Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для всех, несчастных и забытых людьми, у сердобольного отца Павла была своя особая короткая молитва, которую он читал каждый день: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому, нужды ради».
Молитва за никому не нужных
Архимандрит Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому: ненужных, никому не известных людей, несчастных пьяниц и горемык, растерявших по жизни все хорошее, забытых друзьями и родными и умерших в безвестности, одиноких брошенных стариков, переживших своих близких и доживающих свой век без родной души рядом.
Для всех их, несчастных и забытых людьми, у сердобольного отца Павла была своя особая короткая молитва, которую он читал каждый день: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому, нужды ради».
Однажды отец Павел сильно заболел, попал в больницу, где ему сделали сложную операцию на желчном пузыре. Врачи ожидали летального исхода, уже были готовы констатировать его смерть, и в это время отец Павел пришел в себя и сказал, что он был на том свете, где к нему подошло огромное количество людей, которые стали горячо молиться за него Богу. Некоторых из этих людей он знал – это были его уже умершие друзья, священники, которых он поминал каждый день. Но больше всего за него молились люди незнакомые, которых он впервые видел. «Кто это?» – спросил удивленный отец Павел. Тогда один из священников сказал ему: «Это те, за которых ты всегда молился; они пришли просить за тебя Бога».
Нам, которые за родных-то нечасто молятся, все это удивительно и странно. Как это так: молиться за незнакомых? Прямо чудачество какое-то. А простосердечный любвеобильный отец Павел, к которому люди шли с утра до вечера и который мог, не задумываясь, отдать последнюю рубаху, молился за всех людей и только приговаривал: «Бедный-то: ох! – а за бедным-то Бог».
Не мое дело
Пошел утром в магазин возле дома. На крыльце – недопитая бутылка пива, гора подсолнечной шелухи. В двух метрах рядом работницы этого магазина в фирменных халатах стоят курят. Я собирался сделать в магазине покупки, не выдержал и спрашиваю: «А почему вы не приберетесь? Ведь магазин уже открыт, покупатели ходят, а тут – такое безобразие!». Они на меня глаза вытаращили: «А это не наше дело. Мы здесь убирать не нанимались, у нас своя работа есть». И отвернулись, обиженные.
Вот это выражение: «Не мое дело» – прямо как лозунг нашего времени. «Посмотрите, какая грязь вокруг!» – «Не мое дело». «Там хулиганы кого-то бьют – вызовите поскорее милицию!» – «Не мое дело». «Вы что, не видите? Человеку плохо. Помогите!» – «Не мое дело». На все у нас готов универсальный ответ: «Не мое дело!». Это удобно – ни за что никогда не отвечать. Только вот жизнь от этого почему-то стала совсем грустной, прямо сказать – безрадостной, местами – просто унылой.
Помню, в детстве для нас было делом чести построить зимой горку, залить каток, чтобы все на нашей улице – и взрослые, и дети катались и радовались, или пойти к одинокой соседской бабушке дрова поколоть. И в парке рядом с домом мы прибирались: бутылки и разный хлам собирали – это был наш парк, где мы с утра до вечера играли и зимой, и летом, и нам было до него дело.
Сейчас смешно вспоминать, как мы со своим другом детства Юркой ходили в лес зимой морковку к осинам подвязывать, чтобы зайцы не голодали: зима же – где они морковку возьмут, чтобы покушать? Мы набирали ее в рюкзаки и шли на лыжах несколько километров, чтобы зайцы голодными не остались. Делали мы это не чтобы выпендриваться или выгоду какую-то получить, а просто так. Мы представить себе не могли, что можно жить по-другому.
А сейчас, оказывается, можно. Все сидят по углам, боятся лишний раз пальцем пошевелить, а в случае чего говорят: «Не наше дело». Хотя, конечно, бывают в нашей жизни и исключения.
Например, недавно хороший знакомый рассказал мне, как у них на районе какой-то человек взял и засадил аллею молодыми дубками. Некоторые саженцы, конечно, сразу затоптали, некоторые повыдергали, но основная масса выжила. Дубки подросли, окрепли, красиво стало: раньше просто была тропинка через пустырь с мусором, а сейчас – настоящая аллея. Этот неравнодушный человек каждый год упорно новые саженцы вместо сломанных заботливо высаживает и деревянными столбиками огораживает, за старыми присматривает: поливает их, подкармливает. Как-то раз мой знакомый встретил его с четырьмя 5-литровыми бутылками с водой для полива, руку ему пожал и предложил свою помощь. Тот улыбнулся и сказал: «Спасибо! Поливай иногда, а то я болею – не всегда получается приходить. А деревьям уход нужен».
С тех пор мой товарищ с сыном стали тоже за дубами ухаживать. А недавно, когда они на выходных пошли их поливать, смотрят – там уже какая-то семья с малышами: все с яркими леечками, вовсю стараются, поливают деревца, смеются и радуются, как именинники. Нет для человека большей радости, чем делать свое пускай и маленькое, но доброе дело.
«Жертва Богу – дух сокрушенный...»
Как-то раз разговорился с другом священником о Евхаристии. И он сказал, что главное в этом таинстве – это жертвоприношение Богу, которое сегодня мало кто понимает. Раньше люди приносили в церковь то, что имели, от сердца, а сейчас это приняло характер платы, замутняя наши отношения с Церковью, которая в сознании современных людей стала восприниматься как какой-то магазин: пришел, заплатил денежку – подал записочку, купил свечки, иконки, просфорку взял.
Но совсем о другой жертве говорит Церковь. В ней непременно присутствует подвиг. Принося эту жертву, человек обязательно что-то отрывает от сердца. Мы должны приходить в церковь со свободным желанием послужить и отдать. Мы не можем просто подать записочку – мол, пусть там священник в алтаре молится за меня: это должна быть и наша молитва, и наша жертва.
А жертва Богу – дух сокрушен. Это основа всего: Бог не нуждается в какой-то нашей материальной жертве, Ему ничего, кроме нашего покаянного сердца, от нас не нужно. Поэтому не надо превращать церковь в магазин: не надо приходить в храм, чтобы что-то купить, а потом унести домой…
У Бога ничего купить не получится. Вообще товарно-денежные отношения, где ты – мне, я – тебе, никакого отношения к Нему не имеют – Бог может все только раздавать: не продавать, а именно раздавать. Как говорится, почувствуй разницу. А раздавать Он может лишь тогда, когда у человека свободны руки, чтобы принять дары. Когда в руках сумки, к Богу их не протянуть, ничего взять не получится – руки-то заняты.
Прообразом евхаристического жертвоприношения была ветхозаветная жертва Авраама, готового принести Богу жизнь своего единственного сына Исаака. Жертвоприношение Авраама совершилось не в том, что он готов был убить сына для Бога, а в том, что ради любви к Богу он его не пощадил. А потом ради любви к людям Бог принял Жертву Своего единственного Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Искупительная Жертва Иисуса Христа и Евхаристия, которая совершается в храме, – это та же Жертва. Мы привыкли воспринимать Евхаристию и Причастие как воспоминание о Тайной Вечере, не связанное с ее продолжением. Но Тайная Вечеря – это начало голгофского Жертвоприношения, начало пути в Гефсиманию, а затем на Голгофу, где Господь отдал Себя на Кресте в Жертву ради нашего спасения.
А у Креста не получится торговать и искать себе выгоды – там можно только плакать, сокрушаясь о своих грехах, уповать на Господа и ждать Его Воскресения.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-molitva-za-nikomu-nenuzhnyh;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ne-moe-delo;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zhertva-bogu-duh-sokrushennyy;
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.