Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1066) → Протоиерей Димитрий Предеин: Святой Дух

Протоиерей Димитрий Предеин: Святой Дух

№25 (1066) / 1 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Мы поговорим о Третьей Ипостаси Святой Троицы – Боге Духе Святом. Наше молитвословие характеризует Его так: Дух Утешитель, Дух Истины, Жизнеподатель. В Символе веры говорится, что пророки говорили Святым Духом. Что это значит?

– Святой Дух действовал в роде человеческом во все времена.

Не только в новозаветную эпоху, но и в Ветхом Завете – во всяком случае, в богоизбранном народе. Те угодники Божии, которых Господь избирал вообще из всего человечества, знали, что такое Святой Дух, что можно быть Ему причастным, испытать Его действие на себе. Это мы видим и в жизни ветхозаветных патриархов, и в жизни великих пророков, в частности царя Давида – он пишет такие слова: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене – он прямо пишет, чтобы Господь не отнял от него Духа Святого (во всяком случае, у израильского народа то, что Дух Божий есть, не вызывало никаких сомнений. Другое дело, что Его статус у них не был до конца прояснен).

Мы понимаем, что Дух Святой – Третья Ипостась Святой Троицы, а у них не было учения о Святой Троице, они не знали, как это можно совместить: что Бог один, они знали точно, а вот то, что в Нем три Лица, не было им открыто – они видели, что в деятельности Духа Божия есть некая автономность, но прямо признать Его Третьей Ипостасью не имели физической возможности. Так что в этом плане о Духе Божием в Писании говорится много, и люди обращали на это внимание, но богословского осмысления им не хватало.

Мы можем выделить отличия в действии Святого Духа в Ветхом Завете и в Новом Завете?

– Думаю, что главным отличием мы должны признать то, что в Ветхом Завете действие Святого Духа на человека было более внешним – оно могло быть очень сильным, буквально поглощающим (мы можем вспомнить Иеремию или Илию-пророка: когда он был охвачен ревностью, он совершал такие невероятные поступки, которые трудно объяснить, – как это вообще мог сделать обычный человек?). Но все равно это было действие внешнее. Внутри человек был падшим грешником, и искупительного подвига еще не было совершено.

Святой Дух мог сообщить человеку харизму (особые сверхъестественные, абсолютно чудесные духовные дары, дать ему силы самому совершать чудеса), но средостение вражды между Богом и человеком еще не было упразднено.

Что же касается новозаветной эпохи, тут ситуация уже совершенно иная: Святой Дух освящает человека во всей полноте, освящает его изнутри – дает ему благодать в таинстве Крещения, которая сохраняется в человеке на всю оставшуюся жизнь. Потому общение человека с Духом Святым в рамках церковной православной жизни более тесное. (Другой вопрос, что у нас порой не хватает ревности, чтобы в себе реализовать все эти величайшие дарования. Но путь этот открыт для нас, в отличие от ветхозаветного человечества.)

Как говорит Иисус Христос в Евангелии, Святой Дух исходит от Отца. Что это значит для нас, верующих? Почему так важно подчеркивать личные свойства Святой Троицы?

– Тут есть один подводный камень, что в свое время не заметили римо-католики, которые ввели у себя новый догмат в Filioque, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (причем исхождение они понимают именно в вечном смысле, а не во временном). Мы с этим никогда не согласимся – ясно, к чему такая ситуация приведет: если мы признаем, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, то Он лишается собственного ипостасного места в Святой Троице. Отец – это Отец: Он ни от кого не рождается, ни от кого не исходит. Сын – это Сын Своего Отца, Его свойство – рождение. А Дух Святой превращается просто в связь любви между Отцом и Сыном. Это официальное выражение католического Катехизиса. Но что такое связь? Связь – это не отдельная личность, а что-то аморфное, какой-то дополнительный предикат.

Мы не можем так унижать Духа Святого, чтобы превращать Его только в связь любви между Отцом и Сыном. Святой Дух – отдельное и полноценное, полноправное Лицо Святой Троицы. Когда мы признаем, что Он исходит только от Отца, то понимаем, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой – исходит. Мы не знаем, в чем различие между рождением и исхождением, но что она есть, мы знаем, – и мы верим, что она достаточно существенна, чтобы разграничивать Лица Святой Троицы. По существу кроме этих личных свойств (нерожденности, рождения и исхождения) три Ипостаси Святой Троицы больше вообще ничем не отличаются.

Они являются одним Богом.

– Это ясно: Бог – один. С этого нужно начинать и этим нужно заканчивать. Мы верим в одного Бога, в Единого, но у Него три Ипостаси.

День Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов – день рождения нашей Церкви. Нужно прямо сказать, что Дух Святой сыграл определяющую роль в основании Церкви. Ясно, мы говорим, что Господь основал Свою Церковь. Он об этом и говорил: созижду Церковь Мою. Но при этом, когда происходит само основание, мы не видим Христа среди апостолов – мы видим Духа Святого, Который явил Себя в виде огненных языков, почивших над каждым из них: это был видимый знак, что Дух Святой присутствует здесь.

Нужно сказать, что христологический и пневматологический аспекты в жизни Церкви находятся во взаимодействии, но при этом они неравноправны, если так можно выразиться. Христология в жизни Церкви для всех очевидна. Роль Христа для всех бесспорна, ибо Он – Глава Церкви, Искупитель, Основатель ее, и все это понимают. А что Дух Святой к этому причастен, все понимают, но в чем заключается причастность, не совсем ясно. Поэтому, когда отец Николай Афанасьев написал книгу о Церкви и назвал ее «Церковь Духа Святого», для многих это было неожиданностью: люди понимают, о чем речь, но при этом не понимают, откуда такое название.

По существу, Святой Дух – своего рода душа Церкви. Церковь – это Тело Христово. Но тело не может быть мертвым, оно должно быть живым: оно одушевляется душой.

Дух является Животворящим. Он и оживляет Церковь. Вся жизнь Церкви, все связи внутри Церкви осуществляются Духом Святым. Возьмем простейший пример: молитва. Когда мы молимся кому-то из Божиих угодников, почему он слышит нашу молитву?

Он в Духе Святом, и мы в Духе Святом – Дух Святой связывает нас между собой. А значит, буквально все в Церкви осуществляется Его силой.

Мы знаем, что таинства – то основное, что дает нам Церковь для спасения. Как мы спасаемся в таинствах и какова в этом роль Святого Духа?

– Таинства – необыкновенное, чрезвычайно полезное Божественное учреждение в Церкви. Они существуют только в Церкви. Но при этом нужно констатировать, что между церковными таинствами и обрядами есть большая разница. С внешней точки зрения таинства тоже имеют обрядовую сторону, и бывают даже обряды, которые формально от таинства ничем не отличаются (возьмем, например, монашеский постриг, чин христианского погребения или чин Великой агиасмы, который осуществляется в день Крещения Господня и в Крещенский сочельник). Но нужно заметить, что любое из таинств Церкви осуществляется именно для спасения человека. Цель таинства – именно спасение человека, а не что-нибудь другое.

Какова роль Святого Духа в нашем освящении?

– Она велика – даже более велика, чем мы можем себе представить. Я могу привести такой конкретный пример. В беседе с помещиком Мотовиловым преподобный Серафим Саровский говорил, что «истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего». Если его слова понимать буквально, возникает вопрос, как можно приобрести Третью Ипостась Святой Троицы? Ясно, что преподобный Серафим говорит не о сущности Божества, не о том модусе бытия, как Бог существует на Небесах, а имеет в виду именно стяжание благодати Святого Духа.

Значит, мы подходим к вопросу, что освящение нашей души происходит именно благодатью, которая достигает нас в Ипостаси Святого Духа. Из всех Лиц Святой Троицы именно с благодатным исхождением – вторым модусом бытия Божия – теснее всего связан именно Святой Дух: «Стяжать благодать Святого Духа» и просто «стяжать Святого Духа» – в сущности совершенно разные понятия; некоторые богословы вообще различают личное действие Святого Духа именно как Третьей Ипостаси, и Его общее действие в рамках всей Святой Троицы (но это уже тонкости, в которые мы сейчас не будем вдаваться).

Господь Своим ученикам в беседе говорил, что Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Что это значит?

– Это очень глубокое и интересное место – на него обычно не обращают внимание, ибо оно уже затерлось: этот текст всегда на виду, его все знают, но мало задумываются, что он значит. Но что значит «напомнит»? Во времена Господа Иисуса Христа память была необыкновенно развита – многие тексты Танаха изучались наизусть еще в начальной школе при синагоге. Еврейские дети имели прекраснейшую память и могли дословно запоминать очень большие тексты на слух, поэтому нет ничего удивительного в том, что три синоптических Евангелия так похожи. Гипотеза, что был один источник, из которого остальные евангелисты все брали, не доказана; скорее всего, это ложная теория.

Каждый евангелист писал свое Евангелие независимо. И апостол Матфей, и апостол Петр были учениками Господа, а апостол Павел был близок и знаком с учениками Господа. Они прекрасно владели информацией и запоминали буквально дословно все, о чем говорил Господь. Когда отмечается, что Дух Святой напомнит им содержание речей Господа, речь, скорее всего, не о формальном содержании – они и так его прекрасно помнили. Речь о том, чтобы проникнуть в смысл Его поучений: они слышали, но не понимали, о чем Он говорит. Об этом не раз упоминается в Евангелии: их разум был еще закрыт, ведь они не получили Святого Духа.

А когда Дух сошел в день Святой Пятидесятницы, то тут буквально просветил очи сердца их, и слова Христа, которые раньше были им известны, но непонятны, теперь заново для них раскрылись – это как бы новое открытие. Поэтому говорится, что Он заново откроет им глаза.

16-я глава Евангелия от Иоанна повествует, что, когда придет Утешитель, Он обличит мир о грехе, правде и Суде. Что это значит? Святой Дух и Утешитель, и Обличитель?

– Да, очень правильно вы выделили глагол из всего предложения. Евфимий Зигабен в своем «Толковании» тоже идет именно от глагола. Он говорит, Господь предупреждает, что Дух Святой будет обличать человечество в неправильном понимании трех основных понятий – греха, правды и суда.

Что касается греха, то евреи времен Господа Иисуса Христа (в частности книжники – законники, фарисеи) считали, что грех – это, например, нарушение заповеди о субботе: ни в коем случае нельзя работать в субботу. При этом само понятие греха внутреннего как осквернения, как отступления от Бога у них нивелировалось, на него не обращали внимание – их интересовала только формальная сторона вопроса.

А Господь говорит, что главным грехом Израиля вообще был грех неверия в Него как в Мессию. В результате это их погубило: они потеряли все свои преимущества, те блага, что им даровал Господь изначально, и даже потеряли свой храм.

Второй момент – обличение о правде. Что такое правда, праведность для иудеев фарисейской закалки? Внешняя, законническая, показная праведность. А Господь показал, что она состоит совсем не в этом: настоящая праведность перед Богом – это чистое сердце, милосердие, любовь к ближнему (к любому ближнему). Это и есть то, что называется правдой.

Суд – это о том, что враг рода человеческого будет осужден и изгнан вообще. Весь человеческий род, который он считал своим законным полем, освобождается от его влияния. Теперь если он пытается на нас как-то влиять, то только косвенным путем, через грех, через страсти, но подлинной власти над человеческой душой у него уже нет.

Вы сказали, что у Святого Духа много даров. Апостол Павел много говорит об этом. Когда мы получаем эти дары? В таинстве Миропомазания?

– Да, для этого оно и установлено. Это таинство самое короткое по чинопоследованию: буквально одна молитва и действие помазания – и все. Оно даже не имеет своего отдельного чина и включено в чин Крещения. Но по важности оно необыкновенно. Буквально только ребенка из купели достали, крестик надели – и сразу печать дара Святого Духа.

Очень хорошая аналогия. Представьте, родился ребенок, все радуются, наконец-то он родился, оставляют его и идут отмечать праздник. Они будут праздновать час, другой, а то и до вечера или следующего дня. А как ему жить? Он не может жить без посторонней помощи – нужно проявить заботу о нем и обеспечить всеми необходимыми условиями: питанием, одеждой, медикаментами – всем, что нужно ему в этот конкретный момент.

Так и здесь: Крещение – это духовное рождение. Прекрасно, что человек родился духовно, но для спасения этого мало: надо дать ему силы, условия, возможности для раскрытия духовных способностей, чтобы он показал себя по жизни как истинный христианин, усвоил себе дело спасения. В этом и есть значение таинства Миропомазания.

7 даров Духа Святого, которые мы находим в Книге пророка Исаии (дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия и страха Божия), по-прежнему сообщаются каждому верному в Церкви Христовой.

У нас есть апостольское преемство – мы сохранили благодать Духа, в миропомазании в том числе. Могли бы Вы объяснить, почему преемство рукоположения важно?

– Я бы сказал так: этот вопрос довольно деликатный, ибо мы сразу понимаем, о чем сейчас будем говорить.

Совершать таинство Миропомазания в Церкви имеет право только епископ или священник. Если мы говорим о Католической Церкви, где есть епископы, священники, есть апостольское преемство, тут вопрос не такой острый. А если говорим о протестантских деноминациях, где нет епископов (а во многих нет и священников), то у них нет и преемства – это нужно прямо признать: у протестантов нет преемства – как у них возможно получение даров Святого Духа?

В чем здесь сложность? Даже в нашей Церкви есть, по крайней мере, одно важнейшее таинство, которое имеет право совершить любой человек, – это таинство Крещения, без которого невозможно спасение; его может совершить любой человек на основании учения о всеобщем царственном священстве, которое есть в Священном Писании у апостола Петра. Но, соответственно, протестанты тоже имеют это право, если они могут крестить и если Крещение совершается правильно через троекратное погружение с правильной формулой…

Тогда возникает вопрос: если они могут получить главный дар Святого Духа – дар спасения, дар прощения грехов в крещении, – насколько для них открыты дары Святого Духа? Для меня лично это вопрос очень непростой, я бы воздержался здесь от категорических утверждений.

С одной стороны, в большинстве случаев, когда мы видим «демонстрацию святых даров» у харизматов, пятидесятников, когда люди начинают сотрясаться в конвульсиях прямо на сцене и говорят, что это сошел Святой Дух, мне кажется, это не очень похоже на действие Святого Духа – похоже на совсем противоположное.

Но при этом я не исключаю, что бывают примеры другого рода, потому что в Писании все же написано: «Дух дышит где хочет». Поэтому мы не можем сказать, что можем приватизировать только для своей Церкви действие даров Святого Духа. Если действие даров могло действовать на людей даже до искупительного подвига Христова, пусть даже внешним образом, то, наверное, это может действовать и на тех, кто искренне верит в Иисуса Христа, но получил крещение не в Православной Церкви. Думаю, этот вопрос требует дальнейшей разработки.

Святой Дух называется Утешителем и Жизнеподателем. Что это значит?

– В первых стихах Библии из 1-й главы Книги Бытие есть замечательные слова: «Дух Божий носился над водами». По толкованию наших святых отцов, Он не просто носился (активно двигался), а одухотворял, оживлял, согревал материю, которая была еще безжизненной – Он дал жизнь, Он является Подателем жизни. Поэтому, когда мы празднуем праздник Пятидесятницы, день Святого Духа, храмы украшены зеленью. Почему? Это цвет жизни. Как мы видим из Книги Бытие, в раю изначально люди были вегетарианцы. В этом отношении Подателем жизни и духовной, и биологической является именно Святой Дух.

Как в своем сердце ощутить действие Святого Духа?

– Наверное, никто не выразил это лучше, чем святой апостол Павел, который перечисляет духовные плоды. Есть дары Святого Духа, которые известны еще из Ветхого Завета, а это именно духовные плоды: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Если в нас есть эти плоды, если мы отличаемся этими качествами, значит, Дух Святой уже в нас произвел какое-то серьезное действие, сдвиг в лучшую сторону. А если мы видим в себе противоположные качества (не любовь, а ненависть, не радость, а уныние), это значит, что в нас не хватает действия Духа Святого – значит, какой-то другой дух своим действием начинает вытеснять действие Святого Духа. По этой шкале мы можем анализировать свое внутреннее духовное состояние и степень своей причастности к Святому Духу.

Записали:
Таисия Зыкова
и Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Предстоятель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Пусть благословение Божие пребывает с нашими Вооруженными Силами и с нашим народом

На площади перед собором были построены парадные расчеты родов войск, рота почетного караула, а также знаменные группы боевых исторических знамен и штандартов фронтов Великой Отечественной войны.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Церковь?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс