Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1058) → Протоиерей Андрей Гавриленко: Как православному христианину относиться к пандемии?

Протоиерей Андрей Гавриленко: Как православному христианину относиться к пандемии?

№17 (1058) / 1 мая ‘20

Беседы с батюшкой

На улицах пустынно, а в домах и сердцах полно страха. Коронавирус. О том, как православному человеку относиться к пандемии и как проводить вынужденный досуг, и пойдет речь в программе.

Как наша вера относится к болезням?

– Если мы внимательно читаем Священное Писание, то видим, что болезни являются наказанием Божиим за человеческий грех. По толкованию святых отцов, когда Адам и Ева находились в раю до грехопадения, они были безболезненны и бессмертны. Между болезнями и смертью есть прямая связь. Теоретически любая болезнь может привести к смерти человека, если не будет оказано своевременное лечение или организм у человека ослаблен. Серьезность болезни измеряется не только ее фактической опасной составляющей, но и тем, в каком состоянии пребывает организм на момент заболевания.

Что касается болезней в целом, мы относимся к ним следующим образом. С одной стороны, мы принимаем их как Божественное попущение, в каком-то смысле даже как наказание за наш грех. С другой стороны, у нас нет такого отношения к болезни, что раз она уже пришла, надо ждать, убьет она нас или не убьет. Мы допускаем лечение. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, прямо говорится, что нужно уважать врачей, потому что их искусство от Бога. Поэтому к официальной медицине мы относимся вполне положительно. К народной медицине мы тоже относимся вполне положительно в той части, в которой она опирается именно на практику, на опыт, какие-то проверенные вещи. Главное, чтобы это приносило человеку исцеление. Мы это вполне приветствуем.

Почему Бог попускает такие страшные эпидемии?

– Это немного другой вопрос. Когда мы говорим о болезни конкретного человека, то всякий раз должны учитывать особенности его жизни, характера, привычек, его отношение к Богу, к Церкви. Порой можно сразу определить, почему у него случилось именно то или иное заболевание. Чем грешишь, в том и получаешь возмездие. Что касается общества, тут немного другие закономерности. Общество – совокупность самых разных людей, среди которых бывают и грешники, и праведники, и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Тем не менее, если случается эпидемия, мы видим, что заболевают самые разные люди. Так что здесь надо принять другие критерии. Есть такие понятия, как дух времени и социальные грехи, которые опять же охватывают собой значительную часть общества, это то, что общество принимает. Даже если мы против чего-то не боремся, не протестуем, получается, молчаливо это одобряем. А значит – являемся соучастниками того или иного греха, явления, которое явно осуждается Божественной заповедью, судом Божиим.

Когда мы говорим о таких эпидемиях, как коронавирус (и почему он сейчас попущен Господом), мы можем вспомнить: а что сейчас происходит в обществе, какие весьма печальные явления наблюдаются? Падение нравственности, распространение блуда, прелюбодейства, разного рода извращений, однополые браки, нивелирование семьи. Это все сейчас стало массовым явлением. И появилось не сейчас, а созревало на протяжении десятилетий. Сейчас расцвет всего этого, а семена были посеяны намного раньше. То, что сейчас это нас постигло, есть закономерное возмездие, итог того, к чему шло человечество на протяжении длительного периода.

Как реагировали на подобные эпидемии в прошлом? Ведь мы знаем про эпидемии чумы и других заболеваний. Даже в Священном Писании упоминаются случаи чумы.

– Мы видим много очень опасных эпидемий и в древности, и в Средние века, и уже в Новейший период. Тогда люди это воспринимали как наказание Божие. Вполне естественной реакцией было то, что люди старались больше внимания уделять изменению своей жизни: они каялись в своих грехах, больше молились Господу, налагали на себя пост. Они совершали, причем именно в массовом порядке, организованно, общественное покаяние, что могло сменить гнев Божий на милость.

Мы можем вспомнить, что устраивались религиозные процессии, крестные ходы, когда народ своим присутствием, участием в молитве, в общественном акте покаяния свидетельствовал, что он признает свою вину и просит Господа о помиловании. Зачастую такие массовые акции завершались даже чудесными явлениями. Мы можем вспомнить о таких явлениях в Константинополе, они бывали и в Риме, когда Господь посылал какой-то знак, что покаяние народа принято, молитва услышана. И после этого эпидемия моментально прекращалась. Наверное, чего-то подобного Господь ожидает от нас и сейчас.

С другой стороны, мы видим, что Церковь никогда не пренебрегала и чисто медицинскими способами. Все, что медицина того времени предлагала как средство для борьбы с эпидемией, Церковь всегда благословляла. Мы не видим в истории, чтобы Церковь противилась этим средствам борьбы. Церковь, являясь частью общества, заботится о здоровье всего общества.

Мы знаем физические характеристики коронавируса. А в чем духовная опасность коронавируса?

– Зачастую духовная опасность бывает даже большей. Как показывает статистика, далеко не все заболевают. У кого-то более сильный иммунитет, у кого-то другие причины. При этом любой человек может так или иначе согрешить в ситуациях, связанных с распространением эпидемии. Это происходит на наших глазах. Когда, например, в Одессе ввели ограничения на проезд в общественном транспорте, были случаи избиения водителей трамваев и троллейбусов за то, что они не пускали больше десяти пассажиров в салон своего транспортного средства. То же самое было с водителями маршруток.

Бывали случаи другого рода: на остановке ставят полицейских, которые считают количество заходящих людей, а один пассажир просто выбрасывает другого, чтобы попасть в число избранных, которые могут поехать. Это уже грех. Это просто физическое насилие над другим человеком. Человек преследует свои цели и не понимает, что у другого человека такие же цели. Он тоже на работу спешит. Если он стоит в очереди впереди тебя, значит, у него есть право поехать на этом трамвае или троллейбусе, а ты поедешь на следующем.

Такие ситуации сразу показывают, что у каждого внутри. Зачастую, пока у человека все в жизни хорошо, пока он сыт, доволен и жизнь идет своим чередом, он может казаться вполне добропорядочным гражданином. А вот в таких ситуациях (причем это еще не экстремальные ситуации, а пока просто ограничения в передвижении в транспорте) грех уже вылазит наружу. Эгоизм и страсти проявляются очень ярко и безобразно.

Паника, которая сеется, напоминает Евангельские события, предсказанные Господом в Евангелии от Луки, когда Господь говорит о последних временах: люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий. Паника рождает страх, боязнь вплоть до того, что люди заболевают эмоционально, на психологическом уровне. Мы живем в апокалиптическое время?

– Любое время по-своему апокалиптическое. Нельзя сказать, что был период, когда люди были полностью уверены, что Второе Пришествие Христа будет не скоро и можно спокойно жить. Так устроено Промыслом Божиим, мы не знаем времен и сроков Второго Пришествия. И в любую эпоху мы видим: происходят процессы, которые очень напоминают то, что предсказано в Евангелии как признаки Второго Пришествия Христа.

Вместе с тем должен признать: наше время особенно близко по своим симптомам и признакам к тому, которое будет предшествовать последним временам и Второму Пришествию Христову. Многие признаки исполняются на наших глазах, в том числе и этот. Мы видим многочисленные бедствия (как стихийные, так и социальные), в том числе болезни и эпидемии. Тут есть такой момент, что сама по себе болезнь до нас еще не дошла, но люди уже трепещут, уже боятся. У кого-то сердце просто может не выдержать всех переживаний, потому что ситуация постоянно нагнетается. Есть такое ощущение, что в чем-то нагнетается искусственно. Включаешь телевизор, читаешь газету или заходишь в интернет – и начинаются страшилки: умерло столько-то, заразилось столько-то. Ясно, что мы должны следить за ситуацией. Но когда начинается уже психоз, когда люди впадают в панику – это нездоровое явление, это ненормально.

Я считаю, должна быть золотая середина: нельзя игнорировать происходящие процессы, надо быть настороже, быть внимательным, бдительным, аккуратным в соблюдении тех требований, которые медицина нам предлагает, но при этом абсолютно не нужно впадать в излишний страх, панику. Случались и более страшные эпидемии в истории нашей страны, нашего города, которые люди ведь как-то пережили.

Почему христианину не стоит бояться до безумия? И вообще, насколько прилично христианину бояться болезней, эпидемий?

– До безумия точно не надо бояться. Если мы верим в Господа Иисуса Христа, если помним Его изречения, содержащиеся в Священном Писании, то помним, что Господь прямо сказал: …и волос с головы вашей не пропадет без воли Отца Небесного. Тем более никто не заразится коронавирусом без особенного Божия попущения.

Кроме того, нужно учесть, что смертность при этом заболевании сравнительно небольшая, слава Богу. Ясно, что любая человеческая жизнь бесценна пред Богом, жалко любого человека, который может умереть. Но при этом мы должны трезво оценивать риски. Если человек достаточно молодой, сильный и здоровый, то смерть от коронавируса для него маловероятна, особенно если он заботится о поддержании своего иммунитета, здоровья.

Вот нужно как раз и заботиться об этом. Да, надо беречь пожилых людей – своих родственников, надо их поддерживать и ограждать от возможности заражения. Это проявление нашей христианской совести по отношению к ним. Но все в руках Божиих – мы должны заботиться о своем здоровье и соблюдать необходимые меры предосторожности, но надо в конце концов доверять Господу.

Как уже было замечено ранее, у нас все-таки приблизительно в тысячу раз больше шансов умереть в ДТП, чем от коронавируса (согласно общемировой статистике). Бдительность, осторожность должны быть во всем, это касается не только одного конкретного заболевания.

Подобный страх на радость лукавым духам?

– Конечно, на радость. Все, что является для нас грехом, отдаляет от Бога, в чем нас обличает совесть, – им на радость. Поэтому мы должны помнить: маловерие – уже само по себе грех. Если мы начинаем бояться, если чувствуем, как сосет под ложечкой, если явно не так уверены в хранящем нас Промысле Божием, как должен быть уверен христианин, значит, где-то у нас есть духовная недоработка и мы должны на это обратить внимание.

Надо помолиться Господу более усердно, почитать Священное Писание, надо посещать храм, участвовать в церковных таинствах, чтобы укреплять свою веру. И тогда сатана не будет к нам иметь доступа. Я думаю, человек, который твердо уверен в том, что Господь о нем заботится, находится в гораздо большей безопасности от заболевания коронавирусом, нежели человек маловерный и малодушный.

Когда человек начинает бояться, ослабляются его силы не только духовные, но и физические – силы уходят на сам страх, на то, чтобы бояться. А надо эти силы в себе аккумулировать, собирать себя в духовный центр, чтобы не позволять ничему плохому, злому тебя коснуться.

Если Господь оставил Своим апостолам заповедь, что они смогут наступать на скорпионов, попирать льва и змея, а если выпьют смертоносное что, не повредит им, так нужно верить, что это имеет место. Если человек воодушевлен верой, если у него есть христианский энтузиазм, то в целом, по-моему, его жизненный тонус намного выше и опасность заболеть для него низкая.

Правда ли, что в храме не заразишься?

– Думаю, стопроцентной гарантии, что в храме заразиться невозможно, никто не даст. Мы, в конце концов, не знаем путей Промысла Божия. Не исключен вариант, что кто-то может и заразиться. В храм тоже приходят разные люди и с разными мыслями, и мы, священники, прекрасно это знаем.

С другой стороны, вопрос можно перефразировать: какова степень вероятности заражения в храме? Думаю, эта степень в несколько раз ниже, чем, например, на улице, в магазине или общественном транспорте.

Почему я так думаю? Во-первых, потому, что у нас уже введены ограничения на посещение храма – по нашим украинским законам в храме должно быть не больше десяти человек. Во-вторых, у нас раздается колокольный звон, у нас в богослужении используется ладан, святая вода, у нас серебряная евхаристическая утварь.

То есть это именно те атрибуты церковной жизни, которые, как проверено уже 2000-летней историей, весьма эффективны против разного рода эпидемий. Если нашим предкам это помогало ограждать священное пространство храма от разных болезней, то почему мы думаем, что коронавирус будет сильнее, чем древние эпидемии?

Именно в храм нужно приходить и молиться, особенно в этот период. Если человек с искренней верой, с молитвой туда приходит, соблюдая определенные меры предосторожности, то ничем он не заболеет. Мы несколько раз в день обрабатываем крест, Евангелие, иконы, ручки дверей спиртовым раствором, антисептиками. Все, что можем, делаем.

Как лучше распорядиться досугом, вынужденно оказавшись дома под карантином?

– В каком-то смысле здесь действует пословица: «Нет худа без добра». Когда люди вынуждены сидеть дома, не могут работать, то для кого-то, особенно для тех, кого мы называем трудоголиками, это шанс задуматься о смысле своей жизни, о вечности, о тех вещах, на которые раньше у них времени не хватало.

Время почитать Священное Писание, жития святых, творения святых отцов, посмотреть полезные религиозные телепередачи, зайти в Интернет и почитать какие-то православные ресурсы, просто больше узнать о Боге, о вере, о Церкви. Это все сейчас вполне возможно.

Когда я буквально вчера выложил свою лекцию для катехизаторских курсов, была очень для меня неожиданная реакция – люди благодарили, писали: «Какая радость, что сейчас, когда мы вынужденно сидим дома, Вы нам предоставили возможность через интернет-ресурсы услышать Вашу лекцию».

Я на самом деле ощутил, что сделал полезное, доброе дело. Это тот случай, когда техника на службе у человека, и надо такие возможности использовать. Потому что рано или поздно карантин закончится, и если сейчас люди будут тратить время на то, чтобы, например, играть в компьютерные игры, смотреть обычные мирские фильмы, они потом, может, даже пожалеют, что настолько бесцельно, бездарно распорядились этим периодом своей жизни.

Могли бы Вы несколько напутственных успокоительных слов сказать нашим зрителям?

– Что я хочу сказать… Надо все, что в жизни происходит, обращать себе во благо – не только радостные события, но и скорбные, печальные. Это касается как нашей частной жизни, так и общественной. Бывают в жизни гораздо более опасные вещи и более серьезные бедствия, чем коронавирус.

Вся шумиха, которая происходит сейчас, – буквально бум. Как будто коронавирус прямо как проблема номер один для человечества. На самом деле это же абсолютно не так. Есть более опасные для человечества проблемы, которые никуда не делись. И СПИД, и наркомания, и онкология – это все по-прежнему в мире существует, от этого по-прежнему люди умирают каждый день. Есть масса опасных вещей.

Я думаю так: похоже, кому-то выгодно эту реальную проблему раздуть до нереальных масштабов. Есть силы, которые пытаются при посредстве коронавируса отработать какой-то сценарий. Это похоже на репетицию: вот как можно у людей отнять их права, свободы, причем сделать так, что люди добровольно от своих прав и свобод будут отказываться ради безопасности, сохранения жизни.

Если пытаться осмыслить происходящее в глобальном масштабе, то я бы сказал, что это похоже на репетицию к всемирному воцарению антихриста, которое когда-то произойдет.

Надеюсь, это будет в отдаленном будущем. Основные механизмы влияния на человеческое сознание при помощи средств массовой информации, которые сейчас задействованы, манипулирование сознанием людей, постепенное отнятие их прав, свобод для того, чтобы они сами согласились подчиниться тому, кто их избавит от опасности, – это все, наверно, будет иметь место в самые последние времена.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс