Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1071) → Архимандрит Александр (Глоба): О духовном и телесном здоровье

Архимандрит Александр (Глоба): О духовном и телесном здоровье

№30 (1071) / 3 августа ‘20

Беседы с батюшкой

Мой первый вопрос: есть ли связь между двумя этими понятиями? Одно дополняет другое или это совершенно разные понятия?

– Из философии и Священного Писания мы помним такую мысль: хорошо бы, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Что такое здоровье? Это состояние полного физического, духовного, душевного благополучия, когда ничего не беспокоит, все нормально, не замечаешь своих органов, не чувствуешь сердцебиения, болей.

Может быть, ты умер?

– Нет, ты находишься в здравом уме, здравом рассудке, прекрасно ориентируешься на местности и в пространстве. Это что касается тела.

В принципе, духовное и душевное здоровье имеет примерно такие же ориентиры, как и телесное, и есть понятия духовной, душевной гигиены, которые необходимы каждому. Кто может наблюдать со стороны? В душевной, физической жизни это могут быть психолог, психотерапевт, врач, который следит за состоянием чьего-то здоровья и может его корректировать. А в духовной жизни – священник, духовник, кто тоже наблюдает за человеком, смотрит, есть ли у подопечного духовный рост, душевные достижения. Вопрос очень важный.

Сейчас модно следить за своим здоровьем – за ним нужно следить, но тут ключевое слово «модно».

– ЗОЖ?

Да, до безобразия, и в пище, и во всем. По сути, вся жизнь человека направлена на соблюдение каких-то правил, норм, установок. Целый день – сплошная работа над собой – для некоторых людей это смысл жизни. Нет ни Бога, ничего – просто собственное здоровье.

– Что касается только физической составляющей, это, может, даже к хорошему не приведет. Помимо того что человек, как ему кажется, занимается своим физическим здоровьем, он приносит большой ущерб своим душевным качествам, духовным силам. И очень часто такие люди бывают подвержены волнениям мира сего. Какая-то экстренная провокация (допустим, в коллективе) – и человек, занимаясь своим здоровьем, но не занимаясь душой и духом, может пропустить удар. Не зная правил поведения в плане своего духовного или душевного здоровья, он получит травму, которая может быть очень серьезной! Потребуется помощь специалистов, священника, который тоже будет корректировать духовный статус человека.

Конечно, неплохо, когда люди занимаются своим физическим здоровьем, но они не должны забывать, что здоровье бывает еще и душевное: это контроль над эмоциями, попечение о своем душевном статусе, а именно – памятование о Боге. Самое большое достижение дьявола – убедить человека, что дьявола нет. А если его нет, значит, и все остальное относительно. Поэтому мы, священники, должны напоминать людям о Боге и призывать именно к духовной и душевной гигиене.

Можно тронуться умом на соблюдении баланса между здоровой физической и духовной жизнью и при этом не впадать в крайности. У нас часто бывает так: что-то невероятное происходит, и, по сути, можно лишиться рассудка.

– Лишение рассудка – это все-таки уже психиатрический профиль: между полушариями головного мозга нарушается обмен специальными белковыми веществами, нарушается балансировка сил вегетативной, парасимпатической, симпатической систем. Эти очень сложные вопросы изучают в медицинских вузах, но вместе с тем это сказывается и на внешнем виде человека: страдающего психическими заболеваниями видно по наружным признакам – поведению, способу выражения мыслей, по тому, как он видит мир, себя в этом мире. Врачи диагностируют заболевание и оказывают таким людям помощь.

Но бывает и духовная проблема, когда психиатрического статуса у человека не наблюдается, но его духовное мировоззрение, отношение к Богу, Церкви оставляют желать лучшего, ибо человек замыкается на своем теле, физическом мире и таким образом наносит себе очень большой ущерб.

Опять-таки мы наблюдаем недостаточность душевной и духовной составляющих человека. Если он пытается свои душевные качества каким-то образом проявить при помощи театра, кино, музыки, компенсаторные механизмы не могут привести к тому, что человек духовно обогатится: духовно обогащаться человек может только посредством общения с Богом, то есть молитвы – подвига, который он совершает в течение жизни, избавляясь от темного, животного состояния, когда инстинкты не оказывают на него такого большого влияния, как на скот.

Мы знаем, что животное может вести себя определенным образом – для него это естественно, это его природа. Человек, если имеет определенные привычки, замашки, воззрения, должен помнить, что он создан по образу и подобию Божию, и приводить себя (или пытаться привести) в это состояние под наблюдением духовника, по наставлению Церкви, святых отцов, Священного Писания.

Сейчас есть целое сообщество людей (может, субкультура), которых мы называем вегетарианцами и веганами – те, кто отказывается от мясной пищи. Целое направление! Как нам относиться к этим людям и этому явлению вообще?

– Абсолютно ровно. Нужно учитывать, что такая культура существует, и разбираться. Люди, которые исповедуют веганство, могут преследовать определенную медицинскую цель. Уже и в медицине доказано: существует очень много белков-убийц, что образуются в нервных клетках быстрее и чаще у тех, у кого белковый рацион (они едят очень много белка животного происхождения); отмечено, что у таких людей с возрастом быстрее накапливаются белки, которые приводят к скорой смерти. Это доказанный факт.

Если люди хотят ограничить себя в последующем от каких-то заболеваний, это нужно правильно делать и помнить, что еда – не панацея. Человек исключает большое количество белков из своего рациона и может снизить риск возникновения заболеваний, но не избавиться от них: полностью все механизмы не раскрыты.

Если человек это делает, чтобы показать свое превосходство (он такой крутой, лучше всех, у него отдельный стол), то, конечно, духовной и душевной пользы никакой нет. Если человек делает это по незнанию, то ему надо объяснить: съеденные пищевые продукты под действием ферментов распадаются на определенные молекулы, которые организм использует для построения тела и своей деятельности.

Тех, кто считает, что мясо вредное, мы не должны слушать: Бог его благословил, чтобы мы поддерживали свои силы. Использование в пищу мяса, рыбы, продуктов животного происхождения благословлено Богом, и мы должны об этом помнить. Это благословение подтверждено даже на страницах Священного Писания. Поэтому мы должны все-таки следовать словам святителя Тихона, Патриарха Московского, который тоже касался этого вопроса и объяснял, что вегетарианство вне учения Церкви очень вредно.

Когда люди начинают отделять себя от других («Мы веганы, или вегетарианцы, или сыроеды»), нужно задать вопрос: «Ради чего?». Если монахи, которые уходили в затвор или пустыню, действительно по своей сути были вегетарианцами или веганами (ели пророщенные ростки растений, траву), то это была не блажь, а необходимость, так как другого ничего не было, и таким образом люди успокаивали страсти: они убивали в себе скотское начало, избавлялись от каких-то физиологических потребностей организма. Допустим, если бы человек принимал достаточное количество воды, еды, был бы у него полноценный рацион, то, естественно, и физиологические функции организма проявлялись бы определенным образом, что мешало бы общаться с Богом, быть на одной волне с Сыном Божиим. Поэтому позиция Церкви такая.

Важно смотреть с точки зрения вероучения. Может быть, это и полезно.

– Да, главное, чтобы это не отделяло людей друг от друга. Мы все-таки призваны «едиными усты, единым сердцем» славить Бога. А если мы разделяемся по несущественным признакам, которые потом вырастают в заборы, доходящие до неба, это неполезно для нашего духовного существования как человечества, Церкви Христовой.

Настоящее время дает нам очень много поводов задуматься о своем здоровье, безопасности и так далее. Одного телезрителя смущает, что сейчас, когда храмы открылись, есть возможность приходить...

– У нас храмы не закрывались. Сейчас очень много спекуляций на эту тему. Святейший Патриарх сделал очень мудрое распоряжение: все храмы были открыты и там совершались богослужения.

Скажем так: храмы открылись для людей.

– Стали доступны. Потому что, в принципе, никто людей не держал – их удерживала ситуация. Святейший благословил не посещать храмы, чтобы не было конфронтации с гражданской властью. Если гражданская власть выдает такое предписание, то, конечно же, и мы должны исполнять благословение своего Предстоятеля. Мы его исполнили, и люди могут приходить в храм Божий, но храмы не закрывались. Это очень важно.

Сейчас, когда начинается обычная церковная жизнь, приходит очень много людей, которые, возможно, смущают своим поведением: это и очень грубое дистанцирование от других, они могут не подходить к иконам… Телезритель спрашивает: «Как правильно вести себя в храме и не смущать других?». Обоснуйте как медик.

– Дело в том, что больше, чем рекомендовал Священный Синод, Святейший Патриарх, местный архиерей, я не могу сказать. Эти рекомендации исходят из здравого смысла.

Здравый смысл заключается в том, чтобы сохранить физическое здоровье человека. Существует определенного рода опасность, но она изучена – и обнаружены меры для минимизации ее воздействия на человека.

Если человек получит ущерб здоровью и будет списывать это на то, что пришел в храм и там заразился (он может заразиться даже и не в храме, а где-нибудь в магазине, общественном транспорте), ничего хорошего в этом нет. Поэтому правила, которые существуют, должны соблюдаться.

Если Церковь рекомендует соблюдать правила санитарного врача, значит, надо их выполнять, ибо враг рода человеческого не дремлет и пошлет такую мысль: «Я подошла в храме к рабе Божией Нине (или Татьяне), поговорила с ней, она была без маски – и меня заразила».

Пошел разлад… Не дай Бог, если еще кто-то умрет.

– А ведь у нас не соблюдаются (или плохо соблюдаются) эти меры в общественном транспорте. Автобусы утром и вечером набитые, там нет никакого дистанцирования. И люди могут там инфицироваться, а в храм придут – и враг рода человеческого сделает свой выпад в их сторону (соблазнит, искусит, чтобы они больше не ходили в храм Божий). Поэтому есть эти предписания.

Может быть, Бог хочет что-то сказать нам через эти катаклизмы?

– Бог каждый день хочет нам что-то сказать. Мы проснулись – Бог уже хочет сказать, чтобы мы были совершенны, были чадами Божиими, стремились к спасению. Самое легкое дело – все трудности списывать на Бога.

«Мы не виноваты». А то, что мы не моем руки, лезем в запретные зоны, туда, куда человеку лезть не следует?.. Не зря же Господь дал нам чистых животных и нечистых! Здесь прослеживается библейская мысль: кто бы знал тогда, что существуют вирусы, которые могут жить в нечистых – по библейским правилам – животных! Насколько неизменно слово Божие! Господь смотрит далеко вперед.

В будущем откроются какие-то новые данные, перспективы, когда человек станет смотреть на слово Божие, Священное Писание совсем с другой стороны. Кто-то говорит, что нечистые животные были актуальны только в Ветхом Завете? Слово Божие актуально всегда. Нужно быть готовыми к тому, что будет открываться что-то новое. Не нужно все списывать на Бога: Он дал в Своем слове заповедь, поэтому мы должны быть во всеоружии.

Многие люди считают, что ограничения, которые у нас были (а для некоторых – есть), – это нарушение свободной воли. Так ли это?

– Свобода человека не должна перекрывать свободу и право другого: где начинается свобода другого человека, твоя свобода заканчивается. Свобода понимается людьми в физическом, приземленном смысле. Человек сравнивает себя с птичкой в клетке: если ее выпустить на волю, она будет свободной. А о том, что на воле птичку может поймать коршун или кошка, он не думает.

Если человек живет в густонаселенном месте, он должен придерживаться правил общежития. Существует механизм передачи этого вируса, поэтому мы должны следовать рекомендациям, которые нам дают власти, медицинские, санитарные работники, Церковь.

Церковь призвана к тому, чтобы в ней спасаться, получать облегчение в этой жизни. Человек может заразиться в храме Божием, поэтому было бы неправильно, если бы руководство Церкви не воспринимало советы санитарных врачей. Я считаю, что все абсолютно законно, грамотно было решено по поводу карантина, самоизоляции.

Наша система здравоохранения несовершенна. В марте-апреле был очень высокий уровень заболеваемости. Большое количество людей попадало в больницы. Могла быть драка за лекарства, аппаратуру. Известно, что за границей врачи выбирали: этот человек старый – может умереть, а молодому надо помочь. Мы это хотели увидеть? Я считаю, что это было бы абсолютно неправильно.

Думаю, что ситуация с новой инфекцией даст урок нашему государству, системе здравоохранения и нам. Мы будем следовать определенным правилам, чтобы не заболеть, будем благодарить Бога, относиться к этому явлению как к особой милости Божией: Господь к нам очень милосерден.

Вопрос: «Почему после посещения церкви очень скоро уходит из души приобретаемая там благодать?».

– Может быть, человек имеет ложные представления о благодати. Как можно с уверенностью говорить, что теряется благодать? Если есть прибор измерения благодати, покажите мне его: я его не видел.

Чувства могут быть ложными, навеянными лукавым, который пытается манипулировать нашим поведением, сознанием, жизнью. Поэтому надо иметь духовника, точку отсчета.

Если мы будем жить в состоянии ощущения или потери благодати, можем далеко зайти.

Лучше вести не тот образ жизни, который нам нравится. А что нам нравится? Прийти, повосхищаться, поучить другого человека: «Эта икона мне нравится, эта – не нравится».

Еще пообщаться.

– Пообщаться? Во время Литургии, конечно. Решить какие-то свои вопросы. Мы же такой жизнью живем – душевной. Если человек привык к такому неправильному отношению, неправильному духовному деланию, то хоть 50 лет ходит в храм Божий, пользы от этого нет никакой. Тогда он теряет благодать, любовь и молитву. Мы знаем из житий святых, учения нашей Матери Церкви: человек стяжает это всю свою жизнь.

Серафим Саровский сказал, что главное – стяжать благодать Духа Святого. Это человек делает всю свою жизнь: падает, встает, спотыкается, опять падает в грязь лицом, опять встает, кается – и идет дальше. Всю жизнь человек совершенствуется.

Люди, которые говорят, что достигли какого-то определенного уровня духовной жизни (они сегодня пошли в храм и получили 5% благодати, а завтра пойдут туда на праздник – и получат 10%), находятся в прелести. Чтобы понять это, надо почитать Игнатия (Брянчанинова), игумена Никона (Воробьева): в их книгах об этих состояниях очень хорошо говорится.

Вопрос: «Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?».

– Если человек молодой, то это абсолютно ненормальное, неестественное состояние. В этом случае надо, может быть, сначала определить его духовный статус. Является ли он верующим человеком, христианином?

Или же может быть депрессивное состояние, депрессивный психоз, депрессивное расстройство, что требует коррекции врача-специалиста. Надо дифференцировать, различать – и выносить профессиональное решение.

Вопрос: «Можно ли ослушаться духовника? Что за это будет?».

– Теоретически это возможно. В жизнеописаниях многих святых мы читаем: если духовник дает какое-то благословение и ученик ослушивается, то бывают такие ситуации, когда тот потом приходит с плачем и сетует, что у него что-то не получилось. Духовник принимает его, как блудного сына, и объясняет, что благословение имеет определенный смысл: оно – чтобы человек совершенствовался в своей вере, послушании.

Чтобы человек духовно крепко стоял на ногах, лучше отдаться воле опытного духовника – и проходить житейское «минное поле». Духовник во многих вопросах знает алгоритм действий, поэтому он подсказывает, дает благословение. Человек с меньшими для себя затратами преодолевает жизненный путь.

Вопрос: «С детства у меня серьезное психиатрическое заболевание. Стоит ли унывать и говорить, что я много лет хожу в храм – и до сих пор не исцелилась? Если я так думаю, значит ли это недоверие к Богу или маловерие?».

– Такое состояние называется рационализаторством.

«Раз я при храме, значит, должен быть эффект»?

– Да. Может быть, в какой-нибудь сказке, написанной Гансом Христианом Андерсеном, это было бы хорошим завершением. Заболел человек, пришел в храм, начал делать какие-то магические вещи – и в один прекрасный момент выздоровел и живет радостно и спокойно.

Но в жизни все совсем по-другому. У Бога может быть такой план, чтобы человек прошел жизненный путь, набрался определенного опыта и не впал в большие прегрешения. Физическое ограничение может спасать человека от более тяжкого заболевания, духовной погибели.

К любому состоянию надо относиться осознанно с духовной точки зрения и не делать скоропалительных выводов, потому что они могут быть ложными. Такому человеку надо иметь духовного отца, чтобы делиться мыслями, помыслами, открывать свое сердце; тогда такие вопросы до нас не будут доходить.

Человек должен верить, что Господь может исцелить. Без внутренней, твоей личной веры невозможно исцелиться. Евангельское повествование говорит, что люди, которые просили у Бога исцеления, сами в него верили: они верили, что Христос – Источник исцеления, обращались к Нему, пытались прикоснуться к Нему. По вере их Христос исцелял.

Были случаи, когда Христос приходил в какое-то место и по причине неверия живших там людей не совершал ни одного чуда. Это в Евангелии написано.

Мы должны помнить, что есть Священное Евангелие, читать его чаще и находить ответы на свои вопросы.

Записали:
Елена Кузоро и
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс