Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1054) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 15

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 15

№13 (1054) / 1 апреля ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№12 (1053), 2020

Сегодня будем говорить о 10-м члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Эти удивительные слова относятся не только к таинству Крещения, но и ко всем 7-ми таинствам Церкви.

Мы еще будем говорить о таинствах, но сегодня поговорим о таинстве Крещения, которому посвящены замечательные слова Господа нашего Иисуса Христа: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.

Крещение – это начало духовной жизни: происходит рождение человека от воды и Духа. Он рождается в новую духовную жизнь.

Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов»: как человек рождается единожды, так только единожды можно креститься. В большом заблуждении пребывают люди, которые крестятся по нескольку раз: не может человек рождаться несколько раз – он рождается единожды и из утробы матери, и от воды и Духа.

Каждое таинство имеет великую благодать Духа Святого, определенные тайносовершительные действия и слова. Священнослужитель совершает таинство видимо, а десница Божия в это время невидимо касается каждого человека, и через нее передается благодать Святого Духа, которая действует в человеке: обновляет, изменяет его, дает ему спасительный потенциал, который помогает преодолеть все физические трудности и духовно возрасти до того, чтобы быть не только достойным членом Церкви, но и войти в вечную жизнь.

Многие задают вопрос: «Почему Дух Святой действует только через определенные обряды, действия священника, молитвословия, какое-то последование? Почему не так: пришел человек в церковь – и благодать Божия коснулась его?». Так Господу было угодно.

Каждый из нас кроме души имеет тело: оно требует определенной наглядности, убедительности, каких-то действий, которые заставляют нас задуматься, воодушевляют, приводят его к участию, – не только душу. Поэтому существуют определенные действия, которые направлены на наше участие в церковной жизни.

Сегодня некоторые говорят: «Я верю в душе», но мы живем не только душой, а еще и телом. Вера требует участия и нашего тела – есть последования, определенные молитвословия, через которые нас касается десница Божия (как в школе, когда ученикам рассказывают о каких-то вещах и дают детям образование, используя наглядные пособия, чтобы лучше усваивался материал, так и здесь есть необходимость, чтобы мы полностью – телом и душой –участвовали в таинствах).

Если соблюдается определенный порядок, то и таинство совершается: есть определенные условия, чтобы совершилось таинство. Первое условие – наша вера: без нее невозможно ничего совершить. Помните, в Священном Писании рассказывается о том, как Господь исцелял людей? Он всегда подходил и спрашивал человека: «Веришь ли ты, что Я тебя исцелю?». Верую, Господи! помоги моему неверию.

Почему Господь спрашивает: «Веришь ли ты?». Чтобы человек приглашал Господа прийти и совершить это удивительное действие благодати Святого Духа, которое изменяет, исцеляет человека, обновляет не только его тело, но и душу.

При этом должны быть и вера, и согласие человека.

Почему должно быть согласие? Господь никогда ни к кому не приходит насильно, ничего не навязывает человеку. Он всегда желает, чтобы человек сам, совершенно свободно, принимал даваемое ему Господом.

Почему Господь сказал: просите, и дано будет вам? Просить – значит приглашать Господа, чтобы Он пришел и помог нам в трудностях, послал благодать Святого Духа. Поэтому Господь всегда спрашивал:

– Веришь ли ты?
– Верую, Господи! помоги моему неверию.
– Веруешь, что Я исцелю отрока твоего?
– Верую, Господи!

И Господь всегда говорил: вера твоя спасла тебя.

Человек, приступающий к таинствам (это не магия – это действие благодати Святого Духа), обязательно должен иметь веру. Тогда таинство совершится над ним.

Какое второе условие, чтобы таинство совершилось? Таинство должно совершиться правильно.

Третье условие: таинство должно совершаться священнослужителем, имеющим апостольскую благодать. Мы говорили, что Церковь называется Апостольской, ибо священство принимает благодать от святых апостолов, получивших благодать Святого Духа в день Пятидесятницы. Благодать передается от святых апостолов через возложение рук (сейчас мы называем это рукоположением) даже до сего дня епископам, а епископы уже поставляют священников и диаконов на служение в Церкви Христовой.

Таинство должно совершаться при таких условиях: первое условие – вера человека, второе – правильное совершение таинства, третье – истинность священства служителя, который совершает это таинство.

Говоря о 7-ми таинствах Церкви, мы понимаем, что главное таинство – это Святое Крещение: это рождение. Если человек не рожден для Церкви и Господа, то он не живет в Церкви, ведь в ней может жить только родившийся для нее. Некрещеный – для Церкви нерожденный человек, а крещеный – рожденный: он усыновляется Господом.

В таинстве Крещения звучат такие слова: «Сын и наследник будет». Значит, крещаемый может принять то, что дает Отец Небесный. А что дает Господь в наследство? Он дает в наследство жизнь вечную.

А что такое таинства Церкви? Они помогают человеку возрасти до уровня вечности. Без них человеку невозможно справиться ни со своими грехами, ни с недостатками. Без таинств человек не может соединиться с Богом, чтобы жить в Нем и пребывать с Ним в вечности.

Принимающий Крещение имеет право приступать и ко всем другим таинствам.

Что такое таинство Миропомазания? В нем человеку дается особая благодать Святого Духа – он получает дары Святого Духа, перед ним открывается широчайшая перспектива. Некоторые говорят: «Почему с нами всего этого не происходит?». «Из-за неверия вашего», – говорит Господь. А когда крестят младенца, то из-за неверия крестных родителей, формально поучаствовавших в таинстве Крещения, не позаботившихся о духовном возрастании и воспитании своих крестников. Они давали обещание и клятву перед Господом в таинстве Крещения за того младенца, которого держали на руках.

А если кто будет веровать и креститься, спасен будет: тому, кто с верою приступил к этому таинству, оно приносит спасение.

Все таинства совершаются священнослужителями, но таинство Крещения в исключительных случаях может быть совершено и мирянином – при соблюдении следующих условий.

В случае смертельной опасности младенца или взрослого человека (если рядом нет священника, а человек при смерти и имеет желание креститься) может покрестить и мирянин, произнеся правильную формулу, ибо Крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Эту формулу должен знать каждый. Например: «Крещается раб Божий (имярек: называется имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

Например, в роддоме каждый христианин (медсестра или врач), находящийся непосредственно с умирающим ребенком, может взять водичку (лучше, если это будет крещенская водичка, но можно и простую), произнести эту формулу и покрестить ребеночка. Тогда он войдет в чин рожденных для Церкви Христовой через таинство Крещения. Поместные Соборы Церквей толкуют, что Крещение может быть совершено, даже если нет воды: например в пустыне – через песок (человек посыпается песком).

Если человек (или его родные) изъявляет желание принять Крещение, он должен обязательно креститься и через это войти в вечную жизнь.

Таинство Миропомазания тоже имеет определенную формулу. Сегодня у епископа нет возможности возлагать руку на каждого крещаемого, поэтому в Церкви варится миро (его варит Патриарх), через которое передается благодать Святого Духа. Ребенок или взрослый, приняв Крещение, должен обязательно помазаться святым миром в таинстве Миропомазания. Если определенная формула (тайнодейственные слова) произносится в таинстве правильно, оно совершается.

Следующее таинство – таинство Покаяния (в повседневной жизни мы часто называем его исповедью): исповедовавшись, человек получает отпущение грехов. Оно было установлено Господом, который сказал: …приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся – у священнослужителей имеется власть прощать и не прощать грехи.

Священнослужитель не обязан всегда прощать грехи, но если он видит чистосердечное раскаяние человека, его желание исправить свою жизнь, он произносит определенную формулу – и грехи человека прощаются и разрешаются. А если священнослужитель не видит желания исправляться, он может и не произносить эти слова.

Люди очень часто приходят в смущение: «Батюшка, одни и те же грехи!». Конечно, таинство Покаяния предполагает, что мы изменим свою жизнь, но грехи бывают вольные и невольные.

Не нужно смущаться исповедовать свои грехи. Как мы принимаем душ, омывая телесную нечистоту, так мы омываем свою совесть, приступая к таинству Покаяния. Не нужно здесь смущения: священник только свидетель, а прощения мы просим у Бога.

Следующее таинство – таинство Евхаристии, или святого Причастия: человек причащается Святых Тела и Крови Христа Спасителя. Происходит пресуществление – благодать Духа Святого касается вина и хлеба, и мы причащаемся Тела и Крови Христа Спасителя. Это великая тайна, через которую мы становимся членами Церкви Христовой, частицей Самого Тела Христова: мы соединяемся со Христом (причастились – стали частью Самого Христа), становимся участниками Его страданий, крестной смерти, Воскресения, Вознесения – и тем освящаемся и становимся наследниками жизни вечной.

Господь через это таинство вводит человека в вечную жизнь – не случайно Он говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; а кто не ест и не пьет, тот не имеет жизни вечной. Потому это основное таинство в нашей жизни: к нему должны приступать все православные христиане без исключения.

В этом таинстве тоже есть определенные тайносовершительные слова. Оно обязательно должно быть совершено правильным последованием истинным священником или епископом (священнослужителем, который имеет апостольское поставление). Мы должны приступать к нему без всякого сомнения и с глубочайшей верой: основание для его совершения – это слова Самого Господа.

Следующее таинство – таинство Священства: поставление священнослужителей в их чин через рукоположение. Его может совершать только епископ, имеющий право совершения всех 7-ми таинств (у священника – только 6-ти). В руках епископа сосредоточена полнота церковной жизни, благодати, судебной власти, поэтому он имеет огромное значение в Церкви.

Епископ сам обладает апостольской благодатью и имеет право передавать ее другим, кого поставляет во епископы, диаконы и пресвитеры. Это таинство тоже имеет определенный чин. Тот, кто приступает к нему с верой, получает апостольскую благодать.

Следующее таинство – Брак: удивительное таинство, в котором муж и жена соединяются и благословляются на совместную жизнь для продолжения рода человеческого. Одна из заповедей Господа запечатлена в первых строках Священного Писания: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Господь дает нам послушание, чтобы мы наполняли людьми эту землю. При этом Он благословляет нас, дает полноту, объединяющую людей в плоть едину, делает их единомышленниками.

Мы должны приступать к этому таинству со страхом и трепетом. Единомыслие дается только тем, кто приступает к таинству Брака с верой.

Многие задают вопрос: «Почему сейчас нет того единения, которое имели люди в прежние времена?». Потому, что без веры приступаем к этому таинству – ради традиции, обычая. А многие сегодня вообще не приступают к нему, поэтому браки становятся неустойчивыми, а дети несчастными, они теряют живых родителей (либо отца, либо мать, либо обоих родителей), которые не хотят нести ответственность за семью после исполнения заповеди о продолжении рода человеческого.

Последнее, 7-е таинство – Елеосвящение, которое совершают священнослужители, чтобы человек получил исцеление. Святой апостол Иаков говорит: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго. Апостол Иаков четко говорит: молитва веры спасет болящаго. Если больной совершает молитву с верой и воспринимает ее, она даст ему исцеление и возможность вновь в полноте совершать свое земное служение.

Это действительно великое таинство, когда священники помазывают больного елеем, соединенным с вином, 7 раз – и совершаются чудеса. Многие люди, которые были на пороге смерти (у них не было сил, чтобы дальше жить), после соборования потихоньку начинали чувствовать обновление организма. Одна раба Божия рассказывала мне, что она в 30 с лишним лет умирала, целый год не вставала, а потом пригласили священника, который пособоровал ее, и она потихоньку встала. Умерла она, когда ей было 104 года.

Господь по вере дает человеку очень многое: исцеляет не только его душу, но и тело. Исцеление подается за счет прощения, как говорит нам Церковь, забвенных грехов, которые мы совершили.

В удивительном 10-м члене Символа веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Если человек родился для духовной жизни, он может приступать ко всем таинствам, которые будут давать ему благодать Святого Духа. Через них десница Божия будет касаться каждого человека, который с верою будет приступать к ним.

Дорогие мои! Мы должны быть очень внимательны. Особенно когда говорим о единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о таинствах, которые в ней совершаются. Очень важно, чтобы Церковь была Апостольской, а не еретической, раскольнической. В наше лукавое время появляются многие раскольники, не имеющие благодатного посвящения, поэтому не имеют права совершать таинства Церкви. Они могут их совершать, но от этого не будет никакой пользы, даже если человек будет иметь глубочайшую веру.

Самое главное – чтобы были истинное священство, как мы уже говорили, наша глубочайшая вера и правильное молитвенное последование, которое совершается священнослужителем. Тогда таинство будет приносить огромную пользу каждому человеку.

Далее мы с вами приступим к 11-му члену Символа веры: «Чаю воскресения мертвых». Будем говорить о вечности, ведь сегодня не каждый человек имеет веру в нее. Тот, кто не имеет веры в вечность, не стремится к ней. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс