Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1073) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 3

Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 3

№32 (1073) / 17 августа ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №31 (1072) 2020

Продолжим огласительные беседы. Прошлая наша встреча была посвящена 2-й Заповеди блаженств – блажени плачущии, яко тии утешатся. Сегодня будем говорить о 3-й Заповеди блаженств, которая звучит так – блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Какого человека можно назвать кротким? Святые отцы говорят: «Кроткий человек сам не раздражается и других не раздражает» – он все принимает как волю Божию, поэтому смиренно несет свой крест.

Господь призывает: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.… Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...

Господь говорит, что каждый из нас должен иметь особые качества души, которые помогут нам стать кроткими. Кроткий прислушивается к словам Священного Писания, старается «никого не обижать, никому не досаждать», ко всем относится почтительно, не воспрекословит, не возопиет... Мы читаем: кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно.

Кроткий человек всегда старается безропотно переносить трудности. Он не будет отвечать на зло злом. Кроткий стремится всячески помогать ближним, старается выстроить такие взаимоотношения, которые будут нейтрализовывать напряжение между людьми.

Сам Спаситель показывает нам добрый пример кротости и смирения, исполнения воли Божией. Мы знаем, что некоторые воспринимали Господа со злобой – сколько людей, которых Он исцелил, предавали Его! Некоторые говорили, что чудеса, что Господь творил на благо людей, а не ради чудес, Он совершал «силою бесовскою».

Была сплошная неблагодарность тех, кому Господь помогал, и тех, кому Он принес Божественное слово и Свое спасение. Над Господом смеялись, Его поносили, с Ним запрещали общаться. Христа предали на крестное страдание и смерть. При этом Господь никогда никого не осуждал. Он не укорил Иуду за то, что тот предал Его, только спросил: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? Даже будучи на Кресте, Он говорил: отче, от­пусти имъ: не вѣдятъ бо что творятъ.

Пророк Исаия сказал о Нем: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине…

Кротость и смирение – особый подвиг, к которому нужно стремиться. Мы можем говорить, что «некоторые люди кроткие, ибо они такими родились». Кто-то скажет, что кротость – это слабость: «Почему я должен быть слабым человеком?». Иной может сказать, что кроткий не выживет в этом мире.

Но на самом деле кротость – это то, что порой побеждает силу и изменяет человека. Тот, кто не понимал тебя, плохо к тебе относился, встречаясь с твоей кротостью меняется на глазах – из врага становится другом. Кротость обезоруживает. Эта добродетель необходима в современном мире.

Господь говорит: Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Здесь есть исторический контекст – Господь пообещал избранному народу Обетованную Землю, но не все из избранного народа принимали волю Божию, поэтому не все могли войти в Обетованную Землю, чтобы наследовать ее.

Когда люди роптали, Господь посылал им различных врагов, которые их захватывали, уводили в плен. Люди лишались своей земли до тех пор, пока не приносили Богу раскаяние, не просили у Него прощения. Когда они смирялись, становились кроткими в неволе, тогда Господь возвращал их в Обетованную Землю.

О каких кротких говорит Господь? Конечно, о христианах, которые тоже наследовали эту землю.

Малая община (святые апостолы, их ученики и жены-мироносицы) вышла после Пятидесятницы с благодатью Святого Духа на проповедь слова, Христовой истины о Воскресшем Господе. Она сталкивалась с многочисленными языческими народами, не хотевшими воспринимать христианство. Над проповедниками смеялись, их побивали, выгоняли, сажали в темницу, им угрожали, но видя кроткий нрав их, их смиренное служение Господу, люди принимали христианство, которое со временем стало вытеснять язычество.

Господь готовит в будущем новое небо и новую землю – об этом говорится в Священном Писании, в Книге Откровение: И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста.

Апостол Петр говорит: Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет... И далее: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Для христиан будущей жизни будет другая земля. Именно о ней говорит 3-я Заповедь блаженств.

Мы можем наследовать землю и радоваться ей, радоваться на своей земле, быть утвержденными на ней только когда научимся от Господа нашего Иисуса кротости и смирению: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Человек, не обладающий кротостью, отвечает на зло злом. Мы должны противостоять злу. Есть определенные средства, чтобы не выходить из равновесия. «Первое средство – сделать какое-нибудь добро своему врагу», – читаем мы у протоиерея Виктора Гурьева в «Пролог в поучениях на каждый день года». Это дает возможность расположить его к себе, обезоружить: когда кто-то сделает что-нибудь плохое, он ждет, что ему дадут достойный отпор – он не ожидает смирения в ответ.

Известен случай, пишет протоиерей Виктор, произошедший с одним подвижником благочестия. К нему в келью пришли разбойники и сказали: «Мы возьмем у тебя все, что захотим». Он говорит: «Пожалуйста, забирайте все, мне ничего не нужно». Они забрали все его имущество, оставили только вретище – и покинули келью. Когда подвижник увидел, что разбойники оставили одно вретище, он взял его – и побежал за ними со словами: «Вы это еще забыли! Возьмите и это!». Разбойники были настолько поражены его поступком, что раскаялись и вернули все вещи на место.

«Второе средство – смириться пред врагом», – читаем мы у него же. Это очень тяжело: у нас всегда есть желание отомстить, доказать свою правоту, высмеять врага, чтобы ему было хуже, чем нам, в тысячу раз. В давние времена жили два епископа. Один из них был богат, а другой очень беден. Однажды они поссорились. Бедный епископ рассказал своему клиру о ссоре. Клир говорит своему Владыке: «Мы же не можем пойти против такого богатого епископа. Он все равно посрамит Вас». «Подождите и увидите», – сказал им бедный епископ. Когда богатый епископ шел куда-то со своим клиром, ему навстречу вышел бедный епископ со своим народом – и они упали в ноги богатому: «Прости нас, Владыка, мы рабы твои!». Тот, пораженный этим, сам пал к ногам бедного епископа и говорит: «Ты мой Владыка и отец!». Они примирились, поняв, что смирение всегда возвышает человека.

Смиренный всегда найдет выход из любого положения. Самое главное – не отвечать на зло злом, не видеть в людях только врагов. Если кто-то поступил неправильно, нужно все равно видеть в нем брата, перед которым не стыдно преклонить колени. Он так же, со смирением, отзовется на твой поступок. Никто не скажет, что ты слабый, что ты испугался.

Христианская совесть подскажет, насколько человек высок, смиренен, кроток. «Он может так поступить, а я по своей гордыне не могу». Начинается переживание за свои поступки, ибо понимаешь уровень своего духовного состояния. Сердце начинает кровью обливаться: «Я столько живу со Христом! А как неправедно поступаю…».

«Третье средство – мысленное самообвинение перед врагом», – читаем мы в той же книге. Мы можем попросить прощения внешне или просто промолчать, не ответить на вызов, а внутри себя осуждать обидчика: «Я это сделаю ради того, чтобы показать – „я христианин, но я с ним не согласен“». Это ложное смирение мешает людям достичь определенных результатов.

Был такой случай. Поссорились два инока. Через некоторое время один из них решил попросить у другого прощения. Приходит к его келье, стучится – а тот не открывает. Тогда он идет к старцу и говорит: «Отче! Я все сделал, чтобы попросить прощения у своего брата, а он даже не пустил меня в келью». Старец ему отвечает: «Брат! Вспомни, какие у тебя были мысли, когда ты пошел к нему? Ты думал: “Да, я пойду попрошу прощения, так как я христианин. Я должен это сделать. Но я все равно с ним не согласен. Он не прав”. Ты оправдываешь себя, но не оправдываешь своего брата. А теперь укоряй себя – и иди проси прощения». Когда он шел уже с таким намерением, то не успел еще подойти к келье, как брат открыл дверь – и они примирились. Когда наше сердце чистое, Сам Господь помогает примириться.

«Четвертое средство – кроткое вразумление врага». При патриархе Александрийском Иоанне Милостивом был вельможа, который имел врага и не хотел с ним примиряться. Что бы Владыка ни делал, вельможа говорил: «Нет, не прощу его – и все!». Тогда святитель пригласил этого вельможу на Божественную литургию, где служил только он и пел один певчий. Вельможа был польщен тем, что ради него одного патриарх совершает службу. Он стал петь вместе с певчим.

Когда пришел момент пения молитвы «Отче наш», Владыка громко запел с ними. Пропев несколько слов, он замолчал, а потом дал знак, чтобы замолчал певчий. Вельможа один допел молитву «Отче наш». Потом Владыка, прервав богослужение, сказал ему: «Смотри, брат! Ты произнес слова: “…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Так ты и вправду имеешь намерение оставлять грехи своим ближним? Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?». Вельможа был поражен: «Владыка! Что ты ни скажешь – я все исполню! Я понял свой грех». В этот же день он примирился с человеком, которого называл своим врагом.

Высказывание правды, скандалы не могут примирить – они только больше разрушают мир между людьми. Положительного результата можно достигнуть только когда ты кротко, смиренно, мудро вразумишь ближнего, не ущемляя его достоинства.

«Пятое средство – терпение»: если ты потерпишь во время той или иной ситуации, тогда смиришься с ней. Тебе все будет легко и просто: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Когда человек научится терпению, он обретет покой.

Инок пришел в монастырь, где восьмеро братьев относились к нему хорошо, а один его поносил, и говорит: «Я больше не останусь в этом монастыре! Здесь брат меня поносит. Пойду-ка я в другой монастырь!». Приходит в другой монастырь. Там его пятеро братьев любят, двое поносят. Он терпел-терпел, потом говорит: «Нет! И в этом монастыре не останусь!». Пошел в третий, четвертый – везде происходило то же самое: кто-то его любил, кто-то не любил.

Решил искать монастырь, который будет ему по сердцу. Шел, присел отдохнуть. Господь дал ему вразумление – инок подумал: «Сколько я буду ходить? Не найду я монастыря, где бы меня все любили». Он взял бумагу и написал: «Буду все терпеть ради Иисуса Христа, Сына Божия». Положил эту хартию за пояс и пошел в другой монастырь. Там его тоже кто-то любил, кто-то не любил. Когда его злословили, он вынимал из-за пояса свою бумажку, читал, утешался – и нес свой крест дальше. В этом монастыре он оставался до конца своих дней.

Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить свое отношение к миру. Учитесь от Христа кротости и терпению, тогда никакое зло вас не победит, ибо с вами будет Господь.

Третья Заповедь блаженств учит нас и терпению, и смирению, и кротости, и приобретению добродетелей. Это тяжелая задача, но она выполнима. Мы должны к этому стремиться, ведь мы идем за Господом нашим Иисусом Христом не ради хлеба куса, а ради вечной жизни. Нужно и поработать над собой, и потерпеть. Господь терпел Сам – и нам показал тот доблестный путь, что приводит человека к спасению. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс