Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1074) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Быть христианином – это не только обязанности, но и радость общения с Богом

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Быть христианином – это не только обязанности, но и радость общения с Богом

№33 (1074) / 1 сентября ‘20

Беседы с батюшкой

Батюшка, первый вопрос: «Несмотря на жаркую погоду и ее переменчивость, иногда чувствую холодность, черствость по отношению ко всему, что вокруг. Вроде и возраст не переходный, но почему-то это происходит. Что это?».

– Духовное очерствение бывает от неумения принимать волю Божию и жить по ней, то есть это неумение распознать присутствие Божие, когда больше начинаем надеяться на свои силы, уповать на себя. Получается какая-то оставленность Божия. По-человечески нам кажется, что проявляется какая-то хладность, нелюбовь. Как в той сказке: «Что воля, что неволя – все равно». Как с этим бороться? Молиться. Говорят: «Что у батюшки ни спроси – все „молиться надо“». А молитва – самый тяжелый труд. Помолиться можно так: «Господи, помилуй». Сказать искренне, с воздыханием – Господь услышит эту молитву, поможет и сердечное очерствение умягчит, вразумит тебя. Можно Псалтирь читать день и ночь, а результата не будет никакого. Кроме того, как человеку укрепляться в своей гордыне? Поэтому просите Бога.

Все, что нам ни дается, – это дар Божий: молитвы, здоровье наше, день, который мы проживаем, ум, который у нас есть, талант – это не наша заслуга, это Божий дар. Наши – только грехи, которые совершаем, поэтому надо Бога просить, чтобы Он убрал наше духовное омертвение, хладность и дал прежде всего любовь. Когда появится любовь к Богу, тогда возродится все другое – такая живительная капелька, которая дает жизнь всему остальному в сердце человека. Когда нет любви, тогда ничего в сердце нет. Еще раз повторю: это дар Божий, о котором надо просить Бога, и, если молитва будет искренней, Господь никогда никого не оставит.

Вопрос телезрительницы: «Батюшка, я каждые выходные стараюсь ходить в храм, но не всегда причащаюсь. И услышала от святых отцов, что если не причащаешься, просто стоишь на Литургии, то ангел-хранитель вычеркивает тебя из книги жизни. Так ли это?».

– Знаете, сколько батюшек, столько и мнений. Мнения святых отцов тоже разные, нет единого пути, по которому человек идет и наследует спасение. Направление указано нам Господом в Священном Писании. Дальше мы следуем этому направлению, но каждый идет своим путем. Кто-то рекомендует причащаться каждую службу, когда человек приходит в храм, как это было в Древней Церкви, – когда христиане собирались на совместные молитвы (агапы), они причащались каждую Литургию. Почему? Тогда Церковь была гонима и каждая Литургия для них могла быть последней в жизни – за свою веру они подвергались смертной казни и могли лишиться жизни в любой момент. Потом это ушло, сердце наше охладело, и мы уже не имели такого рвения, ведь чтобы причаститься, надо сугубо готовить себя и внутренне, и внешне. Готовиться к каждой службе не всегда и не у всех получается. Некоторые считают это утомительным, поэтому по такому нашему охлаждению уже не готовимся к каждой службе, на которую идем.

С другой стороны, почему не всегда полезно так часто причащаться? Это становится привычкой – мы привыкаем и начинаем терять ощущение таинства, той благодати, которую нам Господь дает через него. Человек ко всему (особенно хорошему) очень быстро привыкает и принимает его как должное. Если вы можете причащаться часто, сохраняя в своем сердце трепет перед этим таинством, перед Телом и Кровью Христа, свое благоговение, ощущение своего недостоинства, принося покаяние в своих грехах, если в этом состоянии приходите ко Святому Причащению, – это хорошо.

Конечно, замечательно, если вы будете причащаться каждую неделю. Если не причастились, никакой ангел-хранитель не вычеркнет вас из книги жизни, если вы сами не отвернетесь от него и не пойдете путем зла. И то он всегда будет пытаться направить вас на путь спасения, исправить ваш жизненный путь, вразумить. Посмотрите, посоветуйтесь со своим духовником, со священником, у которого вы исповедуетесь, как часто вам причащаться. Может быть, каждую неделю и часто… Хотя есть некоторые прихожане, которые каждый день в храме причащаются через Литургию, по нескольку раз на неделе, – но если они к этому готовятся, стремятся, и в них есть благоговение перед таинством, зачем же их ограничивать?

Я считаю, что причащаться реже, чем раз в 2 недели, тоже плохо. Как у нас говорят: «Достаточно четырежды в год причаститься, и все». Мы видим, к чему привело такое духовное охлаждение: посмотрите на конец XIX – начало XX века, когда причащались раз в году Великим постом – для галочки. Закончилось все плачевно – революцией, крестными страданиями Церкви, священников, духовенства, верующих людей, которые претерпевали страдания за веру свою.

Поэтому не надо умерщвлять свое стремление ко Святому Причащению, и важно стараться избежать чувства повседневности, обыденности и привычности, приступая к таинству. Как священник возглашает, «со страхом и верой приступайте»... А там сердце подскажет, как часто причащаться. Я рекомендую своим прихожанам, которые приходят ко мне на Исповедь, причащаться хотя бы раз в 2 недели – в любом случае не реже, чем раз в месяц: мы ( к сожалению или к счастью) обычно совмещаем два таинства – Покаяния и Евхаристии, а они совершенно разные. Если мы исповедуемся перед Причастием – это хорошо, но если не причащаемся, то не идем на Исповедь – это плохо: чем реже мы причащаемся, тем реже исповедуемся, чем реже исповедуемся, тем больше у нас копится грехов, которые мы забываем, о которых не переживаем, не приносим в них покаяния; соответственно, мы от них не избавляемся, не исправляемся, и они потихонечку облепляют нас все больше и больше. А чем чаще мы исповедуемся, тем больше стараемся очистить свою душу от внешней наносной грязи. Так что старайтесь исповедоваться чаще и причащаться хотя бы раз в две недели. Я считаю, это хорошо.

Если крещеные дети не хотят воцерковляться, как за них молиться и какие требы заказывать в храме?

– Молиться за них надо, если они крещеные, на утренних молитвах, когда идет поминовение о здравии. Просить у Бога прощения за то, что вы своих детей с детства не приучили к Церкви, не воспитали их как достойных христиан. Наверное, не причащали с младенчества, не водили в воскресную школу, где они могли бы общаться со сверстниками. Хотя бывают случаи, когда люди ходят в воскресную школу, а потом наступает какое-то охлаждение, но мы сегодня говорили про зерно, которое посеяно… Детское сердце очень восприимчиво, оно все впитывает в себя – все хорошее и плохое оно видит, и если хорошее упало на почву, то рано или поздно даст плоды. Плохое быстро проявляется, а хорошее может явиться не сразу.

И Бога надо просить, молиться о прощении своего греха: где-то, может быть, не всегда мы достойный пример для своих детей в христианской жизни, в своей воцерковленности. Мы часто от детей требуем многого, того, чего сами не совершаем. Это тоже очень важно. Но, судя по всему, они у вас уже достаточно взрослые, раз проявляют свою волю и не хотят воцерковляться. Молитесь, просите, чтобы Господь их вразумил. Но не напоказ, чтобы они это видели и слышали, с укором, как мы часто делаем, а тихой материнской молитвой, преклонив колени в уголочке – там, где никто вас не видит. И со своими родительскими слезами попросите Божию Матерь, чтобы Она этих чад (может быть, неразумных еще) вразумила и прежде всего вас сделала достойной христианкой, чтобы, приходя в Церковь, причащаясь Святых Христовых Таин, вы источали любовь, добродетельность, а не кричали на своих близких, приходя домой, не ругали своих детей, иногда и заслуживающих порицания. Господь же нас не ругает, хотя мы достойны иногда получить хорошее наказание: Он любит, Он пострадал за нас – вот это любовь.

Имейте такую любовь к своим детям и, чувствуя эту любовь, осознав, как хорошо быть христианином, имея ваш пример перед глазами, они, вероятно, и сами придут к Церкви. Часто бывает, что дети наши видят нас говорящими одно, а делающими другое (в том числе и пастырей – так бывает: говорим одно, не всегда исполняем, хотя стараемся, стремимся, но мы тоже люди – не всегда все получается) и разочаровываются в нас.

Господь дал им возможность и разум преодолевать те искушения и испытания, которые на их пути встречаются, а мы должны являться для них достойным примером в нашей христианской жизни, дабы они понимали, что быть христианином – это не только какие-то обязанности, но еще и радость общения с Богом: христианин – не забитый человек, отрешенный от окружающего мира, а человек, живущий в радости общения с Богом в созданном Им мире. И тогда все вокруг нас начнет меняться.

Вопрос телезрителя: «Как понять, какие таланты дал Бог? Кажется, что их нет».

– Так не бывает, чтобы совсем никакого таланта не было у человека…

Например, кому-то Господь дает хороший слух. Можно проверить, есть у тебя слух или нет. Кому-то – хороший голос со слухом. А человек этим не пользуется, не развивает этот талант. Если будете развивать талант, может быть, чего-то достигнете. Кто-то хорошо рисует, но останавливается на зарисовках и дальше не развивает этот талант. Кто-то по молодости сочинял стихи, потом забросил – «нет, я бесталанный». А стихи были хорошие… У каждого есть какой-то талант. Порой мы сами не хотим его распознать.

Может быть, кто-то – хороший руководитель, это тоже талант, дар. Руководитель не в том смысле, что кулаком стучит по столу, а чувствующий ответственность за подчиненных. Быть хорошей, грамотной секретаршей – тоже талант…

Понятие «талант» очень широкое. Стоящий у станка человек может талантливо делать детали, это талант, который ему Господь дал, другой так, как он, сделать не сможет. Надо развивать и этот талант. Только надо чуть-чуть внутрь себя заглянуть: что мы вообще можем, что у нас получается? Пытайтесь то, что у вас получается, развивать в своей жизни.

Вопрос телезрителя: «Можно ли заменить утреннее или вечернее молитвенное правило на какие-то другие молитвословия?».

– Заменить можно все. Перед нами всегда должен стоять вопрос: «А нужно ли?». Еще раз говорю: человек – такая тварь, которая ко всему привыкает (тварь не в плохом смысле, мы все – твари: творения Божии). Мы и к хорошему привыкаем, и к плохому тоже, к сожалению.

В каких-то жизненных ситуациях мы находим себе оправдание: сегодня устали, у нас был очень напряженный день, мы поздно вернулись домой, а завтра рано вставать, поэтому давайте наше вечернее или утреннее правило сократим или выберем себе другую форму молитвы. Может быть, это и хорошо, но этот вопрос надо решать с духовником.

А у нас сейчас говорят: вот, Серафимово правило... Ну, братцы мои родные, не забывайте: прочитать 3 раза «Отче наш», «Богородице Дево» и один раз Символ веры – это еще не все Серафимово правило, надо еще в течение дня находиться в постоянной молитве, как это делал преподобный Серафим. Тогда, возможно, этого будет достаточно и вам.

И когда сокращаем правило, нам потом очень не хочется и очень тяжело к нему возвращаться, каждый раз как заново получается, приходится себя понуждать. Но когда мы входим в какой-то ритм и живем в нем, то и хорошо. А когда ходишь в храм, исповедуешься, причащаешься в течение года, а потом отпуск – и хочется отдохнуть от всего, уезжаешь куда-то, отдыхаешь…

И с правилом молитвенным на отдыхе так же: «Я же отдыхаю, поэтому сделаю его короче». А когда возвращаешься, снова втянуться очень сложно – особенно когда человек отдыхает месяц (вот мне Господь такой дар дает, что больше 10-ти дней никогда не получается).

Вопрос телезрителя: «Можно ли молиться с одной проблемой разным святым и в один день?».

– Молитесь сразу всем святым, и тогда не будет такого вопроса. Можно и нужно молиться, но не святым – их мы просим, чтобы они помолились за нас, укрепили нашу молитву перед Богом. Запомните: не святые дают тот или иной дар – по их молитвам и по вашему обращению к ним Господь посылает просимое.

Кто-то считает, что он сам молится Богу и просит у Бога, кто-то считает, что у него не хватает физических и духовных сил, и, ощущая свое недостоинство, призывает для духовного соработничества святых угодников. А если мы их призываем, значит – почитаем. Чем больше почитаем, тем лучше: значит, на Небе у нас больше сомолитвенников. В этом есть радость. Поэтому молитесь – Господь милостив и укрепит вас.

Вопрос телезрителя: «Дело приближается к концу жизни. Мы будем проходить воздушные мытарства, а говорят, у нас там силы воли нет. И как же подготовиться? Грехи-то мы все не исправим. Страшно. Что ж там делать-то?».

– Бойтесь одного – своими словами и поступками обидеть Бога, умереть без покаяния. Вот это страшно. Мытарства мы будем проходить… Но ведь Господь и там тоже укрепляет нас. Но что такое временные мытарства? Главное, чтобы, пройдя их, наследовать жизнь вечную, быть в общении с Богом. Вот это хорошо бы.

Но сегодня Господь дает возможность, осознавая все это, не жить в страхе перед мытарствами, а стараться исправить свою жизнь, быть сегодня достойной христианкой. Может, тогда и на мытарствах будет совсем не так страшно, как нам кажется. Мытарства мытарствами, но думайте прежде всего о Боге, о том, как Его любите, как хотите жить с Ним.

Если любите Бога, живете с Богом, то и благодарите Бога за каждый день. Придет момент, когда нам надо будет предстать перед Богом, и мы предстанем перед Ним как перед любящим Отцом, будем держать ответ.

Мы несовершенны. Если Господь будет каждого из нас судить по строгости, как мы читаем в молитвах ко Святому Причащению, кто из нас будет оправдан? Да никто не будет, и даже самые святые люди всегда уповали на милосердие Божие. Вот и мы уповаем на Его милосердие. Только по-разному можно уповать: один уповает и ничего в своей жизни не меняет, как жил и грешил, так и продолжает, а другой, уповая на милосердие Божие, старается исправить свою жизнь.

Старайтесь жить, благодарить Бога за каждый прожитый день, исправлять то, что можно исправить, сожалеть о том, что уже прошло: покайтесь, оплачьте эти грехи, забудьте про них и не совершайте их в дальнейшем. И не стройте больших планов на будущее.

Вчера прошло, завтра может не быть, а сегодня у нас есть. Живите сей день с Богом, радуйтесь и благодарите Его за все, надейтесь на Его милосердие. Когда к родителям мы приходим, даже напроказничав, они же нас любят, прощают нас, – так и мы верим, что Господь по Своему великому милосердию и нас не оставит. Но для этого надо стараться уметь принести искреннее покаяние, потому что когда лукаво приходим просить прощения, то родители не всегда прощают.

Я бы хотел попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Хочу напомнить одно: Успенский пост – строгий, в память Успения Божией Матери. Поэтому эти последние денечки подготовьте себя духовно, не пытаясь наесться всего вкусного, а духовно подготовить себя к тем дням, когда мы будем вместе с апостолами сопереживать Успение Пречистой Владычицы и сорадоваться, что Господь взял Ее к Себе. На Небе есть такая великая Заступница усердная, Молитвенница за нас с вами. Поэтому желаю вам, мои дорогие, с радостью сердечной пройти этот двухнедельный, небольшой, но строгий Успенский пост.

Записали:
Елена Чурина
и Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс