Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1069) → Игумен Филарет (Пряшников): Как научиться любить?

Игумен Филарет (Пряшников): Как научиться любить?

№28 (1069) / 20 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Смотря на происходящее в мире, кажется, что все, что происходит, происходит по законам, которые не подразумевают любовь: мы сталкиваемся с войнами, нестроениями, хамством, откровенными проявлениями злобы. К сожалению, мы будто никогда не слышали заповедей Христа и не соблюдаем Закон, который дал нам Сам Господь: любить Бога и ближних. Наверное, Господь мог бы Своей волей раз и навсегда решить этот вопрос, и люди никогда бы не грешили, а любили. Почему так не происходит?

– Мы знаем, что Господь всемогущ. Но есть одна вещь, которую Он не может сделать, ибо Он так определил, – Он не может всех заставить быть хорошими. Почему? Потому что в каждом человеке есть подобие и образ Божий – этим мы отличаемся от животных. Мы сотворены по-другому, в отличие от наших братьев меньших, – мы сотворены не только с бессмертной душой, но еще и свободными. Господь никогда не покушается на нашу свободу, Он никогда насильно не вмешивается в нашу жизнь, пока человек сам не скажет: «Господи, Ты мне нужен». Господь устрояет человеческую жизнь так, чтобы человек смог реализовать себя как существо, призванное к вечности.

О любви есть много заповедей и в Ветхом Завете, но все-таки Новый Завет – Завет настоящей любви. В Евангелии от Иоанна Богослова, которое выделяется из 4-х Евангелий, возвышенно сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посмотрите на прощальную беседу Христа с учениками, там все пропитано любовью Бога к человеку. И Господь, отдавая нам Свою любовь и заботу, конечно же, ждет, как чадолюбивый Отец, чтобы и каждый человек со своей стороны пытался выстроить свои дела, мысли, желания так, чтобы во всем была любовь.

К сожалению, сегодняшний мир построен на разных культах, и любовь зачастую подменяется страстями, которые перегорают, проходят, и два любящих человека оказываются у разбитого корыта. Почему? В основе не было любви. Апостол Павел в 13-й главе I-го Послания к Коринфянам пишет гимн любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, и так далее (братья и сестры, конечно же, знают эти удивительные строки).

Я думаю, что любви учиться можно. Тем более у нас есть примеры, следуя за которыми, мы можем научиться быть действительно учениками Христа. Вспомним слова Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. В нашем понимании любовь – высшее чувство, которое всегда сопряжено с жертвой: мы отдаем часть себя, своего времени, своей жизни кому-то – нашим близким, супругу, детям. Конечно же, нельзя не сказать о том, что Господь – тоже объект нашей любви, и мы отдаем Ему часть своей жизни, когда приходим в храм Божий, занимаемся богомыслием – рассуждаем о Нем. Самое главное, чтобы человек не ленился. Это чувство в каждом есть, но часто люди подменяет любовь привязанностью, страстями или еще какими-то чувствами к тварному миру.

К сожалению, и литература, и средства массовой информации, и фильмы (за редким исключением) воспитывают в нас нелюбовь к этому миру, нелюбовь к людям. Есть ли противоядие для мирских людей (таких, как я), чтобы зло мира, которое входит в нас, просеивалось через какое-то сито?

– У каждого человека есть внутренний мир, определенный набор ценностей. Для верующих во Христа пример во всем, конечно же, слова Христа.

Посмотрим на 10 заповедей Ветхого Завета: их Господь объединяет, возвышает, что нужно их исполнять не ради наказания, а ради любви к Тому, Кто эти заповеди сказал. Он объединяет их духовно.

Первые 5 заповедей – это заповедь любовь к Господу Богу, Которого мы должны любить всем сердцем, всею душою и всем разумением своим. Вторая заповедь, подобная им: возлюби ближнего, как самого себя.

И здесь интересный вопрос возникает: почему Господь не дал человеку заповедь возлюбить себя?

Любить себя – это так же естественно, как любить родителей и своих детей. Ведь нет заповеди возлюбить отца и мать – Господь говорит: почитай отца твоего и матерь твою. А что значит почитать? Наверное, это совокупность всего, что должен делать человек тому, кто дал ему земное бытие.

Когда у человека большое сердце, наполненное любовью, которую укрепляет Господь, у него всегда рождается сожаление о тех, кто находится рядом. Оно рождает желание помочь, поддержать, понять человека, пожалеть его. Сейчас в передачах, кинофильмах человека воспитывают быть каким? Сказать жестко правду, оборвать и так далее. Но никто почему-то не научает наше молодое поколение рассуждать и относиться к ближним с состраданием, ведь у каждого человека есть свой крест: кто-то несет много, кто-то мало.

Я в своей жизни очень давно встретил женщину, которая сказала: «А у меня нет никаких проблем, я в принципе счастливая, поэтому Бог мне не нужен». Бывает и такое. У нее было все хорошо, благосостояние, удобство жизни, здоровье, и Господь в принципе ей не нужен. Насколько такой человек может сострадать? Неизвестно. Если я, например, перенес какую-то болезнь, я буду прекрасно понимать, как дается выздоровление тому, кто болеет такой же болезнью. Это естественно: мы сострадаем только тому, что пережили сами. Если я никогда не соприкасался с какой-то проблемой, я не буду способен ни разделить боль, ни поддержать такого человека...

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли самому научиться любить и делать что-то доброе? Я сколько лет живу, сколько верую в Бога (я со времен перестройки начала ходить в храм), и мне кажется, что меня Господь ведет: сама я ничему научиться не могу. Нам нужно просто уверовать, а Господь Сам распорядится, когда мы научимся любви».

– Разрешите прочитать выдержку из творений святителя Иоанна Златоуста. «Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел. Например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися».

Действительно, Господь ведет любого человека, кто, так или иначе, отдает себя и свою жизнь в Его руки. Господь научает нас через пример. Недаром Иоанн Златоуст приводит определенные примеры, когда мы можем научиться любви. Конечно, любовь – это дар, и сострадательное сердце (которое есть, может быть, не у всех) – это тоже некий дар, но он приобретается так же, как и любое знание. Ведь мы сможем научиться говорить на иностранном языке только когда будем прилагать усилия, чтобы его выучить. Закон Божий – точно так же.

Я думаю, ошибочно думать, что Господь Сам мне все даст. Господь нам дает возможность показать свою любовь. Она начинается именно с этого: с плачущими плачьте, с радующимися радуйтесь. Что это означает? Апостол Павел говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» – в этом тоже огромная любовь.

Любви надо учиться, надо прилагать усилия. А инструменты есть: они рядом с нами ходят, дышат, общаются – они научают нас великому дару.

Мы сами не можем измерить степень любви к Богу – мы можем только сказать «очень». А вот по любви к ближним, наверное, Господь увидит и поймет?

– В Священном Писании есть хорошие слова: кто меньше любит, тому меньше прощается. Посмотрим на святых, на угодников Божиих, – их жизни различны, и чего только в их жизни не было: вспомним Марию Египетскую, преподобного Сергия Радонежского. Это светильники, но объединенные одной ниточкой – у каждой свечи есть фитиль, это и есть любовь к Богу. Есть те, кто горел ярко (как святые): они много любили, и любили до конца. А есть люди, которые еще находятся в пути, научаются, заставляют себя.

Очень важно воспитание – что было заложено: видели ли дети любовь, жертвенность на примере родителей или воспитывались в жестокости, равнодушии. В Новом Завете есть хорошие слова: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет». Если родители скудно сеют любовь, внимание своим детям, они скудно потом будут пожинать, когда будут уже в возрасте.

Мы встречаем и знаем таких людей, которые не любят себя просто потому, что никогда не испытывали любви. А может быть, имеет смысл научиться любить и себя?

– В принципе, подспудно, имея естественный нравственный закон, мы себя любим: мы стараемся о себе заботиться...

Когда мы не будем заботиться о своей жизни, понятно, что конец будет не очень хорошим: когда мы заболеваем, мы принимаем таблетку, чтобы облегчить свои страдания – все-таки мы о себе заботимся, и это естественно.

Вспомните притчу Христа о сеятеле: поле – сердца человеческие. Одно семечко упало там, второе там, третье там – это один образ. А еще есть образ в притче о талантах, когда хозяин, уезжая в страну далече, каждому дает таланты: кому один, кому 5, кому 100. Господь определяет каждому по мере сил – Он все предвидит, но Он не все предопределяет. И жизнь, и воспитание, и атмосфера, где человек жил, – все это влияет, но все равно внутри всегда будет звучать голос Божий.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Чем обычная человеческая любовь отличается от христианской?».

– Если мы говорим о любви чисто плотской, где в основание положена страсть, когда человек объект своей любви приукрашивает или делает объектом поклонения, – это образ страстной любви, которая часто присутствует в отношениях людей.

Христианская любовь – это когда мы любим человека без условий. Бог любит людей без всяких условий – они Его. Так же и здесь. Мы говорили о гимне любви апостола Павла, он там тоже очень многие вещи приводит, которые надо прочитать и осознать, какой должна быть любовь и на чем она строится.

Еще важно понимать, что я люблю человека не потому, что у него красивые глаза, а я его люблю, ведь у него великолепная душа и доброе сердце, когда просто не надо много говорить, а побыть вместе. Вот чем отличается: когда мы любим, не требуя ничего назад, так же, как и Господь часто любит человека, не требуя ничего взамен.

Телезритель спросил по поводу христианской любви – получается, что христианская любовь должна безусловно распространяться на всех? Но как научиться любить гонителей, убийц и тому подобных?

– Мне вспоминается случай, который я вам уже рассказывал. Это случай из очень тяжелого для нашей страны периода – Великой Отечественной войны. В плен захватили какое-то количество немецких солдат. И вот представьте: деревня, и эта огромная толпа арестованных, и стоят бабушки, которые нахлебались горя, и одна другой говорит: «Бедные они, каково им на нашей, чужой им земле». Надо иметь огромное сердце и долю сострадания, чтобы внутренне сопереживать страдающему человеку – даже такому.

Еще раз скажу: Господь дает нам и примеры, и возможность реализовать свои любовь, добро, сострадание. Все вместе они строятся на одном чувстве – быть человеком и оставаться им, даже претерпевая те или иные испытания жизни.

Еще один момент. Часто люди привязываются к вещам, домашним животным или каким-то моментам, без которых жить не могут. Я бы хотел озвучить преподобного Исаака Сирина – он говорит: «Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь себе того, кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое, пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное».

Действительно, мы должны любить братьев наших меньших – домашних животных, но это тоже не должно стать смыслом нашей жизни (как и дети, как любимый человек). Часто говорят: «Я не смогу без этого жить». А зачем ты так говоришь? Господь так сделает, что уберет это у тебя, и ты увидишь, что ты прекрасно живешь без этого. Да, потеряв что-то, переживешь какую-то боль, – но ты без этого можешь, оказывается, жить. Вспоминая наших предков, видим, что часто люди довольствовались меньшим: не кушали первое, второе, третье и еще десерт. Я, конечно, родился не так уж давно, но я помню, что мы жили очень скромно и питались чем-то одним не потому, что так нам хотелось, а оттого что другого просто не было. Так же и здесь: нужно разграничивать, все равно есть некая иерархия – что для тебя Господь, что для тебя ближний и что для тебя животное, которое ластится, которое ты можешь погладить. Животное нельзя делать смыслом своей жизни.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос, когда Его распинали, проговорил: „Отче, прости им, ибо не ведают, что творят”. Могу ли я, если мне кто-то или что-то не нравится, говорить: „Благослови их, Господи, ибо не ведают, что творят”. Не будет ли это осуждением? Я имею субъективное мнение, я же не Бог».

– Мы сказали уже, что внутреннее сострадание человека рождает в нем сопереживание близким. Мы радуемся, когда человек делает что-то хорошее, и сочувствуем, когда человек идет не по правильному пути. Может быть, просто помолиться за этого человека: «Господи, вразуми, пожалуйста, его, помоги ему найти Тебя, помоги стать немного другим». А про то, что не ведают, что творят, – это Господь молится на Голгофе за ту толпу, которая действительно была без разума: они не понимали, что они делали и что творилось вообще возле Креста. Вы же понимаете, какое было событие – крестная смерть Спасителя: там, можно сказать, настолько все было нагнетено, натянуто. В нашей жизни, слава Богу, редко такое бывает; поэтому важна внутренняя молитва за ближних с просьбой Господу дать им разумение понять, что они заблуждаются или делают как-то не так.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как быть, если отношение с состраданием к ближнему не всегда воспринимается им как любовь? Порой хочется помочь и душе человека, а отказ в том, что ведет человека ко греху, может испортить отношения с ним, и любовь теряется».

– Есть такое понятие, как человекоугодие, и нам нужно этого избегать. Понимая Закон Божий, мы должны всегда поступать по справедливости и так, как нас учит Господь.

Конечно, надо уважать и любить человека, но, если мы видим некое несоответствие (допустим, когда нами начинают пользоваться), лучше остановиться: ты можешь помочь один раз, но, когда эту помощь начинают воспринимать как твою обязанность, нужно подумать, помогать или не помогать. Так же и здесь.

Я всегда говорю: будьте аккуратны с советами. Мы хотим помочь человеку, но можем навредить своим отношением. Если человек тебя спрашивает: «Как мне сделать здесь?» – это одно, а когда мы сами лезем и поучаем его, при этом начинаем его раздражать, нарушая заповедь любви, начинаем осуждать – после такого общения может возникнуть спор, мы надуемся друг на друга и вообще не будем разговаривать. Нужно всегда быть аккуратными: мы должны как-то помочь человеку, наставить его, дать ему что-то полезное, но делать это нужно если это полезное от нас ждут и просят. Как говорит Господь, не мечите бисер перед свиньями.

Только если человек спрашивает?

– Если он спрашивает, и ты видишь, что он нуждается в этом.

Еще раз хочу сказать, что не существует определенного решения для всех жизненных ситуаций. Часто приходят и говорят «скажите», «подскажите», «решите мою проблему», – а священник человека видит в первый раз. И как я могу сразу дать такой совет, чтобы все наладилось? Проблема, может быть, зрела не один год, а хотим решить ее сразу. Нужно всегда внимательно относиться к любой жизненной ситуации – люди разные, взаимоотношения разные. Всегда надо поступать, как в заповеди врачей «не навреди» – в христианстве тоже можно ее применять.

Женщина, у которой родился ребенок с синдромом Дауна, отказалась от него, муж ее сказал: «Мне этот мусор дома не нужен», ушел, бросил семью. Долгое время (примерно полгода) были все эти нестроения, но она, потеряв мужа, работу, все свое внешнее благополучие, вдруг обратилась – и забрала ребенка домой. Получается, скорбями люди часто приходят к любви. Эта женщина говорила: «Мне не нужен Бог – у меня все хорошо». Что нам нужно сделать, чтобы научиться любви?

– Господь каждому человеку дает шанс стать настоящим – можно сказать, стать святым. Используйте этот шанс всегда: проявите свою любовь, снисхождение, сочувствие, сопереживание к тем, кто находится рядом с вами, и с дальними, и с близкими: в каждом человеке живет Господь, мы сотворены по образу и подобию Его. Невозможно любить невидимого, не любя видимого. Научаясь любить тех, кто рядом с нами, мы учимся любить Бога по-настоящему.

Довольно просто. Но как исполнить? Наверное, все-таки учиться будем всегда, всю свою жизнь. Любовь действительно долготерпит, но мы тоже можем научиться терпеть, любить и проявлять милосердие, потому что Сам Господь к нам настолько милосерден, что Его любовь к нам безусловна. Но как научиться видеть любовь Господа к себе?

– Хочу сказать всем нам, что каждый вздох, который мы делаем, уходит в вечность, и мы уже никогда не вернем те случаи, чтобы проявить свою любовь. Поэтому любите своих близких, дорожите жизнью, каждой минутой и каждой секундой, и тогда Господь будет с вами.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Истина есть производная сверхъестественного, то есть Божественного начала

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий праздник, и особым образом в Церкви торжественно вспоминается и прославляется подвиг святых апостолов Петра и Павла, более других апостолов потрудившихся для распространения веры Христовой, для распространения и утверждения Церкви. Потому что там, где побывали апостолы, там созидались церковные общины, там созидалась и возрастала Церковь Божия.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Кокора: Крещение и смерть

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс