Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Матушка Елена Красникова: Богу так было угодно – душа потянулась к Господу

Матушка Елена Красникова: Богу так было угодно – душа потянулась к Господу

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Вторая половина

Тишина и кротость, принятие любых предлагаемых обстоятельств с миром, а значит с доверием Божией воле – вот основа духовного стержня, который держит нас и спасает. Его дает и укрепляет в нас сама жизнь. Воспитывает она, как правило, строго, не всегда и не сразу дает ответ на вопрос: «Почему так, а не иначе?». Чаще же всего бывает, что ответов просто нет, а есть духовная наука, осваивать которую приходится всю жизнь.

Город Петухово – крупный населенный пункт на самом востоке Курганской области. До российско-казахстанской границы рукой подать, и это о многом говорит: исстари православные укрепляли границы своих земель – и зримо, и незримо – усердной молитвой. В Петухово тоже когда-то стоял храм, который был стерт с лица земли: он мешал богоборческой власти.

Протоиерей Георгий Красников, благочинный Восточного церковного округа Курганской митрополии, настоятель Богоявленского храма (г. Петухово): – Мы толком-то не знали, где он находился. Примерно знали место, но, когда стали копать землю под фундамент, наткнулись на фундамент старого храма. И так получилось, что наш новый храм стоит на старом фундаменте.

Старый фундамент не поддался разрушению – и это символично. Фундамент Православной веры в нашем народе все-таки остался незыблемым, несмотря ни на какие гонения. В советское время бабушки продолжали молиться и успевали посеять зернышки веры в душах своих внуков. Отец Георгий и матушка Елена Красниковы – как раз из поколения этих внуков.

прот. Георгий: – На Пасху всегда ходили с ребятами – нравилось нам это, собиралось очень много народу посмотреть именно крестный ход. И на праздники большие тоже ходили.

Подростку нравилось рассматривать иконы и росписи в храме Воскресения Словущего в городе его детства – зауральском Шадринске. Нравилась сама атмосфера, которая не затягивала (как пугали в школе), а притягивала. Но было еще очень долго до сознательного прихода в храм и будущего священника, и будущей матушки.

Она тоже росла в Шадринске, в дружной и работящей семье сельских тружеников. Правда, полной свою семью матушка Елена помнит плохо. Папа работал штурвальным на комбайне и погиб на производстве. Ему было немногим больше сорока лет.

м. Елена: – Его схоронили 31 августа, я на следующий день пошла в 1-й класс. У меня были старшие братья, я самая младшая.

Мама больше не вышла замуж – говорила, что лучше быть одной, чем с человеком, который может оказаться чужим ее детям. Сама поднимала двоих сыновей и дочь, а дети по мере сил помогали ей вести хозяйство.

м. Елена: – Мы еще маленькие были, ездили вместе с мамой даже в лес дрова заготавливать, обрубали сучки.

Работы на селе всегда много, но не о ней сегодня вспоминает матушка Елена. Детство осталось в ее памяти светлым, беззаботным – спасибо маме. Хотя материнская доля оказалась драматичной: ей выпало пережить двоих своих детей.

м. Елена: – Мама перенесла столько страданий! Сначала отец, потом два сына… Мы с ней вдвоем остались. Маме 90 лет будет в начале февраля.

Наверное, все-таки не вдвоем. Рядом с Еленой (а значит рядом с ее мамой) – отец Георгий, дети Максим и Анастасия, внуки. Складываться эта семья начала в Шадринске в начале 1980-х, в один из вечеров, когда Лена вместе с подружкой пошли к ближайшей колонке за водой и по дороге встретили соседских ребят.

м. Елена: – И они говорят: «Давайте, девчонки, поможем вам водичку донести». Пока шли, разговорились, потом вечером они нас позвали в снежки играть. И так началась дружба.

Георгий Красников в то время работал помощником машиниста электровоза, Елена училась в техникуме. Оба сразу почувствовали, что между ними возникла не просто дружба. Спустя полгода молодой человек сделал предложение.

м. Елена: – «Давай создадим свою семью, чтобы не потерять друг друга…». ЗАГС принимал заявления один раз в неделю – мы все не могли попасть: в это время ему надо было на работу. Потом все-таки еще месяц нам давали на раздумье, летом свадьба была.

К началу поворотной для страны перестройки в семье Красниковых уже подрастали двое детей. Достаточно быстро стало понятно, какое наступало время – сложное, непредсказуемое. Тогда супруги решили перебраться из Шадринска в деревню (как говорится, ближе к земле), завели хозяйство: материальную защищенность семье с двумя школьниками оно все-таки давало. Однако у многих семей – и у Красниковых тоже – под удар попала другая сторона жизни.

прот. Георгий: – У меня в то время очень тяжело заболела мама. Я не знал, как помочь. Приезжал в храм, молился как мог (хотелось побольше), но она умерла. И я задумался об этом: как помочь людям? Именно с этой мыслью и пришел в храм.

Сначала пришел поработать на строительстве купола Никольского храма в Шадринске. Стал больше общаться со священниками, ходить на службы. Работал – и воцерковлялся.

м. Елена: – Бабулечки стали звать: «Давай приходи, у тебя голос хороший, помогай нам петь». Ходил отцу Михаилу помогать – и с этого началось у него.

прот. Георгий: – Я ушел в храм. А мы жили в деревне за 30 с лишним километров от него. Редко бывал дома, в основном был в храме. Полторы-две недели меня нет дома – потом приеду, немножко побуду. Ей было тяжело – хозяйство надо содержать, детей растить.

Сначала Елена сама не понимала, что происходит, переживала. Люди судачили: «Он что, в монастырь ушел от семьи и детей?». В те годы что церковь, что монастырь – все было неизвестно, а значит, странно и страшно. Так что и моральную оборону приходилось держать.

м. Елена: – Все равно везде можно найти свое место. Но, если Богу так было угодно (пригласил, видимо), – душа потянулась к Господу.

А ее душа потянулась в храм за мужем. По возможности Елена тоже стала приезжать в Шадринск, посещать службы, узнавать жизнь, которая до этого времени оставалась закрытой.

м. Елена: – Сначала, наверное, ради интереса – как проходит служба?

Елена все-таки не могла понять, почему надо так резко менять жизнь? А главное – зачем? Понять не могла, но очень хотела – потому и стала приглядываться, прислушиваться к тому, что происходило в храме, узнавать, почему люди добровольно идут к священнику, а рядом с ним плачут и чуть ли не выворачивают душу наизнанку. «Это Исповедь, милая, – учили бабушки-прихожанки. – Ты не сможешь понять, что это такое, пока сама к ней не подойдешь». И она пошла.

м. Елена: – Думала, что надо подойти, рассказать батюшке о своих грехах. До сих пор такое бывает: готовишься, думаешь, что каждая наша мысль бывает не совсем хорошей. О ком-то, например, плохо подумал (что этот человек неправильно, нехорошо делает). Но это считается осуждением. Тоже грех. А как не осуждать? Не получается все равно. Постоянный круговорот.

Думать, что после первой Исповеди все твои грехи как рукой снимет, – лукавство. Божия благодать проникает в душу осторожно, чтобы не сжечь ее дотла, но вылечить постепенно: с каждой Исповедью, с каждым Причастием она становится чуть легче, чище. Духовная работа не терпит суеты, но требует терпения и усердия.

м. Елена: – Говорят же: человек крестился – значит, уже познакомился с Господом. И с этого времени Господь нас видит (раз мы уже с Ним познакомились) – и надо делать благие дела, за свои поступки отвечать.

Эти слова матушки Елены – результат ее собственной духовной работы, многолетней и каждодневной, внешней и внутренней. Внешняя работа – это помощь батюшке в храме, лавке, на клиросе, в трапезной, по хозяйству. Матушка Елена успевает везде. Что же касается внутренней…

прот. Георгий: – Через нее со мной общается очень много прихожан – так бывает, что люди стесняются у меня что-то спросить, сказать и так далее. Через нее часто передают – конечно, и со мной общаются, но в основном через нее.

Столкновения интересов, говорит матушка Елена, в их семье почти нет, а если случаются, то вступает в силу выведенная ею для себя формула: муж всегда прав. И это – результат духовного труда. Стоит отступить, чем-то пожертвовать ради мира и согласия в семье.

м. Елена: – Мы же все равно слабее, поэтому должны быть мягче. Когда мы переехали в Петухово (батюшку сюда направили), наша дочка училась в 6-м классе. Она начала ходить в храм на клирос, пела (у нее хороший голосок), и сын алтарничал, батюшке помогал. Пока свои семьи не создали, с нами были, все ходили помогать в храм.

Сейчас и у сына, и у дочери – собственные семьи. У отца Георгия и матушки Елены – два внука. Младшему – 10, старшему – 14, и он особенный ребенок (по просьбе матушки мы не будем углубляться в подробности, но то, что он пришел в семью ради ее спасения, понимают все – и объединяются в молитве за его здоровье).

м. Елена: – Мне кажется, это самая сильная молитва – за своих детей, внуков.

Протоиерей Георгий Красников – благочинный, настоятель: ответственность быть пастырем, нести слово Божие так, чтобы оно проникало в души и давало там благодатные всходы огромная – прежде всего за душу каждого верующего, который приходит в храм, а значит к вере. Для этого самому надо пребывать в мире и любви. Хранительница и источник такой любви для него – матушка Елена.

прот. Георгий: – Моя опора, щит, прикрывает мою спину. 90% семейного благополучия, тепла идет от матушки.

От ее тишины и кротости, умения принимать любые предлагаемые обстоятельства с миром, а значит – с доверием Божией воле.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс