Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1053) → Не приходите в Церковь как на базар – с желанием что-нибудь выторговать

Не приходите в Церковь как на базар – с желанием что-нибудь выторговать

№12 (1053) / 23 марта ‘20

Размышление

Дух эгоизма и корысти настолько пропитал нашу жизнь, что некоторым на полном серьезе кажется, что в Церкви, где верующие, несмотря ни на что, стараются жить по заповеди любви и доверия друг к другу, удобнее всего человеку корыстному, лживому и жестокому: как волк среди добросердечных овец, он легко может входить в доверие, обтяпывать свои темные делишки.

Чтобы было легко дышать

Один хороший знакомый из Санкт-Петербурга написал про мой родной Екатеринбург, что ему тяжело бывает в нашем городе: когда он приехал, его поселили в плохой гостинице, где вход был через столовую, обслуживание было отвратительным, а в лифте пьяный человек признался ему, что ненавидит свой город, что здесь плохая аура и вообще Екатеринбург бездушный, циничный и враждебный. А еще у нас Ельцинский Центр и Царя убили.

Читая его, я вспоминал, как меня неприятно удивил его родной Санкт-Петербург, где в приличной с виду гостинице с окнами на Невский к нам приставали проститутки, а сотрудники гостиницы через одного предлагали разные сомнительные удовольствия и наркотики. На второй день прямо у входа к нам пристали сайентологи. Оказалось, что в соседнем здании у них был офис. А когда мы переехали в квартиру наших питерских друзей (возле ул. Рубинштейна, недалеко от знаменитого рок-клуба) в классический двор с помойками и заброшенным грязным фонтаном, узнали по рассказу друзей, что весной в нем оттаяли два трупа (всего в нескольких метрах от модного кафе). Мне тоже много чего не понравилось в городе на Неве, но один поход в Эрмитаж и белая ночь на Финском заливе все эти неприятности исправили раз и навсегда.

Мне самому много чего в Екатеринбурге не нравится – плохие дороги и вечные пробки, очереди в больницах и непролазная грязь на окраинах. А как православному – мне неприятно видеть имена большевиков-богоборцев в названиях улиц и площадей. Главная площадь города названа в честь первой революции, построена она на месте городского кладбища, где когда-то покоились останки самых уважаемых людей города, благотворителей и меценатов, на чьих костях с советских времен проводят парады, а зимой устраивают ледяной городок с аттракционами.

Но разве подобные кощунственные безобразия происходят только у нас в Екатеринбурге? Любой город нашей страны обезображен каменными истуканами вождя революции и названиями улиц в честь его приспешников. Любой город может «похвастаться» взорванными и обезображенными храмами, пробками и грязными окраинами, но в любом городе нашей страны есть свои великие, неповторимые, уникальные святыни и храмы, есть прекрасные места, где твоему сердцу становится радостно и легко.

В Екатеринбурге это парк «Зеленая Роща» возле Новотихвинского монастыря с великолепным собором Александра Невского, плотинка на Верх-Исетском пруду и Храм-на-Крови, где стоит побывать всякому человеку, неравнодушному к истории своей страны. Здесь часто на богослужении я ловил себя на мысли, как на месте самого страшного злодеяния в истории России удивительно легко молиться: как после молитвы Царственным Страстотерпцам сердце наполняется какой-то Пасхальной тихой радостью. Как много сюда приходит семей с детьми, постоянно звучит детский смех, словно бы в душной атмосфере эгоизма и безбожия современного мира на тебя дует прохладный ветерок надежды и веры.

Без интернета

Друг из Санкт-Петербурга историю рассказал. Пост, небольшой храм в центре города, народ выстраивается к священникам за благословением. Благословившись, расходится. Гасят свечи, полумрак. Энергичный седобородый папа подводит 14-летнюю дочку к батюшке спросить, как ей поститься. Разговор: «Вот, батюшка, дочку привел первый раз. Научите, как поститься, а то она: то не буду, это не буду». И дочка: «Понимаете, первый раз. Скажите, батюшка, что мне нельзя есть». Тот посмотрел: «Есть можешь все». – «Как все?» – «Все! Ешь как обычно, а вот в среду и пятницу воздерживайся от интернета». У девочки в глазах немой вопрос. Священник снова: «Просто в среду и пятницу не пользуйся интернетом». Она: «Как, вообще без интернета?» Батюшка: «Вообще». – «А, может быть, все-таки лучше без мяса?» – «Нет, – говорит священник, – мясо ешь, для роста полезно, а два дня в неделю постарайся прожить без интернета». Девочка умоляюще хватает отца за руку: «Папа…» Отец разводит руками. Девочка трет глаза, опускает голову; согнувшись, идет к выходу, плечи вздрагивают – она плачет.

Это было бы смешно, если бы у моих друзей не происходило нечто подобное с их стремительно подросшими детьми – те готовы в случае чего на любые жертвы: не есть, не пить, не спать, только бы их не лишали интернета. У них из-за этого дома страшные скандалы и ссоры. «Мама, вы с папой нас не любите» – это самое мягкое. Попробуй поговори с ними о молитве или о походах в храм по воскресеньям… Лучше даже не начинать. В общем, грустно все. И что делать – не знают.

Хотел бы я сказать что-нибудь ободряющее и назидательное, но лучше расскажу вам вместо этого одну еврейскую шутку по этому поводу. Разговаривают два еврея. Один другому: «Скажи мне, как люди раньше могли жить без интернета? Чем они занимались?». Тот пожимает плечами: «Да разным занимались. Кто-то “Лунную сонату” сочинял, кто-то теорию относительности придумывал, кто-то “Войну и мир” писал. В общем, убивали время как могли». К чему это все? В каждой шутке есть доля шутки. Думающий да разумеет.

В церковь со своим интересом

Недавно встретил знакомую, она мне говорит: «Что-то дела плохо совсем идут, надо в церковь сходить, свечку бы поставить». Она искренне уверена, что Богу от нее нужна свечка или какая-то денежка в церковную кружку. А ей, понятное дело, Его помощь в конкретных житейских вопросах. Она рассуждает так: Ты – мне, я – Тебе, ну и разбежались, пока опять к стенке не припрет.

В нашем прагматичном мире сегодня многие так понимают свое отношение к Богу и Церкви. Вот так: Ты – мне, я – Тебе. И в Церкви человек ведет себя так же, как в миру, оставаясь со своим интересом, со своей корыстью, своими потребностями, внутренне оставаясь неизменным и чужим и Богу, и Церкви. Дух эгоизма и корысти настолько пропитал нашу жизнь, что некоторым на полном серьезе кажется, что в Церкви, где верующие, несмотря ни на что, стараются жить по заповеди любви и доверия друг к другу, удобнее всего человеку корыстному, лживому и жестокому: как волк среди добросердечных овец, он легко может входить в доверие, обтяпывать свои темные делишки.

Об этом есть история в 5-й главе Деяний апостолов, где говорится об Анании и Сапфире. Жил был муж по имени Ананий с женой Сапфирой, который, продав имение, утаил часть из цены и с ведома жены другую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: «Анания, для чего ты допустил себе вложить в сердце мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было? И приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, а Богу». Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Современный прагматичный человек прочитает и скажет: «Да вы с ума посходили? Люди ничего не украли. Наоборот, продали свое, нажитое непосильным трудом, принадлежащее им по праву, оставили часть себе на старость (или, как говорят, на черный день), а большую-то часть принесли апостолам, жертвуя на общину. А их, вместо того чтобы похвалить и записать навеки в почетные спонсоры, Бог, Который любовь, взял и убил. И где, спрашивается, тут справедливость? Где любовь?».

История несчастных Анании и Сапфиры, дерзавших обмануть Самого Бога, служит нам суровым предостережением: не приходить в Церковь как на базар – с желанием что-нибудь выторговать. А тем, кто на это пожмет плечами и скажет: «Да ладно страху-то нагонять… Вон сколько в церкви я лично знаю людей корыстных, лживых, лукавых, двоедушных, которые напоказ крестятся и миллионы воруют, копейки нищим раздают, делишки свои обтяпывают, ничего такого с ними не происходит», я замечу, что кроме смерти физической есть еще смерть духовная, когда за сознательно тяжкие грехи Бог отходит от человека – и тот становится мертвым ко всякому добру. Человек мертв для любви не только Божией, но и человеческой; всюду видит подвох и никому, кроме себя, не верит, запертый в тюрьме своего одиночества. И это самое страшное – умереть заживо.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-chtoby-bylo-legko-dyshat;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-bez-interneta;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-v-tserkov-so-svoim-interesom

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс