Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1053) → Матушка Ирина Киржацких: Мне было хорошо в храме

Матушка Ирина Киржацких: Мне было хорошо в храме

№12 (1053) / 23 марта ‘20

Вторая половина

В советское время было принято говорить, что семья – ячейка общества. А подразумевало это усредненную, похожую на тысячи других и предсказуемую ячейку, где все имеют равные права. Эту формулу долгое время учили принимать как данность, пока в общественное сознание не стало возвращаться истинное понимание смысла семьи.

В христианстве семья – образ духовного союза Христа с Церковью. В реальной жизни – малая Церковь: союз двух людей, которых Господь благословил на совместный путь.

Радости младшего представителя семьи Киржацких Федора нет предела: гости приехали! Им столько надо показать! Средняя дочь Лена сегодня в отъезде – проводит день с папой. Старший сын Дмитрий занят делом (он учится в медицинском техникуме) – готовится к занятиям.

А сам глава семьи – протоиерей Сергий Киржацких – по делам службы в Кургане, в митрополии. Отец Сергий – настоятель прихода во имя Архангела Михаила в г. Макушино на востоке Курганской области. Теплый, намоленный храм – без преувеличения, родной дом для семьи Киржацких. Служат они здесь больше 15 лет. Мы не оговорились: они действительно служат все, у каждого – свое служение.

Если заключить в одном слове суть служения жены отца Сергия, матушки Ирины, им будет «семья», хотя матушка работает и в миру. А дома муж, если свободен, всегда и во всем помогает. Но это внешняя сторона ее жизни. А другая сторона, которая, как правило, скрыта от глаз, матушкой по нашей просьбе нам приоткрыта.

Ирина по своей природе не сельский житель – родилась в Кургане в семье, где верующей была бабушка (мамина мама). Родители честно трудились на социалистическом производстве. В то время жизненная программа молодого поколения была примерно одинаковой: после среднего образования желательно получить высшее, потом – стабильная работа. У Ирины возникли изменения, когда следующим этапом после школы стал строительный техникум.

м. Ирина: – В институт не поступила и подала как-то случайно документы туда, где их еще принимали. Аттестат без троек. Без экзаменов приняли – и все.

После техникума план тоже не сработал: вместо строй-управления – место лаборанта на автобусном заводе. Казалось бы, где логика?

м. Ирина: – До конца не знаю, чего хочу. Так и Дима сейчас: «Куда хочешь?». Он говорит: «Не знаю. Я не загадываю». Я тоже живу наполовину, наполовину плыву по течению, получается.

В то время решение «50х50» девушка принимала интуитивно. Была уверена: сердце подскажет, что для нее правильно.

м. Ирина: – Бывают моменты, когда надо делать выбор. Если его не сделаешь правильно, потом только хуже будет.

Как делать правильный выбор (полагаться на свою интуицию, которая не что иное, как голос души), Ирину учили батюшки в церкви. Впервые она попала в храм еще девочкой: бабушка взяла ее с собой в Свято-Духовский храм в поселке Смолино. Этого раза хватило, чтобы сердце девочки открылось Господу: в тот момент, когда все запели «Верую», она поверила.

м. Ирина: – Взяла там текст молитвы «Отче наш», молитвы Оптинских старцев. Раньше у меня были плакаты «Ласкового мая» – а тут молитвы повесила, молилась.

Папа был против прихода дочери в храм: воспитанник советского времени, он боялся, что это навлечет на ее юную голову неприятности. А к нему страх перешел от родителей.

м. Ирина: – Папа его (мой дедушка) был в лагере. Они это скрывали. Как-то мы с бабушкой слушали кассету, на которой были записаны воспоминания дедушки, – отец заругал, не дал слушать, что тот рассказывал.

Поначалу было сложно понять, что дочь росла уже в другое время и окружали ее другие люди, которые не скрывали ни своей веры, ни участия в жизни старинного Александро-Невского храма в центре Кургана. В середине 1990-х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви.

м. Ирина: – В техникуме со мной училась девочка, которая пела там на клиросе. Однажды она пришла – ей хорошо, а мне что-то нехорошо. Мне как-то не по себе стало: как это ей хорошо? Потом думаю: она на ранней Литургии была, причастилась – и ей хорошо. Я это чувствовала: ей хорошо, а мне почему-то нет.

Ирина даже не увидела – почувствовала благодать, которую принесла с собой эта девочка, и тоже пошла в храм. Была еще одна причина, по которой девушка обратилась к Богу: тяжело заболела мама. Она несколько лет боролась за жизнь, но болезнь оказалась сильнее. Маме было 44 года, когда ее не стало. После ее ухода образовалась пустота, которую невозможно было ничем заполнить. Тогда Ирина попросила подружку-певчую взять ее с собой.

м. Ирина: – В храм зайти не могла, говорила, чтобы она меня встретила. Она меня встречала раза три, уже после службы, в воскресную школу с ней заходили. Там была тетя Таня, что-то вышивали…

А в храм Ирина не просто зашла: там, среди святых образов и под покровом молитвенного пения, она нашла успокоение, многое начала понимать, видеть сердцем. Например, как менялись люди после Причастия.

м. Ирина: – Мне было хорошо в храме – меня зовут: «Пойдем домой», а мне еще хочется остаться.

Благодать входила в ее сердечко, вытесняя из него тоску, боль, и постепенно привела к первой Исповеди.

м. Ирина: – Я записала грехи, потом слезы потекли... Не с первого раза получилось, какие-то препятствия были. Когда устроилась на работу, ходила в храм, воскресную школу. Там были отец Давид и отец Аристарх. У меня были какие-то проблемы, вопросы. Когда спрашивала, мне и один, и другой батюшки: «Замуж тебе надо, замуж». Какое «замуж»?! Даже не собиралась.

Ирина была послушной: начала читать молитву о замужестве (бабушки-прихожанки посоветовали) и ждать свою судьбу.

прот. Сергий: – Если кратко: желающего судьба ведет – нежелающего тащит. И получается, что с третьей попытки Бог притащил.

В свое время получил образование, трудился на заводе. Вроде все стабильно, но он постоянно был в поиске смысла жизни, нашего земного существования. Приходил в храм – и уходил оттуда. И так несколько раз: что-то не совпадало в душе.

прот. Сергий: – Для меня христианство – это Отец, Который тебя встречает, а не старший брат, который с тебя спрашивает за все, что ты сделал. По большому счету, когда я уверовал, мне вообще не хотелось этого. Ты живешь – делаешь-делаешь, всем должен, обязан, везде виноват. Ты умираешь – и тебя снова куда-то тащат и начинают: снова должен, обязан и виноват.

А с точки зрения христианства тебе повезло: ты увидел Свет – и уже никому ничего не должен, не обязан: тебя ждет Отец! Понимаете? Радость! Поэтому я и говорю, что это пришло с третьей попытки.

И тогда последовал уход со светской работы, добровольное послушание в дальнем селе (достаточно трудная проверка выбора) и возвращение в Курган в Александро-Невский храм с намерением посвятить свою жизнь служению Богу.

м. Ирина: – Помню, что у него была пышная борода. Мороз был. Ехали в автобусе – у него все было в сосульках, смешно так!

прот. Сергий: – Она меня без бороды-то и не видела – она не знала меня, когда я был совсем другим.

Предложение руки и сердца Сергей сделал Ирине через месяц. Без лишних слов, конфетно-букетного периода, чем немало ее и удивил, и напугал.

м. Ирина: – Было Вербное воскресенье. Я пришла позже – и увидела, что он держит кувшин, еще что-то, чтобы руки мыть (там кого-то рукополагали). Думаю: «Ну все! Решил монахом стать». Это тогда меня задело.

прот. Сергий: – Я считаю, это судьба. Ты захочешь чего-то, но если не будет воли Божией, – никогда этого не получишь. Здесь есть и согласие человека попасть в эту ситуацию (не очень радостную, наверное, для матушки), и воля Божия.

м. Ирина: – Все как-то позже пришло, когда стали жить вместе. Позже, но основательно. Он мне воздал добротой, вниманием, заботой.

Через месяц после Венчания отца Сергия рукоположили во диаконы. Через непродолжительное время состоялась его священническая хиротония в Свято-Казанском храме села Чимеево под покровом чудотворного образа Пресвятой Богородицы Казанской (Чимеевской).

м. Ирина: – Быть священником (как учителем и врачом) – это такая большая ответственность! Такие мысли были. А про себя я не думала – только про него. Раз с батюшками я не общалась, то и матушек не видела – не было такого опыта.

Опыт Ирина приобретала на практике экстерном. Пришлось поменять свою жизнь: уйти с работы (хотя она в это время ждала ребенка), уехать к мужу в Чимеево, где он начал служение, через полтора года переехать оттуда в Лебяжье, потом – сюда, в Макушино. Это было сложно отчасти. Ведь главный выбор она уже сделала.

прот. Сергий: – Мне надо – я собрался, уехал – и все. Другая бы стала звонить: «Где ты? Что делаешь?». Она попыталась – потом ничего, нормально все.

Лет 15 назад, когда у нее был день рождения, она сказала: «Не уезжай, не надо». Я не поехал – в итоге сломал руку, 3 с половиной месяца сидел дома. Она поняла, что лучше я буду ездить, чем сидеть дома. (Смеется.) Больше вопросов нет.

Множественный перелом ключицы – следствие инцидента, который произошел в маршрутке. Отец Сергий сделал замечание взрослым людям за сквернословие в присутствии пассажиров, в том числе своего 5-летнего сына. Взрослые люди обиделись – и достали нож. На удар отец Сергий среагировал молниеносно, но от тяжелой травмы его это не спасло. И матушке Ирине стало уроком: «Не спорь, не настаивай. Так ты большего лишаешься».

м. Ирина: – Когда он болел, не служил, чего-то не хватало уже. Обычно в воскресенье его дома нет, а когда был дома, не хватало благодати. Уже привыкаешь... Тяжело, когда он болеет и служит. Я даже стараюсь в это время в храм не ходить: не могу, когда он болеет или у него голоса нет. Переживаю.

Их семья, приход – это маленький мир, где идет обыденная жизнь, наполненная незримым светом и любовью, в нем у каждого свое служение.

прот. Сергий: – На самом деле наша самость («Я хочу», «Я буду»,«Я хочу, чтобы муж сидел рядом, смотрел на меня») – это глупость. (Смеется.) Я понимаю, когда люди дружат: посидели на лавочке, посмотрели друг на друга. А в семейной жизни каждый занимается своим делом и старается терпеть другого, не лезть туда, куда не надо.

м. Ирина: – Он муж, и папа, и мама, и батюшка.

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс