Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Язык любви понятен всем на свете

Язык любви понятен всем на свете

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Размышление

Главное, я считаю, не позволять себе забывать все то хорошее и светлое, что нас связывает, и просто оставаться людьми: молиться друг за друга, как это делает наша Православная Церковь, быть готовыми прийти на помощь...

Обманутые люди

Один из переводов слова «дьявол» означает «разделяющий»: он старается всех разделить: детей с родителями, мужа с женой, брата с братом, народ с народом, государства с государствами. И бьет всегда в самое больное и важное для людей, потому что стремится осквернить, перевернуть и извратить самое святое и дорогое. И уделом некогда дружных и счастливых людей станет беспросветное горе, а боль и обида будут передаваться из поколения в поколение. Все это мы можем наблюдать в полной мере в некогда братской Украине, где сначала обманутые люди скакали на площадях, обвиняя во всех своих бедах Москву, а потом покусились на самое святое, что у них было, – собственную Церковь.

Это больно и страшно, потому что иудин грех всегда ведет к крови – и эта кровь невинных, чистых душ, которые губят слуги дьявола. Но Бог поругаем не бывает. Как передает информационное агентство «РИА Новости», путь украинским раскольникам к одной из главных святынь православного мира – Святой Горе Афон – заказан. Теперь все украинцы, отправляющиеся на Афон, должны иметь при себе справку с указанием срока пребывания на Горе, оформленную на бланке Епархиального управления с подписью архиерея Украинской Православной Церкви, с печатью. Такую справку вдобавок к загранпаспорту и диамонитириону (специальному письменному разрешению, дающему право на посещение Афона) должен иметь всякий паломник, приезжающий на Святую Гору с Украины. Информацию о новых правилах посещения Афона для паломников с Украины можно прочитать на официальном сайте Украинской Православной Церкви.

От слова «любить»

Недавно со мной связалась главный редактор одного известного православного портала с Украины. Предложила сотрудничество, и я с благодарностью согласился: православные люди везде одни – живи они хоть в Киеве, хоть в Москве, хоть на Марсе. Язык любви, на котором нас учит говорить Христос, понятен всем на свете, тем более братьям-славянам, с которыми нас связывает общая вера, история и культура.

Вспоминаю детство: моими соседями были замечательные украинцы дядя Паша и тетя Люся Онопко. Заядлый рыбак, дядя Паша сделал мне первую удочку и брал на рыбалку с 7 лет, а когда я подрос, на день рождения подарил мне редкий и дорогой в Советском Союзе легкий и прочный спиннинг из бамбука, набор уловистых блесен и несколько катушек немецкой лески. Зимой он брал меня на лесные озера ловить огромных окуней, горбачей на блесну в камышах, а по вечерам я ходил к дяде Паше в гости и он учил меня паять мормышки и блесны. Если у меня ломался велосипед или нужно было сделать новую клетку для моих попугайчиков, я всегда знал, к кому обратиться. Возвращаясь домой из школы, я, не раздумывая (когда родители были на работе), стучался в соседнюю квартиру. Всегда радушная и улыбчивая тетя Люся усаживала меня за стол и кормила замечательным борщом и драниками со сметаной. Так было вкусно! До сих пор помню. Их младшая дочь Вера вообще была мне за няню и занималась моим воспитанием чуть ли не больше моих вечно занятых на работе родителей.

Сейчас у меня на Украине множество друзей, с которыми я познакомился через социальные сети – и журналисты, и священники, и простые верующие люди. Иногда они делятся со мной своими проблемами, обращаются по каким-то вопросам, и мне приятно им помогать. Но если включить телевизор и посмотреть пару ток-шоу, которые каждый день крутят на нашем телевидении (про украинское я вообще молчу), на тебя вывалится столько ненависти и неприязни, что потом неделю болеть будешь. Да, в попытках жить самостоятельно украинцы часто ошибаются, часто бывают к нам, России, несправедливы и необъективны. Но разве брат, который всю жизнь рос с тобой под одной крышей, ел из одной тарелки, делил все поровну – и радости, и горе, не заслуживает того, чтобы иметь право жить самостоятельно? Даже если это нам не нравится.

Как сказал мне один старый священник: если мы и вправду считаем их нашими братьями, зачем так громко радуемся каждой их ошибке? Нечто подобное было, когда дом, где я родился, Грузия, решила жить самостоятельно – там тоже была куча взаимных обид и претензий, которые сейчас, слава Богу, понемногу изживаются. Сейчас многие мои друзья-священники из уральской глубинки ездят к преподобному Гавриилу в Самтавро, и их там принимают вместе с семьями. А было время, когда меня с моим русским боялись в Тбилиси одного выпускать на улицу. Но ведь пережили. И с украинцами переживем.

Главное, я считаю, не позволять себе забывать все то хорошее и светлое, что нас связывает, и просто оставаться людьми: молиться друг за друга, как это делает наша Православная Церковь, быть готовыми прийти на помощь... И тогда, как бы кому ни хотелось нас развести и поссорить, у нас обязательно все будет хорошо – и мы будем снова вместе.

«Раньше было лучше»

Есть люди, которые живут настоящим, и есть люди, живущие будущим. Есть люди, уверенные в том, что раньше было лучше, и этих последних вокруг становится все больше и больше. Чего стоят бесконечные повторы классики советского кино и неуклюжие съемки по этим фильмам... Человек уверен, что раньше трава была зеленее, небо голубее, люди добрее, а жизнь вокруг них – не в пример лучше теперешней.

Если говорить о Церкви, то многие православные уверены, что всего 100 лет назад в царской России народ жил благочестиво и праведно, считают то время периодом духовного расцвета. Но стоит открыть книги святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, как предстает совсем другая, далекая от идеала картина – про то время, в котором они жили, они писали как про время всеобщего отступления от веры и страшного духовного оскудения. Помню, меня поразило, когда я прочитал, что в 1905 году бунтами были охвачены не только многочисленные университеты по всей России, но и семинарии, и духовные академии (некоторые из них властям даже пришлось закрыть).

Но люди упорно продолжают игнорировать исторические факты и повторяют, что «тогда был золотой век, а сейчас мы живем в потемках и духовном упадке, времена подвижников остались в далеком прошлом, духовные подвиги уже невозможны, да и Церковь уже не та; и вообще наше общество развратилось и погрязло в пороках».

В этом есть доля правды. Действительно, еще не так давно дети здоровались со старшими, уступали пожилым место в трамвае, девушки одевались целомудренно, а родители находили время искренне интересоваться, чем живут их чада. А вчера, например, я ехал на автобусе с работы, а кондуктор, пытаясь усадить молодую беременную женщину, закричала на весь автобус, обращаясь к уткнувшимся в телефоны пассажирам: «Как вам не стыдно! Беременная женщина перед вами стоит, а никто место ей не уступит!». Из-за подобных историй, которые, к сожалению, стали почти нормой, критики современной жизни делают неутешительные выводы о настоящем. Отводя себе нескромную роль обличителей, они забывают, что эти самые нравы не привозят нам по небу на голубом вертолете, а все мы, живущие в этом самом настоящем, отвечаем за нравы в обществе, в котором живем. Кто помешает мне жить как подвижники, как святые, над книжками о которых хочется плакать от умиления? Честно? Только моя лень и жалость к себе.

Легко обличать чужие ошибки, будь то сосед, после которого в подъезде грязь, церковь, где тебе на празднике наступили на ногу, или государство, забывшее убрать мусор у вас во дворе. Почему-то трудно просто убрать за соседом, никому не нужным одиноким горемыкой, и в церковь прийти не строгим контролером, выискивающим огрехи, а тем, кто может бескорыстно и искренне помочь (ведь это же твоя церковь – и тебе хочется, чтобы в ней было всегда хорошо!). Не жаловаться на государство, а позвать соседей по двору и устроить субботник и прибраться: это же твой дом.

Первые – потребители, и их вокруг абсолютное большинство. Вторые – те, кто не ждет милости, а сам пытается сделать свою жизнь лучше. И хотя сегодня их мало, правда за ними. Преподобный Паисий Святогорец говорил об этом так: «Благий Бог примет во внимание особенности нашей эпохи и условия, в которых нам приходится жить, и спросит нас в соответствии с этим. Если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане прошлой эпохи».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ukrainskim-raskolnikam-put-na-afon-zakazan;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-bratskie-narody-ot-slova-lyubit;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ranshe-bylo-luchshe

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс