Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Традиционно мы начинаем с вопросов, которые так или иначе связаны с церковным богослужебным годом. Если можно, вкратце и емко: о значении подготовительных недель к Великому посту – как нужно их переживать? Как правильно совместить подготовительные недели и то, что пока еще не все так строго?
– Грешить никогда нельзя. Это здорово, что есть такая подготовка, а не так, что ты идешь-идешь, а потом раз – и провалился сквозь снег или в прорубь. Раз – и пост. Когда я слышу, что поется «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», то на душе что-то такое теплое: скоро особое время, когда ты всецело погрузишься в молитву.
Я учился в лавре, Московской духовной академии, где пост – совершенно особое переживание. Сейчас Господь опять привел в обитель преподобного Сергия, в академический храм, и там особое переживание.
Прекрасно, когда есть такая подготовка. Я бы даже сказал, что она начинается с Недели о Закхее.
Закхей, начальник мытарей, был маленького роста, а начальник – занимал высокое положение. Он не мог увидеть Христа, но очень хотел. И забрался на маслину. Он забыл обо всех своих регалиях, внешнем положении: только бы увидеть бедного Проповедника (чисто внешне Спасителя так воспринимали), Который несет людям и исцеление, и спасение. Его искренность и расположила к нему Господа.
Получается так, что мы вместе с Закхеем, будучи духовно малы ростом своим, тоже поднимаемся, пытаемся увидеть Христа, Который приближается к нам. В духовном смысле мы малы и, как мытари, допускаем и подлости, и несправедливости, кого-то обманываем… Наше стремление перед Великим постом – стать ближе к Господу.
Дальше – Неделя о мытаре и фарисее: кто гордится, тот и будет уничижен перед Господом. В рассказе о Закхее мы видим, что мытарь только пытался увидеть Христа, а в этой притче мытарь предстает кающимся, произносит: «Боже, милостив буди мне, грешному». Это нам духовное задание, чтобы мы потихонечку произносили эту молитву на пути к Великому посту.
Есть такая притча, анекдот. Батюшка рассказывает народу проповедь в Неделю о мытаре и фарисее, как фарисей превозносился над мытарем, говоря: «Слава Богу, что я не такой, как этот мытарь». Эта гордость была посрамлена. Батюшка, обращаясь к прихожанам, говорит: «Ну, вы поняли, о чем эта притча?». Люди говорят: «Поняли, батюшка, – слава Богу, что мы не такие, как этот фарисей». Он говорит: «Эх, ничего вы не поняли». И про себя: «Слава Богу, что я не такой, как прихожане».
Наша нехорошая черта – мы постоянно считаем себя лучше других. Мы очень быстро подмечаем недостатки другого человека. Достоинства подмечаем тяжело, а недостатки легко: «Вот какой паразит, злодей, негодяй, а я так не делаю». В этом наша сокрытая подлость, фарисейство: как подлая змея извивается, а мы ее не замечаем, но ей-то и нужно отсечь голову. На пути к Великому посту нам напоминается эта притча, чтобы мы уже начинали в себе искоренять лукавую подлость.
А дальше – Неделя о блудном сыне: чтобы мы поняли, что мы и есть блудные дети – чада, которые ушли от Господа, но которые могут вернуться. И Отец Небесный радуется каждому возвратившемуся: бывает радость на небесах о всяком кающемся грешнике.
Многие люди переживают, что дети отдаляются от Церкви, кто-то забывает Бога. Наверное, каждый человек проходит в своей жизни этот путь – как космические тела, которые вокруг Солнца вращаются; у некоторых орбита – вытянутая, эллиптическая. Они могут улететь очень далеко, но пройдет время – все равно вернутся. Как комета Галлея, которая раз в 75 лет, но все-таки появляется рядом с Землей.
И так бывает с душами людей, которых вроде бы тянет в сторону: они уходят, но все равно в них остается тяга к святыне, добру, свету; потом они понимают, что без Бога не могут, и все равно возвращаются. Пусть пройдет много лет (даже 70 лет), но человек этот вернется и будет принят Господом. Господь принимает в любой час, в который возвращается человек, – об этом еще говорят нам подготовительные недели Великого поста. Это наши ступеньки, шажочки на пути к великопостному деланию.
Их важно пройти как единое целое с Великим постом…
– Потом мы вспоминаем Страшный Суд – как пройдут подготовительные недели, так же пройдет и вся наша жизнь. Это просто такие периоды – мы все отмеряем периодами: младенчество, отрочество, юность, зрелость; еще разделяют – средний возраст, пожилые люди, старость. Все пролетает очень быстро.
Хотим мы того или нет, но очень быстро окажемся перед Господом на Суде. А суд в чем? Чему мы сейчас себя посвящаем? Чем сейчас заняты наши мысли? Это всегда очень полезно отслеживать: как легко мы соскальзываем к чему-то порочному, греховному – это липнет, вливается в нашу душу; как мы легко исполняемся злобы... А если ты злобы исполнился, то сам, по своей душе, уже и есть злоба. Если ты исполнился нечистых мыслей, значит, в тебе и царит скверна.
Если ты разрешишься от тела, выйдешь из тела, то каков ты? Каков есть, таков и есть: если ты без Бога здесь, то тем более будешь без Бога там. Поэтому смысл нашей жизни – в том, чтобы непрестанно очищать сердце: как мы чистим зеркало, чтобы оно было чистым и в нем образ чисто отражался, так же надо и душу свою очищать, чтобы в ней отражался Лик Божий – все доброе и светлое. И тогда Страшный Суд нам не будет страшен.
А потом уже – Прощеное воскресенье. Почему Прощеное? А если мы хотим, чтобы Господь нас простил, то и сами должны прощать друг друга. Иногда это тяжело сделать, а иногда и не так тяжело, просто нужно понять, что другой человек так же ошибается, как и каждый из нас, и вспомнить, что я вот здесь и там согрешил, ошибся, какое-то лукавство допустил.
Когда семья многодетная, бывает, что дети друг с другом спорят, препираются и жалуются друг на друга: «Он меня ударил, обозвал». Детишки друг с другом грызутся, а родителям больно за каждого – так и Господь смотрит на людей, как на детей, которые друг с другом грызутся, а Господь хочет, чтобы каждый спасся. Поэтому мы должны шире смотреть: мы и есть дети.
Вспомним, как мы в детстве с кем-то препирались, а потом забывали об этом и как бы не было уже никаких обид. Это были мелочи, из-за которых не надо было ссориться: кто-то взял твою игрушку – ну и пусть. Так же, по большому счету, и вся наша жизнь: не на что обижаться. Когда прощаешь другого человека, самому на сердце становится легче, тогда ты становишься счастлив.
Вопрос телезрителя: «По учению Церкви известно, что Бог свободу человека не ограничивает. Как сочетаются свобода выбора человека и Промысл Божий? К примеру, человек сделал выбор, а на другой день умер. Получается, Бог ограничил его свободу выбора?».
– Конечно, вопрос во многом философский. Святые отцы пытались его разрешить. До конца разрешить его невозможно: да, мы имеем свободу воли, но мы не полностью свободны – допустим, мы не выбирали, когда нам родиться, у каких родителей, в какой стране, при каких обстоятельствах. Мы не выбирали состояние своего здоровья: одному дается больше жизненных сил, ресурсов, а другому меньше. Пока мы находимся в условиях земного времени, мы не можем понять смысл этого, это ведает только Господь, Который дал одному одно, другому другое.
Но зато мы можем свободно воспользоваться тем, что нам дано. Как это понять?
Допустим, родители просят маленького ребенка сделать какую-то поделку и дают ему в руки пластилин. Ребенок не совсем еще все понимает. Он не знает: может, родители дадут ему карандаши и скажут: «Рисуй», а, может, дадут ему в руки пластилин. Это будет волеизъявление родителей. Но от воли самого ребенка зависит, что он будет лепить из пластилина или что нарисует на листочке.
Нам даются Богом ресурсы, жизненные возможности, а что мы из этого вылепим (что создадим в своей жизни, как вылепим в своей жизни самих себя, воспользовавшись теми талантами, дарованиями, возможностями, которые дал нам Бог), уже зависит от нашей свободной воли.
Иногда думаешь: почему один человек забирается из жизни в это время, а не в другое? Мы не можем до конца этого понять. Тут, видимо, есть Промысл Божий. Помните в Евангелии притчу: созревает урожай – и появляются плевелы, но заранее их не выдергивают. Почему? Если выдергивать, когда ростки пшеницы еще мягкие, то с корнями их будет вырвана и пшеница. И вот пшеница достигает зрелости… Сказано: Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва… Человек забирается из жизни, когда пришло его время – когда он смог раскрыть себя в отношении добра и зла, определиться в отношении любви и ненависти.
Видимо, Господь забирает в такой момент, когда человек уже в достаточной степени проявил себя. Хотел он быть с Богом или не очень хотел? Хотел любить своих ближних или желал утопать в страстях?
Если уже не было смысла оставлять ему время на исправление (иначе он еще хуже бы стал), Господь его забирает; мы не знаем Божия Промысла до конца, это наши людские рассуждения. Мы поймем это, когда расстанемся с земным миром.
Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, нужно ли ребенку рассказывать все о мучениях святых? Нужно ли 9-летней девочке говорить подробно о муках 9-летней мученицы Любови?».
– Несомненно, детям надо рассказывать про святых.
Мы своим детям, бывает, читаем вечером жития святых. Можете поискать «Патерик в изложении для детей» или жития святых, переложенные для детей – там берутся из патериков реальные примеры из жизни святых, но излагаются простым, доступным языком.
И я замечаю, что дети легко и с интересом это воспринимают – главное, чтобы был интерес, а чтобы был интерес, не надо детей перегружать.
Что касается рассказов о мучениях, то пусть вам подскажет материнское сердце. Может, чрезмерно красочные описания неуместны, но все-таки мы должны говорить правду про детей-мучеников, не бояться про это говорить.
Например, святой Артемий Веркольский был совсем ребенок (ему было 11 лет), когда его убила молния (по земным меркам – несчастный случай). Кстати, возвращаясь к вопросу о Промысле Божием: где тут Бог? Ему бы еще расти и расти, достигать успехов в жизни… А Господь его берет, ибо он был сердцем чист и праведен: Господь его вовремя забирает из жизни. Потом тот уже начинает помогать другим. Причем селяне села Веркола подумали, что, наверное, мальчик был грешный и Господь его наказал; тело его выбросили где-то в лесу и не похоронили: считалось, раз молния, значит – Господь наказал. А на самом деле нет.
Это, может, даже Божие избрание, что вот так Господь забирает без больших мук – такая быстрая смерть. Но сердце его было чистое – когда обрели его тело в лесу, оно было нетленным, и стали происходить чудеса, исцеления. Отрок Артемий обрел благодатную силу и, находясь на Небесах, помогает нам.
Надо показать, чтобы никто не боялся стихийных бедствий, молний, грома: Господь всегда с нами, Он убережет. Есть вечная жизнь, а смерть – это только переход в иной мир: мы все туда движемся (правда, некоторые опережают других, не все достигают преклонного возраста, но движемся мы в одном направлении). Детям можно и нужно об этом говорить.
Но должно в конкретный момент подсказывать что-то еще материнское сердце... Я думаю, про мучение маленьких мучениц Веры, Надежды, Любови надо рассказать: то, что дети не отреклись от Христа, оказались верны Господу до конца.
Кстати, наблюдается такой феномен: дети оказываются более верными, нежели взрослые. (Об этом, кстати, писала Надеж-да Константиновна Крупская, которая в какой-то занималась мере атеистической пропагандой: она фиксировала, что дети не хотели отрекаться от веры, и это создавало проблемы. Она писала предписания, как лучше это делать.) Дети тоже проявляли верность.
Интересный вопрос: «Как должны поститься металлурги и шахтеры?».
– Я как раз приехал из Новокузнецка, где металлурги и шахтеры. Самый главный наш пост – не есть наших ближних: не угрызать их своей злобой, своим скверным характером.
Прежде всего постом мы должны исправить свой характер. Конечно, полностью его не исправишь, но исправить острые углы в своих отношениях с ближними, подметить, из-за чего они страдают. Часто мы или пилим своих ближних, или осуждаем, говорим: «Да у тебя все не так». Постом как раз и нужно прежде всего отсекать злобу в себе, зависть, осуждение.
Часто мы глазами пожираем наших ближних… Для нас пищей бывает информация: там произошло то, здесь это, и мы начинаем, сидя на кухнях, осуждать того и другого. Вот это и нужно искоренять в себе.
Я думаю, что поскольку они все же профессиональные люди – шахтеры, металлурги, здесь надо исходить из собственных сил. Постом, несомненно, следует от чего-то воздерживаться. Если ты крепок здоровьем, то от мясной пищи надо воздержаться, иначе пост будет не пост. Если наблюдается слабость здоровья, можно допустить послабление с молочной, рыбной пищей. Но все-таки воздерживаться нужно, иначе, подойдя к празднику Пасхи, почувствуешь, что чего-то не хватило – не отказался от каких-то вещей, от которых должен был отказаться.
Вопрос телезрителя Владимира: «Как правильно воспринимать Книгу Екклесиаста?».
– Так и воспринимать: это Книга премудрости, она приписывается древним преданием царю Соломону и там говорится, что все суета сует и томление духа – если брать земную сторону постоянных попечений, что мы постоянно заняты какими-то расчетами, подсчетами, ходим в магазины, на рынки, думаем, что приобрести, купить, а все это есть суета и томление духа, и нет ничего нового под солнцем, как пишет Екклесиаст.
Надо бы вырваться из этого круга: никуда от нас заботы, попечения не денутся, поэтому с головой в них не надо уходить. Надо в магазин пойти? Надо. Надо зарабатывать? Надо. Но ты голову-то свою освободи – все-таки молись Господу, особенно постом, это время благоприятное. Молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»; молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не забывай взор к Небу поднимать, ибо человек – единственное существо, призванное обращать свой взор к Небу. По-гречески «человек» – «антропос» (άνθρωπος); объяснение, толкование буквально «вверх обращая взор» – к Небу, к Богу. И у нас есть такая потребность, иначе мы погрязнем в суете, в желудях под ногами, что ищут те животные, которые как раз к небу не могут поднять голову: свиньям их шейные позвонки не позволяют посмотреть вверх, они всегда только в земле желуди ищут – и мы не должны им уподобляться.
А вверх взирать – это по-думать о чистом, добром, об искреннем отношении к нашим родным, постараться простить кого-то… Этому помогает храм: в нем душа становится обновленной, когда исповедуешься, причащаешься. Вот об этом нам и подсказывает Книга Екклесиаста: чтобы не погружаться в суету, которая приносит одно томление духа.
«В выходные 2 службы, а то и 4 бывает, и все выходные проводишь в церкви, а еще есть домашние дела. Обязательно ли посещать регулярно церковь? Может быть, оставлять время и для домашних дел?» – видимо, человек работает, а все выходные посвящает богослужению, на дом времени не остается. Как здесь быть?
– Когда человек постоянно занят, у него не остается времени на пустое и на греховные увлечения. К сожалению, такая наша испорченная природа: дай нам пустое время, мы тут же погрузимся в свои телефоны и будем уходить непонятно куда посредством интернета. А занятость в этом смысле спасает (благая занятость), и если ты постоянно в храме, это прекрасно, но перенапряжения здесь быть не должно.
Думаю, это вполне естественно: есть семья, дети. Если ты детей оставил, а сам в храме – как же дети? Они к Богу точно не придут, если брошены родителями.
Нужно всему свое время уделять, что-то сократить – допустим, оставить 2 службы. Если, например, вы трудитесь в храме в субботу и воскресенье (4 службы), то надо задуматься – человек не может 7 дней в неделю работать; может, но до определенной грани, потом наступает срыв – и рушится все. Поэтому какой-то день надо высвобождать, уделять детям.
Понимаете, если мы с детьми не общаемся, то теряем их, вот и все. Если не нашел время вместе с ребенком поиграть, сходить на улицу, выбраться в лес на лыжах с ним покататься, полепить снеговика, то пройдет 10 лет и будешь очень жалеть об этом.
Ему снеговик уже будет неинтересен...
– Да. Лучше сейчас, пока дети еще маленькие, ценить это время и побыть с ними, а не спешить куда-то. А если в храм идете, возьмите детей с собой, но тоже не перегружая их: какое-то время побыл в храме – пойди поиграй рядом с храмом. Почитайте вместе книжку. В общем, побудьте с детьми, чтобы потом не жалеть, что утратили это время.
Такой практический вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда нельзя класть земные поклоны?». Скоро будет очень много поклонов – расскажем о них.
– Скоро этот вопрос отпадет – будут только одни земные поклоны.
Земные поклоны не кладутся во время великих праздников. Допустим, праздник Сретения у нас был – в храме не положено было класть поклоны. Естественно, Пасха: земные поклоны – это выражение своего покаяния, а великие праздники – это всецело торжество и радость, что и в душе, и в теле, и в проявлениях внутренних и внешних, поэтому не кладем земных поклонов.
В принципе, даже Великим постом в воскресный день тоже поясные, а не земные поклоны. Но иногда так бывает: на Литургии Святые Дары прелагаются, потом произносится «Святая святым» – и кладут земной поклон. Я думаю, если эта традиция сложилась, то это тоже прекрасно – выразить свое благоговение земным поклоном.
Но в целом не кладут земных поклонов именно по великим праздникам. Тут, я думаю, в тонкости входить необязательно: смотрите, как в храме опытные прихожане ориентируются, когда совершать поклоны.
На этой ноте и закончим наш эфир. Батюшка, попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям.
– Дорогие братья и сестры! Самое главное – хранить любовь друг к другу.
Конечно, бывает у нас недопонимание, ссоры, в чем-то мы претыкаемся, но лучше заранее друг друга прощать и с открытым сердцем обращаться к Господу, говорить: «Господи, спаси всех нас, грешных» – и с чистым сердцем идти к своим родным, близким, на работу, очищать свою речь, хранить чистоту в своих мыслях.
Это и будет самым главным приготовлением – даже не то что к Великому посту, а к встрече с Господом, а Божия благодать утешит всякую душу. Храни всех Господь и даруй всем благодатное утешение!
Записали:
Наталья Культяева
и Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.