Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя из Москвы: «Как вере научиться у Бога, чтобы дышать Им как воздухом?».
– Чтобы дышать Богом, надо быть православным человеком. Интересное выражение «дышать Богом» взято из «Лествицы» – это крылатая фраза, ее употребляет преподобный Иоанн Лествичник. Посещая египетские монастыри, он видел старцев, которые прожили по 30–40 лет, убеленных сединами, с бородами до пояса. Они дышали Богом, и бесы взирали на них со страхом, а они на бесов взирали бесстрашно. Так что укрепляйтесь в Православной вере: другого пути нет Бога обрести, полюбить Его и дышать Им.
Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по Книге Откровение Иоанна Богослова (20-я глава). Там есть слова, что смерть и ад ввержены будут в озеро огненное, что это вторая смерть. Если ад и так – огонь неугасимый (в притче про богача и Лазаря у богача горел язык все время – правда, непонятно, откуда у души появился язык), то не совсем ясно, для чего его опять ввергать в озеро огненное».
– Если говорить о 20-й главе Откровения – это уже конец всех библейских Книг. Эта Книга вообще очень таинственная, закрытая – интересно, что на нее практически нет святоотеческих толкований. Эта Книга не употребляется в богослужении (она употребляется по древнему Уставу, но в современной практике – нет). Речь о том, что в конце времен, когда после Страшного Суда Господь уже окончательно распределит людей на спасенных и отлученных от Бога, ад и смерть будут отделены от тех, кто наследует вечную жизнь и будет жить с Богом: жизнь может быть только в Боге – вне Его жизни нет.
Книга Откровения нуждается в очень осторожном толковании – это Книга-символ, она таинственная, поэтому читайте ее, но не делайте прямых параллелей с современными реалиями или с другими интересными событиями. Это единственная пророческая Книга Нового Завета, которая говорит, с одной стороны, о будущем, о конце истории, о том, каким будет время антихриста, и в то же время она описывает и историю Церкви, говорит о первых веках христианства – эти первые 7 Церквей, они описаны в первых 3-х главах. Там говорится о верности, об отпадении, о любви – о многих интересных символах, которые нуждаются в очень глубоком истолковании.
Вы не зря сказали, что у святых отцов практически не встречается толкований.
– Есть один автор, он прославлен, но в лике учителей – Андрей Кесарийский, а так – я даже не знаю… Только наш любимый батюшка Олег Стеняев любил беседовать по этой Книге. Если кто-то вспомнит еще автора, я буду благодарен.
По сравнению с толкованиями на Евангелия или в целом на Новый Завет действительно практически никого нет. Как не поддаваться на искушения толковать эту Книгу применительно к современности в свете наступления последних времен?
– Когда Христос шел с учениками Лукой и Клеопой в Эммаус, они беседовали с Ним. И в какой-то момент, сказано евангелистом, Господь Христос открыл им ум разуметь Писание.
Когда Господь нам приоткроет ум разуметь Писание, нам будет все понятно. Последнюю Книгу Нового Завета – Откровение Иоанна Богослова – надо читать уже хорошо подготовленному христианину, который ориентируется в Евангелиях, посланиях апостольских, в посланиях апостола Павла, читал святых отцов и не один год живет в Церкви. Писание входит в состав богатства церковного, нам данного, но пользоваться им надо умеючи.
С другой стороны, что-то в Откровении говорится достаточно прямо. Например, там сказано про двух пророков – Илия и Енох придут в этот мир. А почему они придут? Они должны пройти вратами смерти, так как оба были восхищены на небо и смерти не вкусили. В конце веков они придут на землю, будут убиты и, как все люди, пройдут вратами смерти и будут восхищены на облаках, как сказано в Писании.
Там же, в 13-й главе, сказано про зверя: про дьявола и число 666. Все это есть, только не нужно, наверное, себя нагружать этими темами. Да, когда-то это время наступит, что говорить? Может быть, мы будем свидетелями этого, а может быть, и нет.
Вообще, термин «антихрист» употребляется в Церкви с I века – это нормальный библейский термин, о нем многократно говорит апостол Иоанн Богослов в своих посланиях. Эсхатологическое настроение, то есть ожидание конца, было с первых лет после Вознесения Спасителя. Когда Христос возносится, апостолы говорят: «Господи, не в сие ли время Ты восстанавливаешь Царство Израиля?». И Господь говорит: «Не ваше дело знать времена и сроки, когда Я приду». Вот уже 2 000 лет христиане ждут, когда Христос придет – может, еще 10 000 лет подождем, а, может, и нет.
Вопрос телезрительницы: «Я православная, но у меня очень много друзей и близких родственников неправославных – они католики, протестанты и так далее. Мне очень неприятно и режет слух (я с этим, конечно, не согласна), что спасутся только православные. Но Христос сказал: там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Я встречала очень много достойных католиков и протестантов – гораздо более достойных, чем православные. Я все-таки хотела бы понять, почему в Православной Церкви так категорично настаивают, что протестанты и католики не спасаются».
– Расскажу одну историю. Во время пандемии одному католическому священнику, который заболел коронавирусом, его духовные чада подарили лично аппарат для вентиляции легких. И когда в палату поступил молодой парень, этот священник отдал аппарат, чтобы помочь этому молодому парню, а сам скончался: не хватало аппаратов на всех больных.
Это было в Италии. Скажите, пожалуйста, этот католический священник, когда предстанет перед Богом, может рассчитывать на спасение или нет? Вообще, что такое спасение? И где критерии, когда человек спасается и когда погибает? И кто может заявлять и говорить, что кто-то достигает Царства Небесного? Если мы говорим о спасении в Православии, тогда назовите четкие критерии православного человека: кто такой православный человек?
В апостольском Послание к Коринфянам сказано: «Вы – храмы Духа Святого, Дух Господень живет в вас». Вот один из признаков Православия: православный – тот, в ком живет Дух Святой. Кто из нас может так дерзнуть сказать о себе: «Я живу так, что во мне Дух Святой»? Наверное, никто не скажет. Если мы посмотрим, как строго Писание определяет критерии спасения, все скажут: «Нет, это не я, это святые люди».
Другое дело, что можно вспомнить слова и Феофана Затворника, и епископа Игнатия: «Не знаю, спасутся протестанты или католики – я без Православия не спасусь». Если нас Бог привел в Православную Церковь, значит, нам надо довольствоваться этим и раскрывать богатство православия, что нам дано.
Людям, которые живут в совершенно другой культуре, в другой стране, в других измерениях, мы не можем сказать какие-то слова, чтобы они изменили свою жизнь. Представьте, живет женщина в мусульманской стране. Какое ей, бедняжке, Православие? Она из дома выйти не может. Возьмите Африку, где люди босиком ходят и от голода пухнут…
У Бога много путей – апостол Павел только приоткрыл эту сторону жизни. Скажем, в Послании к Римлянам он говорит, что язычники, которые не знают Бога, будут судимы по закону совести: то, что Бог приоткрыл им через природу, через нравственный закон, через совесть, – согласно этим критериям они будут судимы. А мы, православные, будем судимы совершенно по-другому: кому много дано, с того много спросится и взыщется. Поэтому, дорогая сестра, не надо обострять эту ненужную проблематику.
Я всегда за то, чтобы человек сначала стал человеком, а потом стал христианином. И мы, к сожалению, видим в нашей Православной Церкви людей, которые человечность почему-то отодвинули в сторону и сразу захотели быть святыми. И получается гремучая смесь, когда Евангелие ложится на такую неподготовленную почву, что мы видим очень нехорошие ростки. Я думаю, надо идти постепенно: от человечности к христианству, от христианства к святости – тогда будет результат и польза от этого. И среди инославных много достойных людей, которые Богом будут отмечены как праведные, добрые люди.
Это побуждает поразмышлять на эту тему. Можно ли все-таки говорить, что католики и протестанты не спасутся?
– Я так не буду говорить – я могу сказать, что у них можно научиться многому хорошему. Скажем, взять многие научные библейские исследования: мы во многом отстаем от них в плане рукописей, библеистики, церковной археологии, изучения всяких текстов – это действительно так. Какое богатство накоплено в католических школах, монастырях – этим всем тоже можно пользоваться, это интересно, и не надо думать, что если мы что-то прочитаем из западных исследований, то сразу потеряем веру или будем уже какими-то отступниками. Нет. Тот, кто уже духовно окреп, может смело изу-чать опыт разных христианских взглядов на жизнь.
Взять, например, знаменитые «Письма Баламута» Клайва Стейплза Льюиса – книга, которая перевернула жизнь многих людей. Я сам прочитал ее дважды. И знаете, когда автора спросили, как он это написал, он ответил: «Я просто посмотрел в себя, увидел в себе эту борьбу с лукавым» – и человек так талантливо написал про эту духовную брань: англиканский писатель очень красиво, грамотно изложил духовные вещи. Поэтому не хочу включать черно-белые тона: спасутся – не спасутся, направо – налево. У Бога очень много факторов, которые определят конечную участь человека.
Вопрос от телезрителя: «Как отличить бесовское воздействие и депрессию? Где между ними разница?».
– Я думаю, что это сфера пограничная. Есть такое слово «интерфейс» – «поле взаимодействия». Здесь проблемы психики используются бесовской силой, чтобы дальше вредить человеку. Но я бы развел помощь духовную, которую оказывает Церковь человеку через покаяние, через таинства, через молитву, и помощь врачебную, психиатрическую, медикаментозную: здесь, я думаю, не надо бояться пойти на консультацию к психиатру или психологу – не надо бояться слова «психиатр», это совершенно нормальный процесс получения консультации у врача, имеющего большой опыт.
Дело в том, что психиатр – это фактически клинический психолог. Его практика в стационарах может помочь разобраться в проблемах человека. Психологи больше занимаются социологическими темами – допустим, семейная тема сейчас, наверное, самая востребованная: какие-то проблемы супругов или взаимодействия детей и родителей, детей в одной семье. Здесь психологи могут помочь. Одно из действий психологов – просто выслушивать клиента. Сейчас, оказывается, человек готов платить деньги, чтобы его просто выслушали полчаса, час: просто надо выговориться, а психолог что-то добавит.
Мы живем в мире, где эти проблемы будут нарастать. Психолог – профессия будущего. Если кто-то задумывается над выбором специальности, мой совет – идите учиться на психолога: без работы не останетесь. Среди священников, монахов, матушек огромное количество людей, которые обращаются к этим специалистам, а не к духовникам. Такова реальность.
Вопрос телезрителя: «Как укрепить дух во время длительной болезни, когда бывают сильные боли, а плоть немощна?».
– Не знаю: я еще этот путь не проходил. Какие-то немощи имею в 50 лет, но пока Бог не дает мне этого креста. Я читал, что больному разрешается все: нарушать пост, сокращать молитвенное правило, слушать музыку – лишь бы не роптать, не унывать, не мучить родственников своим тяжелым состоянием. Это очень трудно, но иначе кому-то не спастись.
Мы говорим: «Православный, католик…».
Да без болезней не спасемся: болезни врачуют гордыню, тщеславие, блудные грехи. Как мы можем от них очиститься? Только страданиями. Апостол Петр говорит: страдающий плотию перестает грешить – золотая фраза на основе опыта.
Надо обращаться к святым, которые болели: они знают, как нести этот крест. Преподобный Амвросий Оптинский был настолько немощным, что часто не вставал с кровати, но принимал в своей келье почти сотню людей в день.
Дух болезнью укрепляется. Если вы не спите ночью, дайте поспать своим близким, которым утром нужно идти на работу. Потерпите. Когда они проснутся, помогут вам, если надо.
Для больного открывается поприще терпения, обращайтесь к Богу хотя бы с краткой молитвой – и Господь поможет.
Как выбрать духовника?
– Все должно быть основано на желании. Необходимо, чтобы священник, которому ты хочешь открыть свой внутренний мир, был для тебя «комфортным». Святой Иоанн Лествичник советует готовиться к выбору духовника основательно, чтобы «не попасть… вместо кормчего на… гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями».
Ходите в храм, где служат 3–4 священника, присматривайтесь, попробуйте поисповедоваться у одного, другого: будет какой-то внутренний отклик? Если этого нет и вам никто не подходит, поспрашивайте знакомых, которые вам симпатичны, об их духовниках.
Вы видите, что человек имеет качества, которые вам тоже хочется приобрести: он смиренный, добрый, уступчивый, не спорит, попросишь – отдаст, пунктуальный, хороший семьянин. – «Кто тебя таким сделал?» – «Отец Николай». Или: «Отец Петр». – «Можно мне тоже к нему?». – «Давай в воскресенье съездим». Познакомились. Завязалась дружба, и появилось новое чадо.
Я знаю такие примеры. К моему ныне покойному батюшке, отцу Геннадию Огрызкову, так прибилось пол-Москвы. Один расскажет, второй, третий – как сарафанное радио: «Такой батюшка! Приехать, обнять его... Он тебя благословит». На самом деле все работает.
Критериев нет?
– Думаю, что да. Так и «как найти себе жену или мужа – что нужно для того, чтобы найти спутника жизни?»…
Жребий бросать? Или: «Кто первым зайдет в храм...»? Нет, конечно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) за 40 лет монашества не нашел себе духовника – он об этом писал в своих статьях и письмах. Были разные священники, у которых он исповедовался... Вторая половина ХIХ века, Оптина пустынь, Глинская пустынь... Отец Иоанн Кронштадтский. Сколько светил! Не нашел: не случилось соприкосновения, родства души.
У меня тоже такая ситуация. Был один духовник – почил, второй почил, третий почил. Хорошо, что у нас есть епархиальные духовники, которые назначаются священноначалием и мы ездим исповедоваться минимум дважды в год. Эти духовники не запрещают приезжать чаще. Думаю, это указание воли Божией – я езжу к своему духовнику, который назначен священноначалием. Мне с ним очень комфортно.
Кто-то исповедуется двум-трем-четырем священникам, которые воспитывают в одном духе. Очень хорошо, когда священники на приходе не разделяются: «твой» батюшка заболел – другой исповедует. Иди к нему – что такого? У тебя проблемы, которые другой батюшка не решит? Если что-то серьезное, дождись своего духовника, а если текущая Исповедь, можно исповедоваться у разных священников в одном храме.
Не заморачивайтесь на эту тему.
Вопрос: «Как объяснить 5-летней дочери, Кто такой Бог? Как рассказать ей про Причастие и другие таинства?».
– Один из святых сказал: «Не говорите детям о Боге, говорите Богу о детях». Я думаю, что детям не надо много говорить о Боге – покажите личный пример жизни с Ним. Самое главное в религиозном воспитании – не перегнуть палку и всегда показывать детям, что Бог – это Радость, Свет, Любовь, жизнь с Ним – путь к счастью.
Например, идете в храм с детьми. Надо пораньше встать, отстоять службу. Ребята устают. После службы добавьте им немножко радости: купите мороженое, сходите в цирк, покатайте на велосипеде, чтобы дети запомнили этот день не только с позиции труда (они спать и есть хотят, а их гонят на Причастие). Нужно обязательно вознаградить их.
У каждого родителя есть свои возможности. Ассоциация с посещением храма должна быть самой доброй. Это золотое правило воспитания.
Нужно ли объяснять 5-летнему ребенку, Кто такой Бог?
– Да не надо ничего объяснять! Что объяснять-то? Бог и так с ребенком без ваших объяснений!
«А зачем тогда ходить в храм…»
– В храме ребенок участвует в таинствах.
«С точки зрения ребенка?»
– Когда дети маленькие, их приносят: «Ванечка, открой ротик. Сейчас батюшка даст тебе конфетку, компотик» – это неприемлемая терминология для Причастия, но дети до 5-ти лет безропотно открывают ротик. Мы их причащаем.
В 6–7–8 лет у ребенка появляются вопросы: «Зачем? Что это дает? А я не хочу». Родители должны быть к этому готовы: нужно работать на опережение – пока ты подносишь младенца на руках к Чаше, должен готовиться к его первой Исповеди, к тому, что ему необходимо будет читать маленькое правило. Потом начнутся детские посты, другие духовные усилия, которые ребенок должен делать.
Позже будет компьютер, социальные игры…
Христианство со своей строгостью войдет в очень серьезный конфликт с мирской жизнью. Здесь многие родители полностью проигрывают: интерес к компьютеру, компании, музыке, девочкам будет гораздо больше, чем к храму, Евангелию, молитве.
Отец Андрей, прошу Вас что-нибудь пожелать телезрителям.
– Всем желаю доброго здоровья. Тем, кто несет крест болезни, – помощи Божией. Не унывайте. За терпение болезни Господь готовит венцы. От больного человека не требуется никаких подвигов – только безропотно нести крест болезни. Будьте бодры, радостны: Христос воскрес, жизнь продолжается – мы с Богом, все будет нам по плечу, мы победим.
Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем апостольском чтении (а это Первое Послание апостола Павла к Коринфянам) мы находим очень важные слова, от которых веет неким радикализмом и которые могут на первый взгляд смущать обыкновенного человека. А слова такие: «Если кто нас злословит, того мы хвалим; кто нас гонит, того мы терпим» (см.: 1 Кор. 4, 12).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.