Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1072) → Когда мы молимся, с нами молятся ангелы Небесные и все святые

Когда мы молимся, с нами молятся ангелы Небесные и все святые

№31 (1072) / 10 августа ‘20

Размышление

Целомудрие – это ведь не только о телесной и нравственной чистоте, это о цельном восприятии себя и окружающего мира во всем его многообразии. Это принятие жизни с открытым лицом без подковерных темных интриг, с поднятым забралом глаза в глаза. Когда твое «да» – это «да», а твое «нет» – это «нет», а остальное от лукавого.

Про лицемерие

Однажды вечером просматривал ленту друзей в Facebook и увидел, как буквально за две минуты под моими статьями появилось множество лайков. Приятно, когда твои тексты кому-то нравятся, и ты уже почти готов поверить, что какая-то скучающая футбольная команда стала читать твои заметки – и они им очень понравились. Потом смотришь и видишь: кто-то из твоих виртуальных друзей, не читая, наставил кучу лайков под твоими текстами. В нашем мире это нормально – выказывать фальшивое чувство. Иногда чтобы понравиться. Разве я сам так не делал? Вот честно взять и спросить себя: всегда ли ты был искренним и честным, говорил то, что думаешь, отстаивал ли правду, несмотря на чины и звания, не лицемерил – не пытался понравиться, быть лучше, чем есть на самом деле? И нечего сказать.

Как-то раз Господь подошел к смоковнице в поисках плода, которая имела пышную листву, и не нашел ни одного плода. Он не только обличил это дерево, но и наказал его – смоковница засохла. Это грозное свидетельство всем нам: лицемерие не может приносить добрых плодов – и место ему в топке. В основе лицемерия всегда лежит ложь, а отец лжи, как известно, дьявол. Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями: напоказ – красивая, привлекательная, благочестивая, а внутренняя, сокровенная – полна страстей и греха. Почему так? Потому, что доброму, открытому, искреннему человеку незачем что-то прятать и скрывать, быть двуличным. Он не живет напоказ, не старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Он просто живет, стараясь быть вместе с Богом и людьми, а значит, со своей совестью.

Такие люди обладают другим качеством, противоположным лицемерию, – добродетелью целомудрия. Целомудрие – это ведь не только о телесной и нравственной чистоте, это о цельном восприятии себя и окружающего мира во всем его многообразии. Это принятие жизни с открытым лицом без подковерных темных интриг, с поднятым забралом глаза в глаза. Когда твое «да» – это «да», а твое «нет» – это «нет», а остальное от лукавого. Такие люди не лезут вперед, порой незаметны, без них, как без воздуха, душно в циничном и лицемерном современном мире, и дружба с ними на вес золота. Целомудренный человек не предаст и не подставит, ему можно доверить свои тайны и, если что, поплакаться в плечо. А если случится идти в разведку, то идти лучше с ним, потому что за такими Бог.

Разговор на кладбище

Как-то раз на кладбище после отпевания седой строгий батюшка оглядел вздыхающих родственников и друзей усопшего и стал говорить проповедь, что «рано или поздно все там будем, а пока есть время, надо каяться в грехах». А затем обратил весь пыл своей проповеди на водку как источник всех зол. «Ни в коем случае нельзя на заупокойной трапезе пить водку, – сказал он твердо и посмотрел ближайшему от себя мужику в глаза. – Это язычество, когда мы пьем водку на поминках, мы только вредим нашему усопшему: ему не водка нужна, а наши молитвы. Когда мы молимся, с нами молятся ангелы Небесные и все святые, а когда поминаем покойного водкой, вокруг нас собираются тьмы бесов. – И обвел пальцем вокруг, от чего все опустили головы, а одна женщина зябко поежилась как от холода. – От этого наш усопший сродник страдает еще больше. Вот поэтому, дорогие мои, призываю вас провести остаток этого дня в молитве и трезвости, а если и станете что-то вкушать, то запейте пищу просто чаем или компотом».

Выходящие за гробом близкие потом перешептывались: строгий батюшка, хорошо сказал, прямо за душу взял, правда – все так! «Ой, не говори, мне как-то после его слов легче стало, словно камень с души» – «И что? Без водки? А как же помянуть?» – «Ну, знаешь, у них тут свои правила, у нас – свои. Ну, за покойного что ли? Не закусывая?» – «Да, хорошо пошла» – «Ты… того, скажи жене, чтобы при батюшке покойному в карманы деньги не засовывала, чтобы на том свете ему расплачиваться, а то батюшка увидит – расстроится» – «Да ладно, не учи ученого, сами знаем. Ну, пока батюшка не видит, еще по одной, чего тянуть-то» – «Да уж».

Успение Пресвятой Богородицы

Почему в Церкви мы так пышно, так радостно празднуем день смерти Пресвятой Богородицы? Казалось бы, человек умер – чему тут радоваться? Не просто хороший человек, а превыше ангелов и Небес – Мать Господа нашего Иисуса Христа. Ситуация Пресвятой Богородицы отличается даже от ситуации святых. Об этом нам напоминает Церковь, когда на все праздники, связанные с Божией Матерью, читается один и тот же отрывок о встрече Богородицы с праведной Елисаветой, во время которой радость от благой вести, что от Нее родится Сын, переполняет Деву Марию. Она восклицает: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

Это момент абсолютного соединения с Богом, абсолютной радости, момент Благовещения – воплощение в Деве Самого Бога, после которого Она уже стала чуждой греху. И, став свободной от греха, Она уже не умирает, а в свое время умиротворенно засыпает, чтобы вернуться к Своему возлюбленному Сыну Иисусу Христу. В день Успения Пресвятой Богородицы даже смерть становится слугой жизни. Смерть всегда была для каждого человека и всего человечества страшной бездной, тупиком, уничтожающим смысл всего, что происходило на земле. И вот вместо тупика через Деву Марию всем людям открылась дверь на Небо, потому что Матерь Божия по Своему человеческому естеству ничем от нас не отличается. Она тоже рождена от земных родителей, так же, как и мы, восприняла первородный грех, который мучает всех людей от Адама и Евы. Поэтому день Успения Богородицы – это праздник каждого из нас. Подобно Деве Марии мы можем избрать благую часть – жить с Богом и вместе с Ней победить и грех, и смерть.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-litsemerie;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-razgovor-na-kladbische;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-uspenie-presvyatoy-bogoroditsy

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс