Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1072) → Протоиерей Андрей Канев: Адам в раю

Протоиерей Андрей Канев: Адам в раю

№31 (1072) / 10 августа ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №30 (1071) 2020

Дорогие братья и сестры, у нас с вами 9-я встреча, мы обсуждаем тему оглашения – напомню, что эти вопросы, простые, но очень важные, подготовительные, чтобы мы с вами знали основы веры и разобрались, откуда взялись страсти, что это такое, как к нам это относится.

В прошлой беседе мы говорили о сотворении человека, и я зачитывал строки Библии (вы сами можете об этом прочитать, открыв первую главу Книги Бытие). А сейчас поговорим о том, как себя чувствовал Адам в раю.

Раскрывая Библию, мы не можем подробно увидеть это состояние Адама, но самое важное, что мы должны понимать: каков был Адам.

Один зритель прислал мне такой вопрос: он пишет, что много лет борется со страстью винопития, пытается ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, читает разные книги (он прислал целый список литературы – можно было заполнить два листа А4), которую читает, по психологии, философии, современных нецерковных мыслителей: понятно, что человек хочет разобраться. Наш брат задает вопрос: «Что же делать, если Бог все сотворил: и наркотики, и алкоголь? И я страдаю». Ответить можно очень просто.

Бог не сотворял страсти, зло, злоупотребления, которыми мы, люди, мучаемся. Это все появилось в природе человека в ситуации грехопадения.

Каждую передачу я говорю, что важно знать основы веры. Почему? Если христианин, считающий себя церковным человеком, читающий горы литературы, не понимает, каким Бог сотворил человека, какой Он видит жизнь человека, для чего человек создан, вкрадывается ложная мысль: если Бог сотворил человека таким падшим (вино, наркотики и другие виды злоупотреблений и преступлений), что делать? Как с этим бороться?

Эта идея сама по себе кощунственная: Бог зла не сотворяет – когда мы с вами читали строки Библии про дни творения, там говорится так: И увидел Бог, что это хорошо. Господь сотворяет все хорошо, в том числе и человека. Каким был человек в раю?

Очень важно отметить, что Адам, по нашим современным меркам (меркам падшего человечества, нас с вами, грешников) не был грешным: очень важно понимать, что в Адаме не было страстей и грехов до того момента, пока он сам не решил согрешить.

Очень важно понимать, что Господь сотворяет Адама святым (по нашим меркам) – и все человечество должно было быть таким святым, оно должно было соответствовать тому месту, раю, в котором Адам находился. Не надо понимать рай как некое телесное благополучие – у Адама было в раю все, он ни в чем не нуждался: было что поесть, у него не было тех потребностей, которые нас, современных людей, толкают на грехи (например, когда человек завидует соседу, идет на кражу, преступление, злоупотребление, коррупцию). У Адама было все.

Бог создал для него замечательное место обитания: он ни в чем не нуждался. В чем мы нуждаемся? В лекарствах – мы болеем, в питании, работе, деньгах и во многом другом. Адам ни в чем не нуждался – у него было все. Что важно понимать? Что естественное состояние человека – жить, быть в раю; очень важная мысль (потом, когда мы будем обсуждать грехопадение, вернемся к ней). Господь не вкладывает в Адама никакого зла.

Возникает другой вопрос: а какое было состояние Адама? Господь сотворил его младенцем или взрослым? Это тоже важно.

Посмотрим на младенца и солдатика (понятно, что Адам не был воином-десантником и не имел автомата Калашникова). Я говорю о символе воина – взрослого боеспособного мужчины, несущего ответственность за себя и близких, а младенец не обладает такими качествами. Так вот, Господь сотворяет Адама в раю не младенцем, а сразу взрослым, совершенным человеком, обладающим в раю умом, которого сейчас у нас нет: вследствие грехопадения у нас ум тоже исказился, и мы можем от противного посмотреть, что было с Адамом.

Мы можем открыть строки Библии и прочитать о таком интересном событии: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (про помощника мы поговорим в другой раз).

Это особое библейское описание: что Господь показывает животных Адаму. В древности было особое отношение к именам. Понятно, что у нас сейчас не так, это не имеет принципиального значения (хотя, когда мы крестим детей, мы по традиции называем их в честь святых), а в древности давать имена было особой привилегией хозяина, с одной стороны.

С другой стороны, называние имен говорит, что Бог создал Адама с проницательным духовным умом, Он предлагает ему даже некоторое соучастие в творении: «Я сотворил этих животных, а имя даешь ты, Адам». И Адам, обладая светлым духовным умом, видя животное, проникает в его сущность и дает ему имя как хозяин, как господин.

Такие примеры особого ума мы можем видеть (может, кому-то посчастливилось такого человека вживую увидеть, я не видел) в житиях святых – например преподобного Серафима Саровского. К нему приходит человек, тот называет его по имени, называет беды, которые у него есть, с любовью обличает, и человек говорит: «Откуда ты это знаешь?». Почему это происходит? Господь Духом Святым открывает через духовный ум старца, святого человека, беду, с которой пришел человек.

Как у нас обычно ум работает? Чтобы нам что-то понять, нам нужно это разобрать, попробовать, и тогда мы, может быть, что-то поймем. У нас ум сейчас стал аналитическим. А у Адама был ум духовный – он сразу все понимает, знает о тех или иных животных.

Так вот, почему я говорю о десантнике? Вы не смущайтесь, братья и сестры, что я беру простые примеры: мы с вами в духовном детском саду сейчас находимся, простые вещи обсуждаем. Этот десантник – символ духовно крепкого, духовно сильного, вооруженного Духом Святым Адама.

Адам был сотворен взрослым, у него сразу были все дары, добродетели. Господь щедр, Он Своему любимому творению дает все сразу – и духовные состояния, о них мы читаем в святоотеческой литературе, которые называются добродетелями, качествами души, тогда уже были. Еще раз напомню: это было естественно – у Адама были и воздержание, и целомудрие, и смирение, и любовь, и другие замечательные качества и добродетели, которые должны быть у христианина.

Важно понимать, что ошибка (грехопадение) Адама совершилась не случайно (как в одном советском фильме говорят: «Шел, упал, очнулся – гипс») – это была страшная трагедия.

У Адама было все: духовный ум, добродетели, все, что нужно для жизни. Причем для жизни не дикого человека, это тоже нужно понимать: Господь дал столицу рая – Эдем, где все прекрасно (там нет зимы – не нужно шубу покупать, в магазин бегать – все замечательно и хорошо). Господь дал заповеди и определенное предназначение.

Адам – духовный воин, как десантник. Если мы предположим, что Адам был младенцем и скажем, что он ошибся: мы такие – и он такой, что особенного? Нет, вся трагедия человечества в том, что упал Адам – духовный воин. Это очень важно понимать.

Какое предназначение было у Адама? Мы можем это увидеть, прочитав строки Библии: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Предназначение у Адама в раю – не просто быть одним из представителей животного мира. У Адама несколько задач, духовных, важных целей, исходя из текста Библии.

Оказывается, Адам в раю – владыка, он – царь. Мы говорим, что царь зверей – лев? Ничего подобного, царь зверей и животного мира – человек, ему Господь передал животный мир. Адам духовно постигает сущность животных, дает им имена и управляет как хозяин, правитель, царь в столице Эдем. Какие еще задачи поставлены? Неужели только внешние?

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Это одна из заповедей (мы подробнее немного позже разберемся): возделывать и хранить его – это важно понимать, братья и сестры. В раю не надо было с тяпкой ходить или каким-то образом пасти животных – это рай, там все хорошо: животные друг друга не едят, все отлажено в биологическом мире, не нужно одних животных охранять от других. Все животные жили по-особенному – трудно представить, что в раю проливалась кровь, забивали на мясо. Почему мы делаем такие выводы?

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу… Мы понимаем, что Адам там не занимался разведением скота для своей жизни, а питался замечательными плодами, что были в раю. Мы можем спросить: «Какие там были плоды?». Я не знаю, какие плоды, но точно они были замечательные. Если мы с вами приедем в какую-то южную страну – Индию, Юго-Восточную Азию – какое разнообразие плодов! Они все вкусные, необычные: это крохи, что остались от рая.

Можно представить, что было в раю – там было все хорошо, у Бога все хорошо, всего много и ничего не жалко. Адаму Он предлагает огромное разнообразие замечательных плодов. А что едят животные? Неужели друг друга, как сейчас?

…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Были ли львы? Были. Кролики тоже были. Но львы не питались кроликами – тогда все животные питались травой (не надо представлять крапиву и лебеду, которая у нас с вами в садах растет; в раю она прекрасна; понятно, что и сейчас любые хищники травой питаются – есть у них в рационе и трава) и плодами.

Причем даже в этом описании показано особое положение человека. Мы помним, как животные питаются – у них голова склонена к земле, они пощипывают травку. А человек по-другому: он стоит прямо, как царь, и срывает плоды – у человека даже положение другое, это подчеркивает его особый статус: он питается плодами, а ему подчиненные животные питаются травой. (Это не очень принципиально, но почему бы такое не знать?)

Животных не надо было забивать, пасти, у них было все хорошо – везде гармония, все замечательно. Что нужно было хранителю делать? Одно из интересных толкований (думаю, наиболее подходящее к этой теме) – хранить и возделывать себя: себя нужно тоже возделывать.

Господь сотворил Адама свободным – мы придем к вопросу о грехопадении и поймем, что человек неправильно воспользовался этим даром. Ему нужно было хранить и возделывать свою душу, то есть духовно расти. Под раем здесь имеется в виду душа человека, Адама: он должен и собой дальше заниматься.

Из советского детства я вспомнил книжку, сказку о собачках, и там рассказывается, что есть «остров Спи Ешь Пей», куда попадали герои этой книжки, и там было все – мечта лентяя… Рай – место не спать, есть, пить, а чтобы были условия для главного – для духовной работы: Адам должен был еще хранить свою душу. Владычество и духовная жизнь – вот к чему он призван.

Его предназначение – следить за сотворенным миром, управлять этим миром, себя хранить и еще его задача – больше приближаться к Богу. Одна из добродетелей, которая в нашей искаженной жизни становится страстью, это печаль – мы недовольны Богом, правительством, близкими, погодой: все не так, как надо – все не слава Богу.

А раньше была замечательная добродетель у Адама – печаль по Богу, когда он, даже находясь в раю, не довольствовался этой обстановкой, а все больше тянулся к Богу. Ведь даже в Евангелии Господь Иисус Христос уже падшему человечеству говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный – и Адам тоже создан таким, он должен расти, приближаться к Богу; это аспект духовной жизни.

Давайте подытожим беседу. Отвечая на вопрос, создал ли Господь грехи человека, отвечаем: нет, не создавал. В раю естественное состояние человека – когда не было грехов, зла, смерти (пока Адам не выбрал пойти против Бога, не предал Его, он даже смертным не был!). Представляете, какие замечательные качества – у Адама были все добродетели, Господь вложил их в него: у него не было какого-то недостатка внешнего, какой-то нужды, которая толкнула бы его на грех. У него было все замечательно: Господь все устроил – Он милосерден.

Господь Адаму еще задачи ставит – владычество над всем сотворенным миром (а надо сказать, что мы предполагаем, что вся планета была раем – соответственно, и выглядела она по-другому; это предположение, братья и сестры). Господь сотворил всю планету, чтобы ее населял человек, поэтому наверняка и зимы не было (это предположение, которое ни к чему не обязывает) и дал человеку задачу владычествовать.

Духовная жизнь – самое главное для Адама в раю: мы видим, что Адам общался непосредственно с Господом и должен был хранить свою душу, возделывать ее, то есть возрастать. Один из важных пунктов в этой картинке: Господь создает Адама уже духовным воином, который обучен, у него амуниция, он боеспособен.

Адам сотворен Богом именно таким: у него в раю все есть, он ни в чем не нуждается.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за терпение, отклики, комментарии. Я неоднократно говорил, что наши беседы строятся вследствие нашего с вами общения. Может, я что-то упустил – поэтому если будут вопросы, какие-то замечания, отзывы, я прошу вас писать на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru . Спаси вас Господь, братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс