Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Архимандрит Савва (Мажуко): Инерция сна

Архимандрит Савва (Мажуко): Инерция сна

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Свет невечерний

Друзья мои, христиан иногда называют последователями Платона: уж слишком наше отношение к жизни напоминает учение Платона – например, о душе, о первичности мира идеального. И среди христианских мыслителей вы найдете немало богословов, писателей, которые очень симпатизировали этому выдающемуся мыслителю своего времени.

Он жил за 300 лет до Рождества Христова и оставил большой корпус «Диалогов»: этот философ не любил писать трактаты (собственно, в его время и жанра такого не было), его интересовала живая мысль. Поэтому если вы возьмете русское издание «Диалогов» Платона, то это – 4 тома, наполненные диалогами, которые произошли между разными людьми. Чаще всего главный спорщик в этих текстах Сократ – учитель Платона, его наставник, вдохновитель, жизнь которого оказала на самого Платона огромное влияние. Драматургия диалогов в том, что Сократ постоянно спорит с разными оппонентами – молодыми, старыми, пожилыми – и выступает в разных ипостасях, где он и молодой человек, и пожилой, на смертном одре, или же гуляет со своим молодым учеником где-нибудь в афинских рощах.

Не случайно наши с вами наставники – христианские мыслители с глубоким почтением относились к Платону: в нем действительно было некоторое предвосхищение истин, которые нам открыты в Евангелии. Но для нас он важен еще и как свидетель универсальной духовности. Платон описывал те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и христиане мы или нет, не важно: мы люди и имеем общие проблемы.

В одном из поздних диалогов, который называется «Филеб», Платон рисует картину, когда Сократ, пожилой человек, вступает в дискуссию с молодыми людьми, которые утверждают, что суть жизни – это поиск удовольствий: то, ради чего стоит жить, – это получение удовольствий, и удовольствие, радость и наслаждение – это есть сердцевина жизни. И Сократ, как человек очень тонкий, мыслящий глубоко и стройно, не опровергает их суждений – просто ведет с ними свой знаменитый сократический диалог, подталкивая их своими вопросами к совсем другим выводам, ставя под сомнение их концепцию удовольствия как сердцевины жизни. И так, деликатно и красиво, насмешливо сражаясь с ними, со знаменитой сократической иронией, он подводит их к красивым образам.

Один из них врезался мне в память, и мне хочется поделиться им: он очень пластично, верно, точно отображает состояние души человека, не радеющего о своей внутренней жизни.

Я подчеркиваю: Платон и многие другие античные авторы, светские философы и мыслители, даже далекие от христианства, ценны для нас тем, что описывают универсальные проблемы духовности – они не собственно христианские, но то, что ты христианин, вовсе не гарантия что ты не заболеешь болезнями, связанными с универсальной духовностью.

В чем тут дело? Сократ задает своему оппоненту вопрос: «Послушай-ка, если ты живешь ради удовольствия, значит, ты только тогда можешь получать радость от него, когда ты понимаешь, что ты наслаждаешься, ведь иначе никак быть не может. А если получаешь удовольствие и осознаешь это, значит, ты должен иметь и память – понимать, что «это я получаю удовольствие» – «я» именно как субъект действия. Значит, я должен мыслить себя как человек, у которого есть биография, история: помнить, что вчера удовольствие и радость была больше или меньше – и «я уже помню, что со мной такое бывало» (например, человек вас приглашает пойти в баню, и вы вспоминаете: “Да, это было здорово!” – вы вспоминаете себя как субъекта истории, мыслите себя в некотором временном и интеллектуальном развитии)». Сократ пытается сказать своему оппоненту: «Ты все равно должен осознавать себя, осознавать, что с тобой происходит, размышлять над этим опытом, рефлексировать над ним, обобщать, критически к нему относиться – человек живет не только удовольствием: он должен быть существом размышляющим, рассуждающим, развивающимся, то есть у него есть некоторая духовная жизнь». Здесь Платон говорит об универсальной духовности, и эта внутренняя духовная жизнь, собственно, присуща любому разумному существу.

Почему это важно для нас, христиан? Дальше Сократ дает очень интересный образ: он говорит, что человек, испытывающий удовольствие, но не имеющий ни памяти, ни рассуждения, ни самосознания, – это человек-моллюск. Вы подумайте, какой жуткий образ! (Очень хорошо, что голливудские продюсеры не читают диалоги Платона, иначе бы уже давно появился какой-нибудь фильм о человеке-моллюске.) Но человек-моллюск для Сократа – это антиикона человека, который остановился в своем духовном развитии, ибо он себя не осознает: хорошо моллюску или плохо, он просто некоторое пассивное звено в череде разного рода волнений, влияний.

Почему этот образ так тревожит? Любой взрослый человек, живя по своим правилам (у взрослого человека есть такие преимущества), в большинстве случаев останавливается в своем развитии и постепенно и очень незаметно превращается в человека-моллюска – того, кто не размышляет о своей жизни, не относится к себе с определенными требованиями, не взвешивает свое сердце, не проверяет свою совесть, не развивается как существо интеллектуальное, размышляющее, не воспитывает свою память, чувства.

И это проявляется хотя бы в том, как мало человек читает.

Одно из духовных упражнений, как говорил один замечательный ученый, – это подчеркивание в книгах. Давайте задавать себе вопрос: сколько книг в год я прочитываю? И не просто прочитываю, а прорабатываю: примеряю к себе, задаю себе вопросы. Я развиваюсь или я деградирую, постепенно превращаясь в человека-моллюска? Ведь таких примеров очень много вокруг нас, и в моей жизни, к сожалению, были печальные эпизоды, когда я видел, как люди, которые еще 10 лет назад меня вдохновляли, почему-то останавливались в развитии и как будто бы засыпали как существа интеллектуальные, развитые.

Как только мы перестаем развиваться, сопротивляться этой инерции сна, которая засасывает каждого человека, мы рискуем стать человеком-моллюском.

Это страшный образ, но вполне реальная опасность, которая подстерегает каждого из нас. Поэтому, друзья мои, как бы мы ни относились к универсальной духовности, мы должны сопротивляться инерции сна. Господь создал нас как Своих прекрасных чад, как образ Божий: мы – люди, мы – дети Божии! Мы совсем не моллюски, которые прячутся в своих раковинах.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс