Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Протоиерей Андрей Канев. Ты уж выбирай: или ты со Христом, или не со Христом – главное, чтобы это было честно

Протоиерей Андрей Канев. Ты уж выбирай: или ты со Христом, или не со Христом – главное, чтобы это было честно

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №6 (1047) 2020

Братья и сестры, мы продолжаем вместе с вами на телеканале «Союз» создавать передачу «Страсти и борьба с ними». Я считаю, это наша совместная работа: вы присылаете письма на электронный адрес телеканала, и мы с вами разбираемся в очень непростых житейских и духовных вопросах, пытаемся на примерах увидеть, как проявляются страсти.

Конечно, без мудрых учителей Церкви, без святых отцов это сделать практически невозможно.

Уже несколько передач у меня на столе лежит книга: я задумывал в конце передачи рассказывать о книгах, тем более что вы просите порекомендовать, что почитать, но в конце эфира не остается времени. Поэтому я решил сделать так: в начале наших передач буду рекомендовать книги, которые можно было бы взять себе на заметку.

Мы с вами изучали и изучаем 2 статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) из «Аскетических опытов» – я знаю, что на практике не все могут сразу осилить многотомник. Что бы мне хотелось порекомендовать?

«Солнце на закате» – избранные произведения святителя Игнатия (Брянчанинова). Чем эта книга замечательна? Понятно, что его произведения общеизвестны. Кто ценит и любит труды святителя Игнатия, тот их знает. Но в Собрании сочинений они рассеяны, а здесь собраны вместе – подборка статей святителя Игнатия, его трудов о Православии, спасении и последних временах.

Например, тема последних времен – у нас есть интерес к этому, и в Священном Писании говорится, что наш мир прекратит свое существование, но есть много мифов, народных представлений, что это такое, а нам надо ориентироваться не на народные легенды, а на святоотеческое учение. Эти статьи святителя Игнатия посвящены как раз вопросам сохранения Православной веры.

Нам нужно знать признаки наступления последних времен, чтобы правильно все оценивать и не попасть в соблазн и грех. Поэтому рекомендую вам, братья и сестры, эту книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) – замечательная подборка: думаю, такую книгу хорошо иметь на своей книжной полке – конечно, не чтобы она там стояла, а чтобы ее изучать.

Итак, приступим к очередному письму. Телезритель задает интересный вопрос: «Как практически определить середину между тем, чтобы не делать дело Божие с небрежением и излишним фанатизмом?». Давайте сразу поясним. «Небрежение» – то есть «устар., книжн.: нерадивое, недобросовестное отношение к чему-либо; небрежность. 2. устар.: невнимание, пренебрежение. 3. состояние запущенности, заброшенности».

Очень интересный вопрос. Действительно, в святоотеческой, церковной литературе, проповедях мы видим и слышим постоянный призыв посвятить себя спасению. А как это осуществить на практике?

Мы слышим, допустим, призыв апостола всегда молиться, начинаем к себе его применять – и понимаем, что мы немощные мирские люди, живем в суете, у нас семья, дети, работа и мы не можем его выполнить – и думаем, что это, наверно, не про нас. Иногда человек впадает в печаль и начинает унывать, что у него ничего не получается. Конечно, не так надо к этому относиться.

Говоря о деле Божием, телезритель перечисляет: «Чтение, посещение храма» – речь идет о делах личного благочестия (чтении духовной литературы, молитве, посте, посещении храма, попытке выполнять заповеди). По большому счету, вопрос касается религиозной практики, духовных дел. А фраза из Священного Писания «проклят, кто дело Господне делает небрежно» касается более широких вещей – вообще спасения христианина.

Давайте разберем два аспекта. По первому – да, у нас есть определенные предписания, церковные традиции – утреннее и вечернее правила, однодневные и многодневные посты. Эти традиции имеют большую историю. Есть богослужебная традиция. Как человеку, ищущему спасения, совместить богатство церковного опыта, установок, традиций со своей жизнью?

Бывают такие перекосы (телезритель назвал их словом «фанатизм»), истории, когда человек забрасывает свою работу ради благочестия (так он думает) или не оказывает внимания своим близким.

У прихожан, особенно новоначальных, бывает так, что человек ради своего личного молитвенного правила может не собрать детей в школу, не приготовить ближнему завтрак: в это время читает молитвенное правило. Этим он, естественно, вызывает гнев близких – и думает, что «это гонения на веру!».

Или, например, точное выполнение правил поста, взятых в каком-то календаре, которые этому человеку не подходят ни по здоровью, ни по опыту: нередко бывает так, что человек начинает поститься и приносит вред своему здоровью. Или, допустим, такая ситуация: близкие просят человека что-то сделать – они не капризничают, у них есть объективная просьба о помощи, а человек говорит: «Я не могу, я пойду в храм».

Как найти середину? «Не делай дело Божие с небрежением» – тут не все так просто, одним росчерком пера не определишь, делаешь ты молитвенное правило с ревностью или с небрежением.

У молитвенного правила тоже две стороны: можно его формально выполнять, а можно по-настоящему – когда пытаешься молиться внимательно, с покаянным чувством.

Богу нужны наши правила, посты, милостыня? Ему это не нужно. А человек думает, что он все выполнил по форме – как фарисеи в Евангелии, которые выполняли какие-то внешние правила и считали себя благочестивыми и правоверными, а на самом деле отвергали Бога, пришедшего в мир спасти все человечество.

Для нас есть та же опасность, когда мы начинаем форме придавать то значение, которое она не должна иметь. Форма в любом случае нужна: форма молитвенного правила, некий устав поста, хождение в храм, подготовка к таинствам – это все нужно. Но если мы скажем, что этого достаточно, то на этом вся наша духовная жизнь закончится. Нужно обязательно наполнять форму содержанием – как дорогой сосуд нужно наполнять дорогим веществом. Это будет правильное совмещение.

А если только форму одну соблюдать, то можно получить Евангельское осуждение. В Евангелии Господь говорил фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Вот это неправильно – это крайность, и человек думает, что он ревнует о спасении, а на самом деле есть большой риск уйти в формализм – почитать форму больше, чем содержание.

Форма обязательно должна быть: мы такие люди, что у нас обязательно должны быть границы, мы должны знать меру и знать, что выполнять, чтобы не было хаоса. Это верно, но обязательно нужно наполнять форму содержанием. Молитвенное правило у человека должно быть свое – составленное из тех молитв, которые на этот момент ему подходят, которые он понимает: если молитву читаешь и не понимаешь, она не имеет смысла.

Молитвенное правило должно совершаться в то время, когда человек может помолиться: не в ущерб близким, работе (безусловно, человек не должен из-за молитвы опаздывать на работу). Не важно, сколько ты молишься: 20, 40, 60 минут. Главное – молиться внимательно. Вот если бороться за внимание, то это уже совсем другой труд.

То же касается поста, дел благочестия, хождения в храм. Можно просто прийти в храм для галочки: стоять, скучать, мух считать, смотреть, кто как одет, кто как себя ведет, а можно стоять в храме, не обращая ни на кого внимания, и молиться – самому учиться молиться внимательно: о своих грехах, о близких людях. Это разные состояния.

Нам надо, дорогие мои, больше внимания обращать на внутреннюю работу, внутреннее содержание, бороться за внимание в молитве. Пусть молитвенное правило у вас будет коротким, но внимательным. Если вы попробуете, то поймете, что даже короткое молитвенное правило, если его пытаться делать внимательно, непросто: лукавому и это не нужно, он будет упорно не давать человеку внимательно молиться.

Как известно, делать дело Божие с небрежением – большой, тяжелый грех. Это понятие касается неких личных христианских подвигов, но есть еще общее понимание – спасение жизни человека, его души: мы должны понимать, что духовная жизнь – это не то, что нас касается в храме, или когда мы только молимся. Это понятие распространяется на все, что в нашей жизни происходит. Не должно у христиан быть так: вот тут я христианин, а тут немножко не христианин.

Ты уж выбирай: или ты со Христом, или не со Христом – главное, чтобы это было честно.

И на работе мы должны быть христианами, и дома, когда нас никто не видит, и на людях, и в храме – везде мы должны быть настоящими. Это не выполнение каких-то обрядов, ритуалов, это касается сердца человека – как он относится к близким, как он, даже будучи на работе, вспоминает о молитве, о Христе, как вспоминает заповеди. Это и есть норма, на которую нужно ориентироваться, и не ограничиваться только делами благочестия.

Как определить норму? Дорогие мои, сколько людей смотрит нас по телевизору? Вы же все разные. Разные у вас условия жизни, опыт, возраст, образование. Поэтому сказать: «Давайте будем делать только так, как я вам сейчас посоветую», – неправильно. Это все равно что сядет перед экраном видеокамеры какой-то знаменитый и опытный врач и будет всем говорить: все лечитесь так-то. Никто же так не будет делать – это безумие: люди разные, по-разному работает организм, болезни разные, и их нужно по-разному лечить. Даже от одной и той же болезни врач подбирает разные лекарства для разных людей, чтобы учесть все особенности. Так же и в духовной жизни: пост, молитва, дела благочестия, хождение в храм, участие в таинствах – это все тоже весьма и весьма индивидуально.

Но тут возникает вопрос об ответственности. Бывает так, что человеку проще сбросить ответственность на священника или на кого-то еще, а не взять ее на себя. Но если мы глубоко посмотрим на то же молитвенное правило, пост, то согласимся, что это личное дело каждого.

Вообще не молиться нельзя. Что ты за верующий человек, если не молишься? Я не могу вам рекомендовать молиться, как молились монахи в египетских монастырях – в житиях мы читаем, как монахи прочитывали Псалтирь за ночь. Во-первых, вы этого не сможете сделать, а во-вторых, неполезно нам с вами, живущим в миру, читать Псалтирь всю ночь: утром мы проснемся злыми – и от нашего христианского поведения ничего не останется.

В зависимости от условий нашей жизни должна быть мера. Допустим, человек скажет: «У меня вообще нет никаких условий: дома шум, многодетная семья, неверующий муж, вообще времени нет для молитвы». Нет, есть – мы должны выходить на более глубокий уровень отношения к христианской жизни. Нам ведь никто не мешает изучить тему внутренней молитвы.

Никто не мешает молиться так, чтобы нас никто не видел. В Евангелии Господь говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». А кто мешает нам в любой обстановке, какая бы она ни была, мысленно обращаться к Богу с молитвой? Нам никто не запретит это делать. Для этого не нужно креститься, не нужны какие-то благочестивые условия – иконочка, тишина, благоговейное помещение, лампадку зажечь... Это хорошо, это все настраивает на молитву, но это необязательно, когда у человека нет таких условий. Для этого нужно просто захотеть.

Захотеть понять, что Бог всегда тебя слышит, даже когда ты к Нему не обращаешься. Мы верим в Бога, Который Вездесущ, Всеведущ. Он находится везде, каждую секунду нашей жизни прекрасно нас видит – не внешне, а внутренне: что у нас происходит, творится в сердце, уме. Чтобы Его позвать, не нужно долго кричать – нужно просто мысленно обратиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Все, молитва совершена.

И не надо огорчаться, когда дела благочестия у нас не получаются из-за внешних условий. Очень часто Господь это делает, чтобы мы научились смиряться перед Его Промыслом: допустим, я запланировал хорошо вычитать молитвенное правило, а в этот момент пришел сосед или начальник позвонил. И что делать? Понять, что сейчас мы должны сделать не то, что «я хочу», а ответить людям – сделать то, что люди просят, с молитвой, вниманием, а потом продолжить молиться. Иногда внутренне: для этого вообще условий внешних не нужно – только желание и старание. Это гораздо труднее.

Молитвенный труд, когда человек молится по молитвослову и когда пытается внутренне молиться, не сравнить по внутренним трудозатратам: внутренне молиться очень трудно, а когда трудно, тогда ценнее получается, да?

Бывает еще человек говорит: «Дома шумно, нет условий, я пытаюсь – не получается». И от этого очень сильно огорчается.

В этих случаях я рассказываю такую историю (те, с кем я беседую, много раз ее слышали, и, может быть, я рассказывал ее в нашей передаче, но еще раз повторю). Представьте, что вам кто-то везет подарок – например вот эту книгу. Один вам ее прислал по почте, а другой – шел к вам пешком и донес. Есть различие? Книга осталась книгой: у нее одинаковая стоимость, она одинаково оформлена, в ней одинаковое глубокое содержание. Книга одна и та же, но отношение будет разное, правда? Согласитесь, когда человек принес ее с любовью, шел несколько месяцев пешком, преодолевая трудности… Книга может быть уже немножко поцарапанной, зачитанной, но ваше внутреннее отношение будет другое – ведь человек ее через трудности принес.

То же и с молитвой: она ценится Богом больше, когда человек через внутренние трудности, рассеянность ума, сухость сердца, невнимательность пытается пробиться – собрать свой ум и в молитвенном правиле хотя бы несколько слов внимательно сказать. Это гораздо ценнее, чем когда человек читает текст, который не понимает, и потом ходит самодовольный: он «с Богом все отношения заключил и все у него нормально». Вот поэтому, дорогие мои, тут надо быть внимательными.

Что касается поста, Устав – это ориентир, и к нему мы должны относиться именно так: есть ориентир, направление – и есть физические, внешние возможности. Нужно выбрать форму поста, которую вы сможете понести. Конечно, должен быть труд, ущемление себя – труд должен быть обязательно, но не нужно ориентироваться на форму, предписанный устав; это крайне важно.

Я начал говорить, братья и сестры, что мы боимся ответственности. Но за вас никто это не решит. Сколько людей ропщут на Устав, посты, молитвы только из-за того, что не соотносят свое состояние (новоначальное или состояние здоровья) с уставом поста – боятся в этом признаться, прийти к священнику и попросить благословения на ту форму поста, которая им подходит. Должна быть ответственность: мы сами отвечаем за себя – и здесь, и там перед Богом мы будем отвечать за себя.

Что касается чтения, замечательно читать святоотеческую литературу. Это очень важно. Но святоотеческую литературу целый день не почитаешь – это не романы Дарьи Донцовой, которые читаются за один вечер, а труды, в которых передан опыт. Их нужно читать как инструкцию: ее мы быстро не читаем, нам же нужно изучить правила владения тем или иным аппаратом (или механизмом), который мы приобрели. Так и здесь: есть у вас время прочитать полстранички, страничку – прочитайте, но не думайте, что вы потеряли, если не прочитали 10 страниц, если у вас нет таких условий; это лукавый, пользуясь тщеславием нашим, говорит: «Вот это ты не сделал». Сделал что мог. Цени то, что есть.

Есть возможность помолиться? Слава Богу. Есть возможность прочитать несколько страниц святоотеческого учения и подумать над этим? Слава Богу. Есть возможность прийти на службу? Слава Богу.

А если мы будем думать, что не смогли в течение недели несколько раз прийти в храм и впадем в печаль, – это просто неразумие. Есть возможность прийти в воскресенье – приходи, и слава Богу. Нет возможности на неделе прийти? Молись на работе, если есть праздник, а ты не смог прийти. Никто не запрещает этого делать.

Поэтому, дорогие мои, тут вопрос действительно очень серьезный – выбора меры: чтобы не было лени и не было чрезмерности. Но этот вопрос все-таки решать вам самим, ведь вы знаете условия вашей жизни, знаете себя. Понятно, что этот вопрос непростой – не все способны брать ответственность за себя и рассудительно подойти к вопросам этой самой меры. Но давайте мы будем все-таки к ней приходить, ее искать; и дай Бог, чтобы у нас с вами это получилось.

Спасибо, дорогие мои, вам за ваши вопросы. Я снова приглашаю тех, кто желает задать вопросы: пишите на электронный адрес нашей передачи: kanev@tv-soyuz.ru Можно писать и на почтовый адрес телеканала «Союз», если у вас есть такая необходимость: не все пользуются интернетом, не у всех есть электронная почта. Пишите – и мы с вами продолжим и дальше создавать нашу телепередачу «Страсти и борьба с ними». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс