Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Много вопросов приходит в адрес телеканала от зрителей – житейских, связанных с ситуацией, невольными заложниками которой стали все мы… Первый: «Очень много говорят про социальную дистанцию, которую нужно соблюдать в общественных местах. Но как поступать людям с маленькими детьми? Как объяснить ребенку, что он не может поиграть на детской площадке с другими детьми, хотя ему этого очень хочется?».
– «Социальная дистанция» – новое выражение, которое мы совсем недавно узнали. Оказывается, между людьми должна быть дистанция. Маска – тоже дистанция: человек закрывает от другого свое лицо, свою улыбку. Люди в перчатках.
И это не только физическая дистанция, но еще и психологическая – приходит мысль, что человек опасен, что общение с другим может стать причиной больших проблем, и так далее. И с этой стороны выражение «социальная дистанция», мне кажется, очень вредоносное.
С другой стороны, мы призваны в любой ситуации находить положительный опыт. Если сейчас руководители, Роспотребнадзор, врачи говорят, что это один из эффективных способов защиты от инфекции, то надо учиться послушанию.
Да, это неприятно. Да, может быть, мы по-другому рассуждаем, читали другие материалы и слушали других специалистов, говорящих о другом решении в подобной ситуации. Но послушаться, переступить через свои «хотелки» полезно. И детишкам тоже полезно послушание. Нужно объяснить ребенку, что сейчас такая ситуация, когда мы учимся слушаться. Если положено стоять в очереди на каком-то расстоянии, давайте так и делать. Пусть детишки смотрят на родителей, которые слушаются, и тоже учатся послушанию.
Мне кажется, надо обратить внимание на другое. В разных регионах по-разному проходят эту ситуацию, но люди крайне ограничили свои передвижения, встречи, общение – многие оказались на самоизоляции, так это называется. Кто-то уже фактически 2 месяца очень редко выходит из дома.
Ограничения очень простимулировали погружение человека в интернет-пространство, люди оказались просто втянуты в эту сферу, многие через дистанционное обучение детей например. (У меня тоже был потрясающий опыт, о котором расскажу чуть позже.) Дистанционная работа, встречи, даже вручение дипломов сейчас через интернет. И мне кажется, очень важно, чтобы как раз с этим источником информации была дистанция: с одной стороны, открывается много интересных сторон жизни, но с другой – это огромный соблазн. Обладая небольшим прибором, умещающимся в руке, человек входит в целый мир; весь мир для него открыт. И этот виртуальный мир подменяет реальную жизнь, общение с самим собой, с родными, с детьми, с Богом.
Я предлагаю провести небольшой опыт. Найти в своем телефоне функцию «экранное время» (в разных телефонах она по-разному называется) – она показывает время, которое вы проводите в телефоне ежедневно; посмотрите среднестатистическую цифру за неделю – думаю, многие очень и очень удивятся, сколько времени проводят в телефоне: 6–8 , иногда 10 часов! Ни с Богом, ни с самими собой, ни со своими детьми столько времени мы не проводим. Получается, телефон реально подменил нам жизнь?
Честно скажем, человек плохо развивается, если просто потребляет информацию, которая ему предлагается из разных роликов, статей: нет внутренней работы, усилий, анализа – все это вроде как присутствует, но большой поток информации просто вливается в сознание и где-то откладывается; часто у нас даже нет возможности отфильтровать получаемое. Вот здесь как раз я предлагаю социальную дистанцию держать. Очень важно, чтобы человек все-таки контролировал свою жизнь и жил своей жизнью, а не жизнью телефона и тем, что скрывается за голубым экраном.
Есть еще одна проблема, о которой я недавно задумался. Человек приходит на Исповедь, говорит о разных своих грехах, ошибках, но я ни разу не слышал, чтобы на Исповеди человек говорил про воровство чужого времени – а ведь это серьезно. У нас в телефоне много всяких групп, в них идет общение, присылаются видеоролики, материалы. Например, человеку понравилась какая-то шутка, история или выдержка из фильма, и он в группу это вбрасывает. А в группе – 100 человек: 5 минут ролика помножить на 100 человек – 500 минут чужого времени человек украл.
И это только один ролик. А если их помножить на круговорот информации, которую человек каждодневно принимает, пересылает?.. Причем человек не задумывается, полезно это или нет – ему понравилось, и он это вбрасывает. Представляете, придем мы на Божий Суд и там вдруг узнаем, что за время своей жизни украли у людей десятки лет их жизни – более того, для кого-то стали шлагбаумом на пути к спасению…
У Клайва Льюиса есть книга «Письма Баламута». Там старший бес Баламут учит младшего беса Гнусика, как губить людей. В одной из историй Баламут рассказывает, как однажды его клиент зашел в библиотеку и погрузился в чтение серьезной книги. Когда Баламут увидел, что на следующей страничке будет сюжет, который может сбить человека с бесовского пути, он намекнул: «Обед, пора перекусить». Человек мысленно парировал: «Нет, серьезная тема. Не могу отвлекаться на еду, пока не закончу». Баламут снова послал мысль: «Да, тема очень серьезная, чтобы разбирать ее на голодный желудок». Человек откликнулся, закрыл книгу и вышел на улицу. Туда-сюда головой покрутил – и отвлекся. «И теперь этот человек благополучно обитает в обителях наших», – пишет Баламут своему племяннику Гнусику.
Та же самая история у нас. Ангел создает дорогу к покаянию, к какому-то доброму поступку, человек с трудом к этому подвигается, но раз – и приходит сообщение от какого-нибудь товарища: мол, посмотри вот это, посмейся над этим, послушай. Человек зацепляется, отвлекается – и покаяние или какое-то духовное усилие атрофируется. И таких моментов очень много.
Когда мне приходят ссылки или сюжеты, я всегда задаю себе вопрос: «А я готов потратить 3 минуты своей жизни, чтобы это посмотреть? Есть ли у меня эти минуты? И доверяю ли я человеку, который это прислал? Не подкладывал ли он мне свинью и раньше, когда я думал, что это полезно, а оказывалась чепуха?». Мне кажется, это очень серьезная тема для размышления: сколько времени мы крадем у себя, у семьи, у других, бесконечно пребывая в информационном пространстве?
Есть страх, что, если я сейчас эту очень важную информацию, скрытую от других людей, но стопроцентно проверенную знакомыми, не перешлю, если мои близкие не будут ее знать, я их не уберегу от какой-то беды.
– Это уже диагноз – это мания. Почему я себе так придумал? Почему я решил, что то, что мне показалось, есть правда?
Очень сложно сейчас в потоке информации отделить, где правда. Один доктор, например, говорит, что все это ерунда: нужно есть имбирь – и будешь застрахован. Какой-то общественный деятель говорит: «Катастрофа! Посмотрите, что творится в Европе...». А у нас нет возможности все проанализировать, мы увлекаемся: вот это понравилось, это вызвало эмоцию, этот говорит убедительно. А где правда?
Я, например, для себя выбрал такой метод. Есть несколько людей, общественных деятелей, которым я доверяю, к которым можно прислушаться и которые не были замечены в лукавстве. Если возникает интересная тема, которую нужно разобрать, я стараюсь найти, что по этому поводу говорит тот или иной человек, и, исходя из этого авторитетного мнения, формирую свое мнение и отношение. А так – всех не переслушаешь: все красиво говорят, но где правда – не разобраться.
Украденное время... Но гаджет – часть современной жизни: для кого-то это работа, общение, развлечение. Сейчас много свободного времени, которое мы просто не знаем куда потратить, и телефон в этом смысле спасает, помогает хоть как-то его прожить.
– Если мы не знаем, куда потратить свое время, обязательно найдутся силы, которые его займут и убьют. В сутках всего 1 440 минут. У нас в жизни всего 400 000 часов – мы даже не миллионеры. Из этого времени половину можно вычесть на сон, на бытовые вещи (поесть, приготовить пищу, сделать уборку). У многих уже часть жизни в 30, 40 и 50 лет прожита.
Можно просто нарисовать круг времени. Возьмем активный возраст жизни человека: допустим, 65 лет. Если тебе 40 лет, остается меньшая часть круга – 25 лет. Если из этих 25-ти вычесть 8-часовой сон, 3 часа на бытовые нужды и время, которое мы просто сливаем в пустоту, окажется, что реального времени для жизни совсем мало.
Прочитали ли мы все нужные книги? Пообщались ли достаточно со своими детьми? Уделили ли достаточно внимания своим родителям? Достигли ли мы своих целей?..
Надо провести ревизию своей жизни, своего времени – у нас его очень мало еще и потому, что мы его не ценим. А не ценим потому, что у нас, по большому счету, нет целей. У нас как бы есть глобальная цель – спасение души, есть значительные цели поменьше: семья, жилье, но они пущены на самотек. Мы куда-то плывем по жизни...
Есть очень хорошее упражнение. Выделите час или 2 свободного времени и запишите хотя бы 100 целей на ближайшие 5–10 лет: чего бы хотелось достичь в своей жизни, в жизни своей семьи, в своем духовном, профессиональном и физическом развитии, в общении с друзьями, в своих хобби? Потратьте на это время. Кажется, что времени очень много только когда нет ясных и четких целей.
Поговорим немножко о пользе изоляции. Это же удивительная возможность! Время пребывания дома можно направить на достижение таких целей, до которых никогда не доходили руки. Например, составить генеалогическое дерево своего рода. Можно найти алгоритм, посмотреть, как это делается, составить анкету, связаться по видеосвязи со своими родственниками и провести опрос – все это записать, поспрашивать, есть ли у кого какие-то документы, сфотографировать их, потихонечку все это собирать. Ведь это же удивительно – посмотреть, на какой веточке дерева ты вырос, почему ты такой талантливый, умный: ты же не сам по себе такой самородок, значит, у тебя в корнях есть люди, которые дали тебе возможность набраться энергии, силы.
Можно посмотреть, кто и откуда были твои предки, какие в их жизни были коллизии, как они преодолевали трудности, скорби, как они прошли войну, тяжелейшие испытания – ведь это потрясающе интересно, и это мы передадим нашим детям, им расскажем: им важно иметь опору, фундамент, представлять, какой была их семья, – они смогут опереться на это в будущем.
Или другое дело – у всех нас множество фото– и видеоматериалов, и все это хранится где-то в облаке, в телефоне. Мы никогда это не смотрим – иногда что-то пролистываем, и мы никогда к этому не вернемся, если не сделаем из этого что-то хорошее. Можно потратить несколько дней, чтобы все систематизировать, какие-то фотографии напечатать, сделать фотоальбом. Попробуйте вспомнить последние 10 лет своей жизни: какие события, встречи произошли в вашей жизни? Память о прошлом – это возможность что-то исправить и сделать старт в будущее. Приведите в порядок то, что лежит невостребованным хламом.
Вспомните ту цель, к которой вы всегда стремились, но на которую никогда нет времени: например, вы хотели научиться играть на гитаре, или говорить на английском языке, или жонглировать, или ходить на руках – поставьте перед собой цель и начните для этого находить время. Окажется, что в жизни еще столько всего не реализовано – столько книг не прочитано, столько писем не написано...
Вспоминается один персонаж. В какой-то момент его осенило, что он столько не прочитал, не написал, не проговорил... Ему очень захотелось сделать это именно сейчас: «Теперь или никогда!», «Быть или не быть!». Он решительно встал с кресла, но с первого раза не попал ногой в туфлю и сел обратно: Илья Ильич Обломов. У него было очень много времени, которое он очень «эффективно» израсходовал.
Сейчас много говорят, что время карантина поменяло отношение человечества, особенно жителей крупных городов, к окружающему миру. Вы заметили реальное изменение? Или все осталось как было?
– Заметил. Мы с семьей значительную часть времени живем в деревне, на земле. Поскольку в этом году времени было чуть больше, я ощутил просто огромную радость от работы с землей, от обычного мужского труда – гвоздь забить, землю вскопать, дерево посадить: испытываешь удивительное ощущение! Это потому, что Бог земле дал особую силу – в ней есть сила, энергия, она из себя производит живое: казалось бы, неживая природа, но из нее рождается хлеб, рождаются цветы и много чего прекрасного.
Человек от земли получает поддержку – я сейчас говорю не про какие-то языческие фантазии, а про реальную устойчивость. В современном мире трудно предположить, что нас ожидает. Мы видим, как легко все может измениться, как легко все можно привести к абсурду. Несколько сюжетов, решений – и человек оказался безвылазно дома. Слава Богу, что более-менее есть продукты. А если предположить, что это затянулось на полгода и у людей закончились деньги, продукты? Начинается кризис, когда человеку просто не на что опереться. Есть такая поговорка: закон суров, но нужда сильнее. Когда у человека появляется нужда, то законы его не удержат. И что тогда? Как быть в городе?..
А когда есть даже маленький участок земли?.. Раньше крестьяне говорили: вы нам только дайте землю – земля нас прокормит, мы не пропадем. Если человек научился выращивать картошку, морковку, свеклу – у него есть уверенность в завтрашнем дне, внутреннее спокойствие, нет тревоги: земля и правда прокормит.
Даже если есть только маленький участок у подъезда, огороженный заборчиком, – посадите там цветы, сирень. Попробуйте с землей подружиться. Очень важно человеку крепко стоять на ногах. Если есть возможность – заведите какое-то хозяйство. Я вас уверяю, это огромное внутреннее утешение, поддержка.
Может быть, такие мысли приходят в каком-то определенном возрасте, но ко мне это пришло 10 лет назад: в нашу семью пришло ясное убеждение, что у нас должно быть место на земле, должен быть домик, желательно, чтобы рядом храм, речка, лес. Мы поехали искать и все, что планировали, нашли. В этом году 10-летие нашей сельскохозяйственной деятельности. Это огромное утешение!
Так получилось, что в этой же деревне потихонечку уже 50 семей наших прихожан прикупили себе недорого хорошие участки. Здорово на это смотреть! Иногда вечером иду – все копошатся как муравьи: кто-то делает забор, кто-то копает, кто-то сажает – и вспоминаются строки: «Через четыре года здесь будет город-сад». Это дает радость в жизни, надежду.
Люди не просто живут в одном месте, но знают друг друга, могут друг на друга положиться, найти помощь, поддержку и сами готовы ее оказать… Еще вопрос. С одной стороны, сейчас люди могут тратить много времени на семью. С другой стороны, это стало настоящим испытанием для семейных отношений. Обращаются ли к Вам люди за поддержкой?
– Для меня самого это стало испытанием вот в чем. На несколько недель я поставил себе задачи, одна из которых – помочь дочке по алгебре и геометрии, чтобы она хорошо закончила 8-й класс. Благодаря тому, что обучение шло дистанционно, в программе Zoom, я однажды присел рядом и побыл у нее на уроке. Учитель говорил, а дети слушали. Меня, конечно, немножко шокировала и манера учителя, и какая-то ирония. Дочка что-то не ответила, ей сразу поставили двойку (то ли просто такой подход, то ли какие-то личностные взаимоотношения). Она разревелась, выпала из урока, а я благополучно дослушал урок. Все это меня побудило включиться в ситуацию. Я посидел на одном уроке, на другом. Вышел на классного руководителя, на учителя, попросил возможность для реабилитации. Мы посидели, порешали контрольные.
Но вообще я просто в шоке: наши дети – герои, ведь решать то, что им сейчас предлагается, без интернета и каких-то дополнительных источников, конечно, непросто. Тем не менее мы закрыли все «хвосты». Дочка воодушевилась, получив эмоциональную и практическую поддержку. Ситуацию мы выправили, хотя это было непросто. И если бы не было такой цели, скорее всего, я бы просто отмахнулся, мол, пусть идет как идет.
Но когда больше времени находишься в семье, это накладывает дополнительные испытания, и у людей не всегда получается их достойно пройти, хотя, конечно, надо любую проблему превращать в возможность. Если гнойничок вскрывается – это, с одной стороны, больно, с другой – появляется возможность его уврачевать.
Какое-то время назад в Екатеринбурге прошли очередные «Супружеские встречи» – это потрясающая программа в помощь семьям, желающим улучшить, настроить семейные взаимоотношения и восстановить диалог – ключевой инструмент для выстраивания отношений в семье. Проблема в том, что мы не умеем вести диалог и даже не знаем основных его принципов, а ведь любые вопросы, любые проблемы решаются только в диалоге. Причем необязательно между мужем и женой, но между начальником и подчиненным, между родителями и детьми нужен диалог.
Есть 4 основных принципа диалога – я их просто назову (о каждом из них можно говорить отдельно), чтобы у людей это зафиксировалось. Без них диалога не бывает.
Первый – понимать, а не оценивать. Частая фраза: «Вы меня не понимаете!» – мы всегда оцениваем, у нас всегда готов свой ответ, мы с полуслова понимаем, к чему человек ведет; ребенок говорит: «Ты меня не понимаешь», а мы говорим, что всё знаем, что всё это мы уже проходили, и так далее. Очень важно понимать, а не оценивать. Для этого надо научиться слушать.
Второй – делиться, а не спорить. Я могу поделиться, но не ставлю перед собой задачу прогнуть и убедить собеседника в том, что мне кажется важным. Я могу только поделиться.
Третий – слушать прежде, чем говорить. Мы очень любим говорить, любим, чтобы слушали нас, но самый важный навык – не говорить, не убеждать, а слушать. Тот, кто умеет слушать, – самый лучший собеседник.
И четвертый принцип – прощать. Как бы ни складывался диалог, очень важно первым прощать и прощением покрывать любое напряжение.
Если следовать этим четырем принципам, потихонечку искусство диалога будет оттачиваться, и у человека появится больше возможностей.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.