Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы открываем новую рубрику: «Просто – о главном». И сегодня будем простыми словами говорить о Литургии.
Конечно, в Литургии много аспектов, интересных граней. Мы знаем, что «Литургия» – это «общее дело», мы говорим, что это общая молитва. Но часто мы не понимаем, в каком таинстве, в каком деле мы участвуем: слово мы знаем, а вот духовное значение Литургии для многих из нас закрыто. Так ли это?
– Сделаю небольшую ремарку. Мы говорили о Причастии, в двух словах напомню – Бог стал Человеком, принял человечество в Себя, и человечество, исцеленное во Христе, подается нам через таинство Причастия. Мы не можем сказать (это было бы неправильно), что Боговоплощение – это все спасение. Нет. Дело спасения – это и воплощение, и земная жизнь Христа, и Его проповедь, и Его крестный подвиг, и Воскресение, и вознесение, и ниспослание Святого Духа. Все это дело спасения людей.
Мы не можем сказать и что сам акт причащения Тела и Крови Христа – вся Литургия, нет: это принципиально важный, ключевой момент, но он не мыслится без Литургии в целом.
Когда совершается ана́фора (от греч. ἀναφορά, «возношение») – главная часть Литургии, после того как священник произносит слова Христа: «Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Сия есть Кровь Моя за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», далее священник читает молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие» – в Литургии мы вспоминаем все дело спасения и Литургия в целом тоже является делом нашего спасения: с одной стороны, Литургия без Причастия – нонсенс, с другой стороны, и Причастие без всей Литургии – тоже неполнота.
Сегодня мы поговорим о Литургии в целом. Когда человек поступает в высшее учебное заведение (особенно это касается технических вузов), он после курса школьной математики сталкивается с высшей математикой. В школе учили, что «на 0 делить нельзя», а в вузах говорят, что можно – и дальше идет курс высшей математики. То же самое на физике: в школе учили, что электрон – частичка, которая вращается вокруг ядра. Но это не так. Электрон – это вероятность нахождения заряда в определенной области с вероятностью 95%.
Вот и я сейчас хочу сказать что-то подобное. Есть символическое толкование Литургии: когда мы открываем «Закон Божий» или популярную литературу по богослужению, там говорится, что выход с Евангелием символизирует выход Христа на проповедь, а свеча, которую несут перед Евангелием, – Иоанна Предтечу, дискос, на котором лежит хлеб, который претворится в Тело Христово, символизирует гроб, а звездица – звезду, взошедшую над Вифлеемом.
Но если мы открываем литературу по Литургике (науке о богослужении), там мы практически не встречаем слова «символизирует». Что такое символ? «Символ» (от греческого «symbolon» – «знак, опознавательная примета», «symballo» – «соединяю, сталкиваю, сравниваю») – «соединяю». Раньше договор писали на глиняной табличке, ломали ее и вручали одну половину таблички одному человеку, другую половину – другому человеку. Когда, может быть, через поколения их дети или внуки соединяли эти таблички, происходило соединение – «символ»: соединиться, нужно иметь одну часть таблички.
Если мы какому-то туземцу покажем, например, всем известный символ пацифистов – круг с четырьмя лучиками, туземцу он будет совершенно непонятен, для него это будет какой-то иероглиф. Этот символ понятен нам, живущим в европейской культуре – он уже тоже изменился, но изначально означал ядерное разоружение. Или, допустим, знак «скорой помощи» – красный крест: он ведь восходит своими корнями к Кресту Христову, но кто сейчас об этом помнит? Символ изменил свое значение.
Так и в Литургии. Когда мы начинаем говорить о символах, мы уходим от изначального значения того, что лежало в основании. Нужно понимать, что Литургия первых христиан происходила так, как написано в Евангелии, где мы читаем о Тайной Вечере Христа – вот так по меньшей мере первые 100 лет христиане совершали Литургию (это даже Литургией не называлось, это была вечеря любви – агапа: все происходило во время ужина, вперемежку с приемом обычной пищи – причастие и вкушение обычной пищи были переплетены. Если бы мы сейчас попали на Литургию того времени, мы, наверное, не поняли бы, что происходит. С другой стороны, если бы христиане I века попали на нашу современную Литургию, они, наверное, тоже не поняли бы, что происходит).
Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Когда-то мельком я читала о Литургии, что это мистерия, то есть богослужение для посвященных. У меня создается впечатление, что священники отдельно, а миряне отдельно: мы приходим к началу Литургии, слушаем псалмы, а ведь в это время происходит заклание Агнца и другие вещи, в которых мы, миряне, не участвуем, ничего этого не видим. Получается, нам только дают готовые Кровь и Тело, по сути, безо всякого воспоминания, как это все происходило. Не хотят ли как-то изменить Литургию, чтобы и мы участвовали? Вот чего хочется на Литургии. Извините, если я не права».
– Термин «мистерия» здесь, конечно, не совсем уместен: он относится к языческим практикам (мы сейчас об этом не будем говорить: нужно открывать религиоведческий словарь, чтобы во все это углубляться) и переводится как «таинство». Проще называть это таинством, таинственным.
Что же такое Литургия? Мы сказали, что это – общее дело. Если общее дело, значит, все, кто собрались, должны в общем деле участвовать. Напомню еще раз, что Литургия первых христиан и наша современная Литургия внешне принципиально отличаются, не по сути, но по форме. Как возникло слово «литургия»? Это не так, что христиане сели и рассуждали: «Агапой мы уже называли, вечерей любви тоже называли, Евхаристией называем – давайте еще как-нибудь назовем… Давайте – Литургией?». Нет, было совсем по-другому – для них это слово было обиходным.
Если в интернете набрать слово «литургия», будут предложены значения этого термина. В Древней Греции слово «литургия» означало некую общественную повинность – брали, например, богатого гражданина или группу граждан и говорили: на вас возлагается такая-то обязанность – например организовать спортивные соревнования, и люди организовывали спортивные соревнования. Или другая повинность: построить военный корабль.
С чем это можно сопоставить для нас? Например, в садике перед Новым Годом среди родителей выбираются активисты, на которых возлагается проведение новогоднего праздника для детей.
Вот для древних, античных жителей Греции это и была классическая литургия: людей собирали, говорили им, что они должны организовать такое-то мероприятие, назначали ответственных. Так и для христиан, которые собирались вместе: для них Причастие было неотделимо от других сфер христианской деятельности: и обеспечение малоимущих, и посещение страждущих, и обучение оглашенных – все это вместе становилось Литургией.
Для нас сейчас Литургия – некое молитвенное действие, кульминация которого – Причащение. Для них было по-другому: они вместе собирались, каждый имел определенное дарование, определенное служение и каждый вносил общую лепту в общее мероприятие.
В действительности все сохранилось. Мы приходим в храм и видим там священников, выполняющих священническую функцию; видим клиросных, которые выполняют певческую функцию; свечниц, которые стоят в лавке и выполняют свою функцию. Мы видим тех, кто убирает, следит за подсвечниками, и тех, кто молится – эти люди тоже участвуют в Литургии своей молитвой.
Вопрос в том, что каждый должен осознавать свою роль в Литургии. Человек, который в трапезной готовит во время Литургии, тоже участвует в ней: она не ограничивается храмом. Литургия – это все, что происходит и вокруг в том числе. И охранник, следящий за шлагбаумом (если он есть) у храма, тоже участвует в Литургии.
Для тех, кто занимается практической деятельностью, все достаточно очевидно: молиться и одновременно стоять на клиросе, например, трудно (те, кто был на клиросе, понимает, что на молитву времени особо не остается: надо все подготовить, вовремя достать тропари, кондаки, и так далее). А вот у тех, кто просто стоит и молится, возникает вопрос: как же им участвовать в Литургии? Им нужно знать слова молитв, тексты.
Телезрительница упоминала о части Литургии, которая называется проскомидией и сокрыта от глаз верующих. Когда берется агничная просфора, из нее вырезается кубической формы Агнец, и все это происходит с определенными молитвами.
Но нужно понимать, что когда Иоанн Златоуст писал Литургию, это было не так, как некоторые представляют, что святитель Иоанн Златоуст сел, взял перо, лист папируса и написал: «Глава 1, „Проскомидия“. Берем 5 просфор...», и так далее. Нет! Иоанну Златоусту принадлежит как раз та часть, которую мы называем анафорой: ключевые молитвы после великого входа, после слов «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» – это принадлежит Иоанну Златоусту, а происходящее на Литургии до того сформировалось в жизни христиан в ходе истории. И хотелось бы об этом рассказать немножко подробнее.
Вопрос телезрителя Владимира из Санкт-Петербурга: «Меня интересует отношение к Литургии в дореволюционной России. Читая дневники Иоанна Кронштадтского, часто обращал внимание, что он отмечает: в России было формальное отношение к Литургии. Хотелось бы узнать, на какой уровень мы вышли по отношению к тому времени».
– Благодарю за вопрос. Как раз до революции наблюдалась эта проблема: к Литургии относились, как к театральному действию – акцент делался на том, что Литургия символизирует Рождение Христа, Его выход на проповедь, Его крестные страдания, Его Воскресение, потом Чашу вынесли, всех осенили – и то, что потом, символизирует Его Вознесение. Возникает вопрос: а где тогда место Причастию? Где самое главное?
Эта проблема как раз и разрешалась, когда священников стали отправлять в лагеря и ссылки. Я недавно читал об этом очень интересную статью. Священники стали понимать, что весь этот символизм становится преградой, ведь, например, в лагерных условиях приходится отказываться от всего: нет ни иконостаса, ни входа с Евангелием, ни священных сосудов… Я читал, что кто-то из священномучеников сделал себе потир из консервной банки, а другой брал общую зековскую кружку, на ней служил Литургию, а потом мыл ее аккуратно и вешал обратно. В экстремальных условиях все стало возвращаться к изначальному смыслу.
Действительно, когда мы символизмом закрываем Литургию, мы ее отделяем. Это к первому вопросу нашей прихожанки. Литургия становится отделенной: вот там священники совершают какие-то таинственные, очень символические действия, но вообще ничего не понятно – тем более, когда некоторые молитвы читаются священником не вслух, как они должны читаться, а про себя.
Эта большая проблема периодически поднимается: молитвы, которые у нас называются тайными, – это не совсем верный перевод с греческого. Там смысл в том, что какие-то молитвы читаются низким голосом, какие-то – высоким, ведь вообще Литургия – это пение. Кроме того, нужно понимать, что тогда не было средств озвучивания, все служебники составлялись в кафедральных соборах, например, в Софии Константинопольской и, естественно, там у священника никакого голоса не могло хватить, чтобы всю молитву прочитать громогласно. Поэтому для него делалось примечание: хотя бы концовочку надо возгласить, то есть произнести громогласно – и так появилось представление, что молитвы тайные. Ничего тайного в них нет.
Я хочу призвать всех мирян: смотрите, читайте – в интернете теперь все доступно. Есть замечательный сайт «Азбука веры» – там есть служебник на русском языке, можно открыть и почитать, узнать, о чем в какой момент молится священник. А там очевидно: некоторые молитвы – от лица священника, он там о народе молится в третьем лице, то есть о нас и о молящихся с нами, но центральные, главные молитвы читаются от лица нас всех. Как раз в этом и открывается смысл Литургии – «общего делания»: не один только священник – совершитель, а мы все, собравшиеся в храме, – Тело Христово, мы все совершители.
Вот палец нажимает на кнопку. Священник – это не весь палец, это та плоскость пальца, которая прикасается к клавише, а весь палец – все собравшиеся в храме. И если не будет пальца, то и на кнопку нажать будет нечем. Это надо понимать, интересоваться, делать распечатки, выписывать, смотреть эти молитвы – там все очень красиво. У Иоанна Златоуста – достаточно лаконично…
Просьба объяснить, что такое проскомидия: сейчас она происходит иногда даже до того, как кто-то приходит в храм, но ведь на самом деле это уже поздняя традиция. Когда заканчивается проскомидия?
– Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή – «принесение»; προσκομίζω – «приносить») – первая часть Литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии. В настоящее время иногда преувеличивается значение проскомидии, ибо как раз там очень много символических действий.
Но откройте Литургию апостола Иакова или апостола Марка – это древние православные Литургии (Литургию апостола Иакова служат в духовных академиях и на некоторых приходах в день памяти этого апостола), в которых нет позже сформированных, можно сказать, блоков – вот у нас есть блоки (проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных – кирпичики такие), а в древних Литургиях все достаточно монолитно: там нет проскомидии в привычном нам виде, там есть на великом входе примечание, что мы берем хлеб, полагаем его на дискос – и все, там нет ни надрезаний, ни вынимания частиц. Это простые бытовые действия, ведь изначально проскомидия это процесс принесения: люди приносят необходимое для богослужения, это же Литургия – они участвуют, скидываются на Литургию: кто-то принес хлеб, кто-то – вино, кто-то – ладан, кто-то – свечи, кто-то – елей (ведь масло нужно для лампад).
И идет подготовка – выбор самого хорошего хлеба, а так как хлебов много, то из разных хлебов еще берутся кусочки, чтобы людям было не обидно – ведь они все вместе собираются. А сейчас у нас это стало выниманием частиц из просфор. Кстати, греки причащают этими частицами, в русской традиции – нет: почему-то от Агнца причащают, а от частичек, которые лежат, не причащают. Хотя с литургической точки зрения греки правы – это как раз участие всех хлебов, которые принесли люди.
Заканчивается ли проскомидия? Литургия вообще не заканчивается – она вечна, и наше принесение тоже никогда не заканчивается.
Вопрос, когда что начинается, когда что заканчивается, очень скользкий. В Римо-Католической Церкви как раз об этот вопрос очень много раз спотыкались: когда происходит пресуществление Святых Даров – во время слов «Приимите, ядите» или во время возношения или во время слов «Преложив Духом Твоим Святым»? Но Бог действует, все происходит в Духе Святом, это все так творчески!
В древности Литургий было множество – не было такой унификации, как сейчас, когда есть Литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова – Преждеосвященных Даров; разные Поместные Церкви: в Антиохии служили так, в Риме – по-другому, кто-то приписывал Литургию апостолу Петру, у кого-то была Литургия Амвросия Медиоланского, мы уже упоминали Литургии апостола Иакова, апостола Марка…
Если мы начнем сравнивать древние Литургии, то увидим, что в главном они едины – в смысле тех молитв, что воссылаются. Но какие-то моменты, к которым мы привыкли цепляться, например, слова установительные, как мы их называем – и Приимите, ядите..., и «сотвори убо Хлеб сей честное Тело Христа Твоего», и «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего» – по-разному все! А Дух Святой сходит – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми.
Нужно понимать, что служебники появились поздно, а до этого было устное Предание – люди передавали друг другу смысл. Что мы делаем на Литургии? Вспоминаем жизнь Христа, Его подвиг, вспоминаем, что Он заповедал нам совершать вот это в Его воспоминание. И вот хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, мы их причащаемся, – а если не причащаемся, зачем мы здесь собрались?
Это все было очень по-детски. Часто дети, которые ходят в храм совсем с малолетства, начинают в священников играть. В интернете можно посмотреть видео – православные снимают своих детишек: например, мальчик одел на себя простыню, чем-то машет – это по-детски, но это очень по-настоящему: он так служит Богу.
И для первых христиан не было так важно соблюсти букву – например, кадить на «Изрядно о Пресвятей…» или до этих слов, надо кадилом чертить крест или не надо: у них все было – по велению души. Они знали, что Христос Воскрес, что Он повелел брать хлеб, вино… Все это было естественно, органично.
И мы теперь должны вглядываться в Литургию, находить вот эти красивости, которые изначально по-детски там появились. А с другой стороны, мы должны любить то, что мы получили в результате: если мы начнем сейчас отсекать, то, наверно, выбросим и самое главное.
Например, священник говорит: «С миром изыдем», – и читается заамвонная молитва. Да, когда-то служба в этом месте и заканчивалась, – но сейчас мы снова возвращаемся в алтарь, а потом еще выходим на славление и поем величание в большие праздники. Плохо ли это? Да, это появилось недавно. Но не скажу, что это плохо. (Я сам люблю славления и величания.)
И еще один вопрос: мы иногда видим в храме людей, которые следят за Литургией по книжке. Это правильно – во время Литургии читать ее текст и так следить за ней?
– Я скажу, что осуждать – это вообще грех: надо следить за собой. Как сказал Господь, что тебе до того? ты иди за Мною. Хорошо это или плохо – следить по книжке? Тут вопрос, полезно или не полезно.
Если человек пытается понять Литургию, изучить ее, если для него это этап: вот он прочитает, все поймет, отложит и будет со всеми молиться – это хорошо. Если человек зашорился, занимается буквоедством, не может молиться, а постоянно следит за сценарием, что называется, – это, может быть, и плохо.
Главное – понять, польза от этого человеку или вред? Чаще, конечно, польза: человек знакомится, проходит время, и он уже совсем по-другому смотрит на Литургию.
Я так понимаю, что о Литургии можно говорить и 10, и 20, и 100 передач – эта тема совершенно неисчерпаемая. Но если подводить итог сегодняшнему разговору, то, получается, Литургия – дело не только священников, это общее наше дело, и мы, миряне, должны реально понимать, в чем участвуем. Благословите наших телезрителей, отче.
– Божие всем благословение. Будьте не зрителями, а участниками Литургии.
Записали:
Нина Кирсанова
и Игорь Лунев
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.