Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1071) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 1

Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 1

№30 (1071) / 3 августа ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№24 (1065), 2020

Мы продолжаем огласительные беседы. Прошлые наши беседы были посвящены таинствам Церкви, а сегодня открываем новую рубрику, в которой будем говорить о Заповедях блаженств.

Заповеди блаженств – это особые новозаветные заповеди, которые Господь перечислил в Нагорной проповеди, обращаясь к Своим ученикам. Они вводят человека в состояние особой работы над внутренним миром.

Эти Заповеди были понятны в прошлые века, когда христианство было на более высоком уровне, нежели сейчас. Сегодня бремена Заповедей блаженств многим кажутся неудобоносимыми, ибо они говорят нам о высоком духовном состоянии, которое в настоящем веке не очень понимается и с нерадушием принимается.

Заповеди блаженств – те ступени, по которым должен взойти каждый православный христианин, чтобы сподобиться Царствия Небесного.

Сегодня мы будем говорить о первой Заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Есть духовная и физическая нищета. В наш век существует разделение между богатыми и бедными. Мы часто видим бедных людей, которым порой нечего есть; если им никто не поможет, то они могут умереть с голоду. Мы видим нищих в ветхой грязной одежде, от которых исходит злосмрадие. Некоторые из них не могут себя согреть – у них нет крова над головой. Все эти люди нуждаются в помощи.

Не случайно Господь дает нам образ бедного человека, после чего переводит наше внимание на нищету духовную. Физическая нищета – состояние, которое не каждый может перенести: оно унизительно – человек находится в постоянной нужде. Не каждый может пережить богатство: оно удручает и обременяет человека излишними заботами, попечениями.

Книга Премудрости говорит: Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. Состояние достаточности приятно.

Господь говорит о нищих, потому что они, наверное, исполнены особого смирения: они постоянно просят – просить у кого-то значит смирять себя. Священнику, который строит храм, постоянно приходится просить: кто-то ему помогает, выделяет средства на строительство храма, а кто-то выгоняет, не понимает, смеется. Батюшка находится в состоянии духовной нищеты, ибо ему приходится смиряться.

Господь дает этот образ не чтобы показать, что мы должны быть униженными в этой жизни, а потому, что мы – нищие духом: не имеем духовной одежды, духовной пищи, пренебрегаем святыми таинствами. Мы не имеем внутренней чистоты. Невозможно подойти к бомжу из-за злосмрадия, которое от него исходит, но порой и к нам невозможно подойти, хотя мы каждый день принимаем душ, надеваем чистую одежду, пользуемся дорогими благовониями: во время общения с нами вся духовная грязь, все ничтожество, нищета исходят из глубины наших душ.

Когда человек находится в духовной нищете, он начинает думать: как выйти из этого состояния? Если не на что жить, нужно у кого-то что-то попросить. Чтобы построить храм, нужно у кого-то попросить средств. Чтобы Господь напитал духовно, к Нему нужно обратиться и попросить Его о помощи. Именно нищие духом обладают глубиной смирения.

Смиренный человек обращается к Богу за помощью, чтобы Тот его одел, накормил, дал ему духовный кров. Такой человек не может осуждать людей, его окружающих, он всегда придет на помощь.

Святые отцы говорили, что человек по-настоящему обретает смирение только тогда, когда видит свои грехи бесчисленными, как песок морской. Он начинает подниматься, возвращаться к жизни. Без смирения невозможно продвинуться к Богу.

Смирение – добродетель, которая не только дает внутренний мир, но помогает увидеть духовную нищету.

Смиренный человек заглядывает в клеть собственной души и видит, насколько он поражен, зависим от обстоятельств этой жизни. Тогда он приходит с покаянием к Богу, а это самое главное: человек начинает задумываться о вечности, спасении души. Без этого невозможно. Иначе жизнь будет поражать человека своей жесткостью. Только тот, кто увидел собственную немощь, может помочь тем, кто находится в немощи.

Священное Писание говорит: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Господь обращает особое внимание: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Кротости и смирению посвящены Заповеди блаженств. Нам необходимо научиться великим добродетелям, которые дадут успокоение в этой жизни и возможность приобщиться к вечности. Если мы не научимся смиряться, то никогда не услышим Божественные глаголы, которые Господь нам сказал, не пойдем путем, по которому Он шел и призывает идти нас, не исполним великие заповеди, что Господь оставил для каждого из нас.

Самая большая заповедь – любви к Богу и ближнему. Невозможно полюбить Бога, если ты любишь себя больше, чем Его, постоянно борешься с Богом, Который указует тебе Своим перстом определенный путь, а ты говоришь: «Я не только сам не хочу, но и своим детям запрещаю идти по этому пути».

Недавно одна инокиня рассказала мне, что, когда она в длинном платье и платочке вышла из автобуса, направляясь домой, ее увидел 8-летний отрок и сказал: «А Вы знаете, что верить в Бога запрещено?». 8-летний ребенок передал состояние душ своих родителей: у них не только нет смирения, чтобы поверить Богу и идти за Ним, но они учат своих детей противиться воле Божией. Значит, дети будут приобщаться к страданиям в течение всей жизни.

Без смирения невозможно прожить: оно помогает человеку всегда быть на высоте, жить в мире со своими ближними, никогда никого не обижать, а значит, не наживать себе врагов. Смиренный боится Бога, никогда не оспаривает слова Священного Писания, всегда верит Богу, ибо Господь благ – Он хочет сделать добро для человека. Это добро можно будет пожать только когда будешь исполнять заповеди Божии. Чтобы их исполнить, нужно согласиться с Богом, не оспаривать то, что говорит Господь.

«Смирение обходится с людьми высшими почтительно», – пишет протоиерей Григорий Дьяченко ( «Катехизические поучения. О блаженствах»). Мы привыкли осуждать тех, кто поставлен над нами. Предметом осуждения всегда становятся начальствующие на работе, во властных структурах. Осуждая, мы теряем внутренний мир, озлобляемся, что может привести к гражданской войне, в которой вместе с нами могут погибнуть и наши дети – страшное состояние: то было и в нашем Отечестве.

«С равными смирение обращается кротко», – читаем мы у протоиерея Григория далее. Если мы не обладаем смирением, то хотим укорить, унизить себе равного, а себя возвысить, показать свое достоинство. Смиренный человек всегда обращается с равными кротко: он желает им помочь, оказать внимание, подчеркнуть их достоинство. Такое мирное состояние всегда располагает человека к человеку, укрепляет дружеские отношения.

Смиренный никогда не будет возвышаться над тем, кто стоит ниже его, будет стараться помочь, сострадать ему, иметь желание и других привлечь к помощи этому человеку. Смиренный не будет гордиться, тщеславиться, превозноситься, желать зла, завидовать, причинять боль окружающим.

В Священном Писании Господь не раз показывает смирение через образы великих святых людей, образ Матери Божией – Царицы Небесной. Господь призре на смирение Рабы Своея: боговоплощение, спасение всего рода человеческого стали возможны только через одну добродетель – смирение Матери Божией. Без него Господу было бы невозможно прийти на землю.

Бог Всесильный, а ведь «Господь мог сотворить нас без нас, но спасти нас без нас не может». Поэтому Он всегда спрашивает человека, хочет ли тот быть участником спасительного акта. И человек смиряется, говоря: «Господи! Я готов преклонить колена перед Тобою. Твори волю Твою надо мной. Я знаю, что Твоя воля благая, совершенная. Она спасительная».

Матерь Божия сказала немногословно: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Тогда стало возможным Пришествие Христа Спасителя на землю. Матерь Божия была возвеличена за смирение.

Нам нечем гордиться. Мы видим, что умирают и бедные, и богатые, и младенцы, и старые. Сегодня сильный и здоровый человек в одно мгновение становится больным под воздействием коронавируса – и Господь призывает его к Себе. Ничто не спасает людей, обладающих богатством, хотя они имеют возможность лечиться в лучших клиниках.

Может быть, можно погордиться человеку, который обладает властью или высоким положением в этой жизни? Сегодня он весел, все ему кланяются, его почитают, а завтра он оказывается на скамье подсудимых, или его лишают должности, или он теряет богатство – становится человеком, не имеющим уважения, высокого положения в обществе. Мы ничем не можем гордиться: наше тело бренно, состояние и положение очень шатки.

Чем мы можем погордиться? Своей бессмертною душою? Но и она исполнена всякого зла, неправды, страстей и прочих пороков, если над ней не работать. Поэтому смирение – это удел жизни человека. Человек, который живет высотой духовной жизни, всегда это понимает и стремится быть смиренным.

Старцы, духовники говорят: «Читайте Священное Писание. Научайтесь из Священного Писания, как должен жить человек, как он должен относиться к себе и своей духовной жизни». Кто из святых отцов возвысил себя? Возвышал ли себя Авраам, отец всех верующих? Нет. Он говорил: аз есмь земля и пепел. Возвышал ли себя Давид? Нет. Он написал: Я же червь, а не человек, поношение у людей. Возвышал ли себя апостол Павел? Нет – он пишет о том, как видел Господа: после всех явился и мне, как некоему извергу.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Возвышала ли Себя Матерь Божия? Нет. Священное Писание говорит: Яко призре на смирение Рабы Своея. Возвышал ли Себя Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы? Никогда! Господь смирил Себя даже до смерти крестной. Мало того что Христос принял образ раба, плоть человеческую, Он пошел до конца – на страдания ради человека. Что говорит о Нем Священное Писание? Он трости сокрушены не сотретъ и льна курящася не угаситъ.

Поэтому смирение – это добродетель, к которой мы должны стремиться.

Мы всегда должны противиться гордыне: нам нечем гордиться. Апостол Павел пишет: собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Нет у нас добрых дел – сильных, крепких, которыми мы могли бы гордиться.

Макарий Великий говорил, что, когда человек начинает превозноситься, всегда очень низко падает. Святой описывал, что одному старцу Господь дал особый дар прозрения: он лечил людей, помогал им в духовной жизни, но возгордился и пал. Другому старцу Господь тоже дал великий дар прозрения: он стал видеть, как люди превозносят его за то, что он им помогает. Старец взмолился к Богу: «Господи! Забери у меня этот дар, потому что я погибаю. Сделай так, чтобы я был бесноватым». И Господь послал ему беснование. 5 месяцев он очень сильно бесновался, его приковывали цепями в келье. Люди говорили: «Надо же! Как Господь наказал его!». Никто не знал о том, что он сам просил у Бога о бесновании, чтобы люди отвернулись от него и он не погиб в своей гордыне, а в смирении пришел ко Господу.

Святые отцы говорят, что мы не должны привязываться ни к чему земному, но должны искать духовное. Только Господь может дать нам все это. А чтобы чего-то просить у Бога, нужно смириться, увидеть свою духовную нищету. Тогда мы многое обрящем.

Святитель Климент Александрийский занимал высокое положение, но хотел быть только учителем в огласительной школе. Святой Ефрем Сирин всегда отказывался от степеней пресвитера и епископа, оставаясь простым, скромным диаконом. В своей предсмертной записке он просил, чтобы его не хоронили ни в церкви, ни у церкви, ни у монастыря, не делали ему какой-то особый склеп, а похоронили его как простолюдина, брошенного в простое место, – он считал: большего не достоин. Святой даже угрожал братии: смотрите, если кто-то посмеет похоронить меня в особом месте, то Господь ему не даст ничего доброго в жизни.

Блаженный Иероним Стридонский писал: «Не кладите меня в ваши гроба: ваши украшения ни к чему мне не послужат. Я обещал Богу быть погребенным между странниками; странник я, как и они; положите меня, братия, у них. Воззри, Господи, умоляю Тебя: умилосердись надо мною. Молю Тебя, Сыне Милостиваго, не воздай мне по грехам моим» – будучи в степени пресвитера, никогда не служил, почитая себя недостойным, у Престола Божия, всегда был простым монахом. Блаженный Августин много лет не входил в африканские города, где не было епископов, боясь, что его сделают епископом. Святитель Григорий Двоеслов после долгого сопротивления согласился стать папой Римским.

Это не ложное, а подлинное смирение святых отцов.

Императрица Елена, мать Константина Великого, императрица Евдокия, супруга Феодосия младшего, а позднее французская королева Клотильда, отказавшись от царского блеска и величия, провели остаток жизни в монастырях, спасая свои души. Святой благоверный князь Александр Невский принял монашество. Дмитрий Донской перед смертью имел огромное желание принять монашество, но не успел. Его супруга преподобная мать Евфросиния, благоверная княгиня Евдокия, хотела сразу же после смерти мужа уйти в монастырь, но по его завещанию оставалась до принятия монашества в княжеском сане, чтобы помогать детям в управлении государством.

Император Феодосий Великий по требованию Амвросия Медиоланского совершил публичное покаяние при вратах храма. Насколько было глубоким смирение у правителей и тех, кто обладал великой властью: император Феодосий мог бы стереть с лица земли святителя Амвросия Медиоланского, но у него были вера и страх Божий – он услышал слова святителя и принес публичное покаяние, забыв про свою гордыню и надменность.

На I Вселенском Соборе Константин Великий не присел ни на минутку, считая себя недостойным сидеть в присутствии отцов, которые исповедовали Бога в годы гонения на христианскую Церковь.

В нашей житийной литературе немало написано о смирении и кротости. Раскрывается духовный образ святых отцов, которые искали не славы, чести, а только одного – Царствия Небесного (по слову Священного Писания, по слову нашего Спасителя: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам). Но чтобы искать Царствия Божия, мы должны быть нищими духом, – осознавать, что мы ничего не имеем, ничего не сможем приобрести в этой жизни, если Господь не будет помогать нам.

На этом мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, до новых встреч. А новая встреча у нас обязательно будет – мы будем говорить о следующей Заповеди блаженств: Блажени плачущии, яко тии утешатся. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс