Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1056) → Священник Илья Письменюк: Будучи христианами, мы должны воспринимать любое испытание как то, что может нас изменить

Священник Илья Письменюк: Будучи христианами, мы должны воспринимать любое испытание как то, что может нас изменить

№15 (1056) / 14 апреля ‘20

Беседы с батюшкой

В Москве режим самоизоляции. Что делать православным христианам?

– Мне кажется, в первую очередь надо всем нам, православным христианам, проявить послушание и ответственность – две замечательные христианские добродетели. Ответственность в чем заключается? В том, что действительно есть болезнь, она распространяется по миру с достаточно большой скоростью. Еще совсем недавно (пару месяцев назад) мы даже не думали о том, что придется вводить какие-то меры. Но ныне люди заболевают, даже умирают, и мы должны обеспокоиться, проявить любовь к ближнему. Соответственно, стараться максимально приложить усилия для того, чтобы помочь и государственной власти, и врачам. Помочь им в преодолении этой напасти своей собственной ответственностью, пониманием того, что можно заболеть и распространить заразу. А можно каким-то образом все это преодолеть, в том числе карантинными мерами.

Хотелось бы сказать и о послушании. Церковь призывает нас в эти дни с большой ответственностью относиться к возможности заразить ближнего, где-то даже ограничивается возможность прийти в храм, государство в разных регионах и в целом вводит меры борьбы с вирусом. И нам, мне кажется, нужно в этих обстоятельствах всем попробовать проявить послушание, максимально приложить усилия, остаться дома, не участвовать в массовых мероприятиях. Если чувствуем, что заболеваем, задуматься о ближнем, не идти в места скопления людей, даже к своим близким родственникам и соседям, чтобы, не дай Бог, не заразить их.

Вопрос телезрителя: «Как человек может точно знать, любит ли его Господь?»

– Я могу точно вам сказать, что Господь любит любого человека, вне зависимости от совершенных им грехов, тех или иных поступков. Господь – наш любящий Отец. Представьте себе родителя. Если ребенок совершает ошибку (в любом возрасте), настоящий родитель всегда будет готов его простить, понять. Так и Господь относится к нам, Он всех нас любит. Если мы совершаем ошибки, мы делаем больно своему родителю, но любовь его не уходит. Мы верим, что Господь – образец любви. Господь и есть любовь. Это самое главное.

Скажите, а болезни – это тоже проявление любви Бога?

– Когда дело касается жизненных испытаний, мне кажется, тяжело сказать однозначно, откуда эти испытания идут. Иногда и Господь может человеку каким-то образом через испытания и болезнь показать что-то важное. С другой стороны, ведь и лукавый дух может попробовать сделать человеку подножку, чтобы его сбить. Бывает и такое, что человек заболел и озлобился. Мне кажется, мы естественным образом в несовершенном мире, где существуют болезни, можем заболеть просто потому, что этот мир болеет грехом. Существуют самые разные заболевания, которые естественным образом передаются от человека к человеку, и не всякий раз мы можем наверняка сказать, что через эту болезнь Господь нам что-то хочет сказать.

С другой стороны, будучи христианами, мы должны попробовать воспринимать любое испытание, в том числе и болезнь, как то, что может нас изменить. Господь к нам обращает вечное слово. Когда человек становится христианином, когда его крестят, звучат потрясающие слова: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет». То есть Господь нам говорит: если мы хотим быть христианами, мы должны уметь отвергнуть себя, то есть не быть эгоистами. Даже если приходит какое-то испытание, не падать духом, но брать это испытание как свой крест и нести его.

Поэтому фактически любое жизненное испытание, любая болезнь могут стать для человека спасительными, если человек попробует, преодолев это, действительно изменить себя, свою душу. Согласитесь, часто бывает такое: у человека произошло несчастье, и он переосмысливает всю свою жизнь. Как он жил раньше, как поступал, что делал, что говорил… Он совершенно по-другому начинает ценить жизнь. Лежишь в кровати, болеешь – и начинаешь думать о том, как хорошо выпить чая, воды, чтобы горло не болело, как хорошо разговаривать с ближними без температуры, без других неприятных ощущений в теле.

С духовной точки зрения что может человек заболевший (или даже здоровый) извлечь для себя в эти дни?

– Это время, которое мы можем провести с пользой. То есть не пролежать все дни на диване в полусонном состоянии, тем более не уходить в сплошные развлечения (в компьютерные игры, что-то еще). Интернет предоставляет много возможностей человеку, чтобы отдохнуть и расслабиться. Но мы – христиане, мы знаем, что сейчас идут дни Великого поста. И если мы не можем эти дни провести в храме за богослужением, то дома можем что-то сделать: больше времени потратить на молитву, чтение Священного Писания, на изучение Церкви, ее истории, ее богословия, духовных наставлений святых отцов. Это с одной стороны. С другой стороны, больше времени уделить семье. Это очень много. Со всей гонкой современного мира за работой, трудами мы уделяем мало внимания нашим ближним, будь то супруга или наши дети, родители. Поэтому это время хорошо провести, играя со своими детьми, разговаривая с близкими, заботясь друг о друге.

Мне кажется, проведя эти недели в некоторой изоляции, мы одновременно можем очень многое для себя найти, чтобы выйти из нее другими людьми (может быть, сблизившись с родственниками, домочадцами и сохранив это чувство на последующие дни). Может быть, у кого-то из нас есть обиды, непонимание, что необходимо было уже давно разрешить в семейной жизни. Это идеальное время – Великий пост. Если я не могу сейчас прийти в храм и помолиться за богослужением, то совершаю такой нравственный подвиг: переступаю через себя для того, чтобы помириться с близким человеком, преодолеть конфликтные ситуации и разрешить их. В таком случае дни Великого поста (и даже частично в изоляции) пройдут с большой пользой для нашей души.

Стоит ли вообще бояться болезней?

– Мне кажется, Священное Писание очень четко дает ответ на этот вопрос. Господь говорит: «Не бойтесь того, что убивает ваше тело, бойтесь того, что душу вашу может ввести в дебрь огненную». То есть для христианина любое телесное испытание – это не что-то невероятное, не что-то непреодолимое. Мы в первую очередь заботимся о своей душе. И если даже заболеваем, жизнь наша не заканчивается, потому что мы, христиане, понимаем, что рано или поздно встретимся с Господом. И важно, чтобы встреча произошла в тот момент, когда мы будем готовы к ней своей душой.

Помните притчу? Мы должны жить так, как будто ночью придет разбойник, чтобы ограбить нас, то есть быть всегда наготове. Состояние готовности мы должны попробовать стяжать в себе, а не бояться телесных испытаний. В конце концов, телесные испытания наводятся на нас, может быть, даже злым духом, который пытается, зная нашу слабость, через это нас искусить, лишить веры, надежды, ввергнуть в уныние, поработить наш ум. И все это мы можем преодолеть, если будем слушать слово Божие и понимать, что надо отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Господом. Ведь Господу тоже было больно, когда Он нес Крест на Голгофу.

Можно ли считать болезнь испытанием?

– Болезнь можно считать испытанием, она и является испытанием нашей веры, нашего тела, нашей внутренней убежденности, крепости. Заставит она нас впасть в уныние или мы все-таки соберемся с духом и попробуем сделать следующий шаг?

Я поделюсь немного личной историей, совсем небольшим опытом. Каждую неделю мы совершаем богослужения в приписном храме при детской психоневрологической больнице на Мичуринском проспекте. И приходят туда люди – родители, папы, мамы, бабушки, дедушки, которые заботятся о больных детях. Первое время, когда я начинал там служить, было очень тяжело внутренне. Потом, мне кажется, я осознал, насколько великий подвиг совершают такие люди, когда они приходят туда с такой убежденностью, с такой верой. Может быть, они еще не знают многие вещи в христианском законе, не знают многие элементы христианского вероучения, но они держатся, верят, сражаются за своих детишек. Это то испытание, которое, мне кажется, уже здесь и сейчас является спасительным и для их детей, и для них самих (родителей и близких).

А как такие испытания могут проверять веру человека? Как испытывается вера? Что человек должен извлечь для себя, проходя через испытание?

– Предположим, заболевает человек. Бывает, что у человека появляется чувство отрицания: почему я заболел? Иногда начинает обвинять Господа: почему Господь наслал на меня болезнь? почему это происходит именно со мной? И все, уже не может ничего делать, не хочет продолжать жить, общаться с близкими людьми, иногда даже не хочет лечиться, слушать распоряжения врачей. Руки опустил, сдался. Это самое главное испытание веры. Мы же, если являемся христианами, как должны постараться? Я понимаю, что на словах это может звучать очень красиво, но сложно сделать на практике. Но мы должны попробовать собрать себя в кулак, собрать свою волю и сказать: если пришли в мою жизнь испытания, я должен попробовать это преодолеть, не сдаваться.

Представьте опыт древних христианских мучеников. Их вели и на пытки, и на истязания, могли предать смерти их самих и их ближних, родных. Они же не отказывались от веры, потому что самым главным для них был Христос, вера, жизнь вечная. Наша телесная, земная жизнь у всех закончится рано или поздно, а вечная жизнь, наше состояние души – это то, чего мы добиваемся, чего достигаем здесь, в земной жизни. Если на одной чаше весов находится наше здоровье, а на другой чаше – наше спасение, христианин, конечно, должен выбрать второе.

Приведу еще такой пример. Бывает, человек заболевает. Может быть, медицина не справляется с этой болезнью – и человек бежит к колдуну, обращается к магии в надежде на то, что исцелится. Что происходит в этот момент? Может быть, он и получит исцеление, но что произойдет с его душой? Мне кажется, весь опыт жизни Церкви показывает: если ты обращаешься к злой силе, то она тебя порабощает, все это еще больше на тебе отразится.

Недавно читал об одной секте, даже не помню ее названия. Многие ее бывшие адепты говорили, что человек, обращаясь в эту секту, мог получить временное исцеление от какой-то болезни. Но как только он начинал выходить из секты, все болезни, от которых он временно получил исцеление, возвращались. И вот постоянная борьба: временное и вечное. Дьявол пытается нас соблазнить временным – здоровьем, успехом, положением, а на другой чаше весов – вечное.

Мы все помним, что выбирал Господь. Дьявол Ему показывает весь мир и говорит: «Все Тебе отдам» (знаменитый момент искушения в пустыне). И ответ: «Господу Богу твоему кланяйся и Ему одному служи». И если испытывается наша вера земным образом, то всегда мы должны помнить, что одному Господу служим и Ему одному кланяемся, вместе с Ним идем ко спасению, преодолеваем зло в этом мире. Ведь болезнь – зло, это несовершенство, это боль. И, преодолевая ее, мы побеждаем грех, совершаем пусть небольшой, но подвиг. Малый в сравнении с тем, что сделал ради нас Христос, но это наш подвиг, наше человеческое пребывание с Богом.

Вопрос телезрительницы из Курска: «Я слышала, что на Афоне монахи молились из-за коронавируса Богородице, чтобы узнать, как спастись, и им было видение Богородицы, Которая сказала, что нужно маслом из лампадки на дверном косяке нарисовать крест с молитвой. Правда это или нет?».

– Я слышал эту историю и могу даже немного ее прокомментировать. Дело в том, что от имени Горы Афон может говорить только Священный Кинот. Это специальное собрание представителей глав всех монастырей Афона, которые официально выражают позицию Святой Горы. Только этому мнению мы можем абсолютно доверять. К сожалению, периодически в интернете мелькают самые разные ссылки на Афон, которые не являются правдивыми либо иногда являются частным мнением того или иного монаха. Но если речь заходит именно о позиции Афона, мы слушаем мнение Священного Кинота.

Насчет того, что надо помазать дверь и так далее, это не было постановление Священного Кинота, а просто информация, которая со ссылкой на отдельного монаха пошла в интернет – и из нее стала раздуваться достаточно большая история. Здесь, мне кажется, надо проявить трезвомыслие и понимать: если я нарисую на двери маслом крест, может быть, это не будет само по себе плохо, но не значит, что обязательно оградит меня от болезни. Нам надо с трезвомыслием относиться к таким сообщениям.

Мне кажется, сейчас очень важно с осторожностью относиться ко многой информации в интернете, потому что некоторые стараются использовать страх, боязнь, естественные человеческие чувства в своих интересах, чтобы еще больше посеять панику, еще больше поработить человека страху, заставить его сомневаться в своей вере. Понимаете, нарисует человек крест и, не дай Бог, заболеет… И сразу подумает, что его обманули, не то ему сказали со Святой Горы. Поэтому нужно с осторожностью относиться к этому и помнить: даже если болезнь придет в нашу жизнь, мы можем и должны ее преодолеть, это не является для нас, христиан, какой-то непреодолимой силой, все в наших руках: и выдержать, и победить. А если даже болезнь нас одолевает, мы принимаем это и доверяем Господу: «Как Ты положишь, Господи, как установишь в этой жизни на земле, так я и приму, потому что являюсь христианином, Твоим чадом».

Вопрос телезрителя: «Патриарх призвал прихожан пока не посещать богослужения, но для Православной Церкви соборность (коллективность богослужения, молитвы, Причастия) всегда была на первом месте. Индивидуализм более присущ протестантизму. Отсюда вопрос: получается, этот вирус победил Православную Церковь?».

– Никто не призывает никогда больше не ходить в храм, не причащаться. О чем идет речь? О том, что в условиях активного распространения болезни в наших руках – возможность попробовать остановить распространение. О том, чтобы на следующей неделе (или в течение какого-то большего срока, который определит священноначалие) попробовать больше времени провести дома; если нет срочной необходимости, не приходить в храм.

Но Церковь не умирает из-за этого: врата ада не одолеют ее. В эти дни будет совершаться Литургия, священники будут служить в храмах, будет приноситься Бескровная Жертва.

В будущем (дай Бог, уже в ближайшем) мы все сможем прийти в храм приобщиться Тела и Крови Христовых. Ведь пока приносится Бескровная Жертва, Церковь продолжает жить. Еще никто не останавливает совершение богослужений полностью. Мне кажется, надо проявить послушание священноначалию, чтобы мы сумели все вместе, насколько это возможно, победить пришедшую болезнь. Это наша забота о ближнем. Болезнь активно распространяется и очень опасна для людей пожилого возраста. Мы должны попробовать поберечь их.

Почему вы говорите, что Церковь умирает? Церковь живет. Она живет нашим нравственным подвигом: я ради своего ближнего, как сказал сегодня Святейший Патриарх, принимаю на себя подвиг Марии Египетской. Для меня мой дом становится той пустыней, в которую я временно удаляюсь, чтобы и там нести свой христианский подвиг, совершать свою молитву, но временно не участвовать в общественном богослужении, чтобы ограничить распространение болезни.

Мне кажется, самое лучшее, что мы можем сейчас сделать, – проявить послушание священноначалию, понять, насколько в сложном положении мы все (государство, Церковь, те люди, которые управляют государством, люди, которые направляют церковный корабль) находимся. Мы все заботимся о человеке, его жизни. Если требуется совершить небольшой подвиг (уединение дома, изоляция), то мы призваны совершить этот подвиг с доверием, без ропота, без мыслей, которые подвигают нас к расколу, панике. Вы говорите: «Церковь разрушается...». Никогда в жизни она не разрушится! Если мы будем иметь в себе любовь, послушание, терпение, Церковь всегда будет жива.

Батюшка, это время, наверное, даже более благоприятное для того, чтобы обратить внимание на свою душу: заняться собой, подготовиться к празднику Пасхи.

– Конечно. Я попытался об этом сказать чуть-чуть раньше. В Великий пост мы стараемся чаще бывать на богослужениях. Но на землю пришло испытание. Может быть, очень хорошо, что оно пришло именно святым и Великим постом, чтобы испытать нас. Например, мы слышим, что необходимо на какое-то время воздержаться от посещения общественных мест, может быть, даже от посещения храма. И вот сразу может проявиться строптивость, чувство раздражения: «Не буду слушаться! Как так?! Меня чего-то лишают – буду противостоять, сражаться за свое!». А насколько это спасительное чувство? Насколько правильные мысли? Или мы уже совершенно не имеем доверия к священноначалию, не имеем веры в Церковь? Почему мы позволяем каким-то нехорошим мыслям брать верх над нами, нашими поступками?

В эти дни мы можем принести много пользы для своей души и жизни. Да, мы остаемся дома, но стараемся больше молиться, больше читать Священное Писание. Нужно стараться успокаивать свои чувства, которые периодически берут над нами верх: раздражительность, озлобленность… Вот замечательное время, когда можно совершить такой подвиг.

В конце концов, часто бывает, что люди приходят в храм и говорят священнику: «Как хорошо было бы мне, мирянину, оказаться в монастыре! Но я уже не могу». Кто-то выбрал семейный путь, кто-то уже находится в том возрасте, когда не считает для себя возможным уйти в монастырь. Посмотрите на эту ситуацию как на монашеский уклад жизни. Вы остаетесь у себя дома, но он – как келья в пустыне, в которой вы можете понести какой-то духовный подвиг: помолиться, побороться со своими страстями, помыслами, с тем, что очень часто нас одолевает. Неужели это не принесет духовной пользы?! И, дай Бог, болезнь уйдет – и мы все вместе встретим светлый праздник Пасхи, приобщаясь Тела и Крови Христовых.

Записали:
Елена Кузоро и
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс