Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1074) → Священник Роман Колесников: Мы очень счастливые люди, ибо мы верующие

Священник Роман Колесников: Мы очень счастливые люди, ибо мы верующие

№33 (1074) / 1 сентября ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня мы отвечаем на вопросы телезрителей и обсуждаем ряд других тем, в том числе говорим о некоторых праздниках, которые отмечает Церковь и весь православный мир. Очень интересный праздник я обнаружил в календаре в этот день – рождество святителя Николая Чудотворца. У нас есть традиция празднования Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи. Но рождество святителя Николая… Он ведь не современник новозаветных событий – почему такая практика появилась?

– Я думаю, благодаря огромной любви народа Божия к святителю Николаю. Известно, что святитель некоторыми нашими православными людьми почитается как русский святой. Это действительно такой святой, житие которого мы не так хорошо знаем в подробностях (мы знаем о его чудесах). Но зато душой и сердцем русский человек знает, что святитель Николай – покровитель очень многих дел. И во всех сложных обстоятельствах мы советуем читать или акафист святителю Николаю, или канон, или вообще молиться ему, потому что он до сих пор помогает православным людям. И наравне со святителем Спиридоном Тримифунтским наш народ очень любит святителя Николая.

Я думаю, еще одна дата – повод почтить память святителя Николая, это и подтолкнуло людей Божиих обнаружить дату его рождения: в церковной традиции мы отмечаем дни рождения только нескольких человек – Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа (по человечеству), Божией Матери и Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. У других святых мы не отмечаем дни рождения. Но празднование дня рождения святителя Николая во многом является оправданным, потому что это воистину великий святой, угодник Божий, который до сих пор помогает людям. Это просто незыблемо, это факт.

А с чем связано особое почитание святителя Николая? Вы говорите, что он много помогает, и люди это ощущают.

– Нет ни одного города, где не было бы храма святителя Николая. Это благодарность народа Божия к участию в их жизни и бедах святителя Николая. Каждый раз, когда мы празднуем память святителя Николая, в проповеди всегда отмечаю, каким он становится примером для нас, православных христиан: вехи нашей жизни мало кто из людей вспомнит (когда родился или окончил школу, учебное заведение, где работал и так далее), но сколько добра человек сделал – именно это остается в вечности.

Святитель Николай как раз прославился тем, что по смерти своей действенно участвует в жизни и бедах людей, и акафист, который мы поем и читаем каждый четверг, как раз перечисляет все эти чудеса. До сих пор, если есть какие-то сложности в вопросах жилья или в путешествиях, очень рекомендовано молиться именно святителю Николаю. Это угодник Божий, который молится вместе с нами за нас Господу нашему Иисусу Христу о нашем благополучии.

А почему святые так откликаются: одному, получается, быстрее, другому медленнее или вообще не откликаются? Они выбирают себе какой-то определенный круг людей, которым потом откликаются на просьбы?

– Я думаю, что здесь на вопрос нужно посмотреть с другой стороны. Это вопрос нашей готовности отреагировать на помощь со стороны святых и вообще со стороны благодати Божией: готовы ли мы, какова жизненная ситуация? Ведь жизненные ситуации бывают очень разные. Промысл Божий заключается в том, что, может быть, нужно что-то перетерпеть. Самая большая ошибка православного христианина – обязательно что-то сделать. И вот многие люди начинают спрашивать: «Батюшка, а что такое смирение, что такое терпение и вообще как научиться смирению и терпению?» (мы же говорим, что часто Промысл Божий учит нас смирению и терпению). Ответ на самом деле очень простой: чтобы научиться смирению, нужно смиряться, чтобы научиться терпению, тоже нужно терпеть.

А молитва какую роль в этом играет? Ведь порой действительно не хочется терпеть каких-то вещей, и тогда вроде бы начинаешь молиться, чтобы это прошло. Такая молитва вообще правильная или же здесь все-таки нужно именно перетерпеть?

– Чтобы понять, терпеть нужно или что-то делать, нужно молиться: молитва – это и есть диалог с Господом, разговор с Ним.

Чтобы понять, что нужно делать, нужно спросить разрешения у Господа, а оно испрашивается именно в молитве. Поэтому молиться обязательно нужно. Другое дело, что мы полагаем, мол, ты сказал – и выполни, то есть сказал святому – и он должен выполнить, и сказал именно то, что тебе кажется правильным.

Самое главное, что в духовной жизни должно произойти, – это прозрение и исцеление, не только телесное, но и душевное, когда у человека открываются глаза и он начинает видеть обстоятельства жизни именно с точки зрения вечности, с точки зрения спасения. И в этой позиции очень важно научиться и себя слушать, и жизнь слушать.

Я служу в следственном изоляторе «Матросская тишина». Представляете, стоят передо мной молодые парни, девушки, они попали туда по разным статьям (это необязательно бритоголовые уголовники, убийцы и так далее, кто-то – по статье мошенничество, жизнь разная бывает). Я им говорю: «Вы знаете, братья и сестры, то, что мы стоим по разные стороны, не означает, что вы грешнее меня или что я более святой, чем вы. Ни в коем случае. Вы такие же грешные люди, как и я сам. Но Господь проводит вас через такие испытания. И очень часто человек, находящийся в камере, приходит к вере и через время начинает благодарить тюремную камеру, потому что именно здесь есть возможность остановиться. Понаблюдайте за собой, когда заболеваете или что-то не можете сделать вовремя. Нас же бросает в разные стороны, мы не видим ни близких, ни детей, ни жен, ни родителей: главное – это работа, успеть сделать какое-то дело… Тюрьма, оказывается, – это место, где тебя остановили. Есть 4 стены, больше от тебя ничего не зависит».

Точно так же и в духовном плане: не нужно все делать – нужно уметь остановиться, оглядеться, посмотреть, а дальше уже в связке с Господом, в диалоге с Ним как раз и находить правильный путь.

Иногда правильный путь в том, что меняются обстоятельства жизни. Иногда правильный путь в том, что ты меняешься. Иногда правильный путь, когда ты что-то делаешь правильное, и тогда уже вся ситуация разрешается.

Действительно, очень важно остановиться и поду-мать, но порой у человека день построен так, что он встает в 6 утра, в 7 часов выходит из дома, едет на электричке на работу к 9-ти часам, весь день на работе, а потом в семь часов уезжает обратно и добирается к позднему вечеру домой, остается только лечь спать – и все. Посоветуйте, как в таком сложном распорядке найти место для тишины?

– Мне кажется, очень много времени в этом безумии и в этой гонке мы сжигаем сами. Социальные сети, смартфоны, ненужная информация, пролистывание сайтов в интернете (даже новостных, даже православных, даже нужных) – все это сжигает и убивает время. Человек устает от обилия информации. Очень важно прежде всего прийти в разум истины (не случайно святые отцы говорили, что самая главная добродетель – рассудительность): стать хозяином своей жизни, своего дня. Мы же успеваем, например, поесть, помыться, ведь для нас это важно, поговорить по работе, сделать какие-то дела не только по работе, но и побочные: с кем-то встретиться, о чем-то договориться. Точно так же у нас должно быть время для молитвы.

Бывает ситуация, когда человек, допустим, проспал? У нас есть возможность послушать молитвы и в аудиоформате. Все это возможно. Важен не ритм жизни, важна жажда: я хочу дышать свежим воздухом благодати или мне это не надо? И очень часто бывает, что человеку это не надо, он может ходить в храм, причащаться Христовых Таин, может исповедоваться, но ему это не надо – просто ему хорошо в церкви. И в какой-то момент он начинает задыхаться от этой суеты. Возможно, Господь и попустил, чтобы человек, который формально ходил в храм, в конце концов Его возжаждал.

Этот образ есть у псалмопевца Давида: «Как олень желает идти на источники водные, так желает душа моя к Тебе, Боже». Представьте, олень хочет пить (это жаркая страна) – точно так же я хочу пить. Когда возникает такая жажда ощущений, человек обязательно найдет время для молитвы. В наше время есть две вещи, которые обязательно отделяют православного христианина от мирского человека, – молитва и пост. Кажется, что пост всего лишь диета, но на самом деле это некая невидимая черта, когда я пощусь во славу Божию, ибо Церковь заповедала поститься.

В Успенский пост мы говорим своим прихожанам: обязательно поститесь, не мудрствуйте (типа «пост не важен, важно духовное», но без телесного никто еще не доказал, что есть пост духовный; все это от того, что не хочется поститься и молиться, поэтому такое происходит).

Почему тогда у человека отсутствует потребность в молитве? Вы сказали про тип людей, которые ходят в храм, но не молятся. Видимо, нет потребности? Почему?

– Потому, что христианин – это новый род, новая генерация людей. Не случайно апостол Петр говорит: вы – род избранный. Это люди, в которых течет кровь Христова через Причастие, которые становяются сотелесниками, родственниками Христа. Это новая семья.

Представьте, я буду рассказывать вам про свою супругу: «Вы знаете, у меня такая замечательная супруга! А как она готовит! А детки!..». Я покажу вам фотографию. Ну и что? Обыкновенная женщина, а для меня это все, для меня это родной человек.

Точно так же верующий человек встречает Бога. Опыт встречи со Христом – это так же, как опыт любви с супругой. Как это объяснить? Как это облечь в слова? Как доказать, что обязательно нужно любить супругу? Нет, это не очевидно.

Есть, например, в современной жизни люди, для которых понятия совести нет. Посмотрите, мы живем во времена, когда человеческое слово абсолютно ничего не значит. Как так? Мы же люди – даже собака так не делает, корова так не сделает, а человек употребляет свой разум настолько во зло, что запросто думает одно, говорит другое, делает третье. Поэтому нужно понимать и точно осознавать для себя: есть люди, у которых нет потребности – это их беда, они обделены. И счастье православного христианина в том, что у него есть эта потребность: так человека создал Господь, чтобы эта потребность была.

Надо молиться за человека, чтобы у него появилась такая потребность. Появляются скорби, трудности, он приходит в храм, начинается тяжелая жизнь воцерковления, богообщения.

Если человек, слушая наши слова, вдруг понимает, что он не испытывает потребности в молитве, что ему делать? Если эта потребность необходима, что ему сделать? Нет у него потребности, живет хорошо и без этого.

– Здесь нужно понимать вот что: тот, кто живет хорошо и без этого, даже не будет смотреть наши передачи – ему это неинтересно, нет потребности подумать не о телесном. Но тот, кто уже смотрит наши передачи и интересуется немножечко духовностью, уже на правильном пути, уже Господь начинает его призывать. И здесь очень важно помнить, как сказал Господь в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Чистота сердечная – условие, когда благодать Божия оказывается в сердце человека и человек вдруг начинает распознавать эти звонки, эти капельки чистоты.

Чистоту тоже нужно уметь видеть. Это точно так же, как культурный человек и некультурный: тот, кто воспитывается на мате, не чувствует потребности в духовной музыке, в посещении театров или экскурсий и так далее. Что-то важное должно произойти в человеке, чтобы он захотел. Здесь не заставишь – нельзя сказать: ты должен делать то-то и то-то.

Когда мы учились в семинарии, академии, мы читали святых отцов и обратили внимание, что очень часто преподобные отцы, когда говорят об истреблении какой-либо страсти, не дают конкретных инструкций. Я как-то задумался, почему такое происходит. И потом пришел к выводу, что ответ нам уже дан – в Евангелии, в Новом Завете: жизнь христианина – это крестоношение, это не чувство, не мысли, а образ действия.

Не случайно в Крещении мы называемся воинами. Солдата не спрашивают, что он думает или чувствует: он должен служить воинскому долгу, он присягал. И в Евангелии точно так же: образ поведения, ориентированный на Евангелие, – это служить другому человеку, почитать Господа, служить Ему и так далее. Так и святые отцы говорят: какая разница, что ты чувствуешь, когда болеешь той или иной страстью? Это мы сейчас избалованы всякими инструкциями, ждем, чтобы нам батюшка сказал, что нам поэтапно нужно сделать. Ведь очень многие страсти искореняются благодаря тому же смирению и терпению, когда человек просто терпит и несет свой крест.

Что сделать, чтобы молитва стала потребностью? Например, есть потребность в еде, и тут организм сам подсказывает: если не поешь, долго не проживешь. И так далее – потребность в воздухе, сне, воде. Но потребность в молитве не такова – люди живут без молитвы долго, не так, как без еды. Почему тогда это действительно потребность и как ее сделать потребностью, если действительно она так необходима для жизни?

– Ибо была встреча со Христом (точно так же, как я встретил свою супругу и хочу теперь дальше с ней общаться). После этой встречи нужно возгревать желание молитвы: суета затмевает душу и человек забывает об этом опыте. Поэтому у нас есть утреннее и вечернее правило – тот минимум, который необходимо поддерживать, все-таки стремиться молиться, выполнять то правило, что заповедали святые отцы.

А тем, кто не имеет такой потребности, ибо не встретились с Богом, нужно искать этой встречи: молитва возможна только после встречи с живым Богом. Здесь вопрос именно открытости живому Господу, а это уже нельзя облечь в слова. Наша ошибка в том, что мы все хотим сформулировать. Жизнь невозможно сформулировать.

Господь живет – Он посетил тебя, дотронулся до тебя, ты ранен этой любовью, ты уже не можешь по-другому жить. И будет предательством твоей совести прежде всего, если ты перестанешь так жить. А человек, не имеющий этого опыта, пока на пути: это время становления.

Что мы можем взять из практики древних отцов и Древней Церкви? Посмотрите, как людей готовили к Крещению. Приходил человек креститься в Церковь Божию, его обучали догматам веры, но ему не рассказывали, что Бог есть – для него это уже была очевидная вещь: он знал, что Бог есть – он имел опыт встречи с Богом. Вся традиция его воспитания подсказывала ему то, что Бог есть: вопрос только в том, какой Бог истинный. Он слышал, что есть христианский Бог. Откуда он знает, что христианский Бог истинный? Он просто видит жертвенную любовь христиан и хочет быть таким же. Для него опыт богообщения уже был – пусть примитивный, пусть в двух словах, но он был.

Его начинали обучать догматам веры, параллельно он ходил на богослужения. И когда он изучил догматы веры, посетил богослужения, тогда его вводят в Церковь Божию. Может быть, и сейчас нужно подсказывать людям, которые ищут Бога, во-первых, изучать христианскую веру, а, во-вторых, посещать богослужения.

Мы недооцениваем службы в наших храмах: мы думаем, что все зависит от проповеди священника, правильности или красивости пения. Ничего подобного. Я заметил, что духовные советы легче давать в храме, особенно на богослужении, когда явно ощущается присутствие Господа и святых. Службы надо обязательно посещать, а дальше уже будет приводить Господь. Мы не знаем, в какой момент у человека щелкнет.

Я могу поделиться своей историей. Я был старообрядцем и стал православным. В какой момент я понял, что мне нужно стать православным? С детства я был воспитан в старообрядческой среде (беспоповского поморского согласия). Помню, как я, будучи еще старообрядцем, поступил в духовную академию на сектор заочного обучения, и мы общались с моими сокурсниками – священниками с приходов.

Это было замечательное время: мы смеялись, рассказывали православные байки. И вдруг я увидел две вещи. Во-первых, это совершенно обыкновенные люди, с юмором, с интересностями. А во-вторых, эти светлые молодые парни и девушки из академии – совершенно другие: не мирские, хотя интересы у каждого из нас пересекались с мирскими интересами.

Я вернулся в Латвию, у меня была светская работа. И вот однажды (помню даже это место в Риге) я просто ехал на работу, как вдруг у меня в сердце и голове что-то щелкнуло, и возник вопрос: «А почему я не православный?» – и все аргументы, которые были против Православной Церкви, оказались несущественными, их не стало.

Я пошел к православному священнику в храм Преображения Господня в Риге, где меня подготовили и приняли в Православную Церковь. Но нет этому логического объяснения… Щелкнет или поменяется что-то внутри, и ситуация как на ладони: а как же по-другому?

Мы говорим про потребность в молитве. Можно ли сказать, что человек, который познакомился с Христом, теперь нуждается в общении с Ним, как с близким другом, наставником?

– Тут нужно понимать, что это не просто встреча с интересным человеком. Нужны чувства, отношения. Моя супруга – не просто интересный человек, а мой родной человек, ибо есть любовь.

Мы встречаем разных людей. Кто-то может быть образованнейшим человеком, интересным в общении, но мы без него живем, и нормально живем. Почему мы плохо живем без своей супруги, без своих родителей? Что-то должно присутствовать помимо знакомства.

Почему православный христианин не перестает быть православным христианином, даже если не знает догматов веры? Потому, что есть некое родство. Причастие, во время которого мы становимся сотелесными и единокровными Христу, делает нас родными. А как не общаться со своими родителями? Они моя плоть и кровь.

Точно так же и со Христом. Почему первые христиане так рьяно защищали Христа? Для них Он был не просто интересный проповедник, а родной Человек, Бог, Которого они защищали своим исповеданием. На этом построена Церковь Христова. Не случайно Христос в Евангелии говорит: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего».

Я бы хотел попросить Вас подвести итог нашей беседы и что-то пожелать нашим теле-зрителям.

– Хотел бы сказать, чтобы мы как православные люди всегда учились благодарить Господа за встречу, которую Господь организовал в нашей жизни, не забывать о ней. Мы очень счастливые люди, ибо мы верующие: да, в нашей жизни многое происходит не так, как хотелось бы, но у нас есть возможность увидеть смысл происходящего.

Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы мы имели мудрость, ум Христов различать, что бесовское, а что Божеское, что угодно Богу, а что противно, что свято, а что бесчестно, – чтобы быть достойными звания, к которому мы призваны в таинстве Крещения.

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс