Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1066) → Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Церковь?

Протоиерей Михаил Браверман: Что такое Церковь?

№25 (1066) / 1 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Мы продолжаем нашу рубрику «Просто – о главном» и будем говорить о том, что такое Церковь: возникло множество вопросов, начиная от устройства и заканчивая понятием – в самом высоком смысле. Прошу Вас, отче, поясните: что же такое Церковь?

– Действительно, говорить о Церкви – это говорить о главном, ибо она являет нам Троичного Бога: она продолжает Боговоплощение Христа Спасителя. Но если совсем просто, то вспомним Катехизис святителя Филарета (Московского): Церковь «есть от Бога установленное общество верующих, объединенных Православной верой, священноначалием и таинствами».

А дальше начинается тайна Церкви, на постижение которой должна уйти вся наша жизнь, ибо Церковь – не только сообщество людей: по слову апостола Павла, Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все – Церковь есть Сам Христос, Его Тело, она есть полнота Духа Святого, Который все наполняет.

Поэтому Церковь является предметом веры, а вера есть уверенность в невидимом. Мы действительно веруем в невидимое присутствие Бога в Его Церкви.

Господь говорил ученикам перед Вознесением: «Я с вами во вся дни до скончания века». А где мы встречаем Христа Спасителя? Прежде всего в Церкви и ее таинствах.

Господь говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них есть. Конечно, эти слова – о тайне Церкви. Говорить о Церкви – говорить обо всем Евангелии, обо всей полноте церковного учения.

Два самых главных вероучительных положения нашего богословия – Бог есть Пресвятая Троица и Христос есть Богочеловек – относятся, конечно, к Церкви, ибо Церковь – дом Бога Отца и присутствие Христа Спасителя, Его Тела. Церковь – полнота Наполняющего все, ибо все в ней совершается Духом Святым, Господом Животворящим.

Мы совершаем попразднование – продолжение праздника Пресвятой Троицы. Земная история Церкви начинается именно в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков на Христовых учеников, собранных тогда в Иерусалиме, сошел Дух Святой – это земная история Церкви, ее земное рождение.

Но Церковь, как предвечный замысел о спасении человека, существует изначально – Предвечный Божественный Совет определяет спасение человека прежде его сотворения, определяет Боговоплощение Христа Спасителя, которое в мире греха означает страдание и смерть на Кресте.

И, конечно же, Предвечный Совет определяет и появление Церкви (поэтому древний христианский автор мог сказать, что Церковь есть первое Божие творение – ради нее был сотворен мир): до того как Церковь родилась в земной истории в день Пятидесятницы, Церковь – первое Божие творение в Божием предведении.

Вот как удивительно, какова история Церкви: ей не просто 2000 лет – она задумана еще прежде творения мира и времени, в котором Бог творит мир.

Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын, Дух Святой. Сын пребывает в Отце, открывается Духом Святым. И подлинное единство людей – в Церкви, единство со Христом, как Господь молился Небесному Отцу в Первосвященнической молитве: Да будут они в нас едины, как Я в Тебе, а Ты во Мне пребываешь.

Это один из таинственных образов Бога в человеке – образ Пресвятой Троицы. Бог есть различие Лиц в единой природе, человечество – множество лиц тоже в единой природе. После грехопадения человечество, как разбитое зеркало, уже не отражает Бога, но в Церкви нам даровано исцеление, выздоровление, спасение – восстановление падшего образа.

Второй важный вероучительный момент: Христос – подлинный Бог и подлинный Человек. Церковь составляем мы, люди, собрание верующих – и в то же время в Церкви незримо присутствует Христос.

Церковь – Тело Христово, по слову апостола Павла. И мы, по слову другого апостола – Петра, в Церкви дерзаем стать причастниками Божеского естества: оставаясь теми, кто мы, люди, есть, мы тем не менее приступаем к Живому Богу и надеемся в Нем на освящение и исцеление нашей падшей природы.

И, конечно, Церковь проявляет себя в таинствах. О самом главном таинстве Церкви Господь говорит так: Ядущий Мою Плоть, пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Церковь являет себя прежде всего в Евхаристии, на Литургии, ибо там незримо присутствует Христос Бог в таинстве Святого Причащения.

Никео-Цареградский Символ веры говорит, что Церковь единая, Святая, Непорочная: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» – так исповедуем мы свою веру.

И все это связано с Христом Спасителем: Церковь едина, ибо един Христос Бог; Церковь Свята, ибо Свят Господь Бог; Церковь соборна, ибо Христос Бог собирает, соединяет в Самом Себе весь Свой мир – и тех, кто жили до нас, и кто живет сегодня, и совсем святых, и тех, кто, как мы, самые обычные грешные люди.

И наконец, Церковь Апостольская, ибо именно трудами святых апостолов Господь ее основал. Через таинство Священства мы имеем живое преемство с апостолами, которых избрал Господь Бог, и с Самим Христом Спасителем, Который сказал Своим ученикам: «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается».

Как удивительно наше призвание! Самые обычные люди, мы в Церкви, по слову апостола Павла, сограждане святым, ибо с ними мы составляем единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В этом наше призвание.

А дальше начинается самое интересное и грустное: Церковь свята, а мы нет. Что нам делать?

А знать, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» – «и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Поэтому наше призвание – в Церкви.

Вопрос телезрителя: «Я думаю, мы говорим о христианской Церкви. Я все время считал, что Церковь – духовное единство людей, верующих Христу и хотя бы пытающихся жить по Его заповедям. А если этого нет, соответственно, мои богословские рассуждения теряют всякий смысл».

– Спасибо за вопрос. Богословские рассуждения ценны не сами по себе, а как имеющие отношение к нашей молитвенной жизни: невозможно правильно молиться Богу, если мы не имеем о Нем правильного православного знания, и невозможно в полноте быть членом Церкви, если мы не понимаем, что такое Церковь. Другое дело, насколько мы соответствуем своему призванию.

Дорогие друзья, с одной стороны, в Церкви мы со святыми. С другой стороны, у нас есть ответственность за свою жизнь: как мы ею распоряжаемся, насколько мы христиане.

Вера без дел мертва есть. Апостол Петр призывает нас помнить, какой ценой даровано нам спасение, которое мы обретаем в Церкви, рождаясь для нее в таинстве Крещения, питаясь подлинным Телом и Кровью Христа Спасителя – питаясь Самим Христом Спасителем.

Апостол Петр говорит: Помните, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от этой суетной жизни, но драгоценною Кровью Христа Спасителя как чистого и непорочного Агнца. Помните, заканчивается Литургия, и священник возглашает «святая святым» перед тем, как приступить к таинству святого Причащения? Чтобы приходить к Единому Святому, надо самому обладать начатками святости, но вот хор на слова священника от лица всех собранных в храме отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».

Святость принадлежит одному Богу, но поскольку Бог Сам стал Человеком и разделил с нами Свою жизнь, то Христос Бог дарует все, в том числе и Свою святость, тому, кто этого хочет, желает – об этом молится, посвящает Богу время, силы, очищает свое сердце.

Я знаю людей, которые не приходят, говоря: «Я не достоин – я не пойду в церковь. Что я скажу Богу?». Этот момент имеет еще один аспект: я свят, я прихожу – я имею право.

– Царская мера – средняя мера. Необходимо осознать себя грешником – и неизбежно осознание себя грешником, если мы знаем Христовы заповеди, слова Христа, сказанные всем нам: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Мы этому соответствуем? Никак. Нам умереть от тоски? Конечно, нет. Именно когда человек видит свою греховность, он может обратиться к Богу.

Не из состояния, которое он сам себе придумал (человек может идеализировать свое собственное «Я», считать себя за того, кем не является), а когда мы осознаем свою греховность, свое падшее состояние, мы можем обратиться к Богу исходя из единственного правдивого отношения человека к Богу, ведь каждый человек перед Богом грешник: «Все согрешили, – говорит апостол. – Все лишены славы Божией». Все согрешили, но не все об этом знают.

Но в Христовой Церкви нам открыт путь восхождения, покаяния, изменения. Конечно, человек должен понять свою ущербность без Христа Спасителя, свою духовную немощь: как бы он сам ни старался, как бы ни тянул себя за волосы из болота, без Божией помощи это невозможно, – но все возможно верующему. Если мы из глубины покаяния взываем к Богу, просим о прощении, Господь Бог нас милует, прощает и благословляет.

Но нет ничего хуже, чем самоуверенная гордыня, когда человек думает, что он хорош в Божиих глазах. Это самообман, духовная слепота: мы все перед Богом – грешники. В том чудо Божией любви, что Господь пришел к грешникам, что Он любит нас грешниками – любит нас такими, какие мы есть.

Исходя из этого знания, мы можем ответить на Божию любовь нашей любовью. Господь говорит, в чем любовь к Нему: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдет» – наша ответная любовь к Богу это желание и попытка жить по Его духовным законам.

Интересный вопрос – о современной Церкви. Ведь есть первая Церковь во времена первых христиан, Церковь дореволюционных, революционных времен, во времена СССР – во времена гонений, сейчас, и все это объединено одним понятием «христианская, Православная Церковь», но она имеет разные аспекты своего служения? Или я не прав?

– Наверное, вы правы – в разные исторические периоды перед Церковью стояли разные задачи. В первые три века в Римской империи Церковь была гонима – это была эпоха мучеников. Потом на первый план вышли вопросы вероучения – это была эпоха святителей. Потом, когда в Церковь хлынуло множество людей, когда сам император стал христианином, появился институт монашества – появилось множество преподобных. Потом в нашей стране в начале ХХ века была Церковь новомучеников и исповедников Российских.

Но самое главное в Церкви – это Христос Бог, а Христос Бог вчера, сегодня и во веки Тот же: Бог неизменный – в таинстве Причастия и 2 000 лет назад, и 100 лет назад, и сегодня является нам Сам Христос Бог, у Которого нет ни тени перемен.

Часто от наших друзей протестантов мы слышим вопрос: «Почему в Русской Православной Церкви вы так основываетесь на Предании и на святых отцах?». А почему мы действительно так ценим их?

– Я бы сказал, мы не поняли бы Священное Писание без Священного Предания. Как интересно: очень легко дать определение, что такое Священное Писание (можно сказать, что это Книги Ветхого и Нового Завета – такие и такие, – вошедшие в канон), а вот дать определение Преданию довольно проблематично. Но можно сказать, что Священное Предание – это действие благодати Святого Духа в Церкви, благодати, которая говорила в святых отцах и которая (пусть в малой мере: мы немощные люди) может действовать и в нас.

Священное Предание важно тем, что дает правильный ключ к пониманию Священного Писания: и еретики читают Библию и толкуют Священное Писание, но, чтобы толковать Писание православно, необходима традиция – ее и обеспечивает нам Священное Предание, как некий богословский фундамент для понимания Священного Писания, как продолжение изначальной церковной жизни, начавшейся в день Пятидесятницы и продолжающейся доныне.

Думая о Церкви, как мы должны оценивать и воспринимать современную богословскую литературу, которая еще не вошла в канон?

– Помните, в одном старом анекдоте человек при поступлении в Литературный институт, не читая русских классиков, утверждал, что он, «однако, не читатель, а писатель»? Это обо мне тоже. Конечно, хорошо любить книгу, литературу – русскую, мировую классику, но если мы люди Церкви, то хорошо любить церковную литературу, объединяющую как классику духовную (творения святых отцов), так и новинки, ведь духовная жизнь – это океан, а не стакан воды, который можно оценить одним взглядом, описать одной фотографией. Духовная жизнь – это мир, космос, океан, в котором действительно всегда может и должно появляться что-то новое в церковном искусстве, в церковной литературе. Это замечательно. Кто вам нравится из, как вы сказали, ныне живущих православных авторов?

В свое время мы с удивлением открыли для себя Шмелева: он уже давно почил, но мы открыли для себя кладезь его духовной художественной литературы.

– Вопрос современной художественной церковной литературы для меня очень кризисный: современная литература вообще находится в кризисе – все хорошее уже было. Наверное, это в какой-то степени касается и церковной художественной литературы.

Что касается литературы богословской, то ныне живущие авторы не придумывают ничего нового; меняется стиль изложения, язык, внешняя форма – форма, которая должна быть принята современным читателем, быть для него и понятна, и современна, ведь богословие – очень интересная сфера: это не что-то отвлеченное, что не имеет отношения к живой вере. Когда-то авва Евагрий Понтийский говорил: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». Теоретическое знание неотделимо от духовного опыта, который выражается прежде всего в нашей обращенности к Богу, в нашей молитве.

У нас есть, к сожалению, православные христиане, которые не знают, в чем участвуют во время богослужения…

– Это восприятие нашего современного человека, в том числе (и прежде всего) – человека церковного. Действительно, человек призван к цельности – целомудрию, но поражен грехом, поэтому рассыпается на того, кто хочет служить Богу, и того, кто, при всей своей любви к церковной жизни, остается еще и грешником – это свойство человека во все века. Само по себе знание не спасает, но оно необходимо приходящим в Божий храм: как можно знать таблицу умножения и не знать Символ веры?

Церковь не в бревнах, а в ребрах… Наверняка Вы с этим сталкиваетесь, как настоятель: люди, переступая порог, начинают креститься, говорить «Господи, Господи», а выходят за порог – и начинается другое поведение, другая жизнь. Любой человек, даже самый невоцерковленный, всегда чувствует прикосновение Божие, но когда он выходит из храма, жизнь засасывает… Как сохранить благодать, которую получаешь в храме?

– Это самый сложный для меня вопрос. Когда заканчивается богослужение, священник выходит на заамвонную молитву, произнося при этом: «С миром изыдем». Имеется в виду, что мы скоро покинем храм и будем помнить, что наш мир – Христос: Он дает покой нашим сердцам, и посреди мира, который во зле лежит, мы должны жить со Христовым миром. А как это сделать реальностью, очень сложный вопрос.

Я бы сказал, что он не имеет ответа и решения, кроме только одного: каждый день, просыпаясь, мы должны по-новому начинать нашу жизнь. Это подразумевает не только отношения с близкими, трудовые отношения, – это прежде всего подразумевает отношения к Богу.

Каждый день мы стремимся жить полной, насыщенной духовной жизнью. Удается это? Редко. Но будем хотя бы помнить об этом нашем призвании… Получить дар благодати и сделать его своим собственным невозможно: благодать принадлежит одному Богу, а мы в этом участвуем настолько, насколько затратили духовные усилия – конечно, это не как покупка костюма: в нем ходишь год, второй, десятилетие.

Вопрос телезрителя: «Часто слышишь, что нужно относиться к каждому человеку, пришедшему к тебе, как будто это Христос к тебе явился. Поясните, пожалуйста: не очень я это понимаю до конца».

– Я тоже не очень понимаю, но попробую объяснить. Если мы знаем о Промысле Божием в этом мире – помним слова Спасителя, что у нас волосы на голове сочтены, то понимаем, что нет ничего случайного.

Встречая человека, мы можем отнестись к нему и по-доброму, и по-злому, получить плюс и минус – это экзамен для нашей жизни: не сам по себе человек – Христос, а Христом Богом человек послан, чтобы мы могли проявить иногда милосердие, иногда твердость, иногда чему-то научиться, иногда чему-то научить.

Вы мне напомнили слова отца Николая Гурьянова, когда он говорил притчу про женщину, которой Господь сказал: «Я к тебе приду». Она вермишель наварила, котлет нажарила и сидит ждет Христа. Тут прибегает мальчишка и говорит: «Помоги, баб Мань, у нас мама заболела, температура, помоги!». – «Не могу – Христа жду»… Церковь – современная, вечная, которую не одолеют врата ада, та Церковь, в которую мы сейчас входим, – она отвечает сейчас на злободневные вопросы, или не нужно искать в Церкви ответы на вопросы в новостях?

– Думаю, что очень многие бы хотели, чтобы у Церкви были ответы на все животрепещущие проблемы современности: наверное, есть в обществе на это запрос.

Но я бы сказал, что Церковь говорит о самом главном: о том, что будет актуально и сегодня, и, если этот мир продлится еще через 2 000 лет, – о том, для чего мы живем, для чего мы когда-то умрем. Это самое важное.

Все остальное должно находить свой ответ исходя из тайны Боговоплощения – из знания, что в этот мир пришел Христос Спаситель. Исходя из этого, исходя из Евангельского благовестия, современные богословы призваны давать ответы на злободневные вопросы. Но вопросы злобы сего дня пройдут, а Церковь с ее Благой вестью, конечно же, останется.

Есть политологи, социологи, психологи для актуальных ответов на актуальные вопросы, но самый главный актуальный вопрос и сегодня, и вчера – «для чего мы живем: Для чего мы умираем?». У Церкви есть ответ на него.

Осталось только одно – прийти в Нее: ногами и духом – прийти в Церковь.

– Попросим, чтобы Триединый, Трисвятой Бог благословил нас для познания Его истины, и чтобы наша жизнь была наполнена светом Его любви, милости, всепрощения.

Записали:
Наталья Культяева
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс