Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1077) → Епископ Истринский Серафим: Человек никогда не должен завершать для себя процесс познания

Епископ Истринский Серафим: Человек никогда не должен завершать для себя процесс познания

№36 (1077) / 14 сентября ‘20

Архипастырь

Владыка, здравствуйте! Благословите.

– Добрый вечер, дорогие друзья! Я рад всех видеть, сердечно поздравляю с началом нового учебного года. Хочу пожелать помощи Божией всем учащим и учащимся в предстоящем учебном году, чтобы Господь всем нам помог осуществить то, что мы должны осуществить в процессе познания, и прийти к новым успехам.

«Школьные годы чудесные» – мне на самом деле приятно вспоминать свои школьные годы: чему я тогда научился, до сих пор и осталось. Сложно в наше время учиться. Какими были Ваши школьные годы (я знаю, Вы учились за границей)? Насколько важно сейчас учиться? Возможно ли совершенствоваться и получать дополнительное образование, особенно молодым людям? Как Вы считаете?

– На мой взгляд, человек должен учиться всю жизнь. Об этом и говорят нам многие святые отцы, философы, мыслители – люди, посвятившие много времени познанию себя и окружающего мира. Если говорить о школьных годах, то, безусловно, у каждого человека они оставляют самые приятные воспоминания – хотя, быть может, в процессе школьного обучения были не только радостные моменты, но и проблемы, трудности: иногда школа воспринималась как что-то тяжелое, как некое ярмо, которое висит на твоих плечах и которое ты с трудом несешь. Вспоминаются слова учителей и родителей, взрослых: они всегда говорили, что все трудности и невзгоды, которые встречаешь в школьные годы, по прошествии лет будут казаться чем-то очень незначительным и даже ничтожным, простым и легким – ты будешь вспоминать обо всем, что было в школьный период, с благодарностью.

Эти слова абсолютно правдивы. По прошествии лет, когда школьные годы остались далеко позади, ты вспоминаешь это радостное, счастливое и действительно беззаботное время, когда от тебя ничего не требовалось, кроме послушания и прилежной учебы... А учеба, процесс получения знаний, участие в просвещении – это же прекрасный процесс, когда записываешь в свой ум, в свое сердце, в свою душу, как в чистую тетрадь, самое лучшее, что тебе преподают наставники в качестве достижений человечества во всех сферах. И получая эти знания, дальше уже идешь не как слепой котенок, а имеешь твердое основание, имеешь опору в полученных знаниях.

В этом смысле человек никогда не должен завершать для себя процесс познания – даже когда мы не только школу окончили, но и получили высшее образование и даже защитили диссертации на соискание ученых степеней и, быть может, сами стали преподавателями. Хотя для преподавателей, наверное, в первую очередь необходимо продолжать процесс познания. Самое лучшее образование – это самообразование. Естественно, после того, когда у тебя уже есть основа.

Процесс жизни связан с познанием: если человек перестает познавать окружающий мир, узнавать его, открывать для себя что-то новое, неизменно внутри него начинает происходить деградация – вначале интеллектуальная, затем и духовная, а потом и нравственная. Знания же всегда возвышают человека – позволяют ему раскрыть огромный творческий потенциал, реализовать таланты, которые Господь в нас заложил. Но при этом очень важно соблюдать условия духовно-нравственного совершенствования: только чистый сердцем человек может узреть Бога, сказано в Евангелии.

Соответственно, знания могут быть полезными человеку и могут быть использованы во благо лишь если есть нравственный критерий их использования. И мы знаем, как много есть печальных случаев, когда человек, лишенный острого нравственного чувства, опираясь на имеющиеся у него широкие знания, может, наоборот, приносить не пользу, а вред как самому себе, так и обществу. Поэтому мне хочется пожелать, чтобы все мы не останавливались на достигнутом, как можно больше читали замечательных книг (художественных, познавательных, научных), развивали свой интеллект, но вместе с ним развивали и свою душу.

Мы не знаем, что будет завтра: как сказал один архиерей, как бы ты ни хотел реализоваться, тебе просто не дадут – опять будет карантин или еще что-то. Приходится жить сегодняшним днем… Поэтому и время нужно беречь. Вы как раз упомянули: человек, который имеет много знаний, но при этом лишен нравственной опоры, может навредить и себе, и окружающим: знание надмевает. А как тогда приобретать знания и нравственную опору? Какие есть способы, механизмы, чтобы быть и образованным, и умным, может быть, даже чем-то выделяться и при этом быть смиренным человеком, чистым сердцем?

– Действительно, каждому из нас необходимо всегда помнить о такой добродетели, как смирение. Смирение – это не унижение, не лишение себя своего достоинства, своего взгляда, мировоззрения. Смирение – это осознание своего несовершенства прежде всего и недостоинства. И осознание несовершенства в первую очередь должно иметь место по отношению к Господу Богу.

Всякий человек, успешный в том или ином деле (мы говорим о научной сфере – не важно, будь то ученый физик, математик, ядерщик либо же ученый-гуманитарий), должен понимать, что есть определенные сферы, куда человек не имеет права вторгаться в качестве творца и хозяина мироздания. Бог поручил человеку возделывать окружающий мир, заботиться о нем и таким образом быть сотворцом Ему в окружающей действительности. Но сотворение, соучастие Богу в акте творения подразумевает действия, направленные на добро, на улучшение всего, что Господь заложил, и в соответствии с теми нравственными принципами, что Господь нам даровал. А когда мы видим сейчас попытки определенной части ученого мира войти в процессы, куда человеку не дано входить в качестве творца, изменяя установленный Богом регламент жизни, то, безусловно, с нравственной и духовной точек зрения мы имеем все основания беспокоиться, ибо нарушать установленные Богом принципы не дано никому.

Но и никогда нельзя забывать ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Насколько бы человек ни был развит, насколько бы он ни был успешен в своем познании и какие бы грандиозные планы для себя ни составлял, если эти планы направлены против Божия Закона, против цели спасения души человеческой, они всегда будут посрамлены – история с Вавилонской башней ярко нам об этом повествует.

Чтобы человек не терял нравственного измерения, необходимо иметь своей целью добро, благо. Если ты занимаешься медициной, соответственно, нужно использовать свои знания, чтобы служить во благо, а не во вред. Если ты занимаешься физикой, математикой, и здесь нужно делать все, чтобы результатом твоих знаний становилось не разрушение, а созидание. И необходимо всегда помнить о своей ограниченности, о том, что при всех познаниях и достижениях человек порой не способен решить совершенно малую проблему. Хотя бы тот же самый пресловутый коронавирус…

Уже миллион человек в России заразилось.

– Казалось бы, при таком высоком уровне научного развития до сих пор нет способа, который бы решительно закрыл эту проблему – остается пожелать, чтобы никто из нас не терял нравственного измерения, чтобы каждый из нас помнил о своих несовершенствах и главной целью всякого своего дела имел добро и благо.

Есть такая поговорка в нашем народе: «Береги честь смолоду». Вопрос: «Блуд, нечистота, страсти и так далее... Что такое нечистота?» (такое нравственное состояние человека, особенно в молодежной среде, часто встречается).

– Это очень широкий вопрос, одновременно требующий частного подхода: для каждого человека вопросы, связанные с целомудрием, всегда очень индивидуальны и зависят от целого ряда обстоятельств – воспитания, среды, в которой формировался человек, от того, что его окружает в настоящий момент. В конце концов, от вложенного в него в семье, в школе и в обществе, где он созидался как личность. Из Священного Писания, святоотеческого наследия мы знаем, что целомудрие – это сохранение себя в целостности, в «нераспыленном» состоянии, и это относится как к умственной, духовной составляющей человека, так и к физической.

Безусловно, всякий человек, особенно молодой, стремится к ярким, острым впечатлениям и ощущениям, к получению удовольствия – и порой не отдает себе отчета о последствиях тех или иных увлечений. Кто-то довольно рано входит в интимные отношения, кто-то теряет свою чистоту, распыляется. Для кого-то это затем, к сожалению, становится нормой жизни, а кто-то глубоко переживает и страдает, пытается исправиться. У некоторых происходит исправление, а кому-то очень трудно совладать с собой.

Вряд ли я сейчас дам однозначный ответ или совет, который бы помог всем сохранить себя в полном целомудрии и чистоте или же найти универсальный выход из сложной ситуации. Но я бы хотел сказать, что у всякого человека есть не только возможность падения, но и возможность встать. И всякий, кто в чем-то соблазнился, пошел на какие-то действия, которые затем не принесли того самого счастья и настоящего удовольствия, а стали лишь неким суррогатом, всегда имеет возможность найти оправдание перед Господом Богом, принести покаяние, очистить себя, свою душу и свое тело – и предстать пред Господом Богом обновленным.

Главное – не терять веры, надежды и упования на Господа Бога. И еще – чтобы никакой грех, в том числе и грех, связанный с потерей целомудрия, не становился для человека, особенно молодого, камнем преткновения на пути к Богу: иногда, особенно молодые люди (видимо, по инерции, идущей из прошлого) воспринимают Православную веру как систему запретов, императивов, нарушая которые становишься чуть ли не изгоем общества и тяжелым преступником пред Лицом Божиим и должен быть подвергнут самым строгим наказаниям. Такое неправильное понимание очень часто не только пугает, но и уводит молодого человека с пути, могущего его привести к Господу Богу. Человек начинает жить в отрыве от Бога, от Церкви, пытается дальше самостоятельно устраивать свою жизнь и, к сожалению, делает еще больше разного рода ошибок.

Господь принимает всякого человека и дает возможность каждому из нас исправить свою жизнь. И судит Господь о человеке не по его падению, а по его восстанию: с какими бы искушениями молодому человеку ни приходилось в жизни сталкиваться, главное – не терять Бога в своей душе и помнить, что Господь в первую очередь является любящим Отцом, а уже затем Судьей и Мздовоздаятелем. Прежде чем Господь будет каждого из нас судить, он каждому из нас как любвеобильный Отец протянет Свои спасительные руки, как это сделал отец по отношению к своему блудному сыну, и даст нам не один шанс, а много шансов к исправлению, к улучшению своей жизни, к совершенствованию своей души. Давайте будем об этом всегда помнить.

Вопрос телезрительницы: «Я согласна с Вашей мыслью, что нужно всегда учиться и заниматься самообразованием. Я очень часто подхожу к священникам после службы и задаю вопросы по Писанию, по Деяниям апостолов, по различным отрывкам, но получаю такие ответы, что выхожу из храма в смущении (иногда говорят: „Что Вы нам экзамен устраиваете?“). Может, я такая неудобная прихожанка? Но мне правда интересно все знать по Писанию. Интернета у меня нет, а где я могу еще почерпнуть эти знания? Они же учились в духовных семинариях. Недавно задала вопрос: что такое исповедание Бога? Исповедь в частном смысле – это когда мы исповедуем грехи, а мы же говорим: „Исповедуйте Господа, ибо Он Благ“. Исповедание – это широкое понятие?».

– Прежде всего, стоит похвалить ваше стремление к знаниям, к поиску ответов на волнующие вас вопросы. Я уж не буду судить, удобная вы или неудобная прихожанка, но, наверное, не всегда складываются благоприятные условия, чтобы священники, к которым вы обращаетесь, должным образом ответили на ваши вопросы.

Причины могут быть разные: с одной стороны, это и занятость священника, с другой стороны, могут быть и пробелы в знаниях, а кто-то, может быть, действительно ленится иногда должным образом пообщаться с прихожанами. Я не берусь судить, почему так происходит, причины могут быть самые разные, как объективные, так и субъективные.

Но заслуживает уважения, что, будучи верующим человеком, вы свою веру не закрываете в скорлупу обрядности, а стараетесь понимать – искать ответы на все то, чему учит нас вера и к чему она призывает.

Продолжайте и дальше задавать священникам вопросы, которые вас интересуют. Может быть, старайтесь подходить в более удобное и правильное время, когда священник располагает возможностью пообщаться с вами. И старайтесь сами читать соответствующую литературу. Вы говорите, что у вас нет интернета, но сейчас очень много книг – с этим нет никаких проблем. Есть и множество библиотек при храмах, приходах, куда можно прийти и почитать соответствующую литературу, в том числе и по библеистике.

По второй части вашего вопроса (что такое исповедание), если перевести это слово на современный русский язык, наверное, правильно будет сказать, что это – признание: когда мы говорим об исповедании веры, мы говорим о признании того, в кого или во что мы верим. «Исповедовать Господа Бога», «исповедовать Православную веру» означает «признавать Бога, веровать в Него», «признавать Православную веру, быть ее сторонником». Исповедание – состояние, при котором ты признаешь, соблюдаешь, сохраняешь все, что составляет религиозную доктрину. Соответственно, исповедание грехов – это признание перед Богом наших грехов, всех тех ошибок, пороков, которые есть в нашей жизни: исповедуя их, признавая их перед Лицом Божиим, раскаиваясь в них, мы стараемся очистить свою душу от этих грехов и затем стараемся их не совершать либо совершать как можно меньше. Вот, наверно, в двух словах, что такое исповедание.

Владыка, вопрос от молодого человека: он прочитал Библию, сейчас у него на столе Коран, и он спрашивает, можно ли читать эту книгу: боится, что, если его что-то привлечет в этой книге, он может уйти из Православной Церкви. Что можно ему посоветовать?

– Все зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Вообще, читать можно все. И глупо было бы кому-то это запрещать. Я могу посоветовать не читать какую-то книгу либо не смотреть какой-то фильм лишь человеку, которого хорошо знаю, духовно близкому мне, для которого мое мнение будет авторитетным, определяющим: человек, мне доверяющий, должным образом воспримет мою рекомендацию. А сказать кому-то: «Нет, Вы этого не читайте, ибо это вредно», – будет неправильно.

Запретный плод всегда сладок. А если человек хочет с чем-то ознакомиться, он рано или поздно это сделает.

Мы должны расширять свой кругозор, должны знать и иные религиозные доктрины, чтобы иметь правильные представления о других религиях и при необходимости на должном уровне и должным образом вести диалог с представителями этих религий. Если ставится такая цель, в этом нет ничего плохого, опасного – напротив, это положительно.

Но если человек до конца не уверен в своем собственном исповедании, если он лишь недавно обрел Бога в душе, недавно стал посещать храм, стоит ли ему сейчас подробно знакомиться с религиозной литературой других исповеданий? Думаю, в первую очередь следует как можно лучше узнать мир Православия: раскрыть для себя духовное богатство этого мира, его красоту, глубоко утвердиться в вере, постараться почувствовать Господа Бога на своем уровне.

Господь обязательно каждому человеку открывает Себя, каждый из нас в жизни непременно переживает момент Богоявления, и у каждого он происходит по-разному: у кого-то он может быть связано с каким-то грандиозным событием, а у кого-то происходит очень тихо, спокойно. Но Господь Себя непременно открывает. И вот когда ты переживешь момент Богоявления, когда Господь прикоснется к твоему сердцу, уже не страшно ничто: ты понимаешь, что Бог не только существует, но существует еще и Его Промысл о тебе, обо всем окружающем мире. А если так, то какие могут быть сомнения?

Вопрос телезрителя: «Странно получается. Говорят: надейтесь на Бога. А еще говорят, что чрезмерно надеяться на Бога – значит искушать Его. И как быть?».

– Мне кажется, на этот вопрос хорошо отвечает древняя латинская мудрость: «Молись и трудись» – если не ошибаюсь, это было одним из девизов преподобного Бенедикта Нурсийского. В своей жизни всякий человек должен гармонично соединять молитву, то есть надежду на Господа Бога, и собственный труд. «Под лежачий камень вода не течет»: невозможно без труда достичь какого-либо успеха в жизни.

Мы должны надеяться на Господа Бога, Ему молиться, просить Его о нам нужном, но одновременно и сами прикладывать к тому усилия. Только тогда мы сможем достичь нужного результата. Напротив, если мы будем только молиться, но сами палец о палец не ударим, чтобы сдвинуть самих себя с места, ничего не получится.

Равно как не получится ничего и в том случае, если человек полагается исключительно на свои собственные силы и забывает о Боге, забывает спросить Его мнение, подумать: «А нужно ли мне что-то из того, к чему я сегодня прикладываю свои усилия?».

Владыка, спасибо за беседу. Я хочу попросить Вас подытожить нашу встречу, – может, вновь обратиться к нашим учителям, ученикам и родителям учеников.

– Мне бы хотелось всех поблагодарить за общение, за вопросы и еще раз поздравить с с началом нового учебного года. Мне бы хотелось пожелать, чтобы он был успешен абсолютно для всех людей – как для детей, юношей, которые непосредственно проходят обучение в школах и вузах, так и вообще для всех нас, продолжающих обучение в самой главной и трудной школе, которая называется жизнью. Пусть это обучение, где главный Учитель для каждого из нас – Господь Бог, будет успешным. Постараемся оправдать доверие нашего верховного Учителя Господа Бога, быть Его прилежными учениками и приносить Ему как можно больше радости и как можно меньше огорчений. Да хранит вас всех Господь!

Записали:
Елена Кузоро
и Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Покров и Заступление земли нашей Русской

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня очень важный день для города Москвы и для всей православной Руси – мы прославляем Донской образ Царицы Небесной и молимся здесь, в этой исторической обители, вспоминая то многое, что здесь совершалось.

 
Беседы с батюшкой

Священник Даниил Рябинин: Церковь

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс