Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1045) → Матушка Наталья Чапочкина: Выходишь после службы – тишина, покой на душе

Матушка Наталья Чапочкина: Выходишь после службы – тишина, покой на душе

№4 (1045) / 27 января ‘20

Вторая половина

Жизненные трудности, которых у каждого из нас бывает в избытке, как правило, поднимают со дна души негативные эмоции, обиды. Но рано или поздно они оседают, оставляя на поверхности то, что выберет сам человек: если он не уйдет в глубь обстоятельств, вызывающих бурю, а поднимется над ними, его выбор очевиден. Так в жизни нашей героини происходило не раз.

Воплощенная мечта семьи Чапочкиных – собственный дом. После скромной квартиры в спальном районе города Кургана здесь, в пригороде, простор и тишина. Правда, до сих пор нет возможности поставить забор – да и ладно, всему свое время. Разве от него зависит атмосфера в доме? Главное, что этот дом – очаг семейного тепла для настоятеля храма Святого Илии Пророка в селе Митино Курганской области иерея Андрея Чапочкина. Здесь его всегда ждут с любовью три дочки и жена – матушка Наталья. Отец Андрей и матушка Наталья – курганцы, в свое время прошли испытание переломным для страны периодом, чтобы прийти к вере и обрести друг друга.

Начало 1990-х годов – время потрясений, беспроглядной неизвестности. Общественные катаклизмы рикошетом прошлись тогда по многим семьям. Не стала исключением и семья Натальи. Не последней причиной семейной драмы стало то, что ее мама, пытаясь понять смысл происходящего, начала духовные поиски.

м. Наталья: – Душа, видимо, искала, искала и в итоге пришла к Православию. Папа это не одобрял, был против. Начались постоянные стычки: мама по воскресеньям в храм – папе надо, чтобы жена была дома. В итоге – развод.

Было очень трудно в эти годы и морально, и материально. Мама работала чуть ли не круглые сутки, но зарплату в то время или платили с задержками, частями, или бартером, а на ее плечах были две юные дочери.

м. Наталья: – Сечка на воде в основном была, она уже потом не лезла. Знаю, что такое без еды сидеть, – попостились тогда хорошо.

Но именно тогда Наташа вместе с мамой пришла в храм. Кафедральный собор Святого Благоверного Князя Александра Невского в центре Кургана только-только начинал восстанавливаться после советских лет. Там служили сильные духом молодые священники, которые в то время оказались на передовой, на линии невидимого огня между Церковью и миром. Один из них, отец Аристарх Егошин, стал первым духовником Наташи и ее мамы. И благодаря его советам, поддержке, любви они обе остались в храме.

м. Наталья: – Самый большой круг друзей у меня был потерян сразу же – они не понимали меня совершенно. Кто-то даже вообще пальцем тыкал, смеялся: «Зачем тебе это надо? Куда ты пошла? К попам, обманщикам».

Но рядом всегда был священник, который, видя метания и слабость юной девушки, снисходил к ней, прощал, помогал обретать духовный опыт.

м. Наталья: – Он как бы подталкивал, а я уже сама решала, подсказывал, помогал, всегда доступен, всегда выслушает. Бывало такое, что выходишь после службы – тишина, покой на душе, беззлобность какая-то…

В Александро-Невском соборе Наташа не только молилась, но и трудилась во славу Божию в просфорне и ризнице. Потерю круга друзей восполняло общение со священниками, благодаря им открывалось новое видение жизни, ее событий, ее духовной составляющей.

м. Наталья: – После службы оставались, какие-то вопросы решали. Было такое, что он к нам в гости на чай приезжал – просто общались.

Воцерковляясь, Наталья получила две светские профессии – секретаря-референта и портного женской одежды. Храм не оставляла. Когда открылся Кирилло-Мефодиевский приход рядом с домом, стала его прихожанкой. И в трапезной помогала. Там и познакомилась со своим будущим мужем. Их встреча произошла в начале 2000 г., когда будущий священник уже сознательно выбрал для себя жизненную дорогу.

иер. Андрей: – Я искал себя в этой жизни. Обычная работа не вызывала интереса… Думал: «Как? Что? Что не так?».

Однажды он увидел объявление: «Богоявленскому храму нужны рабочие руки для строительства часовни». «Почему бы не откликнуться?», – решил Андрей, и не пожалел.

иер. Андрей: – У нас, можно сказать, была православная бригада строителей – без мата, с чаем, и мы потихоньку, помаленьку сдружились, окрепли. У каждого были свои обязанности, послушания. Это был тот редкий случай, когда летишь на работу как на крыльях – душа там сразу успокаивается, приходит в гармонию. Вот что значит – как бы твое детище.

Со временем часовня преобразилась в храм Святого Николая Чудотворца, стала «местом силы» для семьи Чапочкиных, ведь именно там они обвенчались. Но к таинству шли неспешно.

м. Наталья: – До встречи с ним я молилась, просила всех знакомых, родственников, год молились по соглашению – каждый день в 10 часов вечера все вставали на молитву, чтобы мне Господь послал мужа; видимо, послал через год молитв.

Андрей сначала был прихожанином, потом послушником, потом алтарником в Кирилло-Мефодиевском храме, том самом, где в трапезной трудилась Наташа.

иер. Андрей: – Домашняя еда меня менее привлекала. А уже в Заозерном я приходил в храм – там как-то аппетит больше был. (Смеется.)

м. Наталья: – Я кормила там людей (работала в трапезной), смотрю – он начал задерживаться. Уже все ушли – он сидит: «А добавки можно?». – «Можно». Налью – опять сидит ест. Такой интересный, слово за слово – поговорили. Делали в храме ремонт – белили вместе, дорожки, помню, вытряхивали. «Душа моя!», – мне говорит. Я думаю: «Ну надо же! “Душа моя”».

Позднее Наталья узнала, что Андрей часто ездил в Далматовский монастырь, много общался с братией и сам подумывал о монашестве, но…

м. Наталья: – После храма, после работы он меня ждал. Мы очень любили лес – все время с рюкзаками уезжали в Шепотково: грибы, ягоды… Наслаждались природой...

Своего рода проверкой чувств и веры для них стал многокилометровый крестный ход – для Андрея привычный, для Наташи первый.

м. Наталья: – Чувствуется общность: люди с одной целью, верующие. Чувствуется молитва – ты же идешь и все равно молишься – тем более если еще рядом человек любимый. Проходит все как бы на одном дыхании.

Через 2 недели после Венчания состоялась диаконская хиротония отца Андрея и достаточно скоро – священническая.

м. Наталья: – Благодати при рукоположении было очень много, избыток прямо. Я вижу – он светится весь. Когда вечером встретились, у него лицо светится, действительно видно, что радость духовная у него…

Тяжело донести, как правильно исповедоваться, как причаститься. Конечно, казусы смешные происходят: люди начинают рассказывать, как они в колхозах трудились, как им было тяжело – это все понятно, к этому всему, к их труду с уважением относишься. Но суть Исповеди совсем в другом, и очень тяжело (а порой невозможно) это бывает донести до человека.

Насколько важно через толщу непонимания все-таки достучаться до сердца – не осудить, не оттолкнуть человека от храма, матушка Наталья знает по себе: у нее был печальный опыт, когда во время Исповеди священник ее осудил и отправил без благословения.

м. Наталья: – Конечно, обида была – на него конкретно, но все-таки я постаралась его простить и поняла: я прихожу не конкретно к этому священнику, а к Богу – в любой храм могу зайти, к любому священнику подойти с этим же вопросом. Бог один, Он никогда не изменяется, Он любит нас, какими бы мы ни были – с любой проблемой, с любым грехом. Главное, не оттолкнуть кого-то...

Наталья очень хорошо понимает, насколько трудно бывает в служении ее любимому. Это поначалу были женские претензии из серии «мне тоже нужно внимание». Но недолго.

м. Наталья: – «Наташа, я не могу, я устал». Я уже вижу по человеку: да, сейчас он заходит, и вижу – по выражению лица, по фигуре – по невербальным признакам, что лучше человека оставить в покое, не лезть пока.

Поначалу они много времени вместе проводили в храме – первые 6 лет семейной жизни, когда у них не было детей. Врачи говорили о бездетности Натальи с вероятностью до 95% (причина – в генетическом заболевании, которое обычно передается по женской линии).

м. Наталья: – Перед женитьбой я ему сказала, что, возможно, детей не будет. Как он отнесся? Не отвернулся, по крайней мере, – ничего такого: «Молиться будем».

Потребовались годы комплексного лечения, смена настроения от отчаяния до полного принятия, годы молитв и упования на Божию волю, прежде чем Наталья почувствовала в себе новую жизнь. Отец Андрей вернулся из крестного хода и получил в подарок такое известие.

м. Наталья: – Конечно, был шок. Никто не верил: 6 лет – это все-таки срок... Потом – к врачу, увидели, как сердечко бьется – 5 недель. Тогда уже все успокоились!

Евдокия и Варвара появились на свет с разницей в год, Елизавета – еще через несколько лет. Рождение каждой из девочек с медицинской точки зрения было чудом.

м. Наталья: – Господь дает детей – больше никто. Как можем, стараемся, просим.

День матушки Натальи расписан по минутам. Старшие девочки учатся в 2-х школах – обычной и музыкальной. Отвезти – привезти, проводить – встретить, успеть выполнить все хозяйственно-кухонные обязанности. Кроме того, сама Наталья получает третье образование – кондитера, печет на заказ вкуснейшие имбирные пряники и торты, мечтает о сертифицированной домашней кондитерской.

м. Наталья: – Нет такого, что просто сел и нет работы... И в работе какими-то краткими молитвами разговариваешь: «Подскажи…» – к Господу обращаюсь, к Богородице. Успокаиваешься, зная, что ответ все равно придет – через кого-то, через близких, может быть. Они делают или говорят именно так, что я внутренне понимаю: вот это и есть ответ на мой вопрос.

Сейчас матушке Наталье бывает достаточно своего духовного опыта, чтобы в молитве услышать ответы на вопросы. Хотя такого опыта всегда не хватает. Мы всю жизнь учимся смиряться, прощать, а по большому счету – любить Господа в каждом человеке.

иер. Андрей: – Согласно богословию, мы недостойны Царствия Небесного, сколько бы молитв, томов акафистов и прочего ни прочитали. На вопрос, кто же может спастись, Господь отвечал: «Человекам это невозможно, но возможно Богу». Так и здесь: стараешься, что-то делаешь – потом какая-то награда возникает.

Возможно, она уже в том, что после неизбежных жизненных бурь, когда эмоции, как песок, оседают на дно души, понимаешь, что можешь подняться над обстоятельствами и сделать правильный вывод?

м. Наталья: – Главное качество – любовь: какой бы ни был человек, что бы ни сделал, надо к нему подходить с пониманием, прощением – я даже не знаю, как это объяснить, чтобы понятно было… Принимать человека таким, какой он есть, не осуждать его.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс