, помоги моему неверию»: я понимаю, что мне это надо. У нас на реабилитации бывают такие истории – наши воспитанники говорят: «Я хочу верить, но у меня нет веры. Все говорят о вере, а я ничего не чувствую. Я знаю теоретически, что Бог есть, я хочу в Него верить, но пока ничего этого нет. Что делать?». На мой взгляд, начинать молиться. Встречи не произошло, но хотя бы такой формулой: верую, Господи, помоги моему неверию – «понимаю, что нет внутренне этой веры, нет никаких сил для веры, но я хочу этого. Помоги мне, Господи, приди в мою жизнь, возобнови жизнь духовную, возроди мое сердце!». Конечно, я глубоко уверен, что Господь не оставит человека с таким стремлением – более того, Господь говорит в Евангелии об этом: есть замечательные слова в Евангелии от Матфея, мы часто их слышим: стучите – и отворят, ищите – и найдете, просите – и дастся вам. Но в Евангелии от Луки Господь говорит, что дастся: дастся всякому прощающему Дух Святой. Прежде всего надо искать и просить благодати Божией – Духа Святого. Господь говорит, что дастся каждому, кто просит, кто к этому стремится, этого жаждет внутренне. Мне кажется, путь открыт.

Блаженны нищие духом… Вообще, «блаженны…» здесь можно вспоминать…

– Очень важные слова – давайте еще раз подчеркнем: важно желание. Очень важно: я есть то, что я желаю. Если я хочу быть с Богом – насколько я хочу быть с Богом, насколько это желание во мне есть, насколько оно крепко? Или я все-таки хочу чего-то совсем другого? Хочу быть с Богом, а потом еще чего-то, еще чего-то... Этого «чего-то» может оказаться гораздо больше, а «с Богом» – где-то на стороне, на периферии моей жизни. Как тогда эти слова произнести искренне? Об искренности мы сегодня говорили, в религиозной жизни искренность – это однозначное условие. Без этого какая жизнь? Как можно с Богом выстроить неискренние отношения? Значит, их просто нет, ничего нет, никакой веры в сердце, если это все неискренне. Маразм какой-то получится. Чего же я на самом деле хочу?

Нужно возрождать в себе желание быть с Богом, а потом этим желанием руководствоваться и идти потихоньку. Глубоко уверен, что Господь не оставит нас на этом пути – Господь говорит мне, я верю в слова Евангельские.

Совсем недавно на проповеди митрополита Варсонофия прозвучало: у нас есть два примера – апостол Павел и молодой богатый человек, который не смог бросить земное богатство: он все знал (все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?), но не сумел расстаться с земным. Павел из Савла стал Павлом, не готов был услышать Бога, но был готов к встрече с Ним – это интересный пример. Если мы по жизни богоборцы (не соблюдаем заповеди, живем вопреки Евангелию, укоренены в своем грехе: наверное, пытаемся бороться с Богом), насколько возможны в нас изменения в христианском смысле? Можно ли с грехом расстаться по размышлении, или это только сердце?

– Размышление необходимо. Мы говорили, и нужно подчеркнуть, что вера должна быть осознанной – как без этого? Размышления необходимы, необходимы и участие сердца, и волевая сторона, которая принимает, утверждает и воплощает наши решения. Мне кажется, двойственность всегда присутствует в нас – более того, в этом трагизм нашей жизни: мы не можем здесь достичь идеала в полноте по условиям даже, ведь мы падшие существа – наша природа падшая, мы все равно будем с грехом… Только Господь без греха.

Вопрос телезрительницы: «Человек понимает, как изменить себя, когда у него есть зависимость (наркомания, пьянство). А если он живет спокойно, как ему вдруг должна прийти мысль, что нужно что-то менять? Мне кажется, это большое везение, что человек вдруг это понимает. Вот я живу: все хорошо – муж, сын хороший. Что должно произойти в жизни человека, чтобы он понял, что нужно что-то менять, если явных проявлений ненормальности нет?».

– Мы начали передачу с того, что вы все равно будете меняться. Наоборот, попробуйте не меняться – будете меняться. Наша задача – подчинить изменение благому направлению, меняться в нужную сторону.

Меняться мы будем в любом случае. Более того, я не уверен, что есть благополучная жизнь: есть благополучие, но жизнь настолько изобилует страданиями, что и в благополучной жизни я все равно постоянно встречаю какие-то сложности, которые вызывают в том числе страдания и душевные, и физические почти каждый день.

О понимании необходимости человека сталкиваться с присутствием Бога в его жизни есть прекрасные слова – писатель и богослов Клайв Льюис сказал: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий». Это прекрасная фраза – она, к сожалению, очень жизненна. Действительно, если мы не пребываем в стремлении к Богу, то происходят какие-то события, которые Господь в том числе поворачивает для нас во благо и пытается их сделать для нас призывом: отрицательные события нашей жизни перевернуть так, чтобы они стали для нас призывом к изменению жизни.

Дорогие братья и сестры, я хочу подчеркнуть: вера – это чудо. Есть Евангельские слова: никто не может исповедовать Христа Богом, если не будет дано это Духом Святым. Это действительно так. Вера, которой мы обладаем, – великое чудо, сокровище.

Мы говорили, как к этому идти… К сожалению, есть и обратный путь. Надо тоже знать, что это чудо – как хрустальный шар: это очень хрупкое чудо. Веру можно легко потерять – вера не наша. Мы верим не потому, что мы хорошие, нет. Вера – дар Божий: это вообще не мое – это Господь дает. Это проявляется во мне, ибо идет от Бога. Я знаю, что есть случаи, когда люди теряют веру прежде всего из-за тяжелого грехопадения – это тоже чудо. Часто вспоминаю слова нашего богослова Сергия Булгакова о революции: он говорил, что революция – «черное чудо». Вот такое «черное чудо»: человек верил, впал в грех – и вдруг его сердце пусто, он больше не верит в Бога. У него была не просто убежденность, он верил, стремился к этому, и вдруг это уходит: человек – как будто другой. Этот дар Божий может разрушиться через наши плохие действия.

Но я хотел бы, дорогие братья и сестры, сегодня сказать об одном событии. Будет всероссийский День трезвости. К сожалению, сейчас эпидемия – насколько она развивается, мы не знаем, но День трезвости есть: он установлен Церковью – это церковный праздник, государством не отмечается. Церковь его установила еще в 1914 году, 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, трезвенника (он не пил вина и сикера). А трезвость – это аскеза: он первый среди смертных аскет, первый по дарованиям. Недаром монашеские одежды – во многом подражание Иоанну Крестителю.

Мы пытаемся праздновать этот день – уже 2-й год мы проводим фестиваль трезвости под названием «Трезвая волна». Мы приглашаем вас, братья и сестры: будет несколько фестивалей, подразумевается несколько событий. Первое событие – новое веяние, online-конференция в программе Zoom… 11 сентября всех, кто живет в Петербурге и области, приглашаю на большой соборный молебен о трезвости. Он пройдет в важном историческом храме для трезвенников – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в 5 часов вечера. Обычно в этом молебне принимают участие батюшки, которые занимаются этими проблемами в нашей митрополии, и трезвенники. Мы все вместе молимся и за Россию, и друг за друга, и за своих близких. А 12 сентября мы организуем концерт в честь дня трезвости. Он пройдет на заводе АТИ (ул. Цветочная, д. 16) – там есть концертный зал. В 7 часов вечера 12-го числа приглашаем на концерт. Мы думаем, что немного людей придет: там 300 мест, и где-то 100 человек мы запустим точно, по нынешним нормам… Будет трансляция концерта в YouTube . Мы еще не знаем точно, на каком канале, но это будет в том числе online-концерт. Будет он на сцене, всех артистов соберем, а транслировать будем в интернете. Дорогие братья и сестры, приходите: трезвость – это праздник. Для того и фестиваль трезвости, чтобы войти в эту радость и почувствовать ее как праздник.

И помолимся. Когда мы говорим об изменении, нельзя не сказать о молитве: о ее силе мы иногда понимаем умозрительно, но тот, кто пробует молиться, да еще если уже может молиться своими словами, всегда понимает силу молитвы.

– Мы такую тему сегодня подняли – она бесконечна. Мы говорили о встрече. Все это должно сопровождаться молитвой. Богообщение выражено в молитве. Мы должны осознавать, что молитва должна быть диалогом. Нужно и обращаться к Богу, и стараться услышать Его голос в нашем сердце. Это возможно: это не самообольщение, нет – мы говорим о спокойных трезвенных вещах. Но без этого никак.

Когда мы молимся, мы, обращаясь к Господу, не видим Его удивительного требовательно-любящего взгляда, которым Он смотрит на нас. Не хотим смотреть, не видим.

– Вы очень правильно сказали. Каждый человек – целый мир. Его отношения с Богом совершенно уникальны. Когда будет встреча? Как пастырь я из собственного религиозного опыта исхожу, но у людей-то совсем другой может быть. Какие-то вещи для меня простые, элементарные, понятные… Мы столкнулись с этим на реабилитации: сотрудники мне дают обратную связь – я-то думаю, что это вообще все просто, сколько лет в Церкви, уже не задумываюсь, а мне говорят: они вообще не понимают.

Люди приходят, ничего не зная ни о Церкви, ни о Боге, и для них тема, что нельзя блудить, сложная, о которую они спотыкаются. У людей совершенно разный религиозный опыт, разный религиозный уровень. Более того, я хочу, чтобы что-то было у пасомого, а он этого не может: нет дарований еще, нет таланта. Мне кажется, очень важно это понимать и к людям относиться с любовью.

Верую, Господи, помоги моему неверию!

– Да. Дай Бог нам укрепляться в вере, дорогие братья и сестры: конечно, это сложно, но я верю, что милость Божия бесконечна. Если есть в нас искреннее желание идти к Богу этой дорогой, то движение будет. Оно может быть не сразу заметно. Порой люди ходят в храм, и «все одно и то же».

Не одно и то же: невозможно прийти одинаково в храм – каждый раз будет по-новому. Люди не замечают, но это не значит, что это одно и то же: они не замечают изменений, но изменения есть. Я за то, чтобы они были положительные, а не отрицательные. Можно же меняться так, что, наоборот, каждый раз мой поход в веру будет все более и более холодным. А надо идти в другую сторону.

Записали:
Наталья Культяева
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс