Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1046) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 6

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 6

№5 (1046) / 3 февраля ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) 2019–№3 (1044), 2020

Мы продолжаем огласительные беседы и сегодня будем говорить о 3-й части Символа веры. Она звучит так: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Это великая тайна. Мы уже начали говорить, почему обращаемся к Богу с такими именами: Господь Иисус Христос, Спаситель, – а по Человеческой Своей природе Он Помазанник Божий. Он приходит в этот мир, чтобы нас спасти, и для этого принимает человеческую природу – вочеловечивается «от Духа Свята и Девы Марии». Это очень важно понять и нужно принимать так, как дает это нам Святая Церковь.

Мы привыкли мыслить земными рамками, человеческими отношениями. А здесь дается пример и жертвенного служения, и сверхъестественного Пришествия в мир «от Духа Свята и Марии Девы», участия Бога и человека в спасительном процессе, ибо другого никто не может предложить и по-другому не может быть.

Богу нужно было прийти, чтобы исправить человека – у человека нет ни сил, ни возможностей: не может слепой слепого привести к чему-то. Ни прародители, ни те люди, которые жили после грехопадения, не обладали этой силой. Бог дал обетование человеку: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту – придет время, когда семя жены сотрет главу змия. Адам и Ева думали, что рожденные от них дети – то избранное семя, которое исправит их грех. Но когда Каин убивает Авеля, они видят, что грех только усугубляется в детях, то есть к их греху добавляется еще и грех детей. Они поняли, что это не то семя жены, которое сотрет главу змия.

Спасение начинает отдаляться, и у человека нет возможности, сил преодолеть кризис, поэтому Сам Господь приходит спасти его, примирить его с Богом, чтобы была исполнена всякая правда на земле и правосудие Божие. Нельзя что-то искусственное делать: Бог мог бы уничтожить все на земле и сотворить новое, но не было бы тогда такого удивительного процесса нашей жизни, переживаний, падений и восстаний, нашего покаяния и стремления к Богу.

Не случайно Бог не сразу это дает: проходит несколько тысячелетий, когда Господу стало угодно принять образ человеческий и прийти на землю. Для этого нужно было время – время созревания самого человечества. Бог все может сделать, как говорят святые отцы, но нас без нас спасти не может, без нашего желания, участия, произволения.

Да, Бог не проявляет насилие над человеком. Он ждет, когда мы Его пригласим, когда будем смотреть на небо верующими, уставшими от скорби, трудностей и переживаний, когда сами начнем Его приглашать: «…прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Мы просим Бога, чтобы Он приходил и участвовал в нашей жизни, и тогда Он приходит: Он не отказывает нам, ибо любит нас – Он даже Сына Своего Единородного посылает, чтобы каждый верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную.

Причем Господь никогда не устранялся от человека – Он участвовал в его жизни, формировании, духовном пути, сделал все, чтобы человек имел истинное богопознание: через пророков, Священное Писание, сверхъестественное Откровение Он все сделал чтобы человек имел связь с Небом, – через ветхозаветное богослужение, жертвы, которые приносили, храм, первосвященников и священников, которые совершали служение истинному Богу, традиции, обычаи.

Он никогда не оставлял человека, Он ждал определенного момента, чтобы спасти нас.

Вот так Бог возлюбил нас с вами – каждого человека на земле, кто был, сейчас живет и кому еще предстоит родиться и жить. Бог всех любит, Он все делает, чтобы каждый из нас пришел в разум истины и прикоснулся ко спасению, которое не от человека, а от Бога, но при участии человека: когда соединяются и воля, и желание человека, Бог приходит, чтобы помочь человеку.

Весь этот период времени была особая подготовка. Это не только внутреннее желание самого человека, но и подготовка, чтобы человек знал, что не все случайно, стихийно приходит в этот мир, но приходит по благословению Божиему. Так подобает быть.

Мы читаем слова Священного Писания, в Новом Завете слышим: «так подобало быть», «об этом говорили пророки» – все, что произошло с Христом на земле, было описано: Его явление, Рождение, Воплощение, возрастание, служение, определенные моменты Его служения, отношение людей к Нему, предательство Иуды, распятие, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа.

Священное Писание говорит нам об этом так четко, чтобы люди имели подтверждения, пришел Мессия или нет? Те, кто хорошо знал Священное Писание, видели, что пришел именно Христос, ибо в Нем как раз и исполнились пророческие слова более ранних времен. Ведь Бог дал определенные знания не перед Пришествием Христа Спасителя в этот мир, Он дал их еще задолго до Пришествия, потому что готовил человека: человечество готовилось не один день и не одну минуту.

Много подтверждений этому в Священном Писании. Мы уже не говорим о таких великих пророках, как псалмопевец Давид и пророк Исаия, которые все реально описали. Мы с вами, разбирая Псалтирь, подчеркивали ее христологичность, говорили, что почти каждый псалом – это пророчество о Христе, Его служении и страданиях, которые Ему предстояло перенести ради нашего спасения.

Бог все делает ради нас и ради нашего спасения. Это не было какое-то стихийное действие, совершенно необдуманное или направленное против человека. Все направлено на нас. Так жертвенно поступает любовь Божия. Мы еще раз можем сказать слова Священного Писания: «Так возлюбил Бог человека, что послал Сына Своего Единородного в этот мир, дабы никто не погиб, но имел жизнь вечную» – так Господь полюбил, и Он готовил не только избранный народ, но все человечество.

Избранный народ готовился через прямое указание – Священное Писание. Пророк Исаия говорит, что Спаситель родится от Девы. Пророк Михей – что Он родится в Вифлееме, пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский, вновь построенный после плена вавилонского, и что перед Ним будет послан Предтеча. Пророк Захария предсказал о Его входе на осляти в Иерусалим. Пророк Даниил предсказал за 490 лет время Рождества Христова: настолько ясные, четкие сигналы были даны, что по этим сигналам, пророчествам Христос был узнаваем.

Мы с вами говорили, что Господь готовил весь мир к принятию Христа. Было тяжело, были взлеты и падения, верность и неверность, смешение интересов, когда избранный народ переходил в языческое служение. Среди всех трудностей Господь четко освещал путь и готовил тех, кто был готов достойно послужить Пришествию Его на землю. И это случилось.

Некоторые говорят: «Ну как же так, почему люди не узнали Его?». По неверию и развращенности – Сам Спаситель так сказал. Многие не верили, чьи-то сердца не были готовы. Конечно, многие-то как раз и восприняли Христа, ибо ждали. Весь мир ждал – и языческий мир ждал Пришествия Христа Спасителя: он до этого стал объединяться в единое государство – сильное римское владычество готовило людей в культурном отношении за 200 лет до Пришествия Христа Спасителя. Было переведено Священное Писание Ветхого Завета на язык тогдашнего культурного мира – эллинский. И через это в других народах уже знали о пророчествах.

Говорили, что придет спасение с Востока, и на Восток смотрели с глубочайшей надеждой. Языческий мир тоже не мог уже жить – не было интереса к жизни. «Давайте сегодня будем есть и пить, чтобы завтра умереть», – говорили одни. Другие говорили: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») – ужасались нравам в этом обществе, ибо невозможно было смотреть на пустоту, грех, что царивший везде, особенно в Риме. И люди, конечно, ждали перемен – так жизнь на земле не могла продолжаться. И с надеждой смотрели на Пришествие в мир Спасителя.

Господь принес в мир преображение, новое вдохновение: люди стали преображаться, любить Бога и готовы были идти за Ним даже до мученической смерти.

Действительно, удивительнейшие события начали происходить в этом мире, поэтому Символ веры и говорит такие удивительные слова: «Нас ради человек и нашего ради спасения». Все человечество ждало Пришествия Господа, поэтому Он приходит.

Он принимает образ человеческий, чтобы совершить очень важное, просто необходимое для всего человечества служение. Конечно, Священное Писание везде подбодряет и говорит словами пророка: [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Или: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем!

В смущение вводит то, что в те времена не каждый воспринял Христа? Но ведь и в наше время не каждый человек воспринимает Бога. В те времена были ослеплены их глаза и окаменелыми были их сердца. И в наше время немало тех, кто слеп и у кого окаменели сердца: они не могут воспринять Божественного Спасителя, Который пришел «нас ради и нашего ради спасения».

Невозможно было бы спасение, прикосновение к великой тайне, великой милости, которую Господь принес на землю, без Его Воплощения. Почему? Тот опыт для нас не стал хорошим уроком, ведь те, которые не приняли Господа, смеялись над Ним, подвергли себя и свой город, свой храм испытанию.

Человеческая жизнь и судьба зависят от Бога как Источника света. Если мы не имеем связи с Небом, то в нашу жизнь приходят страдания.

Господь дает человеку разум, чтобы мы с вами рассуждали о путях Божиих: что было с теми людьми, с их городом? Город разрушен – было столько крови в Иерусалиме, столько убитых римскими войсками… Это страшная история и страшная картина. Их неверие и нежелание воспринять Христа имели под собой основание – такое, как и у людей, которые сегодня не воспринимают Христа. Те воочию не восприняли, мы не воспринимаем, ибо не хотим верить в Бога, иметь какое-то к Нему отношение.

Но история все равно показывает, что мы все находимся в глубочайшей связи. Если мы находимся в связи с Небом, оно всегда помогает нам. Если мы отказываемся от него, то и оно не общается с нами, ведь Бог никогда не будет творить насилие.

Бог там, куда Его зовут, куда приглашают: туда Он идет и там начинает помогать. А так, конечно, все, что Господь ради нас сделал, может пройти мимо нас: мы пожили, поели-попили – и ушли в никуда.

К вечности прикасается только тот, кто идет за Христом. Дверь в вечность – это дверь, которая называется Христом: если мы открываем свое сердце для Господа, Он принимает нас в Своей вечности, а если мы закрыты, то, конечно, никакого насилия над человеком не будет происходить. Выбор всегда за нами.

Я думаю, Господь дает нам возможность через Символ веры поговорить об этих вещах, понять, зачем это нам нужно, увидеть всю историю жизни человечества. Это тоже наука – школа спасения самого человека.

Конечно, мы не можем не обращать на это внимания. Поэтому Священное Писание и называется Библейской историей Ветхого Завета и Нового Завета: это определенная история – не что-то взятое откуда-то, но взятое из нашей жизни.

Это наша жизнь, ее уроки, и мы должны быть хорошими учениками, делать определенные выводы. Тогда мы будем понимать эту глубочайшую часть Символа веры. Каждое слово очень интересно: «Нашего ради спасения». Мы с вами должны в это верить. Это такой же непреложный постулат, как и остальные догматические вопросы, открывающиеся через Священное Писание.

Господь приходит в этот мир, но Его приход очень таинственный и сокровенный. Мы с вами на следующей встрече продолжим говорить о третьей части Символа веры.

Конечно, Господь сходит с Небес: никто не мог исправить эти кривизны. Только Он в Самом Себе исправляет природу человечества, нарушенную одним непослушанием, которое превращается в плеяду грехов – и человеческая воля больше не склонна творить добро, она больше склонна ко греху. Человеческая природа набирает грехи, делает человека больным и испорченным. Господь принимает плоть Человеческую, чтобы в Самом Себе исправить, исцелить человека, упразднить грех. Через Свое страдание Он, будучи безгрешным, принимает на Себя грехи и восходит с ними на Крест – Он, безгрешный, страдает за грехи всего мира, омывает их Своей Божественной кровью. Это цена спасения человеческого.

Но все это великая тайна, которая происходит участием Самого Бога через Духа Святого и от всего человечества Той Избранницы Божией – Девы, Которая Своей чистотой, высотой Своей жизни и Своим глубочайшим смирением открывает путь прихода Господа на землю.

Мы обязательно с вами будем говорить о Боговоплощении, Пресвятой Богородице, о Ее роли, служении, почитании, молитвенном предстательстве и заступничестве за весь род человеческий. Это тоже очень важно, и человек, который встает на путь служения Богу, должен знать об этих вещах.

У нас нет задачи полностью углубиться во все догматические вещи: мы должны понимать, что они есть, и есть тайны, которые открываются нам сегодня – в это нужно верить, понимать, принимать и быть благодарным всем, кто послужил на этом спасительном пути. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс