Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1074) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 4

Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 4

№33 (1074) / 1 сентября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№32 (1073) 2020

Продолжаем огласительные беседы. Сегодня будем говорить о 4-й Заповеди блаженств: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Наша прошлая беседа была посвящена 3-й Заповеди блаженств: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Мы говорили о великой добродетели – кротости, которая должна быть присуща каждому христианину. Она не передается по наследству, а приобретается христианской жизнью. Кроткий человек – украшение христианства и добрый пример для подражания.

Сегодня мы будем говорить о правде. Тот, кто хочет есть и пить, не может думать ни о чем другом, как чтобы его не мучили голод и жажда, а Господь говорит именно алчущии и жаждущии правды… Человеческая правда отличается от правды Божией: это юридическое понятие некоего равенства. Если этого нет, то никакая жертвенность не может заменить праведности.

Какую правду мы должны искать? Что самое главное для христианина? Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, то есть для христианина самое главное – поиск Царствия Небесного, спасения.

Спасение – особый дар не от человеков. Господь говорит: «Невозможно человеку спастись».

Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно – Бог спасает человека. Об этом говорит Священное Писание: Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир.

Правда Божия заключена в том, что Господь спасает человека. Ради этого Он пришел на землю, принял крестные страдания. Каждый из нас оправдан подвигом нашего Спасителя. Мы не можем спасти себя собственным подвигом: несть человек, иже жив будет, и не согрешит …

Священное Писание говорит: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов... Без Бога не спастись.

Мы должны воспринять Божественный подвиг с кротостью и смирением – человеку невозможно спастись без любви к Господу. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… Каков критерий того, что человек любит Господа? Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: кто любит Бога, доказывает свою любовь не словами, а делами.

Дела показывают любовь человека к человеку, Отечеству, Богу (через исполнение заповедей Божиих). Тяжело исполнять заповеди, но к этому надо стремиться.

Для спасения в нашей жизни должны присутствовать молитва, слово Божие, таинства.

Каждый из нас всегда уповает на милосердие Божие, без которого невозможно спастись. Мы можем привлечь его смирением, кротостью и молитвой. Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь – молитва дает человеку благодать (когда мы общаемся с хорошим человеком, набираемся от него добрых качеств, а когда мы через молитву общаемся с Богом, так же получаем от Него благодать).

В Священном Писании мы читаем слова Самого Господа, обращенные к каждому из нас. Они даны, чтобы мы знали о спасительном пути. Апостол Павел говорит жить не своим умом, но умом Христовым – и со страниц Священного Писания мы узнаем о необходимости литургической жизни, участия в таинствах.

Человеку невозможно достигнуть спасения, если он не участвует в таинствах Церкви, особенно в таинстве Евхаристии. «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда, – говорит Господь. – Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». И продолжает: «Аз воскрешу его в последний день». …Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.

Значимость каждого таинства особо подчеркивается в Церкви. Господь говорит о таинстве Покаяния: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся – нет греха, что Господь не простил бы, но есть грех, в котором мы не каемся (или вообще не каемся, не придавая значения таинствам Церкви).

Сам Бог действует через таинства Церкви, посылая человеку обилие Своей благодати. В таинствах каждого из нас невидимо касается десница Божия – и мы соединяемся с Господом, очищаемся и рождаемся для вечной жизни.

Святые отцы говорили: «Вне Церкви нет спасения. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Если мы не участвуем в таинствах, никогда не утолим свою жажду, не накормим себя. Когда человек ходит в храм, тогда он даже отказывается от земной пищи.

У одной рабы Божией была большая семья. Каждое утро ей нужно было истопить печку, накормить и проводить детей в школу, а мужа – на работу, затем заняться домашним хозяйством. Ближе к обеду у нее появлялось время, когда она могла 2–3 часа помолиться (представьте себе, не 15–20 минут, а 2–3 часа!). Потом дети приходили домой – и она с ними садилась есть. А ела только кусок белого хлеба со сладким чаем. Дети говорили ей: «Мама, ты должна поесть еще чего-нибудь». Она отвечала: «Я уже напиталась». – «Что ты ела?» – «Я сегодня всласть помолилась». Она питала себя молитвой и общением с Богом.

Ищущий правды Божией никогда не будет приписывать себе спасения, считая его делом рук Господа: чем больше человек будет делать добрых дел, стремиться исполнять все заповеди Божии, тем больше будет видеть себя недостойным. Спасение заключается не в том, что человек не грешит, а в том, что видит свои грехи бесчисленными, как песок морской.

Некоторые считают, что у них грехов нет. Это проявление гордыни. Святые отцы никогда так о себе не думали – об этом свидетельствует следующее писание: «Преподобный Агафон, видя приближающуюся смерть, трое суток смотрел неподвижными очами на небо. Сидевшие вокруг одра его братия, удивляясь тому, спросили у него: “Что так смотришь, авва?”. “Стою перед судилищем Христовым”, – отвечал Агафон. “Неужели и ты, человек Божий, страшишься суда?” – опять спросили иноки. “Сколько мог, я соблюдал заповеди Господни, – сказал им старец, – но, как человек, могу ли знать, что совершенно угодил Богу?”. “Авва, – возразили иноки, – тебе можно надеяться на добрые дела твои”. “Не надеюсь, доколе не увижу Самого Господа, – вздохнув, отвечал им святой Агафон, – ибо суд Божий не таков, как суд человеческий”».

Никто, кроме Господа, нас спасти не может: что бы мы ни делали, как бы ни стремились, не сможем победить искушения, которые готовят нам мир, враг рода человеческого и наше плотоугождение, или, как называют его святые отцы, самоугодие – мы всю жизнь любим только себя («мы самые любимые, самые красивые, самые достойные люди на земле, поэтому все лучшее должно принадлежать нам. „Бери от жизни все!“ – надо угождать своей плоти» – не каждый может этому противостоять).

Только верующий человек, который приступает к покаянию, читает Священное Писание и начинает понимать, что заповедал нам Господь, способен противостоять мирским испытаниям.

Апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных. Никуда мы не денемся, борьба с врагом рода человеческого будет всегда. Он будет хотеть нам навредить – по словам апостола Павла, сделать немало пакостей. В этой борьбе нам может помочь только благодать Святого Духа, которую мы получаем через таинства Церкви, молитву, общение с Господом.

«Надо избегать всех поводов и случаев ко греху». Грех не совершается сам собой: есть определенные места и люди, которые к нему подталкивают – туда лучше не ходить и с такими людьми лучше не встречаться. Человек должен заранее думать о поступках, которые совершает. Если он целенаправленно идет к плохому, значит, хочет совершить грех. Если человек избегает соблазнов, то он уйдет от греха.

Мы рано или поздно предстанем перед Судом Божиим. «Помни последняя своя и вовек не согрешишь», – говорит Священное Писание. Необходимо помнить о смерти и воскресении: грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение Суда. Надо помнить о Суде, ибо день гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, говорит нам Священное Писание: идите, проклятые, в огонь вечный...

Нужно помнить о будущей жизни. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Если мы будем помнить о смерти, Суде, воскресении и будущей жизни, то это будет нас ограждать от совершения определенных поступков.

«Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие». Известно выражение «если папы и мамы нет, то мне все дозволено» – папы нет, мамы нет, а Господь везде присутствует, все видит: Он знает даже наши сердечные помышления. Перед Господом все открывается. Святые отцы говорят, что мы должны следить даже за движением наших помыслов.

Поставь на страже души своей страх Божий. Начало премудрости – страх Господень. Нужно бояться не что Господь накажет, а что мы потеряем любовь Божию – это самое страшное в жизни. Нужно стремиться исполнять заповеди Божии, чтобы этого не произошло.

«Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха». Всякие соблазны и трудности бывают не только по естеству, но и враг рода человеческого пытается сделать нам немало пакостей для того, чтобы мы попались в его ловушки. Господь сказал: именем Моим бесы ижденут.

Кто хочет победить вражью силу, тот должен почаще призывать имя Господа нашего Иисуса Христа: творить Иисусову молитву. Монахи спасаются тем, что эта молитва не сходит с их уст. Если человек хотя бы 10 раз в день прочитает со вниманием, сердечно Иисусову молитву, то он будет окружен благодатью Божией.

«Как можно чаще должно прибегать к таинству Покаяния». Таинство Покаяния – это очищение, баня, омывающая нашу совесть. Таинство Евхаристии соединяет нас с Господом, мы становимся причастниками Его Божественного искупительного подвига. Этим мы и спасаемся.

Божие милосердие заключается в том, что Господь допускает нас к этому таинству. Некоторые думают: «Я не хожу, я не хочу». Может быть, надо задуматься, что Господь не допускает, а не только мы не хотим?

«Не упускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги. Знакомиться и беседовать с людьми благочестивыми… Постоянно иметь какое-либо полезное занятие…».

Полезное занятие нужно иметь, чтобы не было состояния лености: когда человек пребывает в состоянии лености и неги, ему в голову лезут нехорошие мысли. Святые отцы рекомендуют избегать праздного времяпрепровождения – нужно постоянно заниматься каким-то делом, если это непраздничный день. В праздничный день можно занимать время чтением духовной литературы, творить добрые дела.

Все мы грешные, виноватые. Никто из нас не может надеяться на спасение без великого милосердия Божия. 4-я заповедь блаженств дает нам утешение и открывает возможность для нашего спасения.

Следующая наша беседа будет посвящена 5-й заповеди блаженств: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут – мы будем говорить, что сегодня особо насущно и чего не хватает в современной жизни. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс