Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1066) → Игумен Флавиан (Матвеев): Таинства Церкви

Игумен Флавиан (Матвеев): Таинства Церкви

№25 (1066) / 1 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Предлагаю поговорить про церковные таинства. Мы знаем, их семь в Церкви. Некоторые из них более известны, некоторые покрыты менее. Почему таинства называются таинствами, как они появились, как менялись? Если получится, порассуждаем о каких-то более конкретно.

– Очень загадочный вопрос. С одной стороны, мы можем сказать, что таинство – это акт освящения каждого человека и Церкви как таковой, когда по нашей вере сходит Дух Святой и совершается благодатное действие, которое освящает человека. С другой стороны, само по себе слово «таинство» означает, что происходит некая тайна. Мы не можем до конца понять, что происходит, ведь в этом участвует Сам Бог – Он открывает нам Себя, но до конца никогда не бывает познаваем. А раз в таинстве непосредственным образом участвует Сам Бог, то до конца определить, что такое таинство, невозможно.

Богословие в разные времена средствами, свойственными своему времени, пыталось (и пытается до сих пор) это объяснить. Именно поэтому богословие всегда будет актуально. В зависимости от времени, багажа накопленных богословских знаний открываются все новые слои смысла, новые слои понимания того, что такое таинство. Но в то же самое время сохраняется дивный покров тайны, и за этой тайной всегда прячется Бог.

Но в таинстве Бог нам открывается, Он желает быть в нашей жизни, желает, чтобы мы принимали Его действие в этом мире. И в этом смысле самое главное таинство, из которого, по богословскому учению, вытекают все остальные, это таинство Евхаристии – таинство собрания в Церковь.

Господь так благоволил, что призвал апостолов, сделал их Своими учениками. Они были собраны Христом, жили особой жизнью: были посвящены Им Богу Отцу, на них сошел Святой Дух. Апостолы были собраны в Церковь и из отдельных людей составили собою первую Церковь – богочеловеческий организм, во главе которого стоит Христос. И в Книге Деяний это описано: когда после сошествия Святого Духа апостолы начали проповедовать, их проповедь сделалась понятной людям других языков, других культур. Это было нечто необыкновенное: простые рыбаки, неученые в основном, но их проповедь сделалась понятной людям. Казалось бы, при обычных условиях люди не должны были вообще ничего понять, но это случилось, и у многих возникло желание присоединиться к общине апостолов и тоже стать учениками Христа.

Это было самое первое таинство, в котором апостолы были объединены Христом на Тайной Вечере и которое получило новую жизнь, новое дыхание в момент сошествия Святого Духа.

С этого момента апостолы уже не могли обходиться без того, чтобы быть собранными в Церковь, ибо их в Церковь собирала вся Святая Троица. Они ощущали себя в полной мере чадами Бога Отца, учениками Сына Божия и, осененные Духом Святым, собирались вместе, чтобы воспомянуть Христа – по Его слову.

Таинство собрания в Церковь – когда люди вместе собираются в Церковь, чтобы воспомянуть Христа, по Его заповеди совершить молитвы над хлебом и вином, чтобы хлеб стал Телом Христа, а вино – Кровью Христа, и под видом хлеба и вина принять в себя Самого Христа и тем самым освятиться – обожиться, приобщиться к таинственной жизни Христа и Его пригласить в свою жизнь. Евхаристия заключает в себе эти основные смыслы.

Каждое из таинств с самых древних времен так или иначе было связано с Евхаристией.

Например, таинство святого Миропомазания, которое совершается вслед за Крещением. В древности уверовавшего человека погружали в воду с призыванием Святой Троицы: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». Вслед за этим апостолы возлагали на крестившегося человека руки, призывая Святого Духа на этого человека: Крещение, по словам Христа, должно совершаться водою и Духом. Прошло время, и таинство Миропомазания стало совершаться немного другим способом: апостолы освящают благовонное масло (миро), и при помощи помазания этим маслом верующие получают таинственный дар Святого Духа, открывающий возможность духовной жизни и следования за Христом.

Таинство Крещения совершалось так, что новокрещенные христиане тут же шли причащаться. Во время Крещения звучит такой гимн: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя» – это означает: те, что крестились, облеклись (в буквальном смысле слова – оделись) во Христа. «Аллилуйя» – значит «радуйтесь, славьте Бога». Это древнейший христианский гимн, с которым новокрещеные, свидетельствуя, что с ними случилось, из баптистерия, где совершалось Крещение, шли в Церковь праздновать Пасху (Крещение обычно совершалось перед Пасхой) и причаститься Тела и Крови Христа, участвовать в Евхаристии. Вот такая связь этого таинства с таинством Евхаристии.

Возьмем таинство Брака: мужчина и женщина дают друг другу обет верности перед лицом христианской общины, и это свидетельствуется священником. В древности, когда еще не было того развернутого чина Венчания, который есть сейчас, мужчина и женщина, желающие вступить в христианский брак, во время Божественной литургии получали благословение священника и вместе причащались на этой Литургии. Таким образом, после Литургии они уже выходили из церкви мужем и женой, благословленные на христианскую жизнь в христианском браке. Тоже видна неразрывная связь этого таинства с таинством Евхаристии.

В Церкви есть таинство, которое не может быть совершено ни в каких других условиях, кроме как при совершении Божественной литургии, – это таинство Священства, рукоположение в священный сан диакона, священника и епископа. Возведение в соответствующий сан совершается только на Божественной литургии – ни в каких других условиях. Тоже неразрывная связь таинств, которая существует до сих пор.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, пожалуйста, библейский Бог – это Тот же Бог, Который послал Христа на землю? Или это другой Бог? Он очень жестокий – я читаю Библию и просто потрясена».

– Очень хороший вопрос. В Библии Бог открывается людям не как Троица, а как Единица. В древности люди (как свидетельствует Сам Господь устами пророков) были очень жестоковыйные (выя – это шея, то есть это люди с короткой и тугой шеей, у которых голова поворачивается только вместе с туловищем); мы сейчас сказали бы про таких «трудновоспитуемые». Поэтому Бог людей в Ветхом Завете поучает, наставляет иногда через события, которые нам сейчас кажутся пугающими.

Но задача Бога всегда одна – Бог, создав ветхозаветный народ и взяв его под Свое попечение, все время его воспитывал теми способами и средствами, которые были возможны именно для народа того времени и тех нравов.

Сейчас время изменилось, мы живем в пространстве Нового Завета, в котором Бог нам открылся как Троица, как Любовь. И мы уже по-другому смотрим на то, что было в Ветхом Завете. В наше время Господь с нами поступает по-другому: поскольку Он открыл нам, что Он есть любовь, Он и открывается нам именно как любовь. И Ветхий Завет для нас – как детоводитель ко Христу, как нянька, которая ведет ребенка: если нянька отпустит – ребенок может упасть, покалечиться. Поэтому нянька ведет, а ребенок развивает навыки ходьбы и через доверие к няньке, соответственно, учится новым свойствам, качествам, необходимым для доброй жизни.

Мы должны смотреть на ветхозаветные события как на то, что привело ветхозаветный народ (и нас вслед за ним) ко Христу: только в этом смысле нужно рассматривать Ветхий Завет.

Если мы увидим там что-то пугающее, ужасное, надо понять, что тогда было такое время, Бог воспитывал созданный им народ именно так. Что поделать, время было такое, люди были такие; надо Богу довериться и в этом, ибо Он тогда еще не открыл, что Он есть любовь.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему таинство Священства отнесено к церковным таинствам? Ведь все остальные таинства распространены на большой круг православных христиан, а таинство Священства относится только к кругу священников».

– Да, конечно. Но ведь у всех мужчин есть очень широкие возможности войти в этот круг. Так уж сложилось в нашей церковной традиции, что раз все апостолы были мужчинами, то и в священный сан рукополагают только мужчин. У каждого мужчины, если он желает, есть возможность стать диаконом или священником, поступить в духовную семинарию, получить соответствующее образование. И если Церковь в лице своих епископов изберет его, то получивший специальное образование и избранный Церковью человек становится диаконом или священником.

Вы уже кратко сказали о нескольких таинствах – еще вопрос: все они были установлены примерно в одно и то же время или появлялись со временем?

– Со временем. 7 таинств, которые мы имеем сейчас, у нас на Руси восходят ко времени святителя Тихона Задонского – это XVII век. И у каждого церковного таинства своя история.

Возьмем таинство Исповеди. В Древней Церкви люди, которые совершили тяжкие грехи, каялись перед всей церковной общиной и возглавлявший общину епископ назначал им за тяжкое согрешение соответствующее наказание – они временно отлучались от Церкви (даже были особые чины, когда человек вообще не мог находиться в церкви, а только мог стоять на паперти – потом он мог стоять вместе со всеми верующими, но в определенный момент вместе с оглашаемыми должен был выходить из храма, и так далее: достоинство христианина возвращалось к нему постепенно). И только когда он зарекомендовал себя доброй христианской жизнью, он мог причащаться Святых Христовых Таин. Община его вновь принимала как понесшего необходимое вразумительное наказание, и он вновь вливался в число верных.

Со временем в жизни Церкви было замечено, что не всем полезно слушать Исповеди – особенно молодежи, детям, которые присутствуют в храме, до поры до времени не рекомендуется знать подробности, так сказать, грязных дел. Поэтому со временем общая Исповедь уступила место тайной, которую мы знаем сейчас, когда человек открывает перед Богом свои грехи, будучи наедине со священником; священник является при этом свидетелем. На Руси так утвердилось, что человек, желающий причаститься, непременно сначала исповедуется. Священник от имени Бога отпускает человеку грехи, а если быть более точным – молится Богу, чтобы через Церковь, через священника как служителя церковного, человеку были прощены грехи. Сейчас такая Исповедь обычное дело, но не всегда так было.

Таинство Брака тоже, как говорится, «обросло» подробностями. До последнего времени чин обручения совершался отдельно, когда объявлялось, что молодой человек и девушка желают вступить в брак, а само Венчание совершалось потом. Сейчас эти два элемента – и обручение, и Венчание – совершаются в едином молитвенном чинопоследовании. И так далее.

В разные времена разные авторы провозглашали разное количество церковных таинств. Например, в одно время некоторые авторы считали, что монашеский постриг тоже таинство. Сейчас постриг не входит в список 7-ми таинств. Некоторые богословы высказывают мнение, что отпевание, когда община прощается с одним из своих участников, – таинство, и было время, когда причисляли прощание с усопшим к числу церковных таинств.

Если говорить в общем и целом, поскольку мы имеем дело с тайной, любой список таинств условность: так или иначе, таинство – это когда через Церковь при участии священнослужителей Господь дарует благодать Святого Духа тем, кто желает воспринять это таинство, эту благодать. Мы знаем, например, удивительные события, когда после совместной искренней молитвы священника и людей (именно верных, хороших, достойных христиан) случались необыкновенные исцеления.

Например, вспомним святого Иоанна Кронштадтского, который жил немногим больше ста лет назад: это был потрясающей силы веры и молитвы священник. Он ежедневно совершал Божественную литургию, от Литургии получал необыкновенный заряд веры и молитвы, и это распространялось на его жизнь и жизнь тех людей, которые с ним соприкасались. Разве это не таинство, когда он молился о верных христианах и они, казалось бы, в самых безнадежных случаях получали вдруг необыкновенное исцеление? Врачи недоумевали: такого не должно было случиться, человек явно умирал, но по молитвам святого оставался жить.

Искренняя молитва – тоже своего рода таинство, некая тайна, за которую мы не можем заглянуть. Но мы всегда радуемся, торжествуем и благодарим Бога за то, что в жизни церковной нас сопровождают такие яркие святые люди, как Иоанн Кронштадтский, например. Люди святой жизни есть и рядом с нами, и благодать Святого Духа люди всегда чувствуют: человек получает необыкновенный зов, что именно здесь можно получить благодать Святого Духа. В жизни святых людей, именно верных христиан, таинство всегда как бы разлито. Как оно разлито – об этом отчасти говорят богословы, отчасти это чувствуют сами люди, но как это происходит – мы не можем понять, ибо это таинство.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Смерть человека – тоже тайна. Вы сказали, что Господь участвует в каждом таинстве. Когда человек умирает, например, жуткой смертью, так что его хоронят в закрытом гробу, зачем Богу участвовать в таком таинстве?».

– Очень хороший вопрос. Господь проявляет Себя как Любовь, как Учитель, как Воспитатель.

Иногда воспитательные моменты бывают необходимы если не самому человеку, то его ближнему. Если не ближним, то многим людям, которые делаются свидетелями какой-то страшной кончины. Очень большая доля таких смертей – это неосторожность самого человека. Другое дело, когда человек умирает страшной смертью без признаков какого-то легкомыслия или неосторожности. Мы не знаем, почему человека постигла именно такая смерть и что было содержанием его души, – это тайна для нас. С другой стороны, каждому иногда бывает полезно почувствовать эту неопределенность.

В Священном Писании в посланиях апостола Павла сказано: «Блюдите, как опасно ходите... яко дни лукавы» – время лукаво, обманчиво, оно ускользает, и мы не знаем, когда умрем. Мы счастливы, когда кто-то из наших ближних умирает хорошей, доброй смертью, покидая эту жизнь в мире душевном с самим с собой, с ближними и с Богом. Мирная и безболезненная кончина – это то, чего каждый из нас желал бы самому себе и ближним. Иногда бывает так, что Господь не дает такую кончину, но внезапная смерть не должна нас погружать в пучину суеверий, подозрений, что этот человек обязательно грешник – вовсе нет. Иногда внезапная и страшная смерть нужна, чтобы люди, которые сделались ее свидетелями, более трепетно относились ко времени своей жизни, осознавая, что каждый из нас ходит перед Богом. Мы часто говорим слова: «Все под Богом ходим» – дай Бог, чтобы мы эти слова наделяли самым глубоким смыслом.

Вопрос телезрителя из Красноярска: «Получилось так, что человек решил всех попугать, полез в петлю, но нога случайно сорвалась, и петля затянулась на шее. Его не успели спасти. Как помочь такому человеку? 40 дней еще не прошло».

– Видимо, это случай, когда в его жизни была неосторожность, неразумное поведение, может быть, даже жестокость в отношении ближних, если он пугал возможностью совершить самоубийство. Подобный случай (по рассуждению местного епископа) может быть сочтен несчастным случаем. Если епископ даст такое благословение, то по такому человеку можно совершать заупокойные молитвословия. Но в целом без такого благословения это выглядит как действия, в результате которых человек сам себе причинил смерть. Обычно в таких ситуациях прибегают к рассуждению местного Правящего архиерея, к которому нужно обратиться в письменном виде, подав соответствующее прошение через канцелярию.

Батюшка, давайте поговорим про таинство Соборования: в чем его суть, когда оно было установлено?

– Это таинство существует с самых древних времен и основано на словах Священного Писания: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Когда человек внезапно заболевал тяжелым заболеванием, его ближние призывали в дом как можно больше священников, чтобы они сотворили от имени Церкви общую молитву над ним и помазали его елеем. Эти действия в совокупности давали и дают надежду, что приняв такое помазание, человек станет ближе к исцелению.

В древности, когда человек заболевал, священники приходили к нему и успевали помолиться раньше, чем врачи говорили свой вердикт, как лечить и возможно ли вообще лечение. В современном мире священники, как правило, приходят к заболевшему человеку уже после того как врачи начали его лечить. Часто о священниках люди вспоминают далеко не сразу, поэтому обычно таинство Елеосвящения совершается над человеком, когда он уже имеет какой-то прогноз от врачей.

Конечно, особую остроту придает состояние, когда человек, нуждающийся в помощи, находится без сознания. Но соборовать человека возможно только если он был участником христианской общины и по крайней мере в последний год участвовал в таинстве Святого Причащения. В ином случае, когда человек не участвовал в духовной жизни, не причащался – в буквальном смысле слова не был верным христианином и участником христианской общины, такого, находящегося в бессознательном состоянии, к Церкви присоединить нельзя, пока он не придет в себя. И над ним невозможно совершать таинство Елеосвящения: когда он придет в себя, его сначала нужно через Исповедь и Причастие присоединить к Церкви (по чину болящих он будет приобщен к церковной жизни и к Евхаристии, хотя и опосредованно), и только после этого над ним возможно совершение таинства Елеосвящения.

В обычной жизни в разных приходах совершается это таинство по-разному, но в последнее время утвердилось такое: при общем желании людей – хотя бы раз в год обязательно приступать к таинству Елеосвящения, которое совершается для всех желающих прихожан во время Великого поста. Каждый, кто осознает себя больным физически или душевно (это таинство именно для излечения – для людей, которые осознают себя больными), отягощен какими-то хроническими заболеваниями, но все-таки может прийти в церковь, может участвовать в общем таинстве Елеосвящения.

Конечно, это уже не совсем то, о чем написано в апостольских посланиях – здесь не идет речь о внезапно возникшей тяжелой болезни. Но все равно, если человек желает получить искреннюю и долгую молитву в уповании пришествия Святого Духа (а именно это совершается в каждом из таинств), это может приблизить выздоровление. Но иногда выздоровление от болезни бывает человеку неполезно – тогда люди молятся, чтобы стало очевидным, что пребывание в болезни душеполезно и нужно человеку, чтобы приобрести какие-то душевные свойства, которых в здоровом состоянии он, может быть, и не получил бы: уж так устроен человек, что не всегда способен свое здоровье употреблять на благие дела и направление своей жизни ко Христу.

Вопрос телезрительницы из Выборга: «У меня вопрос по Покаянному канону. В конце 6-й песни канона говорится: „…даст ми ум творити волю Его“. В молитвословах на русском языке написано так. Когда на канале батюшка читает Покаянный канон, он произносит: „...знати волю Свою“, – так написано на старославянском языке. Поясните, пожалуйста, почему на русском языке „Его“, а на старославянском „Свою“? И как правильно говорить?».

– В церковнославянском языке свои правила построения фраз, в русском – свои. Мы понимаем, речь идет о том, что кающийся человек стремится к тому, чтобы исполнять волю Бога, а не к тому, чтобы были исполнены человеческие желания. В церковнославянском и русском языках немножко по-разному, но явно выражена одна и та же мысль: верующий кающийся человек не надеется на то, что его устремления совершенны, и просит Бога поставить его на путь, где он творил бы именно Его волю, а не свою.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс