Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1054) → Протоиерей Андрей Канев: Мы должны ориентироваться на церковное учение – это очень важно

Протоиерей Андрей Канев: Мы должны ориентироваться на церковное учение – это очень важно

№13 (1054) / 1 апреля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №12 (1053) 2020

Предложу для прочтения очередную книгу автора, которого мы уже несколько раз вспоминали: архиепископа Аверкия (Таушева) – напомню, он известен своими произведениями «Четвероевангелие» и «Апостол». Кроме академических трудов у него много проповедей и статей на злободневные темы. Книга, которую я хочу вам сегодня предложить, называется «В преддверии антихриста».

Тема, с одной стороны, серьезная, а с другой – «жареная»: нам любопытно, что это и когда будет. К сожалению, если эти рассуждения не основаны на серьезных, глубоких темах, здравом святоотеческом, церковном учении, они часто становятся источником рождения разных легенд.

В истории христианской Церкви, христианских стран неоднократно возникали периоды (России тоже это касалось), когда наступала какая-нибудь дата (например,1666 год) или появлялись реформы ПетраI, – и это вызывало большой интерес к теме эсхатологии (конца мира), появлялись люди, которые проповедовали, что вот-вот наступит конец света, все придет к своему логическому завершению.

Понятно, что когда-то это произойдет. Но какие признаки этого? Проходил год, означенный как дата конца света, все вдруг забывалось, и рождалась новая дата, которую люди ожидали и страшились.

Братья и сестры, в наше время тоже бывают истории, когда посредством современных коммуникаций среди христиан распространяются различные слухи. Недавно у себя на приходе я отловил два таких слуха, когда люди в WhatsApp пересылают неизвестно кем составленные тексты. Один из них был посвящен тому, что якобы старец Илий (Ноздрин) попросил всех молиться за Святую матушку Русь: завтра наступит конец всего, страшная война – и всем нужно вставать в 14.00 по Москве и молиться (там молитва приведена): только эта молитва и может спасти.

Этот большой текст составлен неграмотно, с ошибками. Молиться предлагается в 14.00 по московскому времени, а в 16.00 – по северному (у нас в России 11 временных поясов, что такое северное время – непонятно). Явно составлял человек безграмотный, но посчитавший, что он вправе распространять такие просьбы.

Но (чтобы вы понимали) всероссийские воззвания в Церкви имеют право писать, публиковать и издавать только Святейший Патриарх и Священный Синод. Ни Правящий архиерей конкретной епархии не может на всю Россию-матушку объявлять какие-то воззвания, призывы, ни тем более приходские священники.

Я очень сомневаюсь, что это послание инициировано Церковью, а не каким-то человеком, который распространил это или по страху, или по своей нетрезвой ревности.

Но меня беспокоит не он – я его не знаю, а мои знакомые прихожане, близкие люди, которые начинают впадать в печаль: все, завтра война, старец же сказал, что все плохо… Вместо того чтобы бодриться, люди начинают впадать в печаль.

Второе воззвание, которое мне попалось, – интересное сообщение, что старцы якобы говорили или говорят, что завтра-послезавтра война с китайцами – они дойдут до Урала, и нам всем, жителям Урала и Дальнего Востока, во что бы то ни стало надо собрать свои манатки и ехать в Центральную Россию.

С этим я не согласен: с каких это времен русские должны оставлять свою землю без боя (может, это не совсем в рамках нашей передачи и не в рамках рассуждения священника, но как по-другому)?

И чтобы мы с вами понимали: у нас всегда должно быть трезвое недоверие. Что такое «старцы сказали»? Мы должны такому человеку сказать: «Кто, когда, в каком послании, писании это сказал?». Какие старцы? Бабушки с дедушками? Они у нас старцы?

Мы должны ориентироваться на церковное учение – это очень важно: лукавому нужно погрузить нас в легенды и мифы, чтобы мы жили не учением Церкви, а какими-то преданиями. Как фарисеи укоряли Христа? Господь им говорит: «Заповеди Бога вот такие». Они говорят: «У нас предания старцев противоречат этому». Так вот, чтобы у нас с вами не было противоречий: лукавый всячески старается отбить людей от Церкви, увести от истины, и тема конца света всегда будет на слуху и актуальна.

Чтобы не придумывать, не смотреть послания безымянных авторов, давайте прикоснемся к церковному учению. Так вот, архиепископ Аверкий (Таушев) написал ряд статей, которые издатели оформили в книгу. Это замечательные и трезвые статьи.

Пробегусь по названиям.

«Будет ли Страшный Суд?». Правда, интересная тема? Буквально на днях после богослужения пришла женщина и спросила: «Правда, что православные не пойдут на Страшный Суд?». Я так удивился: «Кто вам такое сказал?». – «Мои знакомые, прихожане, сказали, что раз ты православный, то Страшный Суд тебе не страшен». Так пойдут ли православные христиане на Страшный Суд? Конечно, пойдут. Все люди пойдут и будут отвечать за свои дела – таково учение Церкви. Народные легенды, которые часто выдаются людьми за учение Церкви, побеждают, когда человек не изучает эту тему. Так вот, архиепископ Аверкий в этих статьях раскрывает тему.

«Се, Жених грядет в полунощи» – тоже очень важная Евангельская тема, когда Господь сравнивает Себя с женихом, который может неожиданно прийти и созвать всех своих слуг на пир.

«Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово» – одна из статей. «Особенно яркий симптом приближения конца» – еще одна статья. Владыка академично, очень хорошим языком описывает признаки, которые будут свойственны тому времени (отчасти уже и нашему времени, ведь подготовка к приходу антихриста началась с того времени, как Адам пал).

Всячески это рекомендую, чтобы у нас было четкое понимание темы пришествия антихриста: как это может коснуться людей – дай Бог, не нас с вами, но все может быть, и мы должны быть очень трезвыми. Я представил вам книгу «В преддверии антихриста».

Приступим к очередному письму. Оно необычно тем, что наш зритель находится за границей (телеканал «Союз» вещает не только в пределах Свердловской области или Российской Федерации, но и по всему миру – и по интернету можно посмотреть, слава Богу).

Он пишет: «Младенцем был крещен в Католической Церкви. Мне сейчас 53 года. До 35 лет жил без Бога. В 35 начал посещать протестантскую общину, читать Библию – и, казалось, жизнь меняется к лучшему. Потом увидел большие нестыковки в учении протестантской общины и перестал туда ходить. Год назад наткнулся на телеканал “Союз”. Меня сильно зацепили лекции, которые читают на телеканале различные авторы. Стал думать и чувствовать, что здесь „глубоко копают”: трогает до глубины души. Кажется, что православие – это мое. Можно ли перейти в Православие? Внутри меня нет покоя. Казалось, что все знаю, а сейчас понял, что ничего не знаю и сижу на помойке. С чего начать? Понимаю, что только смотреть телеканал “Союз” недостаточно, хотя очень рад, что есть такая возможность».

Смотрите, как интересно. Человек, живя за границей, будучи католиком по происхождению, понял, что там нет истины. (Это редчайший случай, брат: вообще удивительно, что такие случаи еще бывают в наше время.)

Брат задает вопрос: «Что же делать? Можно ли прийти в Православие?» Конечно, можно. Сейчас я расширю мой ответ.

Что такое Православие? Это не национальная русская религия. Православие – единственная истинная религия в мире. Я понимаю, что в современном мире, интернете это выражение «Православие – истинная религия» вызывает очень часто фырканье даже у наших православных людей (которые так себя называют и считают членами Церкви). Они считают, что так нехорошо, неполиткорректно: якобы это неуважение к представителям других религий – надо мягче, все идем к единому Богу. Нет, это заблуждение и неправда.

Если Бог один, то Он дает и один путь к Себе. Есть такое выражение, которое звучало из уст протоиерея Александра Меня, что великая гордыня для человека – говорить, что миллион католиков и миллион протестантов заблуждаются. Это совершенно неправильная позиция. Мы должны понимать, что количество не определяет движение к истине. В толпе дерущихся подростков побеждают те, кого больше, но мы же не подростки во дворе, не хулиганы.

Не количество определяет качество, а принадлежность к истине.

Я понимаю, что наши зрители могут сказать, что в Православии много проблем. Конечно, много проблем, но каких?

Могут сказать: «Вот вы, православные, бьете себя в грудь, что вы самые правильные». Давайте не будем путать. Есть учение Церкви о Боге, которое Бог Сам открыл. На святых Вселенских Соборах наша вера закреплена, сформулирована. Давно известные уже апостолам вероучительные истины просто нужно было зафиксировать, чтобы точной формулировкой отсекать ересь от истины: с самых первых лет существования христианских общин появились лжеучители, о которых апостолы в своих посланиях тоже пишут.

Лукавый не будет оставлять Церковь в покое. Он лучше нас понимает: если человек держится истины, тех понятий о Боге, которые есть в Церкви, то он находится на пути спасения. Если у него понятия другие, ложные, то он заблуждается. Вернемся к цитате. Гордыней считается как раз мнение, что все-все, независимо от того, как они верят в Бога, во Христа – правильно или неправильно – Христовы люди; любая ересь – продукт лукавого и продукт гордыни.

Другое дело, когда мы говорим о наших церковных проблемах. Это не проблема вероучения, а проблема церковных людей – нас, носителей церковности, людей, которые служат в священном сане: архиереев, иереев, диаконов. Часто это наши грехи позорят Церковь, это мы не можем в нашей жизни сказать: «Я живу так, как хочет Христос». Почему? Мы еще грешники – мы пришли сюда лечиться (то все равно что в больнице сказать: «А давайте мы сейчас нормы ГТО сдадим на золотой значок». Как, если у тебя ноги сломаны и позвоночник не работает?).

Мы прекрасно понимаем, само учение Церкви говорит, что она состоит из двух частей: Церковь Небесная (Господь, Пресвятая Богородица, ангелы, святые и, я надеюсь, миллионы православных христиан, которые достойно прожили свою жизнь, покаялись в своих грехах, были членами Церкви и помилованы Богом) и Церковь земная, которая называется воинствующей (она воинствует не против католиков и протестантов, а против лукавого, бесов).

Православные люди попадают в жернова духовной войны. Не всегда мы достойно можем показать себя, но это не говорит о том, что качества истины другие или качества Бога нашего другие.

Тема действительно очень серьезная. Мы должны понимать, что Господь наш Иисус Христос, придя на землю, став Человеком (истинный Бог, ставший истинным Человеком), оставил истинное учение. Он так про Себя и говорит: «Я есмьистина, путь и жизнь» – Он говорит, что к Нему путь один и Он есть истина.

Христианское общество, которое не сохранило апостольскую веру, веру отцов Вселенских Соборов, изменило это учение, к сожалению, отпадает от общества спасающихся христиан. Это горечь человеческой свободы, человеческой истории, когда целые общества, народы, сотни тысяч миллионов человек могут оказаться за пределами Церкви: границы ее – не бесконечные, она включает в себя только тех, кто крещены, правильно верят во Христа и пытаются жить так, как учит в своем святоотеческом учении Церковь.

Надо понимать, что нет другой альтернативы, если человек хочет быть спасен. Как юноша пришел к Христу и говорит: «Хочу быть спасен – что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», так и наш телезритель, будучи по происхождению католиком, имеет опыт протестантской жизни. Как удивительно, что Господь такого человека, даже из такого состояния, призывает к Себе. Удивительно, да?

Поэтому он говорит: «Нет внутри покоя». Это хорошее состояние. Хуже, когда человек самоуспокаивается, считая, что принадлежит к некой церковной организации, в которой миллионы человек, и чувствует себя правым и вовсе ни в чем не сомневается. А этот человек начал сравнивать.

Бог дал ему такой ум, такое сердце надоедливое, что он начал сравнивать. Не просто он находится в самообольщении, а начал искать. Начал искать – и тут же Бог показал: то, куда ты ходишь, во что веришь, как веришь – это неправильно. И даже телеканал «Союз» предложил.

Он пишет, что случайно, но, конечно, ничего нет случайного. Человек искал и через канал, лекции популярных авторов узнал об истине.

«Можно ли перейти в Православие?». Нужно, брат, потому что по-другому невозможно. Все идеи, что все религии ведут к Богу, – ложь, очень выгодная лукавому. И нужно понимать, что мы идем не смотреть на грехи священнослужителей, прихожан, христиан, а мы идем ко Христу. И если идет война, мы это понимаем. Война – вообще дело некрасивое. В духовной жизни тоже много чего такого бывает.

Как в грязную погоду мы в храм зашли и грязь притащили, так и свою человеческую грязь мы приносим в церковь: ложные заблуждения, суеверия, грехи, особенно если не проходим оглашения, глубокого воцерковления. Но это не говорит вовсе о неправде Православия как истинного учения о Боге.

Вы задаете правильные вопросы: «С чего начать? Что делать? Можно ли перейти?». Нужно перейти. Что делать? Понятно, что телеканал «Союз» смотреть недостаточно. Это толчок, который Бог вам дал. С чего начать? Поскольку вы сейчас находитесь за границами Церкви, вам нужно в нее войти. Вам нужно там, где вы живете (Вы не написали, где живете, но явно за границей), найти православную общину, православный храм.

Бывают такие мнения и среди православных христиан, что и католики, и протестанты спасаются. Вам нужно найти тот православный храм, в котором священник к этой теме относится строго (канонически, по-церковному): что учение католичества – это ересь, смертный грех. Учение протестантских лидеров тоже является ересью.

Вам нужно найти внимательного священника, который к этой теме относится строго. Вы должны попросить приготовить Вас к присоединению к Православной Церкви. Каким образом это делается? Вам нужно изучить вероучение Церкви. Изучить ту истину, к которой вы идете. Это самое главное. Самое главное отличие католичества от Православия в вероучении в том, что, к сожалению, в бывшую западную часть Православной Церкви вкралась ересь, ложное заблуждение и тем самым оторвало огромную часть православных христиан от истины, от Христа и ввергло в ложь и заблуждение. То есть это надо изучить: чем Православная Церковь отличается от католичества.

После того как вы это изучите с помощью священника или грамотного мирянина, которого вам священник даст, вам нужно будет раскаяться в прошлых заблуждениях и присоединиться к Православной Церкви, стать ее членом. Есть специальный чин присоединения. В разные периоды Церкви были разные чины присоединения, но самое главное – изучить веру, раскаяться в заблуждениях, искренне покаяться и по совету того священника, который будет следовать рекомендации Церкви, или принять миропомазание, или покаяться, вступить в Православную Церковь и жить так, как подобает православному христианину.

Для этого нужно изучить и нравственное учение Церкви о грехах, страстях, борьбе с ними. Я это говорю без надменности и превозношения, это беда, но существует духовный закон: жизнь определяется верой. Если человек верит неправильно, то и духовная жизнь будет неправильная. Если мы принимаем истины веры, то обязательно должны изучить, как жить по вере, завету святоотеческому. И начинать жить, быть христианином даже в той обстановке, в которой вы находитесь, держаться за ту православную общину, которая у вас есть, участвовать в таинствах и, соответственно, своей жизнью свидетельствовать об истине.

Как это делать? Святитель Игнатий замечательно советует. Но у нас времени не хватает, чтобы зачитать весь отрывок, который я подготовил. Но я его кратко перескажу. Посмотрите, пожалуйста, четвертый том Полного собрания сочинений святителя Игнатия. Статья называется «Понятие о ереси и расколе». Я рекомендую это брату, чтобы он понял, в чем заблуждение тех организаций, в которые он попадал.

Как святитель Игнатий рекомендует относиться к ближним, находящимся в ереси? «Побеждается ересь кротким увещанием (то есть не палкой, которой ты бьешь по голове и говоришь: „Вы еретики, а мы молодцы“. – А.К.), еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвой прилежной, исполненной соболезнования о ближнем, и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть один Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека перед Богом и любовью этого человека к ближнему».

Если вы продолжаете жить в обстановке, когда вокруг вас ваши родственники, близкие, друзья являются членами еретических организаций, то вот как по-святоотечески надо к ним относиться: с любовью, сочувствием, и тогда вы будете свидетельствовать об истине. Чтобы, глядя на вашу жизнь, люди думали: «Да, он действительно стал христианином, изменился».

Есть такая известная фраза: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Поэтому, дорогой брат, я очень рад: сама мысль, что вы находились не там, посетила вас. Я вам желаю бодрости, ревности, чтобы, правильно изучив все, вы подготовились и стали членом Православной Церкви. И будет замечательно, если вы напишете об этом. Мне очень пришлось по сердцу ваше письмо.

Спасибо, братья и сестры, вам за письма, которые вы присылаете. Если будет желание, приглашаю писать на электронный адрес kanev@tv-soyuz.ru, буду рад и по силам отвечу на ваши вопросы. Спаси вас Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс