Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 6

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 6

№4 (1045) / 27 января ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) 2019–№3 (1044), 2020

Мы продолжаем наши «Огласительные беседы» – сегодня будем говорить о втором члене Символа веры: нам очень важно изучать Символ веры – знать его, чтобы каждое слово, которое учит нас православному вероучению, было понятно.

Поэтому мы так подробно будем говорить о догматах, которые предлагает нам Символ веры. Где-то будем ставить определенные акценты, чтобы для нас был совершенно понятен сокровенный мир святого Православия.

Итак, сегодня мы с вами говорим о втором члене Символа веры. Он звучит так: «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Конечно, нам предлагается очень важный догмат веры – воплощение Сына Божия и то, что Господь наш Иисус Христос также является Богом. И нет ничего умаленного во Христе. Об этом свидетельствует Священное Писание: Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам – мы спасаемся именем Господа нашего Иисуса Христа, Его Божественным подвигом. Для нас очень важно знать Господа и понимать, почему мы Его называем Господом: Он спасает человека – это одно из имен Божиих («Эммануил»). Этим самым мы подчеркиваем, что спасение – дело рук не просто человека, а Самого Господа, Второй Ипостаси Святой Троицы.

«И во единаго Господа Иисуса Христа». Вот здесь мы через слово «Господь» подчеркиваем Божественное значение нашего Господа и Его Божественную сущность. Иисус – имя, которое Господу дается. Причем повелевается Самим Господом дать имя Божественному Сыну.

Таким же образом мы будем все свое внимание обращать на Священное Писание, которое говорит, что имя Иисус – еврейское. Если перевести его на русский язык, это будет означать «Спаситель», ибо Он спасает весь мир. Об этом говорят и слова Священного Писания при явлении Архангела Гавриила Деве Марии: Се, зачнеши во чреве и родиши сына, и наречеши имя Ему Иисус.

Строки Священного Писания как раз говорят, что Архангел Гавриил дает повеление Марии участвовать в Боговоплощении – спрашивает Ее об этом, и Она отвечает Своим словом, Своим желанием, чтобы Господь пришел на эту землю. А дальше дается повеление, ибо Он спасет мир, и мы об этом знаем как участники этой Божественной тайны спасения рода человеческого.

Почему Господь имеет право так называться? Потому, что Он спасает мир, и Священное Писание через апостола Петра нам говорит, что мы не тленным серебром или золотом искуплены …от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца: ценою Божественной крови нашего Спасителя. Поэтому и дается такое имя – Иисус, и это подтверждается не в одном только месте Священного Писания. Архангел Гавриил является и Иосифу, обручнику Пресвятой Марии (когда он подвергся недоумению о Деве), глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея. Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их.

Имя, которое выражает и сущность служения Господа Иисуса Христа всему миру: «Мессия» также переводится как «помазанник» (или «помазанный») и указывает на особое служение Господа – раньше в древности помазывали царей, пророков и первосвященников на особое служение, чтобы через помазание их святым елеем передать им особые дары Духа Святого, которые необходимы были для выполнения того или иного служения.

Это служение совершенно достойно исполняет Господь, и здесь Его помазывают и как Царя, ибо Он Царь Небесный, Владыка и Творец этого мира. Ну и, конечно, Он помазывается и как Пророк, потому что во Христе есть пророческое служение. В знак особой святости Его служения (это и пророческое, и первосвященническое) – помазывается Господь не как Вторая Ипостась Святой Троицы, а как Человек, в Котором соединяются две совершенно полноценные природы. Поэтому особое внимание обращается на помазание Господа, и это говорит, что Он и Мессия, и Христос – Помазанник Божий, Который исполняет волю Отца Небесного, чтобы спасти нас – людей, которые из-за своего нежелания исполнять волю и заповеди Божии оказались вне рая и вечности, нарушая тем самым заповеданное, данное Господом вначале человеку (а потом Он еще и пришел в мир Сам, чтобы исправить человека и затем направить его в определенное русло спасительной и духовной жизни).

Далее в Символе веры говорится: «Сына Божия, Единороднаго». Действительно, подчеркивается, что Христос есть Сын Божий – не так, как мы становимся сынами Божиими по благодати, а именно Он Единородный – то есть Он рождается от Божественной Сущности и обладает всеми свойствами Бога.

Мы – люди, или существа, сотворенные Богом: от этого пошло начало нашей жизни, нашего бытия. Господь не сотворен, Он является Единородным Сыном Своего Отца, и Он наследует все Божественные свойства, Божественные качества от Господа.

Если мы говорим о рождении, то, конечно же, должно быть другое понимание. Священное Писание говорит о том, что Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины.

Об этом очень четко говорит Священное Писание – и мы говорим о догматических, сложных вещах; они сложны, ибо все, что мы сейчас говорим, – это вещи вероучительные, это то, что Господь нам открыл через Свое Откровение. Мы знаем, что есть естественное откровение и сверхъестественное. Естественное – это наш мир, через который мы познаем Бога, а сверхъестественное Откровение – это то, что Бог нам открыл.

Очень тяжело проникать в Божественную тайну: здесь совершенно другая жизнь, но мы опять переводим все на наш человеческий язык, чтобы понять ее, чтобы она у нас каким-то образом оставалась в голове. Нам очень важно это знать, ибо наша вера – вера разума и восприятия: если мы что-то не понимаем, то все равно должны это воспринять. Вещи непростые, но очень необходимые для каждого из нас.

Вот здесь как раз и дальше мы говорим о словах: «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век» – Он Рождается, но не творится в определенные временные периоды (как сотворен человек), поэтому показано, что Он «прежде всех век» и Его Рождение совершенно необычное.

Если мы рождаемся, нас творит Господь: это определенное время нашего бытия. Свойство Сына – рождаться от Отца, но не было такого времени, когда Его не было: не было так, что Он появился в определенный момент – Он был всегда, ибо нет определенного времени появления Бога.

Некоторые говорят: «Мы появились тогда, когда Господь нас сотворил, но кто сотворил Бога?». Никто не сотворил – Бог всегда был, есть и будет. И мы с вами не раз говорили, что если у нас есть какие-то определенные сравнения, аналогии в нашей жизни, то тем паче для Бога это возможно. Например, круг: мы же никак не покажем, где он начинается и где заканчивается – это бесконечная линия, которая нигде и никогда не прерывается, и не знаешь, где его начало, а где конец.

Так же и далее: «Света от Света». Как это, почему? Конечно, Бог не только Сам находится в свете неприступном, но Он есть Свет. Если святые отцы подчеркивают о Свете, сшедшем с Небес, то говорят, конечно, что Сын имеет ту же природу что и Отец, – или говорят: «Света от Света». Это так, как рождается солнце: оно не может быть без света – оно сразу озаряет вокруг себя все, и появляется свет, и он появляется вместе с солнцем: мы уже не можем воспринимать солнце без зарева света, как бы тучи ни закрывали его, все равно наступает день.

Если мы поднимаемся выше облаков, то видим: когда на земле мало света, небо буквально озарено ими, все удивительно озаряется, все сияет – где солнце, там и свет. Солнце без света не бывает. И кто рождается первым: солнце или свет?

Это вещи, о которых мы с вами не очень хорошо можем рассуждать. Или, рассуждая, понимаем, что «есть такое». Так и Господь: Он всегда был, рождается Сын от Него, но Сын всегда вместе с Отцом – и Он всегда был, не имеет какого-то определенного начала, которое заложено в Самом Боге.

Вот такие аллегории. Они, конечно, очень помогают нам проникнуть в тайну Священного Писания.

Если обратиться к Священному Писанию, говорятся такие слова у апостола Иоанна Богослова: «Так Бог Отец есть вечное солнце, вечный Свет, и Бог Отец не был без Бога Сына, как солнце не было без света, сияющего вокруг него. От Бога Отца Превечного рождается Сын Божий; потому как Бог Отец есть вечный Свет, так и Сын Божий есть вечный Свет. Бог Отец и Бог Сын есть единый вечный Свет, не разделенный по Божескому существу».

Удивительные, глубокие вещи, но мы должны признать, что нами они очень тяжело воспринимаются, потому что проникнуть в Божественный мир мы не можем. Поэтому у многих от первых веков христианства было желание эти слова переложить через наши человеческие отношения. Например, иеговисты сейчас утверждают, что Бог Сын не может быть Богом, потому что Он Сын.

Они забывают: если рождение, то это обязательно передача тех свойств, которыми обладаешь. От человека рождается человек, то никак не собачка, не зайчик и не кролик. То есть существуют определенные законы: от человека рождается – человек, от Бога – Бог. Но здесь логика проста. А те, кто ее не понимал, вопреки словам Священного Писания все равно утверждали: «Нет, Он не рожден, Он сотворен».

Это все от времен Ария. Эти разногласия и неправильности говорили некоторые «богословы» и проповедники, а затем уже и сектанты, которые образовывают свое учение. Если где-то что-то невозможно до конца раскрыть, тогда они просто говорили: «Это то, что не может быть». То, что может быть, – мы еще до конца не знаем. А то, что не может быть, давайте мы это сразу подчеркнем и исключим и на этом даже не будем ставить какого-то акцента.

Поэтому появляются в Символе веры следующие слова: «Бога истинна от Бога истинна». И Отец является Богом, и Сын является Богом истинным. Об этом Священное Писание говорит нам: Вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Эту тайну нам раскрывает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. И для нас это очень важно понимать, потому что эти слова в Символе веры не просто сами собой появляются, но имеют четкое отображение в Священном Писании или в тех исторических реалиях, которые произошли для того, чтобы утвердить человека в правильной вере. И для того, чтобы он не касался тех соблазнов, с которыми может встретиться. Потому что не просто так составляется Символ веры.

Все наше вероучение подтверждено словами Священного Писания, и каждая мысль отражена через слова Священного Писания, и здесь неуместна какая-то самодеятельность и домысливание. Мы все должны воспринимать очень четко и, насколько можем, проникать в эту тайну ради укрепления в вере, чтобы могли дать ответ всем тем, кто нас вопрошает о нашей вере. То есть мы, с одной стороны, не слепо верим, а с другой стороны, что-то признаем и рассуждаем о своей вере. С одной стороны, это должно увести нас от соблазна и укрепить нашу веру, а с другой стороны, когда мы рассуждаем, мы не можем впасть в какую-то ересь.

И вот дальше идут слова этой части Символа веры: «рожденна, несотворенна». Как раз против Ария. Христос не сотворен, но Он рождается от Отца, причем в тех свойствах или в тех границах, о которых мы с вами рассуждали.

«Единосущна Отцу, Имже вся быша».

Он единосущен Отцу. Мы с вами говорили, что у Него нет никакого умаления. Эти мысли подтверждают слова Священного Писания, где Сам Господь говорит, а передает их нам апостол Иоанн Богослов: Аз и Отец едино есма... Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть.

Очень аккуратно апостол Иоанн Богослов убирает эти ереси, рассуждения, которые были в Церкви с первых веков христианства. Поэтому за веру всегда должен быть мудрый глас наставника, который направляет и стремится удержать человека от каких-то лукавых мыслей и желаний, что-то свое предписать и как-то по-своему объяснить.

И вот здесь Священное Писание, как и Божественное Откровение, стоит на защите нашей веры, потому что если мы не будем правильно верить, то будем далеки от спасительного подвига Самого Господа; мы не приобщимся к тем великим плодам, которые Господь оставил для каждого верующего человека через наше участие в святых таинствах.

Поэтому сразу вот эти все ограничения ставят нас в определенные рамки нашего рассуждения, чтобы мы с вами не ушли в сторону. Для нас это очень важно. Если правильно верим, многое побеждаем: Именем Моим бесы ижденут.

Но есть опять-таки наше восприятие, что мы обращаемся к Богу, а не к какому-то сотворенному существу, которого мы и не должны почитать, потому что мы должны верить в Бога, а не в Божие творение, иначе мы опустимся до языческого поклонения твари вместо Творца.

В то же время мы начинаем понимать: если у нас есть правильное и почитание, и отношение к иконе как к образу, который возводит нас и направляет нас к первообразу, если у нас есть правильное понимание молитвенного общения с Богом, Его силы и действия, тогда многое-многое преодолевается в этой жизни. И об этом свидетельствуют очень многие примеры первых мучеников в первые века христианства. Те, кто обращался за помощью к Господу нашему Иисусу Христу, побеждали очень многие испытания.

Рассказывается о том, что один волхв обратился к святому Виктору: «Давай я тебе дам этот напиток; если ты его выпьешь и не умрешь, тогда я поверю в силу вашего Бога». И тогда святой Виктор именем Господним перекрестил этот напиток, куда волхв вложил яд, и со святым угодником ничего не произошло. Тогда волхв взял более сильный яд: «Этот точно окажет на тебя действие. Но если и этот не окажет, тогда перед всеми исповедую вашего Бога и приму Святое Крещение».

Святой Виктор перекрестил все именем Господа нашего Иисуса Христа, и опять с ним ничего не случилось. Тогда волхв исповедовал Господа и принял крещение. Много различных случаев, когда мученики из кипящей смолы делали прохладную воду – так же крестили и призывали имя нашего Божественного Спасителя. И многие по сей день спасаются, не только в древние времена, но даже и до сегодняшнего дня каждый, кто призывает имя Господа нашего Иисуса Христа на помощь, получает эту помощь, обладая такой Божественной силой.

Даже имя Божественное имеет огромное значение, поэтому мы должны понимать и стремиться быть в рамках нашего догматического учения. Я еще раз повторяю: для нас это очень и очень важно.

Мы заканчиваем изучение второго члена Символа веры и следующую передачу посвятим третьему члену Символа веры, третьей части. И конечно, будем с вами рассуждать не только о самой Божественной сущности Второй Ипостаси Святой Троицы, но о Пришествии Христа в этот мир, потому что ничто в жизни Бог не делает случайно. Бог делает все обдуманно и жертвует самым сокровенным, чтобы спасти человеческий род. И мы должны это не только знать, а с благодарностью воспринимать; тогда для нас будет понятна не только какая-то наша внешняя и внутренняя жизнь, но будут понятны все наши действия и то, чем живет Святая Церковь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс