Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№24 (1065), 2020
Предыдущая наша беседа была посвящена таинству Венчания, или Брака. Сегодня будем говорить о таинстве Соборования, или Елеосвящения, очень важном таинстве, которое помогает нам в жизни и к которому, я уверен, не раз приступает каждый православный христианин.
Основание этого таинства – Священное Писание. Зачем нам исцеляющее таинство Соборования, если Господь дает врачей? В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы встречаем удивительные слова: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
Конечно, ни один человек не может пренебрегать врачом. Мы не раз прибегаем к врачам, прося их о помощи в исцелении той или иной болезни, но не все в руках врача. Господь показывает нам, что вместе с физической заботой о нашем теле мы должны позаботиться и о своем духовном состоянии, потому что человек состоит из души и тела.
Надо врачевать и тело, и душу: когда все будет врачеваться гармонично, тогда и человек будет исцеляться. Есть врачи, серьезнейшая медицина, замечательные клиники с оборудованием, которое позволяет проникнуть в каждую клеточку человеческого организма, чтобы увидеть самое маленькое пятнышко в легких и сказать: «У тебя начинается пневмония». Но при таком оборудовании, докторах, лабораториях, больницах пришла болезнь – Сovid – и мы ничего не можем сделать, многие умирают.
Врачи – добрые, внимательные люди – приходят в отчаянное состояние (о чем свидетельствуют СМИ), ибо не в силах помочь. У каждого из нас должно быть сильное желание обратиться к Богу за помощью. И тогда Он никогда никого не оставит.
В Священном Писании Господь говорит: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя – где доктора не в силах помочь, там вступается и помогает Господь. Это не просто слова: многие испытали на себе великую милость Божию. Когда думаешь, что никто тебе уже не поможет, твоя жизнь висит на волоске, посещает уныние, отчаяние, начинаешь обращаться к Богу – и Он тебе помогает. Сколько таких случаев!
Чтобы мы не унывали, Господь оставил нам таинство Соборования, в котором дарует исцеление. Апостол Иаков говорит: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему.
Очень сильные, глубокие слова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя – не просто «призовет врачей»: врач обязательно должен присутствовать. Но в Священном Писании говорится о женщине, которая 18 лет страдала, потратила все средства на врачей, и никто не мог ей помочь – только Господь исцеляет ее. Порой должно свершиться действие благодати Божией, которая будет врачевать и нашу душу.
Если мы просто будем получать исцеление от докторов, душа будет страдать от гордыни – мы скажем: «Зачем нам Бог? Мы пошли, исцелились – и все у нас хорошо». Когда человек лечится у доктора и обращается к Богу, происходит врачевание и тела, и души – он исцеляется не только физически, но и духовно.
А если человек будет исцеляться духовно, то будет пригоден для Царствия Небесного. Никакой врач, никакие деньги не могут избавить нас от лени (так же, как и от старения). Приходит время – человек становится стареньким и умирает. Или его посещает болезнь, от которой ничто не может спасти. Тогда этот человек смиренно принимает волю Божию и говорит: «Господи, я был неправ. Нужно было делать больше добрых дел, уделять больше внимания людям» – человек изменяется, преображается, становится другим, уходит из этой жизни кротким и смиренным: готовым войти в Царствие Небесное.
Таинство Елеосвящения нам очень помогает. Пресвитеры молятся, помазывая человека елеем во имя Господне (елей – особое оливковое масло, которое использовалось у древних евреев как лекарство: тогда лекарств не было. Если человек получал рану, ее можно было помазать – масло способствовало заживлению раны). Масло использовалось как видимое средство в духовном врачевании, об этом говорится в Священном Писании. Святой апостол и евангелист Марк пишет, что, когда Господь послал апостолов на проповедь, то они мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху: люди, которых они помазывали маслом, исцелялись.
В таинстве Соборования используются масло и вино. Вино – антисептик. Неслучайно первое Евангелие, которое читается на таинстве Соборования, говорит о милосердном самарянине, увидевшем пострадавшего от рук разбойников человека (иудея). Он ничего не побоялся, помог ему: полил вином его раны, смазал маслом, перевязал. Мы легко об этом говорим, а слава Богу, что в те трудные времена у него нашлись вино и масло! Чем перевязал? Конечно, порвал свою нижнюю одежду. Затем посадил раненого на своего осла, привез в гостиницу, ухаживал за ним всю ночь, дал денег гостиннику за постой, чтобы у пострадавшего было время исцелиться.
Вино и масло используются в таинстве Соборования как видимое (священник мажет маслом). А исцеляет Сам Господь.
На таинстве Соборования звучат слова: «…исцели… воздвигни… от одра болезненнаго». Некоторые считают, что это таинство нужно совершать только над людьми, прикованными к постели. Конечно же, нет: Господь дает таинства для всех христиан (единственное таинство, которое совершается не над всеми, а над избранными на особое служение, – это таинство Священства).
Некоторые говорят, что таинство Соборования должно совершаться только над людьми старшего возраста: «Зачем совершать его над младенцами? Ведь они почти здоровые!». Если придерживаться такой логики, тогда и детские больницы не нужны, но мы знаем, сколько сегодня больных детей, сколько детей с онкологическими заболеваниями. Да и Сovid... Дети болеют. Пишут: «3 года», «несколько месяцев».
Немощи подвержены все люди. Значит, они должны иметь доступ к исцелению. А оно по-дается через таинство Соборования, на котором 7 священников помазывают верующих маслом. Не всегда и не везде 7, но хотя бы один священник совершает это таинство, помазывая 7 раз во имя Господне.
Что спасает человека в этот момент? Говорится: «…и молитва веры спасет болящаго» (Иак. 5, 14–15), – то есть человек должен обязательно быть верующим: без веры ни одно таинство не будет действительным, не принесет человеку пользы. Никакого формального отношения – с Богом могут быть только доверительные, сердечные, покаянные отношения. Тогда Господь посылает великое чудо – исцеление. Это великая милость Божия.
Из Евангелия мы знаем, что Господь в первую очередь возвращал человеку веру; если человек верит, то для него открываются токи благодати Божией, а если не верит, то ничего к нему не прикоснется: невольник – не богомольник. Везде должны быть свобода и желание. Господь спрашивает: «Ты веришь, что Я совершу это чудо?». «Верую, Господи! помоги моему неверию» – «укрепи меня, Господи, на этом пути Своей Божественной десницей!». Тогда Господь совершает великие чудеса.
Вся благодать Божия, которая находится в Церкви, дается только верующему человеку. Порой человек приходит в храм, молится, а перед ним – как будто толстая стена: ничего не получается. Но как только к нему возвращается вера, он чувствует благодать, и ему не надо ничего говорить, объяснять. Его вера сильная, крепкая – он полностью доверяет Богу.
Такое было и в моей жизни, когда я служил в храме Параскевы Пятницы в Северном Бутове, где еще не было такой застройки и храм был виден с кольцевой дороги. На глазах у одного человека произошла ужасная авария с несколькими жертвами на пересечении Кольцевой и Симферопольского шоссе. Виновник аварии незадолго до этого обогнал его, подрезал, поэтому пришлось сбавить скорость. И человек понял, что в этом была милость Божия: если бы он не сбросил скорость, попал бы в аварию.
Увидев столько смертей, этот мужчина тут же приехал в храм. Он говорил: «Батюшка, я неверующий человек, никогда не был в храме. Но сегодня меня спас Господь!». Когда к нему вернулась вера, пришло осознание, что нужно общаться с Богом. Господь в день аварии послал ему ангела-хранителя.
Таких случаев в жизни бывает очень много. Человек может рассуждать, пока сам не столкнется с великим милосердием и помощью Божией, но когда сталкивается, его невозможно убедить, что этого нет.
Человек, которому должны были отрезать ногу, стал молиться и читать акафисты святителю Николаю и Божией Матери. Господь стал исцелять его: нога, которую должны были отрезать, зарубцевалась за несколько дней. Доктора пришли в изумление.
После того как над умирающей женщиной 38 лет совершили таинство Соборования, она исцелилась и дожила до 104 лет. Это великое чудо! Таким людям ничего не нужно говорить, в чем-то убеждать: Господь начинает им помогать.
В моей жизни был удивительный случай. Нужно было покрестить ребенка, который родился недоношенным и находился в кювезе. Я пришел в реанимацию, покрестил его. Мне его так жалко стало… Спросил у доктора: «Он будет жить?». Доктор ответил: «Батюшка, Вы сделали самое главное. То, что было надо, мы сделали с лихвой. От нас зависит немножечко. Все остальное – в руках Божиих».
Доктора, которые постоянно видят жизнь и смерть, делают для детей все возможное. Но одни дети исцеляются, а другие уходят к Богу. Врачи понимают, что одно и то же лекарство не может действовать на всех одинаково, одни и те же возможности не всегда могут дать шанс исцелить людей. Может помочь только Божественное вмешательство в нашу жизнь.
Самое главное, что в таинстве Соборования прощаются грехи – …и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему: некоторые говорят: «Ты должен сначала раскаяться в грехах, потом они тебе отпустятся», но есть забвенные грехи, которые прощаются в таинстве Соборования.
Исцеляются и раны, остающиеся от грехов: Господь грех простил, а рана остается на всю жизнь, как остается шрам после получения глубокой раны, напоминая тебе о ране и боли, которая была. Немаловажно, что Господь дает исцеление души (исцеляет твои внутренние, душевные раны) и прощает грехи не потому, что «я так хочу», а потому, что так говорит Священное Писание – нельзя мыслить по-другому, даже ангелам запрещено по-другому мыслить: мы должны полностью доверять Господу и понимать, что все происходит по великому неизреченному милосердию Божию.
Таинство совершается обыкновенным образом. Когда мы приходим в храм, видим столик, на котором стоит чаша с крупой (пшеницей или рисом). Зерно – это не только пища, питающая и укрепляющая нас, но свидетельство жизни: зерно умирает, когда входит в землю, но дает росточек – новую жизнь.
Видим и свечи (свеча – это жертва, наша молитва к Богу). Мы видим вино и елей. Елей соединяется с вином. После этого священники читают 7 раз Евангелие, 7 раз Апостол, 7 раз определенные молитвы, и затем с тайносовершительной молитвой «Отче, Врачу душ и телес…» начинают помазывать людей, которые пришли на таинство Соборования.
Всегда есть призыв, чтобы таинство не было совершено формально, но оно не совершается формально священниками – оно может формально восприниматься нами. Надо помнить слова: …и молитва веры спасет болящаго. Обязательно нужно подходить к таинству с глубочайшей внутренней верой, что Господь может исцелить тебя. Если мы так настроены, то Господь помогает, исцеляет.
Когда тех, кто пришел на таинство Соборования, помажут 7 раз, им дают с собой рис и масличко, которое надо использовать дома, помазывая себя. Призываем не хранить масло долго. (Был парадоксальный случай. Человек приходит и говорит: «Батюшка! У меня масличко с соборования стоит с 1940-го года. Что с ним делать?». С ним уже ничего не сделать, оно пропало. А это грех, кощунственное отношение к святыньке.)
Соборование совершается каждый год, чтобы мы это масло долго не хранили, а 40 дней добавляли его в пищу, помазывали больные места – использовали для нашего лечения. Крупу, которую нам дают, надо скушать.
Иногда спрашивают: «Можно ли этим масличком делиться с близкими?» (некоторые считают, что нельзя делиться, что это лично для того, кто участвовал в таинстве Соборования – не совсем согласен). Не каждый участвует в изготовлении лекарства, но лекарство может каждому помочь. Масло – святыня, освященная в храме Божием при совершении таинства. Оно может быть использовано близкими как святынька.
Мы освящаем масличко и перед праздником на литии – можем сказать: «Ты не был на литии, значит, тебе не положено это масло»? Но после литии мы не только помазываем этим маслом, но и делимся избытками со всеми, кто приходит в храм и просит: «Можно мне с собой освященного масличка от праздника святителя Николая (Иоанна Богослова или каких-то других праздничных дней)?».
Некоторые спрашивают: «Можно ли давать это масло собачке или кошечке, когда заболеют?». Я бы воздержался: мы делимся святынькой только с крещеными, а так как наши кошечки и собачки не крещены, значит, с ними мы не делимся этой великой святыней.
Бывает превратное отношение к таинству Соборования: «Если пособоруюсь, то обязательно умру». Нет ни одного слова в молитвах, чтобы человек умер, – наоборот, в молитве говорится, чтобы после соборования Господь воздвиг человека от одра болезни, сотворил его целым, чтобы он мог служить и благоугождать Церкви Христовой. Поэтому никогда не нужно бояться таинства Соборования. Надо отгонять всякие суеверия.
Не будет лишним, если после таинства Соборования мы будем жить более благочестивой жизнью: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».
Следующая наша беседа, дорогие братья и сестры, будет посвящена заповедям блаженств. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.