Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1066) → Протоиерей Евгений Попиченко. Святая свобода – это свобода во Христе: свобода от греха

Протоиерей Евгений Попиченко. Святая свобода – это свобода во Христе: свобода от греха

№25 (1066) / 1 июля ‘20

Благая часть

Хорошее настроение зависит еще и вот от какого фактора… Когда-то была такая песня – сейчас ее поют реже, но, мне кажется, смысл ее вполне отвечает аскетической христианской литературе.

Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут…

Абсолютно христианский смысл в этих словах. Это о том, что мы живем в мире, где между землей и небом война. Мы живем в блокаде – наша земля заблокирована эшелонами враждебных сил, которые «веют над нами» и все время человека угнетают.

Духовная борьба происходит всегда на уровне помыслов. И главное, чему христианин должен научиться, – контролировать свои помыслы, он должен стоять на страже своего сердца и своего ума. Вообще, аскетические опыты – это воинская наука: как защитить объект стратегического назначения – свое сердце – от лазутчиков, от диверсантов, от воздушных атак, сохранить, не дать победить, не дать занять, не дать разрушить.

Для этого у нас должны быть теоретические понятия и практический опыт, который приобретается не в кабинете, не в казарме, а бою. Каждый христианин – воин, он практик, а не теоретик, христианство – очень прикладная наука.

И самое первое сильное оружие, которое мы должны освоить, – призывать с верой и сердечным чувством, с покаянием, вниманием и благоговением Господа нашего Иисуса Христа, произнося Его имя, легшее в основу молитвы, которую мы называем Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Помыслы, которыми враждебные духи с нами воюют, – как огненные стрелы, которые забрасываются в наш лагерь, чтобы запалить: помысел как искра – если плюнуть на него, он погаснет, если начать раздувать, он разгорится в пламя. Вот этот принцип нужно усвоить.

Если в голову влетает какая-нибудь нечистая мысль – что-то где-то заметил, кто-то прошел, как-то взгляд зацепился – сердце сразу дает сигнал тревоги, что это опасность, это нехорошо, можно запутаться, испачкаться. Внимательный постовой сразу же этот сигнал услышит, воздохнет: «Господи Иисусе Христе!». И глазки в сторону отведет.

Приходит с другой стороны какая-то еще мысль: «А что этот Ваня сегодня опоздал на работу?» – или: «Почему он так некачественно исполняет свои обязанности?», и сразу же снова сигнал тревоги: «Осуждение, гордость. Тебе какое дело? Он ведь не тебе служит, у него свои отношения с его руководителем, это вообще не твоя зона ответственности. Кто ты такой?». Просто мысленно дать себе по губам: «Что тебе – у тебя своих проблем нет? У тебя уже все твои недочеты выправились?».

Или еще стрела очень сильная – возмущение: «Это несправедливо! Почему ко мне так отнеслись?!». И сразу сердце начинает гореть, стрела пробивает броню. Нужно прикусить язык, то есть не дать воздуху войти внутрь, чтобы кислород не воспалил возгорающиеся угли, укорить себя, резко одернув, вспомнив какие-то свои прежние ошибки, и воздохнуть: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня и помилуй этого человека!».

Вот эта брань будет продолжаться до самого конца, она никогда не закончится. Даже на мытарствах душа преподобного Макария восходила, и бесы ему вдогонку кричали: «Макарий, ты нас победил, мы сдаемся!» Представляете, чтобы было, если бы он сказал: «Ну конечно! Я молодец, я все сделал правильно!». Они бы его уже на самом излете зацепили. А он смиренно сказал: «Только Господь знает правду», о себе вообще не подумал в каком-то превосходном контексте, и душа его взошла в Небесное Царство.

«Вихри враждебные веют», с ними нужно бороться, это практика. Хотя бы в момент атаки призывайте имя Господа Иисуса Христа, и Он обязательно даст Свою силу и Свою защиту. Помогай нам всем Господь!

Через толкование текста одной из маршевых песен, что была в нашем далеком прошлом: «Вихри враждебные веют над нами» мы говорим об аскетических упражнениях, которые защищают наш ум, наше сердце от помыслов. Есть еще одно средство, о котором в этом тексте тоже есть упоминание: «…но мы поднимем гордо и смело… знамя великой борьбы всех народов за лучший мир, за святую свободу». Есть одно-единственное знамя, которое точно знамя для всех народов, потому что все народы его видят и покрываются этим знаменем и защищаются.

Апостол говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Все остальное уничижает человека.

Чем я могу хвалиться, кроме своих собственных ошибок? Все остальное мне дано: я не могу хвалиться своим умом, своим ростом или даже своим образованием – это все дано мне от моих учителей, от тех людей, которые написали книги. Это просто смешно и называется тщеславие – тщетная слава, когда человек пыжится из-за того, что он лягушка-путешественница: она придумала вставить гусям палку в рот, зацепилась, полетела и смотрит, как здорово. А люди говорят: «Смотрите, лягушка летит; какая она умная! Ничего себе, кто так придумал, кто догадался?». Ее прямо распирает, она сверху как заорет: «Я, я!» – и тотчас вернулась в ту же болотную жижу.

Нам нечем хвалиться, кроме того, что мы обладаем знаменем, данным нам от Господа: Символом нашей веры и воплощенным объяснением в любви к нам от нашего Господа – знамением Креста Господня. Это знамение, которым человек может гордиться, то, что мы носим на груди. Гордиться не так: «У тебя нет, а у меня есть с украшениями; и я молодец, а у тебя какой-то алюминиевый, простой» – нет, осознавать восторг и величие от того, что мне, слабенькому и земному человечку, Господь подарил символ Своей любви. Он выразил ее на Кресте: «Когда я буду вознесен, всех к Себе привлеку», – сказал Господь. Он был вознесен на Крест и всех обнял Своими руками и дал подарок – маленький крестик, который всегда рядом с сердцем и который греет и реально хранит человека от всякой нечисти.

Ничто так не пугает враждебные вихри, как крестное знамение, которое на себе человек изображает с верой. Это знамя «великой борьбы всех народов за лучший мир, за святую свободу». Святая свобода – это свобода во Христе: свобода от греха. И Крест дает нам возможность защищать свое сердце, свой ум, свои чувства, свои действия от сил зла.

Почаще вспоминайте об этом – неспешно, с благоговением, внимательно произнося молитву ко Господу, всегда на себе изображайте крест. Иногда вы вплоть до физического уровня можете ощутить ту силу, которую Господь дает через Свое крестное знамение.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Екатерина Береснёва,
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-4-maya3;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/blagaya-chast-s-protoiereem-evgeniem-popichenko-vypusk-ot-5-iyunya2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс