Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Архимандрит Александр (Глоба): Духовное богатство

Архимандрит Александр (Глоба): Духовное богатство

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Беседы с батюшкой

– Духовное богатство – то, что относится к разумной части души, самой ценной части с духовной точки зрения. Оно способно нас соединить с Богом и раскрывается в желании человека общаться с Творцом.

Когда человек открывает свой духовный мир, он использует душевную тягу к хорошему или плохому, к высшему или к низшему. По этому можно определить, куда человек идет, куда его тянет, каков его внутренний мир, есть ли у него это богатство, собирает он его или нет, хочет ли вообще приобрести его. По этим, казалось бы, простым критериям можно определить духовное состояние.

Духовное богатство собирается со страниц Священного Писания. Человек может жить хорошо, может быть добрым, незлобивым, замечательным, но, если он не идет ко Христу, в Царствие Небесное, все эти качества ничего не стоят.

Были язычники, которые очень хорошо себя вели по отношению друг к другу, своей семье, своим ближним, но они очень далеко отстояли от Бога, от Царствия Небесного. Когда Христос пришел и говорил нам о Царствии Небесном, Он говорил совершенно конкретно: если человек хочет туда попасть, он должен делать определенные вещи. Царство Божие силою нудится – мы должны прикладывать усилия для достижения Царствия Небесного. Если нам в нашем формате размышлений кажется, что человек духовно богат, поскольку «он хороший», приходится говорить, что это не так.

Суд Божий будет вершиться совсем по другим законам, по другим книгам – Господь по Своей воле будет судить человека и давать ему возможность попасть в Царствие Небесное, у Него будет Своя логика, Своя правда, она будет совершенной и абсолютно правильной.

В свете развращенного человеческого ума она может казаться жестокой, несправедливой, но это Божественный Закон – Божия правда. Мы должны понимать, что духовное богатство всегда должно быть в связке не с хорошими идеалами, не с музыкальными произведениями: когда люди слушают музыку, они думают, что духовно обогащаются – но они просто психически успокаиваются, получают новые эмоции, удовольствие.

Люди, которые не живут церковной жизнью, объясняют свое состояние блаженства, успокоения именно как духовное достижение; но духовное, с точки зрения духовности, это все, что нас связывает с Богом, способно нас привести к Нему. Извините, но, слушая Баха и не исполняя волю Божию, в Царство Небесное не попадешь.

Можно знать всю «Могучую кучку», читать русских и зарубежных классиков, но это ни на шаг не приблизит человека к Богу.

– Вы прекрасно понимаете и очень хорошо декодируете это понятие. Да, духовное – то, что нас соединяет с Богом.

Материальное богатство мы можем увидеть, потрогать, определить очень конкретно. А в духовном богатстве трудно найти конкретику.

– Его можно почувствовать и соприкоснуться с ним.

Понятно, что оно не осязаемо тактильной частью нервной системы, но оно осязаемо сердцем – органом познания, восприятия духовного. Оно начинает работать совершенно по-другому, организм даже начинает себя по-другому чувствовать, когда соприкасается с благодатью. Даже железы внутренней секреции, которые в организме работают все вместе, имеют определенные эмоциональные перестройки, проявления.

Когда человек молится (у святых отцов очень много написано об этом), он может даже идти против сил природы. Когда Мария Египетская молилась, она поднималась над землей – духовно обогащаясь, духовно питаясь силой Божией, соприкасаясь с Божественной благодатью, она превозмогала стихию земного притяжения. Это видимый пример… Скоро будет радостная встреча Великого поста. Мы вспоминаем и Марию Египетскую. Очень много и других преподобных, святых, которые могли, допустим, перейти через воду: эти духовные люди достигали такой высокой степени духовного совершенства, что даже превозмогали законы природы.

Когда человек превозмогает законы природы, он даже не чувствует развивающейся болезни. Когда он молится, естественно, что-то происходит с телом: болезнь развивается так, что человек приближается к своей кончине, но блаженным образом. Он не чувствует боли. Плоть конечна, ограничена по своему определению, но когда человек живет духовной жизнью, он превозмогает и закон патологии плоти. Хорошо это или плохо? С точки зрения медицинской, точки зрения гигиены, может быть, это и опасно. А с точки зрения духовности, когда человек достигает Царствия Небесного (Церковь это знает и молится таким людям), приходит к вратам Царствия Небесного и Господь его там принимает, наверное, это хорошо. Это видимый пример.

Мы можем вспомнить жития киево-печерских подвижников, которые могли жить под землей, в вырытых пещерах, не видя света Божия, находясь в стесненных условиях, но вместе с тем видели особенный свет: они о нем рассказывали как об особом свете, который нельзя увидеть, даже когда солнце сияет.

Духовные ориентиры, духовные границы постигаются опытным, молитвенным путем. Мы должны читать об этом, знать, интересоваться этим, но, если человек не живет в монастыре, если он не приверженец духовного подвига, этого делать, может быть, и не нужно. Необходимо довольствоваться тем, что прочитал. Это будет пищей для твоей души, будет благотворным.

Как человеку накопить и преумножить духовное богатство?

– Чтобы преумножить духовное богатство, необходимо жить духовной жизнью. Если человек живет духовной жизнью, должны быть определенные правила православного человека, чтобы не находиться в духовной прелести (как говорит Игнатий (Брянчанинов) каждый может с прелестью соприкоснуться, жить с ней), необходимо иметь опытного духовника, который бы, как врач, мог диагностировать начинающуюся духовную болезнь: она видна духовнику: человек, который живет определенной жизнью, читает духовные книги, практикует в своей жизни особый стиль поведения, сопричастен к служению в храме Божественной литургии, очень хорошо и быстро обнаруживает недостатки тех, кто приходит к нему получить духовный совет.

Надо иметь духовника, который тебе скажет правду, правильно диагностирует болезнь. Если ты богатый, он не будет заискивать перед тобой, чтобы ты дал что-то, а если бедный, не будет тебя отгонять: он скажет правду, и на правде будет построен путь твоего спасения, выстроится правильная логическая цепочка того, что человеку необходимо делать, как духовно ему существовать, как жить.

Духовник никогда не наложит бремен неудобоносимых, если он живет реальной, практической церковной жизнью; он будет примерно видеть, что человек из себя представляет, как живет, как исповедует веру Христову, как в храм ходит, как относится к своей жизни, к заповедям Божиим, к тому, что рекомендует Церковь. Так вырисовывается целая картина, которая может помочь построить правильный план спасения, путь к Богу.

Как духовное богатство соотносится с материальным?

– Духовное богатство будет цениться в Царствии Небесном. Это особый вес духовного золота, которое ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

Христос говорил о богатстве духовном, которое надо собирать не здесь, а там, в житницах, в Царствии Небесном: оно там будет цениться.

Духовное богатство должно предвосхищаться, зарабатываться, копиться за счет материального богатства. Если у человека есть избыток денег, вещей, интеллектуальной собственности, которую можно применить для блага, он запросто может духовное богатство копить уже здесь, на земле: быть добрым, отзывчивым, участливым – быть настоящим христианином. Господь говорит в Своих притчах (о милосердном самарянине, о богатом юноше), что нужно делать. Мы можем сделать вывод: оказывается, имея реальное, ощущаемое богатство здесь, им можно заработать богатство, конвертируемое в Царствии Небесном, когда ты просишь помолиться за тебя, просишь, чтобы службу послужили, чтобы походатайствовали за тебя перед Престолом Божиим, просишь чего-то путем своих пожертвований, молений, своего участия в жизни человека, общества, общины. Ты можешь вымолить себе даже чертоги царские в Царствии Небесном…

Господь сказал, что путь к Нему лежит только через Церковь. Невозможно читать Священное Писание – и без Церкви спастись: без Церкви нет спасения, ведь Христос оставляет нам Духа Святого – это Бог Личность, третье Лицо Святой Троицы, это обетование Божие. Бог Отец обещает спасение через Слово – Христа; так и происходит. Господь говорит: «Я должен подняться к Отцу Своему и послать вам Духа от Отца». Все это произошло. Где находится Дух от Отца? В Церкви Христовой через Его учеников – апостолов, через епископов, через священников, диаконов. Существует иерархия, оставленная Христом напрямую: Христос завещает, что это – те последователи, через которых возможно войти в Царствие Небесное. Это реальный факт, это на страницах Священного Писания написано.

Бывает, люди сильно возмущаются: а как же не признающие эту иерархию, находящиеся за ее пределами?.. Почему даже люди, которые не причисляют себя к членам Церкви Христовой (сектанты, язычники, иноверцы), начинают очень сильно переживать: оказывается, они не могут попасть в наш православный рай!

Ответ здесь такой: определите для себя систему духовных ценностей (хотите ли вы попасть ко Христу?), и проследите логическую, историческую цепочку благодати – апостольской преемственности, а потом сделайте для себя вывод. Если хотите попасть ко Христу, следуйте тем путем, к которому призывает нас Церковь Христова.

Добрые дела – наше духовное богатство, которое потом пригодится нам в Царствии Небесном?

– Спрашиваешь людей: «Почему вы не причащаетесь?».

В Священном Писании написано, что Христос призывает каждого человека прийти к Нему. Прийти к Нему мы можем через принятие Святых Христовых Таин.

«Батюшка, не причащаюсь потому, что боюсь искушений!» Так ты от Христа откажись – тогда, наверно, вообще хорошо будешь жить… Нет, так нельзя. Необходимо помнить: если Царство Божие силою нудится, то понятно, что надо работать над собой.

Совершенствование – это не значит, что ты будешь короны на голову примеривать – золотые, серебряные, бриллиантовые, но это когда берешь долото или кирку и откалываешь от себя куски невежества, непослушания, самомнения, самолюбования, когда наносишь себе раны, чтобы в глазах Божиих быть таким, каким Он хочет тебя видеть.

Если злой человек не будет над собой работать, как он оправдается перед Богом? Никак. Если человек, имеющий страсти, не будет над собой работать, не бросит неугодного Богу, как он будет перед Богом оправдан? Никак.

Человек должен работать над собой, понуждать себя, в случае падения вставать и идти дальше, ведь лукавый завидует. В Священном Писании Ветхого Завета есть Книга Иова, где сказано, что лукавый завидовал жизни совершенного (в духовном плане) человека – Иова, даже пошел к Богу и начал Ему плакаться, возводя в очах Божиих всякую напраслину на этого праведного мужа. Чтобы посрамить лукавого, Господь говорит: «Испытай».

Там есть такие моменты в сюжетной линии, что просто волосы дыбом встают: «Как так?». А кто мы такие, чтобы упрекать Бога? Господь хочет научить, усовершенствовать человека, чтобы тот был в радости, определенном духовном состоянии: Бог знает, в каком, – мы, может быть, не понимаем, в каком.

Когда мы шли в школу, где надо было проучиться определенное количество лет, приобрести определенный багаж знаний, мы тоже не сразу отдавали себе отчет, зачем нам это надо. Когда соприкоснулись с практикой, самой жизнью, мы поняли, что многое, что было в школе, необходимо: многое можно применить в жизни. Так и здесь: что-то мы сейчас не понимаем (и в духовном плане тоже), но можем сказать, что это нам пригодится, ведь Господь ничего напрасного не делает.

Что такое духовная нищета?

– Духовная нищета – это когда человек прекрасно понимает, что он не может жить без Бога: «Я все время хочу быть с Богом, думать о Нем, молиться, быть в церкви, соприкасаться с Божественной благодатью – мне ее все время не хватает». Это называется «духовная нищета».

Приходит некая пожилая мадам, которая пережила Советский Союз, и говорит: «Я духовно богатый человек». И 5 абортов ее не смущают, и родственник ее в церкви купола рубил, главки скидывал – это абсолютно не смущает, зато она «духовно богатый человек».

Как здесь выстроить систему ценностей? Как такому человеку дать понять, что он – в состоянии неспособности войти в Царствие Небесное, если не покается и не принесет достойные плоды покаяния? Возникает вопрос: как с такими людьми работать и как давать им правильные духовные советы?

Бесспорно, богатство для человека – его жизнь. Как эту мысль раскрывает Православие?

– Жизнь человеческая – особенное Божие благословение. Очень радостно, когда Господь дает жизнь как систему общечеловеческих ценностей: когда рождаются дети, большая семья, семью можно прокормить, есть достаток, чтобы жить и благодарить Господа.

Бывает так, что мы начинаем неправильно относиться к самому понятию «жизнь».

Сейчас рассматривается много вопросов по суррогатному материнству. Мы уже пытаемся быть богами – не все мы, а большая прослойка людей, которых я считаю зажравшимися. Они могут перейти через слово Божие, Священное Писание, церковные наставления и начать жить по своим идеалам, алгоритмам. Они считают, если это возможно технически, то можно сделать одно, второе, третье, а совесть при этом даже не просыпается: нравственные критерии, оценки настолько занижены или даже отсутствуют, что диву даешься, как человек очень громко призывает на себя судный день.

С Богом играть нельзя – Господь никогда не будет идти у людей на поводу, если они идут к греху. Обязательно что-то произойдет, чтобы остановить человека, человечество. Если человек планомерно, очень быстро идет к своей погибели, то Господь посылает ему ангела-хранителя, который мешает осуществить этот план.

Здесь надо обращать внимание на духовные ценности, именующиеся жизнью человеческой, не давать замусоривать себя различным шлаком бездуховных людей, которые, может, и говорят, что ходят в церковь поставить свечку, но плюют на церковные, Божественные законы: они хотят нарисовать в Церкви свой рай, забелить слова Христа и написать свои. Ничего не получится: технически это можно сделать, но с Богом спорить невозможно. Если Господь сказал, так и будет – это уже прописано, это план Божия спасения; ничего человек не сможет сделать.

Поэтому мы должны повиноваться, подчиниться воле Божией, должны быть у Бога в послушании – и тогда Господь нас не оставит. А когда человек все время раскрывает свой творческий потенциал, говоря Богу: «А я могу лучше, круче, больше», – Бог не смеется, Бог плачет. Господь думает, как сделать так, чтобы человек сам себя не уничтожал, не убивал, не отстранял от Царствия Небесного. Господь сотворил человека, чтобы тот радовался вместе с Ним.

О чем нужно помнить, чтобы правильно и благоразумно распорядиться своим богатством в жизни и талантами, данными от Бога?

– Человеку отведено 100 лет – написано в Писании: «Уменьшил Господь срок человеку до ста лет» (чтобы за эти 100 лет человек правильно установил систему духовных ценностей). Если системы ценностей не будет, то человек уподобится скоту: «Скотос» (греч. Σκότος) – «Мрак, Тьма»: это не совершенство, не венец Божия творения. Человек – венец Божия творения, а скот – в услужении человеку.

Мы должны прожить жизнь достойно, устроить отношения с Богом, выполнить Его святую и благую волю. Если человек будет жить по-своему, возможно, технически у него будет получаться: может, законы какие-то применит, придумает правила, удобные для него. Но когда возникает стихия, о которой Господь тоже говорил, то что бы человек ни придумывал, что бы ни делал, обязательно в чем-то проигрывает. Играть в Бога невозможно.

Мы – только отпечаток того блеска, величия человека, что задумал Господь. Мы должны оправдать свое предназначение в глазах Божиих, стремиться попасть в Его Царство и быть не производителями орудия, а быть орудием в руках Божиих: Творец один – творцами в полном смысле этого слова мы не сможем быть. Мы все равно творения Божии – мы не сможем сесть на Престол Божий, а должны повиноваться и подчиняться Богу и жизнь выстраивать соответствующим образом, чтобы иметь отголоски Царствия Небесного в своей жизни.

Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Думы и сказал, что понятие о Боге надо ввести в Конституцию. Мне кажется, это очень правильно: когда будет упоминание о Боге в Конституции, у людей будет затрагиваться совесть. Все-таки нравственные, моральные рамки будут подниматься – не сможет такое государство на государственном уровне производить аборты, паразитировать на обществе, называя суррогатным материнством паразитирование на организме здоровой женщины.

Хребет нашей Руси – Православие. Церковь положила очень многое в духовный фундамент образования государственности, и понятие о Боге, о Православии обязательно должно быть. Понятно, что это надо оформить юридически, но такая идея, мысль должна быть. Удивительно, что наш Предстоятель делает такое веское, важное заявление, а депутаты сидят и не поддерживают его, хотя почти у каждого третьего афонские четки.

Мы должны молиться, поддерживать Патриарха и помнить, что все-таки многое зависит от нас. Если мы хотим жить духовной жизнью, хотим, чтобы Господь был с нами, помогал нам, тогда должны в Нем нуждаться, иметь определенную духовную нищету. Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами!

Записали:
Маргарита Попова
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс