Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1051) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 12

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 12

№10 (1051) / 9 марта ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№9 (1050), 2020

Сегодня разберем 7-й член Символа веры, который звучит так: «Верую в Господа Иисуса Христа. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Подтверждение этих слов мы тоже находим в Священном Писании.

Символ веры – основа нашей веры, догматическое учение Церкви Христовой. Всякое изречение, которое мы в нем читаем, находит свое подтверждение в Священном Писании. Итак, в Священном Писании мы читаем следующие слова: Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст мне Господь в день он, праведный Судия; не токмо же мне, но и всем возлюбленным явление Его (всем возлюбившим явление Его). Эти удивительные слова говорят нам, что наше спасение не просто было совершено Господом нашим Иисусом Христом – оно совершается в надежде: надежда подразумевает возможность ожидания – мы приобщаемся к спасению, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Нет надежды – нет и спасения. Надежда побуждает каждого человека работать над собой и готовиться к встрече нашего Божественного Спасителя. Каждый христианин должен иметь такое стремление.

Об этом очень хорошо говорит святитель Тихон Задонский: «Видишь, что, когда граждане ожидают пришествия царя своего во град свой, к достойному сретению его приуготовляются и между собою часто говорят: царь приидет! царь приидет! Когда-то он будет? ночью или днем? по утру или к вечеру? и с какою-то свитою приидет? Сие и подобное сему говорят между собою граждане, ожидая пришествия царя. Христиане! Мы ожидаем пришествия к нам Царя Небесного, Иисуса Христа. Видели мы первое Его к нам пришествие, ожидаем и второго и увидим оное. Видели, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении: второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел тихо и снисшел яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю: во втором воссияет, яко молния, которая на востоке блистает и является на западе. Видишь в Писании Святом, что тогда будет: тогда небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля… и яже на ней дела сгорят. Тогда небо отлучится, яко свиток свиваемо, и всяка гора и остров от мест своих двинутся, царие земстии, и вельможи, и богатии, тысящники и сильнии, и всяк раб и свобод скроются в пещерах и камении горстем и возглаголют горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде великий день гнева Его, и кто может стати? Тогда все от начала мира умершие восстанут из гробов своих; тогда от всех концов земли соберутся все народы и станут пред Царем Небесным, праведным Судиею».

Так описывает святитель Тихон Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, призывая нас, чтобы мы готовились к нему, а не были как те юродивые девы, которые не припасли елея: когда пришел жених, они вышли к нему на сретение, но светильники их погасли.

Каждый из нас должен готовиться к Пришествию Христову. В жизни так же происходит: когда мы ждем гостей – готовимся (убираем свои дома, готовим определенные блюда), чтобы достойно встретить наших любимых, дорогих людей. Когда в тот или иной город приезжает президент, даже асфальт моют с мылом, чтобы показать чистоту города.

Каждый из нас должен ожидать Пришествия Христова. Для кого-то Суд будет очень страшным, а кто-то, как говорит апостол Павел, получит награду от Господа нашего Иисуса Христа.

Явление это будет совершенно иным. Святые отцы говорят, что у Христа все двоякое. Первое Его Рождество было от Отца, потому что Он Рождается от Отца. Второе Рождество – от Святой Богородицы. Его первое Пришествие было незаметным, с великим смирением; Второе же будет величественным и славным – с великим воинством, ангелами, святыми угодниками Божиими.

Каждый из нас вопрошает: «Когда будет Пришествие нашего Господа, Который придет судить живых и мертвых?». В первые времена христиане жили этой надеждой, постоянно готовились, не зная ни дня, ни часа, когда Господь придет. Мы тоже не знаем этого. Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого». Мы должны готовиться.

Но Господь не оставил нас без упования, без подсказки, когда будет Второе Пришествие; об этом Он четко сказал в Священном Писании: первое условие – Евангелие должно быть проповедано по всей земле. Мы с вами живем во время, когда Евангелие проповедано по всей земле. Сегодня есть различные средства, позволяющие донести информацию даже до крайних уголков Земли (СМИ – телевидение, радио…). Мы знаем, что есть различные христианские каналы (не только в нашей стране, но и по всему миру), в эфире которых постоянно говорится о Христе, Божественном Слове, Священном Писании.

Священное Писание переводится на разные языки. Даже народы, не исповедующие христианство, могут познакомиться со Священным Писанием на своем родном языке: проникнуть в глубину Библии, постичь слова, сказанные Божественным Спасителем. В нашем государстве, например, оно переведено на чеченский язык. Хотя чеченцы и исповедуют ислам, они стремятся познакомиться с христианской культурой – знают о Христе, Его учении, заповедях, которые Господь оставил на земле. Можно сказать, первое условие Второго Пришествия выполнено.

Второй признак: оскудеют вера и любовь в сердцах людей. Господь говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Мы видим, насколько сегодня оскудевает вера в людях… С одной стороны – духовный подъем в нашем государстве после советского времени, с другой – противостояние Церкви. Многие не могут обрести Христа или уходят из Церкви: в этом мире очень много интересного, отвлекающего от Бога, от мыслей о вечности. Нельзя сказать, что люди не верят в Бога, не хотят верить, исповедовать нашего Господа. Сейчас появляется так много интересного в сфере развлечений, что человек не находит времени для Бога.

Если человек не живет верой, не приступает к таинствам, он становится «бесплодной смоковницей» – человеком с ледяным сердцем, происходит оскудение любви. Апостол Павел говорит, что если человек не упражняется в духовной жизни, а занят суетой, это первая причина отхода от Бога.

В последние времена, как говорит апостол Павел, люди будут наглыми – не будут уважать друг друга, дети будут непокорными. Мы явно это видим в современной жизни.

«Будет бо тогда скорбь велия, якова же несть была от начала мира доселе, ниже имать быти»: написано о скорбях, землетрясениях, различных невзгодах, которые будут появляться в этом мире. Сегодня мы можем свидетельствовать о частых землетрясениях, цунами, различных изменениях в природе – видно, как мир начинает меняться. Это признак приближения его кончины.

Одно из условий Второго Пришествия нашего Божественного Спасителя – воцарение антихриста, который будет править на земле три с половиной года. Это тоже страшные времена. О его пришествии говорит Священное Писание: Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко Бог есть…Тайна бо уже деется беззакония… явится беззаконник, егоже Господь Иисусъ убiетъ Духомъ устъ своихъ, и упразднитъ явленiемъ пришествiя своего, егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих, зане любве истины не прияша, во еже спастися им. Он будет прельщать, обманывать, показывать великую силу, заставлять поклоняться себе как богу.

Тогда будет «скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти»: она будет сильна, ибо он будет требовать поклонения себе, отречения от Бога – будут страдать верующие люди. Это будет страшное время, сильный конт-роль со стороны антихриста. Когда создавалось Священное Писание, люди думали: «Как может быть такой сильный контроль с его стороны?» – в Писании сказано, что люди будут говорить: «Камни и горы, покройте нас!», ибо от антихриста невозможно будет скрыться.

В те времена это звучало странно: человек мог переехать из одного города в другой – и уже потеряться (мало кто смог бы его найти).

Но в наше время, когда действия каждого человека отслеживаются, просматриваются через телефон, интернет, камеры, когда мы не можем переехать из одного города в другой, не оставив своих паспортных данных, нас можно жестко контролировать.

Контроль ужесточается – и мы начинаем понимать, насколько истинны слова об антихристе: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его – человек лишится всех гражданских прав, если не примет условий, выдвигаемых антихристом: начертание его, имя, почитание его как бога, поклонение ему – отречение от истинного Бога.

Мы понимаем, насколько относительными становятся все права и свободы, ибо государство устраняет свободу, диктует свои условия через определенные рычаги власти. Но сегодня с нами еще считаются, дают какую-то свободу, а когда придет антихрист, то, воспользовавшись системой современного управленческого аппарата, средствами, полностью контролирующими человечество, он будет добиваться, чтобы никто не смог спастись.

Когда будет пришествие антихриста? Святые отцы говорят, что он воцарится в Иерусалимском храме. Значит, это будет возможно только когда восстановится Иерусалимский храм. Святые отцы говорят еще, что пришествие антихриста будет, когда «Мертвое море измечет рыбу». Уже была информация, что в Мертвом море видели мальков рыбы, – но сегодня еще нет Иерусалимского храма.

Какие еще признаки пришествия антихриста? Оно будет, когда не сойдет Благодатный Огонь (то есть Патриарх не примет его в Иерусалимском храме на месте Гроба Господня), когда Иверская икона Божией Матери покинет Афон и Афон уйдет под воду. Таковы пророчества, о которых нам сказали святые отцы.

Антихрист придет и будет править, как говорит Священное Писание, 1260 дней (три с половиной года). После этого Господь убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.

Еще одно знамение Пришествия Христова – светлое начертание креста на небе. Крест будет виден со всех концов земли.

Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (как было сказано ангелами на горе Вознесения), – Он будет видим всеми людьми.

Будет ли Его Пришествие в каком-то определенном месте? На этот вопрос мы не можем ответить. Святые отцы говорят, что мы не должны искать на него ответа: это будет явлено, и каждый из нас увидит Пришествие Христово.

Таким чудным образом произойдет Пришествие нашего Божественного Спасителя. До этого должны быть налицо все условия, названные нами, которые уже почти на 100% выполнены в наше время: я имею в виду проповедь Священного Писания, оскудение любви, изменения в природе, землетрясения, цунами, наводнения (мы вообще не можем понять, что происходит сегодня в мире и даже в нашей стране: нестабильность погоды и в летнее, и в зимнее время – все перемешано; мы видим, что Земля становится не та). Хотя и говорится, что нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых, все изменится после Второго Пришествия: и земля, и этот мир, и человек.

Будет новая земля, новые творения Божии, новый человек.

Многие задают вопрос: каким образом Господь явится на этой земле? Мы сами не можем ничего предполагать, можем только цитировать Священное Писание: пророчествова же и о сих седмый от адама енох, глаголя: се приидет господь во тмахъ святых ангел своих, сотворити суд о всех и изобличити всехъ нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нечествоваша, и о всех жестоких словесехъ их, яже глаголаша нань грешницы нечестивии. Сии суть ропотницы, укорители, (часть порочна,) в похотех своих ходяще нечестиемъ и законопреступлением: и уста их глаголютъ прегордая.

Как все будет происходить? Кто же будет судить? Весь Суд Господь Бог Отец отдал Сыну Своему – Он придет вместе с ангелами и со всеми святыми, и это подтверждает Священное Писание: Егда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святи Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея – Господь будет судить нас со святыми ангелами.

Роль ангелов велика, ибо они знают все наши дела: «Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший» – в один миг в нашей памяти все восстановится: вся наша жизнь, неправда, грехи, за которые мы не принесли покаяние, не очистились здесь, на земле. Наша совесть будет великим судьей: Господь по осуждению нашей совести вынесет нам приговор.

Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. И еще: вы, шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит – это свидетельство, что на Суде будут присутствовать апостолы – ученики нашего Божественного Спасителя, будут там и вси святии (яко святи мирови имут судити), и Матерь Божия.

Соберутся вси языки (все народы): Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтo он делал, живя в теле, доброе или худое – таким будет Суд над всеми людьми.

Большая милость, что Матерь Божия и святые угодники будут присутствовать на этом Суде: они не только судьи, которые будут обличать нас (или мы будем обличаемы их жизнью, служением, стремлением даже до смерти исповедовать и проповедовать Господа не только словом, но и своей жизнью). Они будут и нашими защитниками.

Если верующий человек полюбит Божию Матерь и будет считать Ее здесь, на земле, своей Покровительницей и Ходатаицей, подружится со святыми (через молитву вместе с ними и молитву к ним), то они и в вечности будут ходатайствовать о нем у Престола Божия.

Господь сотворит Суд над каждым из нас по Своей милости – Он будет требовать от нас немного Он, никогда от нас много не требовал, но всегда являл Свою любовь и по сей день проявляет Свое милосердие к каждому из нас.

Что будет предъявлено нам на Суде? Господь разделит овец от козлищ и скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Господь будет требовать от человека немного, но будет судить его по тому, насколько добродетельно он жил на земле, насколько милосердно относился к тем, кто его окружал.

Следующая наша беседа будет посвящена 8-му члену Символа веры, мы будем говорить о Духе Святом. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс