Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1056) → Священник Михаил Проходцев: Юродство ради Христа

Священник Михаил Проходцев: Юродство ради Христа

№15 (1056) / 14 апреля ‘20

Беседы с батюшкой

У нас сегодня весьма необычная тема для обсуждения, и есть цитата: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Для кого-то все сегодняшние проблемы не искусительны, а для кого-то наоборот. Но самая главная тема, которая нас сейчас интересует, – это молитва дома. Если мы по разным причинам отказываем себе в посещении храма, то возникает вопрос: «Как молиться Богу?». Тем более что Святейший Патриарх сказал именно так: «Не ходите в церковь, молитесь дома». Мы привыкли быть христианами воскресного дня и посещать храм по воскресеньям – за редким исключением, когда люди работают по воскресеньям и посещают храм в будни. Отец Михаил, Вы приходской священник и видите, сколько у вас человек по будням и сколько по воскресеньям. Христиане воскресного дня – кто это?

– Христиане воскресного дня – это те, кто приходит в воскресный день в храм, чтобы прославить Воскресшего Господа. На мой взгляд, это самый главный повод прийти в храм в воскресный день. Помню, один мой хороший знакомый делился своим переживанием, что долгое время он в храм не ходил, а когда наконец пришел в воскресный день и увидел на иконе Воскресшего Христа, то искренне, с полнотой сердца, с захлестнувшей его радостью сказал: «С Воскресением, Господи!».

Вот это правильная мотивация. От любви, от полноты сердца пришел в храм, чтобы Бога поздравить с Воскресением, поблагодарить за Его Воскресение и причаститься, чтобы потом выйти на улицу, пойти к семье, домой, по городу и стараться быть светом миру по призыву Господа нашего Иисуса Христа. Вот кто такой христианин воскресного дня.

Я понимаю в чем суть вопроса, и, конечно, мы рассмотрим и другие возможные формулировки. Но в чем я вижу действительно проблему, так это в том, что сегодня нам, христианам, тяжело понять, что такое соборная молитва в Церкви и частная молитва, разделить их. Люди, которые вообще не ходят в церковь и объявляют, что Бог в душе (знакомая фраза), говорят: «Сказано же в Евангелии: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне. Для чего все эти церкви, собрания? Это все очень странно. Я могу и так молиться».

Но тогда возникает вопрос. Христос же говорит эти слова? Говорит. Они обращены к каждому из нас. В то же время Господь устанавливает на земле Свою Церковь. На апостолов сходит Святой Дух в день Пятидесятницы, они проповедуют, крестят, Церковь начинает преодолевать первые муки роста, начинаются рукоположения епископов, епископы рукополагают диаконов и пресвитеров. В результате Церковь растет и множится по лицу земли.

И сегодня мы видим, что храмы – в каждом районе. Говорят, есть в России города (я в таких городах не бывал), где вообще нет храмов… Тем не менее Церковь умножилась... Господь установил Церковь, в церквах началась соборная молитва. Свидетельства о соборной молитве мы с вами встречаем в Книге Деяния святых апостолов. Даже в Евангелии видим, что соборная молитва – очень важная часть жизни иудеев и потом христиан.

Центр для христиан с самого раннего христианского времени, кульминацией собраний – Святая Евхаристия: поют псалмы, слушают Священное Писание, проповедь предстоятеля и причащаются Святых Христовых Таин. Когда мы с вами приходим в храм, мы видим, что Церковь предлагает нам определенный порядок молитвословий. Он от лица всей общины: молитвословия от лица всей общины во главе с предстоятелем обращены ко Господу. Это соборная молитва Церкви.

Мы видим, что она некоторым образом отличается от той молитвы, которую мы с вами можем творить дома. У нас есть молитвословы, где есть утреннее, вечернее правило, молитвы в продолжение дня, каноны, Последование ко Святому Причащению: молитвословия на службах во многом очень сильно отличаются от тех, что предлагаются нам для домашнего использования.

Дома мы с вами не творим стихиры. Может быть, кто-то и делает – недавно Владыка Амвросий Верейский, наместник Сретенского монастыря, писал, что так он постигал православное богослужение: ему однажды довелось совершить дома всенощное бдение.

Может быть, кто-то дома действительно и каноны каждый день читает, и стихиры, и вообще все, что предлагает нам Минея, где содержатся службы на каждый день года. Кто-то, может, имеет дома Октоих, Типикон, вообще все богослужебные книги и может как в храме, так и дома открывать для себя богатства православного богослужения. Но все-таки богослужение устроено так, что эта молитва ко Господу возносится от лица всей общины.

Порядок тех молитвословий не то что не дает нам возможность молиться частно о своем, но все-таки Церковь предлагает нам молиться всем вместе и обращать свою молитву к Господу так, как нам предлагает то или иное чинопоследование всенощного бдения, Божественной литургии или вечерни в соединении с утреней, великого повечерия с полунощницей и так далее.

Наша проблема как раз в том, что мы, приходя на богослужение, молимся о чем-то своем по углам, просим о чем-то своем, тогда как для этого нам дана целая неделя. Да, мы работаем, очень заняты, и порой у некоторых людей не остается времени для молитвы – бывает и такое, что человек даже минуту в неделю не обращается к Богу. Но он приходит в храм, начинается всенощное бдение или Божественная литургия, человек исповедовался, подготовился к Святому Причастию, стоит и молится о чем-то своем (на этом каждый из нас может себя поймать), в то время как Божественная литургия и предшествующее ей всенощное бдение предлагают нам совершенно определенный порядок молитвословий.

Осознать бы нам для себя в первую очередь эту проблему, ведь если я пришел на службу в воскресный день (слава Богу, это замечательно), то нужно попытаться постичь то богатство богослужебных текстов, чтения и пения, что предлагает нам Церковь за соборным богослужением. На это готов далеко не каждый, поэтому часто канон, во время которого происходит помазание, и прочие моменты всенощного бдения (пение стихир, чтение кафизм) проходят мимо человека, и он улавливает, дай Бог, ектеньи, возгласы священника – может, еще отпуст. Получается, что помазание – центральная часть бдения. На Литургии то же самое: послушали песнопения, помолились о чем-то своем, потом причастились Святых Христовых Таин.

Изначально такого, конечно же, не было: мы читаем Евангелие, Деяния и этого не видим, а видим соборное богослужение, пение – все вместе устремлены ко Христу. Для частной молитвы у нас достаточно времени.

С этой проблемой, если она есть, я призываю каждого из наших телезрителей разобраться, чтобы все-таки больше было соборной молитвы во время службы, чем частной.

Совсем скоро мы все будем встречать светлый праздник Воскресения Господня – и по требованию властей будем находиться на самоизоляции до 30 апреля. Я уже сегодня встречал разные точки зрения по этому поводу. Пасха 19 апреля в этом году – это еще время карантина. Мы оказываемся в очень сложном положении: как мы можем встретить Пасху, Воскресение Господне вне храма?

– Я отвечу на этот вопрос так: мы все (или, по крайней мере, многие) слушали, читали или хотя бы что-то слышали о проповеди нашего Патриарха: Святейший призвал нас до его повторного к нам обращения постараться пребывать в эти дни дома, чтобы некоторым образом притормозить распространение и инфекции, которая заражает тело, и инфекции паники, ужаса, недоверия друг к другу, инфекции равнодушия.

Я понимаю, как сейчас нелегко нашему Патриарху принимать какие-либо решения. Церковь, конечно, сталкивалась с чем-то подобным – с эпидемиями и так далее. Но сегодня вот такие условия задачи. Я, как приходской священник, не хотел бы забегать вперед Священноначалия при принятии решений. Предположим, мы остались дома на Пасху. Я не знаю, как это будет. Если Святейший призовет нас остаться на Пасху дома, мы будем размышлять, как с этим быть.

Если Священноначалие благословит нас пойти в эти дни в храмы, можно как-то рассредоточиться по Светлой Седмице – например, кто-то придет на ночное богослужение, кто-то – на утреннее, кто-то будет приходить в дни Светлой Седмицы. Может быть, священник об этом с прихожанами договорится – это один вариант. Если же ситуация будет слишком серьезной (например, будет введено чрезвычайное положение, когда не только людям после 65 лет будет запрещено покидать свои дома, но и вообще всем), в этой реальности нам нужно будет принимать очень серьезные решения, смотреть трансляцию и радоваться воскресному дню в своих семьях.

Люди, которые сегодня в Церкви (кто 30 лет назад пришел, кто раньше), не сталкивались с чем-то подобным. Я сам думаю: «А как же?.. Пасха – это в храме, это радость». А жизнь нас ставит в такие условия, и нужно понимать, что с этим делать.

Радоваться Светлому Христову Воскресению дома (например, со своими родителями или детьми, с супругой или супругом) – это, конечно, новый опыт для каждого христианина. Но если это наша новая реальность? Если так будет все время?

Я вдруг вспомнил советское время, когда на Пасху ходили как на светское развлечение, была некая мода – сходить на крестный ход... Да, многие люди потом обратились к вере, пришли к Господу. Но я понимаю, что сейчас мы, может быть, находимся даже в более сложной ситуации, нежели во времена гонений на Церковь со стороны властей. Поэтому, может быть, мы научимся все же быть христианами не только по воскресеньям, но и видеть Воскресение Христово в каждом дне – вспомним Серафима Саровского, который в любой день говорил: «Христос Воскресе, радость моя!».

– Это время, когда каждый из нас может осознать себя, пережить в опыте малой Церкви: ее мы не можем умалить – это Церковь самая настоящая, как и Церковь большая. Христос так же посреди нас и в нашей малой Церкви, как и в Церкви, так скажем, великой. Главное, что нам важно понять в эти дни, всем нам, народу Божию: Христос посреди нас во все дни. В храме Христос посреди нас, дома Христос посреди нас.

И хочется ответить сразу: «И есть, и будет».

– И ведь многие сейчас работают, на самом деле трудятся. А что говорить о священниках? Священник на посту в эти дни. Он на посту так же, как врач, как полицейский, как и экстренные службы, – все, кому в эти дни необходимо быть на посту.

И, находясь на посту, батюшкам тоже необходимо какое-то слово обращать к своим прихожанам, чтобы проявить заботу о них. Помнить, что самое главное: кроткие наследуют землю, как Христос говорит. Я хочу наследовать землю, вы хотите наследовать землю – думаю, что все наши телезрители хотят наследовать землю, и в буквальном смысле: чтобы, если карантин, даст Бог, закончится, мы могли выйти из своих домов, босиком пройти по весенней траве… Представляете, как мы обрадуемся, какое это будет обновление того, что было рядом и проходило как само собой разумеющееся...

Вот, например, какое острое ощущение жизни как дара сейчас может наступить – вот день как дар. Мы не знаем, что это такое, что это за вирус такой: мы ничего про него не знаем... Какая у нас появилась возможность ценить своих близких, вспомнить о них и о тех, кто нуждается сейчас, чтобы помочь им, утешить их и поддержать хотя бы по телефону, чтобы человека паника не захлестнула, не съела, не лишила его здоровья.

У супругов есть возможность взглянуть друг на друга и сказать «оказывается, мы есть друг у друга!», у детей – вспомнить о родителях, у родителей – вспомнить о детях. И у всех – возможность вновь и вновь вспомнить о Боге. Может быть, тот, кто не имеет опыта молитвенного, начнет его приобретать. Такое время на самом деле для этого плодотворное: время страшное, но плодотворное для молитвы. Вот так.

Вопросы сейчас возникают очень разные. Вот, например, телезритель из Москвы спросил, почему ценилась суббота, а теперь – воскресенье. Ответ, наверное, очевиден, тем не менее...

– Христос Воскрес в первый день недели – мы это свидетельство встречаем у всех четырех евангелистов: и Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн говорят о первом дне недели. Почему первый день недели? Потому, что это первый день, который следовал за иудейской субботой, днем покоя. День Воскресения Христова – первый день недели, день воскресный, как сказано в Откровении Иоанна Богослова. День Господень – тоже очень распространенный термин, характеризующий этот день. Воскресенье – говорится в славянской традиции, или «неделя».

Этот день стал главным для каждого христианина. Для каждого иудея главным днем была суббота, в которую Бог почил, отдыхал от дел Своих, и каждый иудей так же чтил покой субботний. У Дороти Сэйерс есть строки: «О, как сладок покой субботний, отдых усталым, награда кротким. Тихая радость Иерусалима...» – вот эта тихая радость в каждый воскресный день (в малую Пасху) касается наших сердец.

Понятно, что для христианина центром всего жития стало событие Воскресения Господня и, как следствие, воскресные дни в течение года стали как малая Пасха. Этот день в конце концов стал днем выходным. В 321 году император Константин узаконил его как тот, в который важно было молиться, поэтому на законодательном уровне не благословлялся никакой труд, кроме сельскохозяйственного, то есть возделывания земли. Постепенно по понятной причине этот день стал центром для каждого христианина…

Сейчас мы привыкли называть неделей 7 дней, а на самом деле это седмица.

– Если для иудея великим днем была суббота (шаббат), то для христианина это день воскресный – первый день недели, следующий за иудейской субботой, в который Воскрес Господь. Произошло самое важное событие для каждого христианина.

Ранние христианские общины и сегодняшние собирались и собираются в храмах, чтобы прославить Воскресшего Христа, причаститься Его, прославить едиными устами и единым сердцем и, выйдя из храма, постараться быть светом миру и солью земли.

Почему по воскресным дням отменяются земные поклоны?

– Потому, что воскресный день – праздничный. Строго говоря, воскресный день – не постный. Почему? Первая причина: отсутствие траура в воскресный день – по Уставу не положено произносить за богослужением заупокойную ектенью. Распространенная приходская практика – произнесение за воскресной Литургией заупокойной ектеньи, и никого за это не ругают, естественно. Почему так? Потому, что большинство прихожан наполняют храмы в воскресные дни, а в будни занимаются своими делами, семьей, работой и не имеют возможности соборно помолиться за усопших. Поэтому делается такое снисхождение к немощам молящихся – произносится заупокойная ектенья. Но при этом пение преобладает над чтением и есть все атрибуты праздника: совершается полная Литургия и самое главное – Евхаристия. Если в будни Великого поста совершается только Литургия Преждеосвященных Даров (по сути, вечерня, соединенная с причащением, то есть Дары уже освящены, мы только их причащаемся), то в воскресный день совершается Евхаристия.

Евхаристия – возможность всем вместе собраться, чтобы возблагодарить Господа, чтобы Святой Дух освятил Дары и мы все вместе причастились Святых Христовых Таин. Это праздник, и его мы чтим особо.

Есть, конечно, люди, которые и в воскресный день делают земные поклоны, и в этом нет ничего предосудительного. Если есть у человека такое благоговение – пусть без страха и упрека делает земные поклоны.

Когда мы молимся в храме, мы молимся по отдельности, или моя частная молитва не должна быть во время общей молитвы?

– По практике моего общения с народом Божиим выясняется, что очень многие как раз о чем-то своем молят Господа. Тут не за что народ ругать – слава Богу, человек вообще пришел в церковь (сегодня это благо) и помолился. Но все-таки важно объяснять, что для своей молитвы есть время перед службой, или после службы, или дома, а соборная молитва все-таки имеет определенную последовательность, определенные прошения, определенный вектор движения, развития и так далее. Поэтому давайте эти 2–3 часа во время всенощного бдения постараемся все вместе молиться Богу молитвословиями, которые предлагает Церковь, и слушать молитвословия, которые предлагает Церковь к слушанию. Это будет во благо.

Важно понять, что всенощное бдение – дар человека Богу. Мы пришли в храм – и у нас есть возможность помолиться соборно, это наш маленький, совсем ничтожный, но все же дар Богу: на следующий день совершится великий дар Бога нам, который мы вообще не заслужили. Тем не менее, Господь каждый раз, за каждой Литургией выходит к нам из алтаря в Святых Таинах и дает нам возможность причаститься Его Тела и Крови. Это величайший дар – и чтобы хоть немножечко к нему подготовиться, есть возможность соборно помолиться накануне.

Спасибо большое, отец Михаил! Благословите наших телезрителей.

– Божия всем благословения, дорогие братья и сестры, и доброго здравия! Помоги Господь всем достойно пройти этот период испытаний. Божией помощи всем!

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс