Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1064) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 5

Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 5

№23 (1064) / 8 июня ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№16 (1057), 2020

Продолжим огласительные беседы. Сегодня продолжим наш разговор о таинствах. Прошлая наша встреча была посвящена таинству Покаяния, а сегодняшняя беседа – таинству Священства.

Основание для его совершения мы находим в Священном Писании: Господь Сам указал на те таинства, которые необходимы для нашей духовной жизни. Таинство – великая тайна, через которую человеку подается обилие благодати Божией для духовной жизни, для его духовного возвышения и приобретения Царствия Небесного.

Таинство Священства – одно из величайших таинств Церкви. Святые отцы говорят, что прочие таинства, такие, как Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеосвящение, Брак, – для людей, а таинство Священства – для тех, кого избирают для особого служения Церкви Божией и народу Божию. Оно для тех, кто посвящает себя служению Господу, становятся совершителями Таин Христовых – совершают таинства Церкви и помогают человеку в духовной жизни, духовном возвышении, наставляя и назидая его.

В Священном Писании мы находим строки, что святые апостолы, получив власть от Самого Господа нашего Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через рукоположение: …и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. До Своего Вознесения Господь дал апостолам следующее обетование: …но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Эти слова исполнились во время святой Пятидесятницы, когда на апостолов сошла благодать Святого Духа в виде огненных языков. В Деяниях святых апостолов говорится: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В это время зарождается новозаветное духовенство – священство, которое совершает таинства Христовы по благодати Святого Духа.

Внешняя сторона таинства Священства – возложение рук на ставленника во священники, которого рукополагают, чтобы передать ему благодать Святого Духа. Святые отцы говорят замечательные слова о благодати священства.

Внутренняя сторона таинства Священства – посещение человека благодатью Святого Духа, которая наполняет его особой силой для совершения таинства. Это необычайное действо, внутренний переворот, озарение, явное свидетельство жизни в Церкви. Об этом свидетельствуют богодухновенные святые отцы. Благодать Святого Духа участвует в совершении таинств.

Мы не видим этого, ибо не имеем духовного озарения. Но те, у кого оно есть за счет богатства их духовной жизни, свидетельствуют о действии благодати. Преподобный Сергий, когда служил Божественную литургию, видел, как ему сослужили ангелы, как благодать Святого Духа в виде огненного языка сходила в потир во время совершения Евхаристии. Это великая тайна, великое чудо. С ним соприкасались многие святые отцы, когда получали дар священства (и во время хиротонии, и после этого). Признают, что священнослужитель рукополагает видимым образом, а невидимо каждого касается десница Божественная.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Возлагается рука на человека; но все совершает Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно», а Григорий Нисский: «Поставляемый в священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимою некоей силою и благодатью» – об этих чудных моментах говорят святые отцы.

«Последний момент наконец: вручение новому иерею дискоса с частицей Святого Агнца и со словами: “Приими залог сей, о нем же истязан имаши быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа». В последний момент рукоположения во пресвитеры епископ дает священнику дискос с Божественным Агнцем и говорит эти слова: «Мы вручаем тебе самое святое, самое важное. Но пойми, это дано тебе не просто как дар, награда. Это залог твоего ответственного служения. Ты понесешь полную ответственность за это служение. С тебя будет спрошено в день Страшного Суда Господа нашего Иисуса Христа».

Это трепетное состояние вспоминает каждый, кто прошел через таинство Священства. Теперь ты уже не просто мирянин. А кто ты? Григорий Богослов говорит: «…должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, возсозидать создание, возстановлять образ Божий, творить для горняго мира, и скажу более – быть богом и творить богами». Действительно, огромная ответственность! Для священника начинается совершенно новая жизнь.

Однажды мы спросили одного из преподавателей Московской духовной академии, который преподавал немецкий язык и водил экскурсии в нашем академическом музее: «Игорь Иванович! Почему Вы столько лет (не один десяток!) преподаете в Московских духовных школах и до сих пор не приняли священный сан?». Он ответил: «Братья! О чем вы говорите? Вы не знаете, какая ответственность лежит на священнике! Священнослужитель должен измениться, поменять образ своей жизни. А я не готов этого сделать. Я хочу быть как миряне. Быть священником – это большая ответственность: постоянно помнить, какое ты несешь служение». Нас, в то время студентов, поразили эти глубочайшие слова преподавателя, который понимал: чтобы быть священнослужителем, нужно помнить об ответственности, что на себя берешь.

Святые отцы говорят: «От этого момента начинается не жизнь, а житие; не деятельность, а служение; не разговоры, а проповедь; не немощь долголетнего расслабленного, а дерзание друга Христова, “забвение задняго и простирание вперед” (см.: Флп. 3, 13), царство благодати, вечности и распятия Христу». Так святые отцы подходили к этому особому служению, дару совершения Таин Христовых, и той ответственности, что вручается священнику вместе с людьми, искренне любящими Христа и идущими по спасительному пути.

О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «…забота лежит на пастырях Церкви, которые носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей; но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались во смирении... Великое лицо – иерей, служитель у престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем… Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения; и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа».

Некоторые отцы видели благодать Святого Духа явственным, живым образом. Преподобный Симеон Новый Богослов воочию наблюдал сошествие Святого Духа. В своих воспоминаниях он говорил, что в момент его священнической хиротонии, когда архиерей произносил молитву над его головой, он, стоя на коленях, увидел Духа Святого, Который сошел как некий простой и безвидный свет и осенил его всесвятую голову. Исхождение этого света он видел всегда, когда служил литургию, все 48 лет своего священства.

Известный богослов нашего века протоиерей Сергий Булгаков в автобиографических заметках говорит о диаконской и священнической хиротониях как о самых светлых днях своей жизни: «В день Святой Троицы я был рукоположен в диакона. Если можно выражать невыразимое, то я скажу, что это первое диаконское посвящение пережито мною было как самое огненное. Самым в нем потрясающим было, конечно, первое прохождение чрез царские врата и приближение к святому престолу. Это было как прохождение чрез огонь, опаляющее, просветляющее и перерождающее. То было вступление в иной мир, в небесное царство. Это явилось для меня началом нового состояния моего бытия, в котором с тех пор и доныне пребываю... Переживания… рукоположения… еще более неописуемы, чем диаконского – “Удобее молчание”».

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух – и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово: удивительное переживание!

Мы сегодня не случайно говорим именно о внутреннем переживании, которое бывает во время таинства. Оно не бывает пустым, ибо к пустому колодцу за водой не ходят. Это действительно явные свидетельства нисхождения благодати Святого Духа на рукополагаемого, чтобы он был служителем Церкви Христовой, совершителем Таин Христовых, чтобы смог достойно пасти стадо Христово, которое ему вручается.

Это также свидетельство того, что у нас – истинное духовенство, которое имеет благодать Божию, передаваемую от апостолов – епископам, от епископов – епископам по непрерываемой линии (и так до сегодняшнего дня). Поэтому наша Церковь называется Апостольской, то есть получившей благодать апостольского служения от самих апостолов: непрерывная благодать, которая некогда низошла на святых апостолов во время Пятидесятницы, и сегодня передается в Церкви Христовой, нашей Православной Церкви. Это свидетельство, что мы истинная, подлинная Церковь.

Есть и еретические, и раскольнические Церкви, которые не имеют благодати Святого Духа: они прервали действие благодати. В истории даже были самосвяты, которые пытались ее восполнить сами, но никто не может восполнить собой благодать Святого Духа, ибо она дается от Господа.

Очень важно держаться нашего русского святого православия, где есть полнота Святого Духа, которая дает возможность истинному духовенству совершать таинства Христовы. Через них благодать Святого Духа подается каждому верующему человеку, что делает нашу Церковь Христову живительной.

Чем должен заниматься священник? Об этом нам говорит церковное Предание: «…предстоять жертвеннику Искупителя, отдав свою собственную жизнь как жертву; проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя миру; благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни; приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Божия; являть миру Божие отцовство, крестить водой, Духом Святым и пламенем Веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту». Огромная обязанность возлагается на священнослужителей.

Россия много лет крещена, но, к сожалению, мало просвещена. Мы можем запутаться в ступенях священнического служения – в тех санах, которые имеют священнослужители. Мы не знаем, что кроме священнослужителей есть церковнослужители, над которыми совершается хиротесия, но не хиротония, не знаем разницы между хиротонией и хиротесией.

Хиротония является таинством, которое совершается в Церкви. Хиротесия – это обряд, посвящение определенных лиц, которые помогают священнослужителям в устройстве церковной жизни, совершении таинств, алтарническом служении. (Алтарник – неканоническое название помощника, которое закрепилось в Русской Православной Церкви.) Кто же такие церковнослужители? Это чтецы, певцы, алтарники, иподиаконы, которые помогают в совершении богослужения. Чем должны заниматься алтарники? Они должны возжигать свечи и лампады в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения, на них лежит подготовка облачений для священников и диаконов, подготовка просфор, вина, воды и ладана, разжигание угля и подготовка кадила, помощь диакону во время причащения мирян, необходимая помощь священнику при совершении таинств и треб, содержание в чистоте алтаря, чтение во время богослужения, колокольный звон до и во время богослужения.

Кто помогает в храме (и читает, и поет, и кадило пода-ет), тот является церковнослужителем. Не всех церковнослужителей посвящают через хиротесию, а только чтецов и иподиаконов.

Чтецы – это древняя церковная должность. Они были и в ветхозаветной Церкви – провозглашали Священное Писание. Господь наш Иисус Христос не раз посещал синагоги, читал Священное Писание, а затем толковал его. Над чтецами архиерей совершает хиротесию во время чтения часов. Из чтецов выходят иподиаконы, в которые посвящают после чтения часов по облачении архиерея и которые помогают священнику во время богослужения и архиерейского богослужения.

Если человек не прошел эти ступени, он не может быть священнослужителем: невозможно стать архиереем, если не был пресвитером; невозможно стать пресвитером, если не был диаконом; невозможно быть диаконом, если не был церковнослужителем (чтецом и иподиаконом).

В Церкви есть три основные ступени священнического служения – диакон, пресвитер (священник, иерей), епископ. У каждого свои обязанности: диакон может быть только помощником во время богослужений и совершения таинств – он не совершает таинство. Диакон имеет такие обязанности, как провозглашать Священное Писание во время богослужения, охранять молитву священнослужителя, или иерея, который совершает таинство, руководить молитвой верующих. Мы постоянно видим диакона среди народа: он провозглашает ектению, Священное Писание, во время каких-то действий постоянно идет со свечой, озаряя путь священнослужителю, пресвитеру или епископу, руководит верующими во время пения Символа веры, молитвы «Отче наш» и других песнопений.

Следующая ступень после диакона – хиротония во священники. Священник совершает все таинства, кроме таинства Священства, потому что не имеет такой обильной благодати, чтобы передать ее другому. Таинство Священства может совершить только епископ, в нем обилие благодати Божией.

Епископ рукополагает в пресвитеры и в диаконы. Он может совершить это таинство один в определенные моменты богослужения. В епископы же рукополагают не менее двух епископов.

Когда Патриарх совершает таинство Священства, рукополагая пресвитера во епископы, то присутствует огромное количество епископов, ему передается обилие благодати Божией. Вся благодать сосредоточена во епископе, он имеет полноту благодати, власти в Церкви. Он имеет право совершать все таинства.

На каждой ступени священнического служения есть чины. Например, иеродиакон – это диакон в монашеском чине; схииеродиакон – если принял схиму; протодиакон (или первый диакон) – старший диакон в белом (женатом) духовенстве. Диакон – священнослужитель в белом духовенстве, архидиакон – старший диакон в монашестве, в монастыре. Как обращаться к диакону? Эта традиция складывалась веками. К диакону мы обращаемся «Ваше боголюбие», «отец диакон», либо можем называть по имени: отец Василий.

Пресвитеры. Иеромонах – священник, если он состоит в монашеском чине. Схииеромонах – если иеромонах принял схиму. Протоиереем (или протопресвитером) называют первого иерея или первого пресвитера, если он является старшим из пресвитеров белого духовенства. «Иерей» – «священник», а «пресвитер» – «старец».

Игумен – первый среди иеромонахов. Обычно это игумен монастыря, поэтому он первый среди монашествующих. Архимандрит – настоятель монашеской обители. Это исключение, потому что на практике настоятель монастыря может быть в разном сане: он может быть игуменом монастыря, но может быть и иеромонахом, и архимандритом. Сегодня игумен – это должность, которая есть в монастыре, а не звание. Схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму. В наше время званиями являются: «иеромонах», «схииеромонах», «схиархимандрит».

Как к ним обращаться? К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам) обращаются: «Ваше преподобие». Если пишут письмо: «Ваше преподобие, дорогой отец Иоанн». У нас принято церковнославянское обращение: «Отец Алексúй» – не «Алексей», не «Алéксий», как было принято говорить в перестроечное время (немножко искажать имя).

К протоиерею, игумену или архимандриту обращаются: «Ваше высокопреподобие» – как к старейшим священнослужителям. Епископы имеют несколько степеней. Викарный епископ управляет небольшим городом или группой сел, частью области (не областным центром). Архиепископ управляет епархией большего размера. Митрополит управляет областным центром. Экзарх может управлять целым государством.

Патриарх является Предстоятелем Поместной Церкви.

К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство». К архиепископу и митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство», к Патриарху: «Ваше Святейшество».

Интересная тема, о которой мы говорили сегодня, – таинство Священства. Следующая наша беседа будет посвящена таинству Венчания. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс